Тезисы к конференции. Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лущай, Максимова, Марач Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
С.Я. Лущай, Г.А. Максимова, Л.С. Марач (г. Тюмень)
ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»
Лучшее, что можно сделать для людей-
это научить их самим себе помогать.
При оказании медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, требующими длительного ухода и наблюдения, роль сестринского персонала становится особенно значимой.
Одной из форм профилактической работы с пациентами, требующими длительного наблюдения, являются школы здоровья.
Школы здоровья – школы для обучения пациентов и лиц с факторами риска. Это организованная форма обучения целевых групп населения (например, больных и членов их семей, лиц с факторами риска и др.) по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, соответствующего информационного и методического обеспечения.
Участие медицинской сестры в проведении школ здоровья трудно переоценить. Считается, что медицинская сестра может гораздо легче наладить контакт с пациентом, чем врач, что сказывается на восприятии информации.
Медицинская сестра проводит обучение в школах здоровья индивидуально и группами по 2-3 человека. В дальнейшем обучение проводит врач, преподнося более глубокие знания. Такое сочетание индивидуальных и групповых методик делают эту форму обучения наиболее удобной и наименее дорогой с экономической точки зрения.
Время информационных школ прошло и в обучении пациентов следует применять интерактивные формы взаимодействия. Поэтому, учитывая потребность в школах здоровья, мы готовим студентов базового уровня на практических занятиях по ПМ 02, МДК 02.01. раздел «Сестринский уход в терапии» к проведению школ по ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеваниям щитовидной железы, ХОБЛ.
Например, в школе здоровья для пациентов с ИБС мы предлагаем следующую тематику и содержание занятий со студентами:
- Что надо знать пациенту об ишемической болезни сердца. В этой теме студент дает информацию о заболевании, рассказывает правила измерения АД, определение свойств пульса, отеков, подсчета частоты дыхательных движений. «Пациенты» в парах измеряют эти показатели друг у друга.
- Особенности питания при ИБС. Определяют индекс массы тела, используя пирамиду здорового питания, составляют примерное меню.
- Курение и ИБС. Акцентируют внимание на преимуществах отказа от курения.
- Стресс и здоровье. Рассматривают заповеди преодоления стресса.
- Физическая активность и здоровье. Совместно с «пациентами» выполняют комплекс физических упражнений при ИБС.
При проведении занятий по другим темам, мы разнообразим методику проведения, учитывая особенности заболевания.
Данная проблема актуальна и для слушателей ДПО циклов первичной медико-профилактической помощи и первичной медико-санитарной помощи населению, медицины общей практики, охраны здоровья работников сельского населения, охраны здоровья работников промышленных и других предприятий. Учитывая, что данная категория слушателей является профессионалами, школы здоровья проходят в форме мастер-класса. Преподаватели на данных циклах проводят мастер-классы, во время которых знакомят слушателей с методикой их проведения, рассказывают и, что еще более важно, показывают, как применить на практике новую технологию или процедуру, манипуляцию, обучают медицинских работников практическим навыкам.
В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
На итоговой аттестации слушатели представляют проекты самостоятельно разработанных школ здоровья в форме мастер-классов по актуальным проблемам профилактики хронических заболеваний.
Здоровье человека на 50% определяется образом жизни, поэтому формирование у населения навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, в том числе и через школы здоровья, является важным звеном в решении данной задачи.
- Вдовина Л.Д., Марач Л.С., Максимова Г.А. Инновационные формы и методы повышения квалификации сестринского персонала. Методические рекомендации.- Тюмень: ГАОУ СПО ТО «ТМК», ОПК №2, 2012.
2. Рунова Г.Е., Гурова О.Ю. Роль медицинской сестры в лечении сахарного диабета // Главная медицинская сестра.- 2014. № 11. С. 21-26.
3. О.В. Васильев, И.П. Королева, Е.А. Лаврова, О.Б. Алуф Школы здоровья для пациентов – одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра.- 2013. № 4. С.8-12.
Источник
РОЛЬ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ: Освоить со студентами навыки и умения по работе в школе здоровье
Составить план работы школы «Здоровье»
Подготовить план занятия в школе «Здоровье»
Подготовить доклад «Моя работа в школе здоровье»
Подготовить памятку про школу «Здоровье»
Политику здравоохранения по организации школ «Здоровье»
Основные виды школ «Здоровье»
Структуру школ «Здоровье»
Функциональные обязанности медицинских сестер работающих в школах «Здоровье»
12.1.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
Структура школы здоровья, функциональные обязанности медицинской сестры школы здоровья, план работы школы
Любая школа «Здоровья» начинает свою работу именно с организации. Существует структура: график, должностные инструкции, договора, план, помещения, оснащение (рисунок 5).
Рис. 5 Примерный график работы школ здоровья
№ п/п | Наименование школы здоровья | Рассматриваемые вопросы | Ответственный за работу школы | Место проведения | Режим работы школы |
1. | По АГ (артериальной гипертензии) | Основы представления об АГ, его причинах и факторах риска, об осложнениях, немедикаментозных и медикаментозных методах лечения. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 18.00 | Каждый вторник месяца |
2. | ИБС (ишемическая болезнь сердца) | Понятие об ишемическом заболевании сердца, факторы риска и ее причины. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 начало 18.00 | Каждый четверг месяца |
3. | ХСН (хроническая сердечная недостаточность) | Контроль за течением ХСН, методы самопомощи, регулярный контакт со специалистами для своевременной коррекции состояния. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 начало 18.00 | Каждый понедельник месяца |
4. | Перенесших инсульт | Контроль медикаментозной терапии, направленной на снижение уровня факторов риска повторного инсульта, ранняя физическая реабилитация. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 15.00 | 1 и 2 четверг |
5. | Борьба с курением | Отрицательное влияние никотина на организм человека | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 18.00 | 2 и 3 четверг |
6. | Бронхиальная астма (для взрослых) | Повышение базовых знаний о болезни, соблюдение противоаллергических и профилактических режимов. | Заведующая 2 терап. отд. С.М.Бекеш 299-68-39 | Кабинет 321А Начало 9.00 | 2 и 4 четверг |
7. | Школа третьего возраста | Здоровый образ жизни пожилого человека, часто встречающиеся заболевания, особенности медицинского ухода и реабилитации. | Врач отделения дневного пребывания 299-68-39 | Кабинет 210-212 Начало 11.00 | Ежедневно |
8. | Психопрофилактическая подготовка беременных к родам | В программу школ молодых матерей включены вопросы профилактики послеродовых гнойно-септических инфекций родильниц и новорожденных, соблюдения правил личной гигиены и гигиены кормления, с практическим показом правил ухода. | Зав. женской консультацией В.М.Трасковский 344-15-42 | Кабинет 321А Начало 14.00 | 1 и 2 пятница месяца |
9. | Школа для беременных (в педиатрическом отделении и в женской консультации) | Беседы по профилактике инфекционных осложнений родильниц и новорожденных, по правилам ухода за новорожденными в домашних условиях, по соблюдению правил личной гигиены и гигиены кормления, а также план занятий с беременными и родильницами | Зав. женской консультациеВ.М.Трасковский 344-15-42 Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 | Кабинет 321А Начало 14.00 | Каждый вторник месяца |
10. | Школа по подготовке детей в организованные коллективы | Мероприятия по снижению показателей нетрудоспособности по уходу за больными детьми, а также с целью гигиены, по мерам специфической и неспецифической профилактике инфекционных заболеваний, для уменьшения числа часто и длительно болеющих детей. | Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 | Кабинет 321А Начало 18.00 | 1 и 4 вторник месяца |
Работа медицинской сестры в школе здоровья требует высокого профессионализма, грамотности и эрудиции. Содержательную часть работы в школе здоровья (рисунок 6) можно представить следующим образом: медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий; медицинская сестра проводит первичную и вторичную профилактики: а) формирование здорового образа жизни: повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье; санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе свредными привычками (курением, злоулотреблением алкоголем, наркоманией);
б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);
в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;
г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:
а) целевое санитарно-гигиеническое воспитание: создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):
повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;
повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений; формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др); формирование у пациентов практических навыков по анализу факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления; б) медико-психологическая адаптация к изменению состояния здоровья (адаптация инвалидов); в) информирование врача о необходимости проведения немедицинских мероприятий по коррекции модифицируемых факторов риска. Оценка работы школ здоровья достаточно сложна, критерии ее окончательно не разработаны однако в организационно-методическом письме «Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения» от 2 августа 2002 года приведены некоторые индикаторы комплексной оценки качества профилактической медицинской помощи в рамках работы школы. Приказом 3 РФ Ю490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» от 21 июня 2006 года утверждена учетная форма 039/у-’-06 «дневник учета работы медицинской сестры участковой» с приложением инструкции по ее заполнению.
проведения занятий Школы здоровья «Бронхиальная астма
№ п/п | Тема занятия | Время проведения | Средства для проведения |
1. Май 2012 (каждый вторник месяца 14.00 – 15.00) | Теория Понятие о бронхиальной астме Факторы предрасполагающие и провоцирующие приступ БА Клиника БА Классификация БА Практическая часть: Вопросы – ответы Обучение методике дыхательных упражнений для пациентов с БА | 30- 45 минут /теория/ 15- 30 минут /практика/ | Иметь при себе блокнот, ручка. Памятки для пациентов о БА Схема дыхательных упражнений Таблица «Строение органов дыхания |
2. Сентябрь 2012 (каждый вторник месяца 14.00 – 15.00) | Теория Течение БА в периоде между приступами Методы лечения БА Медикаментозное лечение вне обострения Способы самоконтроля. Практическая часть: Коррекция ошибок в методике дыхательных упражнений Вопросы- ответы. | 30- 45минут /теория/ 15- 30 минут /практика/ | Иметь при себе блокнот, ручка. Иллюстрация препаратов для лечения Аэрозольные баллончики,спрейсы Бланки плана действия при БД Памятки о БА |
Ответственная за проведение заведующаяотделением терапии
Школы здоровья «Бронхиальная астма»: Бекеш С.М.
Медсестра Гусар Э.В.
Школы «Здоровья» существую в поликлиниках они тесно сотрудничают с кабинетами медицинской профилактики и центрамиздоровья.Это позволяет эффективно проводить оздоровительные мероприятия, медикаментозную и немедикаментозною коррекцию факторов риска, обеспечивают памятками, осуществляют диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту; повышают квалификацию врачей и работников со средним медицинским образованием.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
Что входит в понятие школа «Здоровье»? Какая структура школы «Здоровье»? Какие функциональные обязанности медицинской сестры школы «Здоровье»? Как составить план работы школы? Какая роль медицинских сестер в школах «Здоровье»? К какому структурному подразделению относится школа «Здоровье»? Кому предоставляются данные о работе школ «Здоровье»? Как правильно составить памятку?
ЗАДАЧА
В пример приведена задача с применением метода «Сестринский процесс». Составьте задачу по данной теме, применяя метод «Сестринский процесс».
Госпитализирована в инфекционное отделение девушка 18 лет, работник рынка с диагнозом острый гастроэнтероколит. Пациентка больна третий день. Пациентка предъявляет жалобы на частый, жидкий стул ( 4 — 6 раз в день), урчание боли в животе, озноб, слабость. Выделение каловых масс происходит каждые 2-3часа, наиболее часто стул ночью. Из за чего не высыпается. Старается поменьше пить, есть.
Объективно: Кожные покровы бледные, сухие. Зев чистый, дыхание везикулярное, хрипов нет. Под глазами темные круги. Температура 36,7 0 , пульс 69 уд. В мин.,АД 100 / 70 мм рт.ст.,чсс 18 в мин. Живот напряжен, болезнен в области пупка.
Назначено лечение: изотонический раствор натрия хлорида 9% -400,0 в/в капельно, раствор глюкозы 5 % — 100,0 в/в капельно, кордиамин в/м 1 раз в день, витамины В1, В6 1 раз в день чередовать,витамин В 12, 1,0 – в/м ё раз в день, мезим форте 1таб -3 раза в день во время еды,обильное питьё.
Решаем задачу с применением метода « Сестринский процесс ».
Обследование пациентки. Нам известно из анамнеза, что девушке 18 лет и она работает на рынке и болеет третий день.
Физиологическое обследование: общий осмотр, измерение температуры тела, пульса, артериального давления.
Лабораторные исследования: после осмотра и назначения лечения врачом.
Нарушенные потребности: спать, есть, отдыхать, общаться с друзьями, ходить на работу, поддержание в норме кратность стула.
Проблемы пациентки: жидкий стул,боли в животе,слабость,озноб.
Потенциальные: риск возникновения обезвоживания организма, ухудшение состояния, связанное с развитием осложнений.
План ухода за пациенткой.Приоритетные проблемы пациентки:жидкий стул, боли, урчание в животе.Краткосрочные цели:воспаление потери жидкости,нормализовать кратность стула,частое дробное питание,соблюдение мероприятий по личной гигиене,позвонить родственникам сказать что нужно принести пациентке,создать удобные условия в стационар своевременно выполнять назначения врача,заполнение медицинской документации.Долгосрочные:стремиться к быстрому выздоровлению пациентки,объяснить девушке после выписки из стационара для полного восстановления придерживаться диеты,соблюдать санитарно-гигиенические правила.
№ | П Л А Н | М О Т И В А Ц И Я | |
1. | Физический и психологический покой обеспечить пациентке | 1 | Успокоить пациентку тем самым улучшить её состояние. |
2. | Обеспечение проведения назначений врача | 2 | Для восстановления водно-солевого баланса в организме |
3. | Обеспечить прием лекарственных средств | 3 | Для улучшения самочувствия пациентки и быстрого выздоровления |
4. | Обеспечить приём обильного питья | 4 | Восполнение потери жидкости в организме |
5. | Контролируем кратность, окрас стула. | 5 | Для своевременного распознавания возможных осложнений и оказания помощи. |
6. | Обеспечить индивидуальным судном и отгородить пациентку ширмой | 6 | Для комфортного нахождения в палате |
7. | Обеспечить дробное питание пациентки | 7 | Для нормализации консистенции стула. |
8. | Наблюдение за внешним видом и самочувствием пациентки | 8 | Контроль состояния пациентки |
9. | Измерение температуры тела 2 раза в день | 9 | Для предупреждения возможных осложнений состояния |
10. | Обеспечить гигиенический уход за кожей в области ануса | 10 | Профилактика воспалительных процессов на коже |
11. | Обеспечит смену нательного и постельного белья | 11 | Соблюдение мероприятий личной гигиены |
12. | Объясним пациентке цель обследования, лечения и кратность наблюдения | 12 | Для получения от пациентки информированного согласия |
Выполнение плана: Независимая категория – осуществление ухода, согласно плана. Зависимая категория – выполнение назначений врача. Взаимозависимая категория – привлечение родителей девушки. Временная потребность – быстрое выполнение назначений врача, которые улучшат состояние девушки. Постоянная потребность – выполнение назначений врача и посещение родителей. Реабилитирующая потребность –после проведенного лечения в стационаре, выполнение рекомендаций врача. Методы ухода – для обеспечения ежедневных жизненно важных потребностей.Эффективность деятельности:Самооценка: медсестра удовлетворена своей работой. Она выполнила все назначения врача, своевременный и правильный уход за пациенткой.Мнение пациентки и родителей: Девушка и её родители остались довольны обслуживанием и питанием в стационаре.Мнение администрации: медсестра выполнила все назначения грамотно в соответствии с существующими стандартами. Соблюдала этику и деонтологии.
ИСТОЧНИКИ
Нормативно-правовые акты
· Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
· Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.
· Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.
· Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
· Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:
Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
· Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.
Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
· Руководство по медицинской профилактике/ Под ред. Р.Г. Оганова–
М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
· http://dezsredstva.ru/ — методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
· http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
· http://www.recipe.ru/ — нормативные документы;
· www.med-pravo.ru – нормативные документы.
· www.rosmedlib. ru – медицинская студенческая библиотека
Заключение
Основы профилактики необходимы медицинской сестре с ряда позиций:общего гуманитарного образования; профессиональной подготовки специалиста по проблемам сохранения и развития здоровья каждого человека, индивидуума, личности и общества целом, донозологической диагностики; фундаментальной базовой медико-биологической подготовки будущего специалиста, необходимой для знания нормативов эталонного уровня – параметров функционирования здорового организма для оценки оценки степени отклонений в диагностике патологических (нозологических) состояний формирования тактики и определения направлений и объемов превентивных лечебных воздействий;для формирования стратегических целей направлений и рекомендаций в стадии реабилитации; для определения стратегии и тактики собственного поведения студента-медик будущего специалиста. Считаем, что наши методические разработки смогут сформировать у студентов целостное представление осестринском обеспечении профилактических мероприятий.
Приложение
НАБОРТЕКСТА
Шрифт
2. первая строка — отступ по левому краю
Источник