Воспитание учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
статья на тему
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты. Приоритетным направлением Стандартов является нравственное и духовное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. В настоящее время государство выделяет образование детей с ОВЗ, как одно из основных направлений развития российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Викторовна Калинина ;
ГКОУ ВО «Малышевская специальная
школа-интернат ; с. Малышево
Воспитание учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. [1: с.22] Два тезиса «…на создании условий для развития…» и «…оказание им помощи в жизненном самоопределении….» особенно актуальны в воспитательной работе коррекционной школы.
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты. Приоритетным направлением Стандартов является нравственное и духовное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. В настоящее время государство выделяет образование детей с ОВЗ, как одно из основных направлений развития российского образования. В целях обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования внеурочная деятельность в школе-интернате занимает одну из ключевых позиций. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования создает условия для формирования многомерного пространства, направленного на воспитание и социализацию детей с ОВЗ, усиливается воспитательная составляющая деятельность школы.
И.С.Марьенко все факторы, обуславливающие нравственное становление и развитие личности , разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Отечественная дефектология тоже исходит из положения о том, что нравственное качество личности, так же как и содержание сознания человека, является продуктом влияния средовых, в том числе и педагогических факторов, действующих на человека в онтогенезе. Во взаимодействии со средой и целенаправленном влиянии учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия, но решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы. Из этого следует, что социальное поведение выпускника коррекционной школы определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения. [2: с.280] Возникает важная воспитательная задача- помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Очень важно, чтобы при усвоении этих норм учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом усвоении обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися. Принимая во внимание, что дети привязаны к ограниченно- замкнутым представлениям о действительности, привычным формам и способам жизнедеятельности, а также учитывая, что их импульсивная активность пребывает в замкнутом, ограниченном и стереотипном пространстве, основной задачей заявлено содействие «пробуждению» личностно-духовной активности ребенка. Речь идет о пробуждении у детей способности квалифицировать и оценивать явления повседневной жизни и взаимодействия с точки зрения нравственного содержания. Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ОВЗ, поскольку нет специальных программ; семьи детей, зачастую относятся к категориям неблагополучных или малообеспеченных и конечно же обучающиеся в коррекционной школе отличаются разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. Поэтому воспитательная работа должна выстраиваться в целостную систему. Наиболее последовательной, в этой системе, представляется классификация методов: так в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся духовно-нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях; в другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в различных ситуациях; в третью, относительно самостоятельную группу методов могут входить те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание). В формировании правильного поведения учащихся с ОВЗ важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность- режим, личный пример педагогов. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам воспитания обучающихся.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания- моральное просвещение, цель которого- сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции- сложный педагогический процесс. Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Задача нравственного воспитания состоит в том , чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, чтобы нормы нравственности стали привычной формой его поведения в повседневной жизни и деятельности. Часто можно слышать, что педагог вряд ли может помочь ребенку сформироваться нравственно, это удел семейного воспитания. Безусловно, семья, ее устои, традиции, нравственные ценности- основной фундамент нравственного стержня. Однако школа вносит свой существенный вклад в понимание ребенком добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности.
Важным источником нравственного опыта школьников с умственной отсталостью является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Сюда входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого, создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Важно , чтобы личность ребенка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности. Нравственное воспитание ребенок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ. И результат будет зависит от того, какова воспитательная система школы, какие нравственные ценности она закладывает в работе с детским коллективом.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В.Воронковой; Москва «Школа-Пресс»1994 [2.с.280]
- Марьенко И.С. организация и руководство воспитательной работы в школе.- М.: Просвещение, 1974
- Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперемент, технологии и методы К.В.зелинский, Т.В. Черникова; Москва «Планета»
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева; Москва 2006 [1. с 22]
Источник
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Идеал воспитанимя совершенного, прекрасного человека на протяжении тысячелетий владел умами передовых мыслителей. С незапамятных времен люди стремились создать идеал и построить в соответствии с ним систему воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_s_ovz.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитательной работы детей с ОВЗ
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.[1]
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей с ОВЗ в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий проблемы воспитания в семье и образовательных учреждений разных уровней и типов. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Мы считаем, что в системе дополнительного образования воспитательный процесс детей с ОВЗ должен осуществляться в двух направлениях:
Профессиональное воспитание детей должно включать в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:
-этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
-культура организации своей деятельности;
-уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
-адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности ее результатов;
— значение и выполнение профессионально-этических норм;
-понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.
Социальное воспитание учащихся представляет, из себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:
-активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
-стремление к самореализации социально адекватными способами;
-соблюдение нравственно-этических норм.
Названные позиции носят достаточно общий характер и требуют конкретизации для каждого детского объединения с учетом специфики его деятельности.
Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе мониторинг воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ должна иметь две важные составляющие-индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.
Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок с ОВЗ приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
-помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять достойное место;
-выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащихся;
-формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
-способствует удовлетворению его потребностей в самоотвержении и признания, создает каждому «ситуацию успеха»
-развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами;
— формирует у учащихся адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
-создает условие для развития творческих способностей учащихся.
Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирования отдельной личности, в системе дополнительного образования детей с ОВЗ имеются все необходимые объективные условия:
-вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:
-содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
Таким образом, воспитание новой личности современного общества происходит через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.
1.Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б.-Учебное пособие.-М.,Владос,2005,204с.
2.Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание дошкольников. /Егорова А.В.-2009.-№6.-С33-36.
3.Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи / Купрянов Б.В..-2005.-№12.-С.25-26
Источник
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах
Юлия Сашина
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Автор: Сашина Юлия Владимировна, учитель — дефектолог.
За последнее десятилетие XX в. в России произошли большие изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. [2. c5]
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями здоровья всегда страдают от дискриминации и отчуждения в том числе и в образовании. [3]
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. [6 с. 17].
Значительное число лиц с ОВЗ обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. [3]
В последнее время предлагается инновационный подход к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [4]
В настоящее время инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [1].
В основе последней педагогической классификации М. Варнок, 1979 лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.
В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
лица с нарушением интеллекта;
дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
лица с тяжелыми нарушениями речи;
лица со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения). [6 с. 24]
Инклюзия предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с детьми с нормальным развитием). [6 с. 29]
На сегодняшний день, в общеобразовательных школах предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической). [5]
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт.)
• Психологические проблемы учителей:
Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.
• Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Положительные следствия инклюзивного образования
Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в не инклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы. [4]
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка [5].
В настоящее время необходимо создавать материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводить мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:
• обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
• Материально – техническое и организационное обеспечение образовательного учреждения (заменена оконных блоков, дверных проёмов для прохода колясок, оборудование здания пандусами, запасный выход).
• обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
• Развитие форм интегрированного обучения (создать рабочую группу педагогов по разработке методических рекомендаций).
• Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудование кабинета сенсорно-моторной коррекции, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании).
• Создание толерантной среды:
1. Проведение различных детских мероприятий,
2. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей-инвалидов; педагогами и обучающимися).
3. Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. [7]
• создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
• создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обра-зования;
• разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты, при необходимости — специальные учебники и рабочие тетра-ди, учебные пособия для самого ученика);
• активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
• обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [5]
Инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. [4]
1. Малофеев Н. Н. Статья: Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна., http://avkrasn.ru/article-1610.html
2. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
3. Горбунова В. М. Статья АКТУАЛЬНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, http://petychok.68edu.ru/wp-content/uploads/2014/01/gorbunova_aktualnost_inkluziv.pdf
5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml [Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы — Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]
6. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов
7. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/02/23/opyt-vnedreniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v Статья на тему: Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы Опубликовано 23.02.2015 — 16:00 — Николайкова Елена Владимировна
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.
Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» Слайд 1 Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы,.
Использование камешков Марблс в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием камешек Марблс. Задачи:.
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.
Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе в ДОУ «Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе детского сада».Из.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.
Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.
Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.
Источник