Психологическое здоровье школьников:факторы риска нарушения и оптимальные условия его становления.
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_psihologicheskoe_zdorove_shkolnikov.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье школьников: факторы риска нарушения
и оптимальные условия для его становления
Выступление на методическом объединении
педагога-психолога Сафоновой Т.В.
В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто. Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).
Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг — между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова — как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров).
В концепции модернизации системы образования важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как » психически не болен, но психологически уже не здоров».
Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Другими словами «ключевым» понятием для описания психологического здоровья является «гармония». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (О.В.Хухлаева).
При этом психологическое здоровье человека тесно связано со здоровьем физическим, т.к. само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев).
Следующий момент, который необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т.е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И с этим положением можно полностью согласиться.
Поняв, что такое психологическое здоровье, необходимо также обратить внимание на факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды (для детей) понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. В свою очередь, семейные неблагоприятные факторы можно подразделить на факторы риска, исходящие от:
- типа детско-родительских отношений (дефицит общения родителей и ребенка, сверхстимуляции ребенка, гиперопека, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, формальное общение и др.),
- семейной системы (взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними).
В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10 лет) взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой, т.к. ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других, что может приводить к значительному снижению самооценки детей. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.
Но если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, возникают вопросы, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, и почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому необходимо учитывать оптимальные условия для становления психологического здоровья человека:
- наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых – не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия;
- наличие у ребенка положительного фона настроения (наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций;
- наличие постоянной фиксации ребенка на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности;
- наличие социального интереса (способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие).
Но важно то, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья.
Таким образом, обобщив все сказанное выше мы получаем «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» (О.В.Хухлаева).
В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз необходимо подчеркнуть, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Источник
тема «Негативные факторы риска, влияющие на здоровье школьников»
материал (9 класс) на тему
Самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня — серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические вредности. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnye_faktory_riska_i_ih_vliyanie_na_sostoyanie_zdorovya_uchashchihsya.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа- интернат психолого –педагогической поддержки»
«Школьные негативные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся»
Подготовила: Елисейкина Ирина Муяссаровна-воспитатель .
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты болезней .
Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:
* благоприятная социально-психологическая адаптация.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями обучения. Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в образовательном учреждении педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих развитие не только умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
*семья и микроклимат в ней
*недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
*круг общения, вредные привычки
*здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении)
*Стрессовая педагогическая тактика
*Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
*Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса
*Интенсификация учебного процесса
*Низкая функциональная грамотность педагога( отсутствие индивидуального подхода)
*Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля
*Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
По данным института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. При этом за 8-9 месяцев обучения влияние гигиенических, социальных, экологических факторов существенно не меняется. Если дети 7-8 лет имеют в среднем два-три диагноза, то в 16 лет их уже три-четыре. А у каждого пятого старшеклассника пять и более функциональных нарушений. По мнению детского врача Леонида Рошаля, «здоровье школьников было хуже только во время войны».
Негативное влияние на психическое здоровье детей оказывает совокупность школьных факторов условий обучения, учебной и внеурочной нагрузки, стиля взаимодействия с педагогом и сверстниками, адекватности требований и методик обучения.
Степень влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (ежедневно в течении 10-11лет). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что дети испытывают их в период интенсивного роста и развития организма, наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям.
Опасность школьных факторов риска усугубляется и тем, что их воздействия на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а накапливаются в течении нескольких лет.
Стрессовая педагогическая тактика
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Одним из источников стресса в школьной жизни жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой. Специалисты исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8-19 замечаний. А реплики «Ты опять не успел выполнить задание»(медлительному ребенку), «Ну что это за почерк», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы»(ребенку с расстройством психического здоровья или левше)- обычны и типичны.
Постоянный страх очередного унижения, упрека в несостоятельности — еще один источник стресса. В классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5 -2 раза больше, чем в классах спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом.
Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых. Например, в практике школы успешность обучения часто определяется не качественным, а количественными(скоростными) показателями. Это, прежде всего относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. Исследования в институте возрастной физиологии показали, что система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Несоответствие методик обучения возможностям ребенка
Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, является несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям учащихся. Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в 1 класс).
Многие широко используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиологической и психологической экспертизе. По данным исследований института физиологии РАО к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6-7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции. От 60-70% детей имеют возрастную несформированность таких важных познавательных функций, как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции (зрительно-моторные, слухо-моторные координации). Все эти функции являются основой формирования базисных учебных навыков- письма, чтения, счета. Причем у детей с трудностями обучения данная незрелость сохраняется на протяжении первых 3 лет обучения в школе но это не означает, что они не способны к обучению. При правильно организованной, адекватной системе требований и методик обучение способствует развитию этих функций, а при неадекватной – тормозит его.
Нельзя сказать, что школа не ищет выхода из создавшейся ситуации. Один из широко распространяющихся вариантов – дошкольное обучение. Более эффективным вариантом работы с детьми при подготовке к школе могли быть группы, работающие с детьми по индивидуальным адаптивным программам развития. Эти программы должны разрабатываться для каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей (по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления и т.д.).
Интенсификация учебного процесса
Еще один фактор ,приводящий к резкому ухудшению здоровья , это интенсификация учебного процесса. Причем идет она различными путями.
Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий). Если учесть, что в основной школе на приготовление домашних заданий необходимо 3-4 часа, то нетрудно подсчитать, что рабочий день школьника составляет 8-12часов.
Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.
Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Все это не проходит бесследно: у детей достоверно чаще отмечаются нервно-психические нарушения, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость организма. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставлять резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза психоневрологических отклонений, в 3 патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья усиливается, становятся хроническими и комплексными. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Нерациональная организация учебного процесса
С интенсификацией учебного процесса тесно связана его нерациональная организация. Школьники всех классов в 80-90% случаях недосыпают по 1,5-2,0 ч, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30минут. В организации учебного процесса нет мелочей, на здоровье ребенка сказывается все: мебель, освещенность, продолжительность перемен, использование технических средств и многое другое, что в определенной мере регламентировано САНПИНОМ. К примерам нерациональной организации учебного процесса, нарушающим закономерности динамики работоспособности, относятся: сокращение времени перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, проведение нескольких контрольных и самостоятельных работ в один день. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Функциональная неграмотность педагога
Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в школе. Блестяще зная свой предмет, он может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Но это не вина учителя. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровье сохраняющий учебный процесс. Не каждый педагог готов работать с ребенком, требующим внимания, понимания, учета его индивидуальных особенностей (это умение видеть в каждом то индивидуальное, что отличает его от других, и то общее, что характеризует возрастные особенности). Неумение школы работать, учитывая индивидуальные особенности развития и здоровья, неготовность отвечать не только за знания, но и за здоровье ребенка, требуют коренной перестройки системы подготовки и переподготовки педагогов.
В комплексе перспективных мер, направленных на снижение влияния школьных факторов риска, можно выделить следующие направления:
- Научное и научно – методическое (направление включает в себя разработку спецкурсов для педагогов и психологов)
- Прикладное (решает практические здоровье сберегающие задачи современной школы)
- Организационное (контроль и оценки здоровье сберегающей деятельности)
Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов, низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.
А одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни. Сохранение здоровья школьников—одна из важнейших задач нашей школы.
Одним из обязательных предметов, входящих в школьную программу, является физическая культура. Учителями применяются разнообразные формы и методы ведения уроков физкультуры: элементы гимнастики, силовой подготовки, спортивных игр, лыжной подготовки, легкой атлетики, хотят ввести в школьную программу банбинтон.
Работа учителя физкультуры неразрывно связана со здоровье формированием и здоровье сбережением учащихся. Уроки проводятся в холодное время года залах, а в тёплое время года – на школьной площадке. Важным являются также и теоретические знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья.
В нашей школе ведется работа по укреплению здоровья учащихся. Стали традиционными такие мероприятия как День здоровья, спортивные праздники «Веселые старты», соревновании между командами классов по пионерболу, баскетболу, волейболу, ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в соревнованиях по кроссу. Встречи дружеские с сотрудниками полиции ежегодно по волейболу.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место — потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле — здоровый дух”.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Факторы риска. Электромагнитное поле – бомба замедленного действия.
Каждый десятый европеец при плохом самочувствии обвиняет не плохие гены и экологию, а электромагнитное поле… своего мобильника. А вот россияне о вреде сотовых телефонов даже не задумываются.
Любое живое существо, будь то человек, свинья или котенок, обладает электромагнитным полем (ЭМП). Без таких естественных полей мы не можем существовать. Однажды ученые устроили эксперимент с крысами, изолировав их от внешних полей, — это закончилось для грызунов трагически. Однако есть и другие источники ЭМП – приборы, работающие от электричества. Мы сталкиваемся с ними повсеместно – на улице, в транспорте, дома.
Большую опасность в плане электромагнитного излучения представляют компьютеры и телевизоры , ведь многие просиживают перед ними часами. Чтобы не рисковать здоровьем, специалисты советуют размещать телевизор на расстоянии 1,5 – 2м от кровати, а компьютер – 60-80 см от глаз. При этом задняя крышка должна «смотреть» в стену – оттуда исходит наиболее сильное излучение. Зато ноутбук можно ставить на колени – это относительно безопасное устройство. Правда к блоку питания это не относится.
Люминесцентная лампа занимает особое место в списке «вредных» устройств. В отличие от обычных ламп накаливания люминесцентная действительно прилично «фонит», поэтому ее лучше размещать подальше. Тем не менее некоторые хозяйки устанавливают такую лампу на кухне над плитой или под полками, буквально упираясь в нее головой. Если лампа включается часто, это создает определенную угрозу для здоровья.
Но наибольшую опасность таят в себе не бытовые приборы, а мобильные телефоны !
Олег Григорьев, к.б.н., заместитель председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений рассказал, что еще в 1997 году был проведен эксперимент с использованием телефонов различных стандартов связи, который показал, что биоэлектрическая активность человеческого мозга изменяется уже через полторы минуты воздействия поля сотового телефона. При этом по мобильному даже не разговаривали – просто размещали его неподалеку. Если же поднести трубку к голове, 2/3 электромагнитных излучений поглощаются мозгом. Чем дольше разговор, тем выше риск. Общаясь по мобильному час в день, вы получаете дозу как на вредном производстве, а если три часа – превышающую все мыслимые пределы.
Несмотря на то, что Всемирная организация здравоохранения еще не вынесла окончательный вердикт об опасности ЭМП, медики рекомендуют по возможности ограничить себя от вредного излучения. Появились исследования, показывающие, что электромагнитные излучения способны вызвать болезнь Альцгеймера, опухоль мозга. А совсем недавно Агентство по изучению рака Всемирной организации здравоохранения официально отнесло электромагнитные поля радиочастотного диапазона к возможным канцерогенам. То есть потенциальный вред мобильных телефонов впервые признали на официальном уровне.
Но основная опасность ЭМП в том, что оно выступает катализатором многих болезней, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной систем. Происходит это, правда, не сразу. Сначала организм пытается адаптироваться к неблагоприятным факторам внешней среды, потом защитных сил начинает не хватать, и вот он уже вынужден работать на износ. В итоге – снижение иммунитета, повышение восприимчивости к вирусным заболеваниям, обострение хронических болячек, нарушения со стороны нервной системы: раздражительность, повышенная утомляемость, плохой сон, ухудшение внимания, способности к обучению, скорости реакции…
То есть это такая бомба замедленного действия, которая когда-нибудь обязательно рванет!
«-Еще в 1970 –е годы киевские ученые обнаружили, что дети, живущие недалеко от радиостанций, отстают в умственном развитии от сверстников», — рассказывает Олег Григорьев. «Наши собственные исследования показывают, что то же самое относится и к сотовой связи – ЭМП сотового телефона ( а мозг ребенка поглощает больше электромагнитной энергии, чем мозг взрослого) приводит к деградации нервной системы. Поэтому на телефоне обязательно должно быть указание, что это источник электромагнитного излучения, как на пачке сигарет стоит предупреждение о вреде курения. А родителям необходимо объяснить ребенку, как безопасно пользоваться сотовым телефоном.
Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Сохранить свое здоровье можно, если минимизировать вред электромагнитных излучений.
- При разговоре по мобильному телефону лучше использовать специальные гарнитуры типа hands free или громкую связь. Достаточно убрать телефон на полметра, и голова уже не становится частью антенны. Да, вы облучаетесь, но это облучение в разы ниже.
- Посылайте СМС, они безопаснее, чем звонки.
- При наборе номера дожидайтесь соединения, не поднося телефон к уху, — в этот момент излучение максимально. Во время разговора оно уменьшается.
- Выключайте мобильник на ночь.
- Ни в коем случае не ставьте мобильник на зарядку рядом с кроватью и особенно у изголовья – зарядное устройство создает магнитное поле промышленной частоты.
- В идеале разговоры по мобильному телефону не должны превышать 15 мин. в день.
Проведение профилактических и оздоровительных мероприятий МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа –интернат психолого –педагогической поддержки»
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется отчетливая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. Значительная часть учащихся страдает функциональными расстройствами и относится ко II группе здоровья. Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.
Оздоровление учащихся, относящихся ко II группе здоровья, имеет большое медико-социальное значение, так как функциональные возможности детей и подростков этой группы еще не снижены, но у них, как правило, существует высокий риск формирования хронической патологии. Дети нуждаются в проведении целенаправленных оздоровительных и коррекционных мероприятий и врачебном наблюдении.
В структуре функциональных отклонений ведущие ранговые места занимают нарушения костно-мышечной системы(16-25%), расстройства нервной системы и психической сферы(14-16%), нарушения эндокринной системы и обмена веществ(13-14%), расстройства системы кровообращения, включая нейро-циркуляторную астению(12-25%), нарушение системы пищеварения(9-11%), расстройства зрения(10-11%). Значительную долю функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у учащихся старшего подросткового возраста, что обусловлено физиологическими процессами роста и развития организма.
В целях профилактики и оздоровления детей и подростков МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа –интернат психолого –педагогической поддержки»
1. Контролируется сменная обувь учащихся для профилактики плоскостопия и личной гигиены учащегося, ежегодно проводятся разъяснительные беседы о необходимости переобувать сменную обувь;
2. На уроках каждый учитель проводит динамические паузы или физкультминутки для снятия напряжения с глаз и опорно-двигательного аппарата;
3. На уроках физической культуры в разминку включаются специальные упражнения для растяжки позвоночника и укрепления мышц спины для профилактики сколиоза
4. Во время уроков физического воспитания проводятся подвижные игры или эстафеты для снятия психологического напряжения.
5. Ежегодно школа проводит «День здоровья», для пропаганды здорового образа жизни
6. Медицинские работники города проводят беседы с учащимися школы о правилах личной гигиены, о вреде курения и алкоголя. Классные руководители и воспитатели проводят беседы ежегодно по данным темам.
7. В классах ежедневно проводится влажная уборка, в определенные периоды с применением специальных моющих средств в целях профилактики эпидемии гриппа и ОРЗ.
Источник