Меню

Школьные ситуации здоровья для родителей

Рекомендации для родителей «Сохранение здоровья школьников»

Содержимое публикации

Рекомендации для родителей «Сохранение здоровья школьников»

Автор: Заздравных Ирина Николаевна, учитель МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска», г. Морозовск Ростовской области.

Аннотация: в статье представлен опыт проведения классного собрания для родителей учащихся начальной школы. Статья предназначена для родителей, классных руководителей, учителей.

Цель: информирование родителей о возможностях семьи по сохранению здоровья школьников.

1.Акцентировать внимание родителей на сохранение и укрепление здоровья школьников;

2.Мотивировать родителей на здоровый образ жизни.

«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод»

Уважаемые родители! Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным лишь 20% детей здоровы, 80% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться, поэтому педагогическое сопровождение семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества.

Дети на удивление жизнестойкие существа. Они обычно вырастают здоровыми и сильными и остаются такими, если вы соблюдаете основные принципы ухода за ними, а также поощряете их полезную деятельность. К этим принципам относятся следующие:

возможность много двигаться;

обеспечение разумных мер предосторожности дома и на улице;

регулярные медицинские осмотры.

Если вы последуете советам, это не значит, что вы наверняка сумеете избежать болезней или других неприятностей, но вы заложите фундамент крепкого здоровья у вашего ребенка, что поможет ему быстро поправляться после временных заболеваний. Привычка заботиться о здоровье ребенка — залог здорового образа жизни, который он будет вести и тогда, когда вырастет.

Развитие и рост ребенка невозможны без правильного и полноценного питания. Растущий организм необходимо обеспечивать достаточным количеством питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода) и восполнять энергозатраты организма. Основными началами питания ребенка являются: соблюдение режима питания и наличие разнообразных и легко усвояемых продуктов. Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах не может быть восполнена за счет только одного продукта. Поэтому в рационе должны присутствовать и молоко, и мясо, и продукты растительного происхождения, но при этом их сочетание должно хорошо усваиваться организмом. Нельзя родителям забывать и о качестве продуктов (свежесть, наличие в продукте искусственных добавок, технология производства и т.д.).

Ваши основные заботы заключаются в том, чтобы ребенок получал все питательные вещества, которые обеспечивают ежедневные потребности организма и его здоровый рост. Непременно ограничьте в рационе вашего ребенка сладости: пирожные, печенья и другие кондитерские изделия, поскольку их употребление приводит к ожирению и порче зубов.

«Бог коварен, но не злонамерен», — говорил А. Эйнштейн. Коварство природы в этом смысле заключается в том. что она предоставляет человеку возможность овладеть всеми богатствами и преимуществами физической активности лишь путем непрерывного осуществления активности. Иными словами, нельзя обрести способность успешно противостоять утомлению, не утомляясь, научиться поднимать тяжести, не поднимая их, иметь красивую осанку и легкую походку, не формируя их путем специальных занятий.

Именно в детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека и, что самое важное, основы не только биологические, но и психологические. Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающее из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в будущем он останется верен воспитанной в детстве потребности к движениям, ставшей также привычной, как умывание по утрам. Упущенное, в детстве трудно, а порой и невозможно восполнить в более зрелом возрасте.

Однако закладкой фундамента будущего здоровья не исчерпывается значение физкультурных занятий с ребенком в раннем возрасте. Огромна роль физической активности в воспитании навыков и умений, обеспечении высокой работоспособности, необходимых ребенку уже в первом десятилетии жизни. Процесс учебы в школе постоянно усложняется и требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и организованный ребенок. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями решают одновременно задачу повышения работоспособности и воспитывают умение экономно и целесообразно распределять свои силы, способствуют выработке внутренней дисциплины и собранности.

Детский сад и школа не могут без помощи семьи решить задачи физкультурного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Так, уроки физкультуры в школе, по данным профессора Н. Лебедевой, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Дефицит движений, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой системы даже у младших школьников.

Читайте также:  Поезд здоровья по кузбассу

Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса. Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют смягчить отрицательные последствия акселерации, не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

Незаменима роль физических упражнений в формировании телосложения человека, особенно в детские годы. Известный физиолог профессор И.В. Муравов считает, что «. наиболее естественным из всех известных воздействий, способных реконструировать телосложение, является физическая тренировка. Самый же благоприятный период ее влияния на организм — детские годы. Чем раньше начаты занятия физическими упражнениями (пока не в форме спортивной тренировки, а в виде подготовительных занятий), тем больше выражен преобразующий эффект этих занятий».

Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания — важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов. Чехословацкие ученые в хорошо продуманных и достоверных экспериментах показали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина.

Важное место в физическом воспитании ребенка занимают гигиенические процедуры и закаливание. Родителям необходимо воспитывать у ребенка гигиенические навыки.

Как сохранить зрение

Основной проблемой школьника является увеличение времени, которое он проводит перед экраном компьютера. В то время как длительность одного занятия не должна превышать 30-40 минут, при этом расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 см и не более 1 м (зависит от диагонали и модели монитора). Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана монитора. Кроме того, нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 см задвинут под стол. Неправильная посадка приведет к появлению проблем не только со зрением ребенка, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры (для детей младших классов — не реже 1 раза в год). Помните, что раннее выявление заболевания влияет на положительный результат лечения.

С целью профилактики заболеваний можно выполнять следующие упражнения:

Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.

Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Профилактическое воздействие оказывает и включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа. А также витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

И еще об одном хотелось бы сказать. Сейчас часто можно увидеть и взрослых, и детей, читающих литературу или играющих в игрушки на мобильном на телефоне во время езды в общественном транспорте. Постарайтесь этого избегать и следите, чтобы ваш ребенок следовал вашему примеру. Из-за неравномерного движения, неровностей дороги, дрожания рук журнал или телефон и глаза находятся в постоянном движении друг относительно друга. В результате глазам приходится постоянно подстраиваться, чтобы объект наблюдения все время находился в фокусе максимального различия. Меньшее, к чему это может привести — быстрое утомление глаз. При ежедневном систематическом чтении в транспорте возникают переутомление глаз и расстройство приспособительных механизмов, приводящие к развитию таких заболеваний как близорукость, зрительное утомление и другие.

Профилактика несчастных случаев

Несчастные случаи — распространенная причина гибели детей. Большинства несчастных случаев можно избежать, если принять меры предосторожности по обеспечению безопасности дома и приложить некоторые усилия для снижения риска уличных происшествий. Основные меры предосторожности, которые вам следует предпринять.

Храните все лекарства и химикаты вне пределов досягаемости ребенка.

Закройте электрические розетки специальными крышками.

Убедитесь, что ваш ребенок не сможет «поиграть» с электробытовыми приборами.

Научите ребенка переходить дорогу.

Проверьте детский велосипед и убедитесь в исправности тормозов, шин и осветительных приборов.

Научите вашего ребенка плавать.

Читайте также:  Смешной тост про здоровье

Обеспечьте ребенка безопасным и удобным снаряжением для спортивных занятий.

Профилактические медицинские осмотры

Поликлиническая помощь играет жизненно важную роль в охране здоровья вашего ребенка. Регулярные посещения врача позволяют лучше следить за общим развитием ребенка и получить совет по любым беспокоящим вас вопросам. Благодаря таким медицинским осмотрам появляется уверенность, что небольшие отклонения в состоянии здоровья будут своевременно распознаны.

К наиболее важным направлениям профилактической медицины относятся прививки против различных инфекционных заболеваний. Прививки должны стать частью вашей программы по охране здоровья ребенка.

Любовь и взаимопонимание в семье

Семья, которая простроена на взаимной любви родителей и взаимопонимании – залог хорошего воспитания детей. В воспитательном процессе не допустима конфронтация, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество и любовь.

•Постоянно показывайте ребенку свою готовность выслушать его и понять;

•Будьте заботливыми, любящими и отзывчивыми родителями;

•Организуйте воскресные походы за город, выезжайте вместе на отдых.

Уважаемые родители! Помните, что самое большое родительское счастье – видеть здоровых, умных и благодарных детей.

Источник

Родительское собрание «Здоровье школьника»
материал по теме

Начало нового учебного года заставляет родителей вспомнить про нагрузку, связанную со школой, а вместе с ней и режим, соблюдение которого помогает ребенку сохранить здоровье в нелегких условиях учебы.

Несоблюдение режима часто создает конфликтную ситуацию между ребенком, родителями и школой, так как ведет к переутомлению, недосыпанию и к пробелам в знаниях — об этом шла речь на нашем школьном родительском собрании.

Скачать:

Вложение Размер
собрание посвящено режиму школьника и его здоровью. 18.72 КБ
zdorove_shkolnika.pptx 276.43 КБ

Предварительный просмотр:

Начало нового учебного года заставляет родителей вспомнить про нагрузку, связанную со школой, а вместе с ней и режим, соблюдение которого помогает ребенку сохранить здоровье в нелегких условиях учебы.

Несоблюдение режима часто создает конфликтную ситуацию между ребенком, родителями и школой, так как ведет к переутомлению, недосыпанию и к пробелам в знаниях.

В среднем школьная нагрузка на ученика 5-9 классов составляет от 28 часов до 32 часов в неделю. Посещение различных школ, секций, студий, выполнение домашнего задания – это еще требует 6-7 часов. Получается, что ребенок учится в сутки по 8-10 часов. Подобная нагрузка должна сопровождаться правильным отдыхом. Так, всем школьникам без исключения рекомендуется гулять на свежем воздухе не менее 2-2,5 часов в день. В обязанности родителей входит контроль за соблюдением этих правил, а так же установление правильного режима сна, как основного фактора восстановления сил. Продолжительность сна школьника должна быть не менее 9 часов.

Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным (слайд №2) Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до12и с16 до18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически. Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом.

Одного режима занятий, прогулок, игр и сна для здоровья ребенка явно недостаточно. Важнейшим звеном в этой цепи является правильное питание школьников.

Режим питания подразумевает, что школьник должен есть в четко отведенное время (слайд№3) полноценную по энергетической потребности еду. В детский рацион непременно включают кисломолочные продукты, творог, сыр, а так же рыбу, лучше 2 раза в неделю, мясные продукты, яйца. Каждый день нужно включать сливочное и растительное масло, сметану. Суточная норма углеводов 300-400 грамм – это хлеб, каши, картофель. А так же источник витаминов – овощи и фрукты.

Все чаще наши дети свое свободное время проводят за компьютером. К сожалению, компьютер становится для многих ребят не только источником получения разной информации, но и источником серьезных конфликтов между родителями и детьми. Долгое, часто бесполезное времяпровождение у компьютера оборачивается невыученными уроками, невыполнением запланированных дел, как результат — плохими оценками, конфликтом с учителями и родителями. . То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем (слайд №4) Существует 4 основных вредных фактора:

1-нагрузка на зрение

3-нагрузка на психику

Нагрузка на зрение – это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Длительная работа за компьютером может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Но не компьютер является главн ой причиной развития близорукости у ребенка. Огромну. Роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение может быть значительно снижена.

  1. Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор
  2. Для глаз ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки, фотографии, хуже воспринимается рисование на компьютере – всю работу выполняют глаза. Еще тяжелее, когда ребенок читает текст с экрана. Настоящие убийцы глаз – это игры. Движущиеся изображения, мелкие элементы – все это приводит к сильному переутомлению.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть на экран и о дновременно держать руки на клавиатуре. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Возникают следующие нарушения:

1-затрудненное дыхание – это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и т.д.

2-остеохондроз.При длительном сидении с опущенными плечамивозникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.

3-заболевание суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовав шее машинисток в редакциях, а ныне операторов компьютеров.

Как помочь школьнику уменьшить вредное влияние?

Самое важное в уменьшении нагрузки – правильно подобранная мебель, причем подобрана именно для детей (слайд №5).

Стул . Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять свою позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит , их грудная клетка и позвоночник работают.

Стол должен быть со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Клавиатура должна быть на 7-10 см. ниже стандартной высоты стола.

Психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности , чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Как уменьшить психическую нагрузку?

  1. Делать в работе перерывы. Каждые 30 минут – перерыв на 15 минут. Дома на компьютере следует поставить таймер.
  2. Следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает

Излучение или радиацию монитор вообще не производит, практически ничего не излучает системный блок. Вредными для человека являются следующие факторы (слайд №6)

  1. Электростатические поля . Сам по себе этот потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном и лицом человека и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки как пули врезаются в лицо того, кто сидит у экрана.

Что делать? Протирать пыль с экрана чаще, хорошо, если есть возможность установить в комнате пылеуловитель или лампу Чижевского, которая снижает количество пыли и подавляет статические поля. Самый простой способ – после занятий на компьютере умыться холодной водой.

  1. Высокочастотные электромагнитные поля . В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад, вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок.
  2. Низкочастотные электромагнитные поля до сих пор не считались вредными, так как от компьютера они ниже, чем от электрического утюга. Но эта область пока еще до конца не изучена.

Продолжая разговор о здоровье, хотелось бы еще остановиться на внешнем виде подростка (слайд №6,7,8). В уставе нашей школы прописано, что внешний ви д школьника должен иметь строгий стиль одежды для создания деловой атмосферы в школе, необходимой для занятий. К сожалению, вопрос этот остается открытым. Особенно это касается тех дней, когда в расписании стоит урок физкультуры. Многие ребята предпочитают приходить в этот день в спортивной форме: « чтобы не переодеваться и не носить форму с собой». Прозанимавшись по 2 урока, вспотевшие и разгоряченные, ребята идут на другие уроки в этой же одежде, выбегают на улицу подышать – отсюда неопрятный внешний вид, риск быстро подхватить простуду. На дворе уже поздняя осень, обратите внимание, по сезону ли одет ваш ребенок.

И напоследок, желаем Вам, уважаемые родители, нам и нашим детям крепкого здоровья.

Подготовил: преподаватель изо и классный рук.

Источник

Adblock
detector