Меню

Школьный час здоровья проводится

Приложение. Методические рекомендации «Организация и проведение в общеобразовательной школе «часа здоровья»

Организация и проведение в общеобразовательной школе «часа здоровья»
(Методические рекомендации)

В Программе Коммунистической партии Советского Союза, документах XXVII съезда КПСС подчёркивается значение физической культуры в укреплении здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодёжи к труду и защите Родины. Выдвинута задача поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своём физическом совершенствовании, обладал необходимыми знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вёл здоровый образ жизни.

Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрена организация ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях.

В общеобразовательных школах, кроме двух уроков физкультуры, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года N 890 «О дальнейшем подъёме массовости физической культуры и спорта» введены гимнастика до учебных занятий, подвижные игры во время удлинённых перемен, ежемесячные дни здоровья и спорта, ежедневные занятия физической культурой в группах продлённого дня. Все эти формы, в сочетании с уроками физической культуры и внеклассной физкультурно-спортивной работой, значительно увеличили двигательный режим большинства школьников. Однако в среднем он не превышает 4 часов в неделю для основной массы учащихся, в то время как научно обоснованная двигательная норма должна составлять не менее 6-8 часов. Дефицит двигательной активности является одной из причин большого количества заболеваний среди учащихся, особенно простудных, избыточного веса, низких показателей в физическом развитии.

В связи с этим для учащихся начальных классов и всех учащихся школ, работающих в одну смену, в соответствии с решением коллегии Минпроса СССР от 22 октября 1987 года, протокол N 18/5, начиная с текущего 1987/88 учебного года последовательно вводится ежедневный «час здоровья».

«Час здоровья» проводится ежедневно для всех без исключения учащихся начальных классов и школ, работающих в одну смену, после 2-3 уроков продолжительностью 45 минут. В зависимости от местных условий и количества учащихся он может проводиться и в другое время учебного дня. Для «часа здоровья» определяется время в расписании занятий. Организуется он в основном на открытом воздухе.

Введение ежедневного «часа здоровья» позволит увеличить двигательную активность учащихся, укрепить их здоровье средствами физической культуры, повысить физическую подготовленность, положительно повлиять на их умственное развитие.

Поскольку для организации и проведения «часа здоровья» необходимы определённые условия (подготовка общественных кадров и физкультурного актива из числа учащихся, организация медицинского контроля, наличие спортивной базы и инвентаря и т.п.), предусматривается его постепенное введение, по мере создания для этого необходимых условий.

Методические рекомендации «Организация и проведение в общеобразовательной школе «часа здоровья» предназначены для оказания помощи руководителям школ, классным руководителям, организаторам внеклассной и внешкольной воспитательной работы, учителям физической культуры, военным руководителям, воспитателям групп продлённого дня, физкультурному активу школы в деле перестройки физического воспитания учащихся.

Мы надеемся, что педагогические коллективы школ станут не только страстными пропагандистами «часа здоровья», но и активными участниками этих занятий. Каждый из учителей имеет возможность вместе с учащимися обеспечить себе достаточно высокий уровень здоровья не жалея на это ни времени, ни усилий. Известно, что недостаточная двигательная активность (гипокинезия) быстро разрушает организм, вызывает тяжёлые изменения в сердечно-сосудистой системе, снижает творческий потенциал и активное педагогическое долголетие. Приобщение к «часу здоровья» призвано во многом решить эту задачу.

Методические рекомендации не являются окончательно завершёнными. Возможно, найдётся немало вопросов, на которые в них нет исчерпывающего ответа. Необходим творческий подход к их использованию. Авторы рекомендаций стремились оперативно помочь общеобразовательным школам использовать первый опыт учителей-новаторов по вовлечению учащихся в ежедневные занятия физической культурой и спортом.

Организация «часа здоровья»

«Час здоровья» в школе способствует снятию у учащихся статического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.

«Час здоровья» организуют и проводят ученические общественные организации, совет коллектива физической культуры школы и его актив, физорги классов под педагогическим руководством классных руководителей и учителей начальных классов.

Организационно-методическое обеспечение «часа здоровья» возлагается на учителей физической культуры и военных руководителей, которые проводят специальную подготовку руководителей занятий, консультируют их по всем вопросам организации и проведения «часа здоровья».

Читайте также:  Потеря одного глаза какая степень тяжести вреда здоровью

Общее руководство проведением «часа здоровья» осуществляет директор школы и его заместители.

Учащиеся занимаются в спортивной форме. Во время «часа здоровья» обеспечиваются строгое соблюдение техники безопасности и медицинский контроль. Учителя школы с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и личного желания могут заниматься вместе с учащимися или объединяться в самостоятельные группы для выполнения отдельных упражнений и прогулок на открытом воздухе. При этом следует иметь ввиду, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на оpганизм человека, поэтому на оздоровительных занятиях особенно важен индивидуальный выбор и дозирование нагрузок.

При проведении «часа здоровья» полностью должна использоваться школьная спортивная база, а также рядом расположенные стадионы, бассейны, спортивные площадки и другие спортивные сооружения независимо от их ведомственной принадлежности. Госкомспортом СССР по этому вопросу даны соответствующие распоряжения. В полной мере необходимо использовать и возможности территории школы и прилегающей местности, создавая там простейшие плоскостные спортивные сооружения, «тропы здоровья», полосы препятствий, лыжные, кроссовые трассы и т.д.

В случае неблагоприятных погодных условий вместо «часа здоровья» проводится следующий по расписанию урок.

Методика проведения «часа здоровья»

«Час здоровья» является прежде всего общеразвивающим оздоровительным мероприятием. Очень важно, чтобы он не слагался лишь из традиционных форм, методов и нагрузок, используемых на уроках физической культуры. При его проведении в зависимости от местных условий можно объединять классы по параллелям или в зависимости от возраста учащихся, например I-II, lll-IV, V-VI или I-III, IV-VI, VII-VIII, IX-Х(ХI) и другие классы. В этом случае и содержание занятий, и нагрузка должны быть различными, соответствующими возрасту учащихся.

На «часе здоровья» организуются соревнования среди классов, «часы» лыж, коньков, бегуна, катание на санках, традиционные народные игры и т.п. Учащиеся, как правило, сами определяют те или иные виды занятий, заранее готовят необходимый спортивный инвентарь и оборудование, места занятий.

Основной оценкой «часа здоровья» является участие в нём всех учащихся. Среди других оценок могут быть рекомендованы и поощрительные: за находчивость и изобретательность в проведении «часа здоровья», эмоциональный настрой занимающихся и их желание участвовать в занятиях, проведение пропагандистской и санитарно-просветительной работы, привлечение к проведению занятий родителей учащихся, спортсменов, молодёжи шефствующих предприятий, физкультурного актива школы.

Проведение «часа здоровья» должно строиться с соблюдением основных требований к занятиям физической культурой: организованное начало, постепенное нарастание физической нагрузки, снижение её в конце занятий.

Контроль за физическими нагрузками учащихся осуществляется визуально по внешним признакам, а также выборочно по пульсу. Хорошую переносимость физических нагрузок отражает снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся к концу 10-минутной паузы до исходного уровня. Превышение ЧСС на 15-20 и более ударов в минуту свидетельствует о завышенной нагрузке, слабой тренированности или наличии заболевания.

Предшествующий или последующий за «часом здоровья» урок физической культуры не препятствует учащимся заниматься физическими упражнениями и играми.

При подборе игр и упражнений в основном используется материал учебной программы по физической культуре. Во время проведения «часа здоровья» в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы.

С целью увеличения двигательного режима и поддержания устойчивого интереса школьников к занятиям, также с учётом погодных условий и времени года в содержание «часа здоровья» рекомендуется включать различные спортивные мероприятия: соревнования по спортивным играм с упрощёнными правилами, танцевальные упражнения, различные эстафеты, катание на велосипедах и самокатах и т.д.

С учащимися периодически можно разучивать комплексы утренней гигиенической гимнастики, проводимой как перед началом уроков, так и самостоятельно в домашних условиях. По желанию учащиеся могут заниматься инвидуально на тренажёрах или с использованием другого спортивного инвентаря: мячей, гирь, штанг, скакалок, гимнастических палок и т.д.

В содержание «часа здоровья», таким образом, включаются как организованные педагогами игры и упражнения, так и проводимые школьниками самостоятельные игры и развлечения, соотношение их не является строго регламентированным и варьируется в зависимости от содержания и задач занятия, возраста и интересов учащихся.

Читайте также:  Функция поддержания здоровья родителей

На занятиях младших школьников самостоятельным играм можно отводить до 30-35% времени. Для учащихся среднего возраста, в связи с их возросшей самостоятельностью и двигательным опытом, это время может быть увеличено до 50-70%.

Занятия начинаются с организованного выхода к месту проведения. Проводящий занятия разъясняет учащимся задачи, знакомит с условиями игр.

С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке рекомендуется в начале занятия проводить ходьбу, оздоровительный бег в среднем темпе, общеразвивающие упражнения.

Бег в среднем темпе является важной частью «часа здоровья». Правильно дозированный бег укрепляет сердечно-сосудистую систему, лёгкие, мышцы ног и тела. Бег на открытом воздухе в любую погоду способствует закаливанию школьников, предупреждению простудных заболеваний, воспитывает волевые качества. Кроме того, бег со скоростью 2,5-3 м/с используется как основное средство развития выносливости. Беговую нагрузку следует постепенно увеличивать с учётом возраста учащихся и их физической подготовленности. Ежедневный бег учитывается в общем километраже, определённом учащимся по рекомендации учителя физической культуры и рассчитанном на год, квартал, месяц.

Основное время «часа здоровья» отводится на игры. Проводятся несколько организованных игр или игровых заданий, направленных на развитие того или иного двигательного качества и совершенствование определённого двигательного навыка, а также для снятия усталости. Наряду с подвижными играми используются элементы спортивных игр. Для поддержания устойчивого интереса учащихся к этим занятиям, создания у них эмоционального настроя следует периодически менять условия выполнения упражнений, видоизменять исходные положения, целевые установки, вводить дополнительные задания, широко использовать музыкальное сопровождение. Каждому классу необходимо определить место занятий, периодически меняя его.

Например, в средней школе N 12 Новоалександровского района Ставропольского края для каждого класса специальным расписанием определены места занятий по дням недели, среди этих мест: футбольное поле, площадки для игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, легкоатлетический комплекс, гимнастический городок. Таким образом создаются условия проведения занятий «по станциям», но только в недельном цикле. Аналогичная работа проводится в Бышевской средней школе Львовской области.

В школе N 12 г. Тирасполя успешно используется метод «круговой тренировки», при котором во время одного «часа здоровья» учащиеся каждого класса меняют места через определённое время.

В конце «часа здоровья» проводятся ходьба, медленный бег, игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям.

Некоторые трудности могут возникнуть при проведении «часа здоровья» в районах длительной зимы. Для учащихся таких регионов рекомендуются, кроме традиционного катания на лыжах, коньках, санках, прогулки на открытом воздухе, эстафеты с использованием зимнего инвентаря, игры в футбол на снегу, бросание снежков в цель и на дальность, подвижные игры. После каждого занятия следует подводить итоги, отмечать лучших игроков, команды, классы.

Школьники, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, принимают участие в «часе здоровья» вместе со всеми учащимися, при этом в индивидуальном порядке учитываются их состояние здоровья, самочувствие, приспособляемость к физическим нагрузкам.

Проведение «часа здоровья» не исключает организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продлённого дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминуты на уроках, «спортивный час» в группах продлённого дня, дни здоровья и спорта). В то же время «час здоровья» становится одной из основных форм оздоровления учащихся, повышения их двигательной активности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Школьный час здоровья проводится

Календарь новостей

« Июнь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Популярные новости

Час здоровья

Задачи, организация и методика проведения

Одним из проявлений заботы о здоровье и физическом совершенстве учащихся национальной общеобразовательной школы является необходимость приведения образа жизни детей в соответствии с закономерностями их роста и развития, разработки эффективных средств воздействия на их организм, внедрение рационального режима труда и отдыха, системы питания и т.д.

Читайте также:  Евгения комаровского здоровье ребенка

Особенно большое значение в укреплении здоровья современного школьника предоставляется физической культуре. По мнению специалистов, одним из факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся, является недостаточная двигательная активность. Ее и должны компенсировать занятия физической культурой.

Помочь этому могут физические упражнения, выполнение которых повысит уровень обмена веществ и деятельности всех важнейших функциональных систем организма. Вот почему режим дня должен предусматривать как можно большую двигательную активность школьника — утренняя гигиеническая гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, физкультпаузы при подготовке домашних заданий, физические упражнения и игры на переменах, уроки физкультуры, занятия физическими упражнениями в группах продленного дня, самостоятельные прогулки , катание на коньках, санках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, занятия в спортивных секциях, посильный труд.

Одной из важных форм физического воспитания в режиме учебного дня есть «Час здоровья», который проводится ежедневно, продолжительностью 45-60 минут.

Его задача состоит в том, чтобы приучать детей рационально чередовать умственную и физическую деятельность, правильно строить режим учебного дня, увеличить двигательную деятельность детей, укрепить их здоровье и повысить физическую подготовленность.

Содержанием часа здоровья в группах продленного дня являются подвижные спортивные игры, упражнения школьной программы, эстафеты, конкурсы, прогулки, кратковременные походы и т.д.

А потому организации часа здоровья необходимо сочетать с другими формами физического воспитания в режиме учебного дня — утренней гигиенической гимнастикой, уроками физкультуры, физкультпаузы, подвижными перерывами, а также с питанием и отдыхом.

Часа здоровья проводится на свежем воздухе (школьная площадка, парк, стадион).

Школьники занимаются физическими упражнениями и играми во время часа здоровья в спортивной одежде и обуви, а в прохладную погоду следует надевать головные уборы, куртки, рукавицы, соответствующую теплую спортивную обувь.

Воспитатели групп продленного дня проводят организованный выход учащихся из школы для проведения занятий и возвращение их обратно.

Физические упражнения и игры во время часа здоровья проводит воспитатель группы продленного дня, инструкторы из числа учащихся старших классов.

Места проведения часов здоровья должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, технике безопасности.

Особенностью методики проведения часов здоровья является то, что они носят в основном игровой характер. Занятия четко организованы. После построения учащихся, объяснение задач занятия, Проводится разминка, которая включает ходьбу, бег, них, преодоление препятствий. Продолжительность разминки при 60 минутах — 12-15 мин, при продолжительности 45 минут — 10-12 мин.

На основную часть необходимо отвести 25 — 30 мин.

Содержание этой части часа здоровья должно отвечать, в основном, школьной программе по физической культуре для учащихся соответствующих классов, а именно: ходьба, бег, прыжки, метание, подвижные игры, эстафеты, зимой — ходьба на лыжах, катание на коньках, санках.

Содержанием заключительной части занятия являются игры низкой интенсивности, упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Продолжительность этой части — 5-8 мин.

При проведении часов здоровья воспитатели групп продленного дня применяют различные методы организации деятельности учащихся: фронтальный — который заключается в том, что все ученики одновременно выполняют физические упражнения; посменный — содержание которого в том, что группа делится на две, три, четыре подгруппы и, когда одна, две подгруппы выполняют физические упражнения, другие осуществляют страхование, подготовку места для занятий, текущий метод — при котором упражнения выполняют учащиеся один за другим, непрерывным потоком и групповой — предусматривает выполнение конкретных задач каждой группой.

При проведении часов здоровья необходимо обратить внимание на то, что младшим школьникам нравятся простые соревнования, которые могут проходить в форме задач: кто быстрее пробежит 25 — 30 м, кто дальше прыгнет, кто попадет в цель и т.д.

Важно во время занятий со школьниками в группах продленного дня проводить различные аттракционы, развлечения, конкурсы, которые необходимо проводить в торжественной обстановке. На них приглашаются учителя школы, представители общественности. Сразу или после окончания подводятся итоги. Группы-победители награждаются грамотами, памятными подарками. Интерес к этим соревнованиям поддерживается также и благодаря тому, что к их программы время от времени включаются новые игры, эстафеты, конкурсы, которые и способствуют здоровью учащихся, повышению их умственной и физической работоспособности.

Источник

Adblock
detector