Меню

Школьная работа по витаминам

Исследовательская работа «Все, что нужно знать о витаминах»

В работе содержится материал о витаминах, их пользе для организма. Описаны проведенные исследования. Содержится фотоматериал и результаты исследований.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа «Все, что нужно знать о витаминах» 801.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад № 5»

652052 Кемеровская область, г. Юрга

Всё, что нужно знать о витаминах

номинация «Экология и здоровье»

Выполнила: Лукашова Людмила,

обучающаяся 4 класса

учитель начальных классов

1.История возникновения витаминов

3.Чем грозит недостаток витаминов у детей?

4.Пути ликвидации дефицита витаминов

5. Практическая часть

5.1. Анкетирование среди обучающихся 2-4 классов

5.2.Анкетирование среди родителей 4 класса

Приложение № 1 « Анкета для обучающихся»

Приложение № 2 « Анкета для родителей»

Забота о здоровье – лучшее лекарство.

Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это то-богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. На уроках в школе мы много раз говорили о здоровье и его сохранении, выясняли, как и что делают родители и сами ребята в каждой семье для того, чтобы быть здоровыми.

Важнейшим условием поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия человека является регулярное снабжение его организма, не только белками, жирами и углеводами, но и витаминами и минеральными веществами, которые выполняют жизненно важные функции, поддерживают организм в целом. Детский организм интенсивно растет, что требует высокой активности обменных процессов. Ослабленный организм ребенка очень подвержен инфекционным заболеваниям, плохое настроение, отсутствие аппетита, раздражительность, замедленный рост и развитие ребёнка все это возникает из-за недостатка витаминов и минеральных веществ.

Актуальность темы : В аптеке мы не раз видели, какие витамины продаются. Привлекают красивые коробочки. Откуда мы знаем, что витамины – влияют на развитие, рост и здоровье человека? Конечно, из рекламы!

Я сама часто употребляю в пищу не только натуральные продукты, но разные поливитаминные комплексы, потому что родители говорят о том, что они пополняют недостаток витаминов в организме и хорошо влияют на состояние здоровья. Именно поэтому я решила, больше узнать о различных видах витаминов и исследовать, какую пользу они приносят нашему здоровью. Выдвинула гипотезу, что состояние здоровья человека зависит не только от приёма натуральных продуктов, но и от приема поливитаминных препаратов.

Работая над темой, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель моей исследовательской работы состоит в том, чтобы изучить значение витаминов для развития, роста и здоровья младших школьников.

  1. Узучить историю возникновения витаминов, их виды и для чего необходим каждый витамин.
  2. Выяснить, к чему приводит дефицит витаминов в организме и какие витамины (натуральные продукты или поливитаминные препараты) необходимы для здоровья младшему школьнику.
  3. Убедить родителей и ребят в пользе поливитаминов.

Объект исследования : витамины и их влияние на здоровье человека.

Предмет исследования : отношение к витаминам родителей и младших школьников.

Гипотеза : состояние здоровья человека зависит не только от приёма натуральных продуктов, но и от приема поливитаминных препаратов.

1. История возникновения витаминов.

Важность некоторых видов пищи для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты . Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком витамина A . В 1330 году в Пекине Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость для здоровья комбинировать разнообразные продукты.

В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд , пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу . В 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать лимоны и лаймы для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту , солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков.

Впервые в 1881 г. русским врачом Н.И. Луниным была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи – белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащие на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали.

Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название – витамин. Так что же такое «Витамины»?

ВИТАМИНЫ – жизненно необходимые вещества для поддержания основных функций нашего организма. Недостаточное их поступление приводит к сбоям в работе различных систем, снижаются защитные силы и устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, ускоряется старение организма.

В толковом словаре Ожегова сказано:

ВИТАМИНЫ — органические вещества, первоисточником которых обычно служат растения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

Витамины играют важнейшую роль в продлении здоровой и полноценной жизни, т.е. без них невозможна нормальная работа организма. Заменить их ничем нельзя и при отсутствии витаминов или их недостатке в рационе обязательно развивается определенное, причем часто повторяющееся, заболевание или нарушается здоровье в целом.

2. Виды витаминов.

Существуют разные виды витаминов. Каждый витамин выполняет свою собственную функцию и один витамин не может заменить другой:

ВИТАМИН А — необходим для здоровой кожи, хорошего зрения и иммунной системы. Помогает развитию и росту ребенка.

Содержится в продуктах животного происхождения, богаты им морковь, томаты, красный перец, щавель, зеленый лук, печень, молочные продукты, яйца и жирная рыба

Признаки недостаточности витамина А : ломкие, медленно растущие ногти, сухие и ломкие волосы, сухая кожа, сыпь на коже, плохой аппетит, плохой рост.

ВИТАМИНЫ группы В — витамины красоты: здоровые волосы, ногти и глаза, здоровая нервная система. Данная группа витаминов помогает организму вырабатывать красные кровяные тельца. Источниками данной группы витаминов являются такие продукты как: мясо, печень, рыба, яйца, хлеб из непросеянной муки, обогащенные витаминами хлопья для завтрака, бобовые, бананы, коричневый рис, орехи и дрожжевой экстракт.

Признаки недостаточности витаминов группы В : появление красных шелушащихся пятен на лице, трещинки в углах губ, а волосы и ногти становятся слабыми и ломкими.

ВИТАМИН С — защищает от вирусных и бактериальных инфекций, улучшает состояние кожи, способствует усвоению железа; Источником витамина С являются большинство фруктов и овощей: апельсины, мандарины, грейпфрукты, лимоны, тыква, вареная морковь, киви, сладкие перцы, черная смородина и клубника, квашенная капуста, отвар шиповника.

При недостатке витамина С: кровоточат десны, слабые нервы, плохая концентрация, частые простуды, излишний вес, усталость, депрессия, плохой сон, слабое зрение.

ВИТАМИН Д — участвует в формировании зубов и скелета здоровой нервной системы; содержится в жирной рыбе, яйцах и молочных продуктах, печени трески. Некоторые продукты, как например, маргарин, обогащены витамином D.

При недостатке витамина Д наблюдается: близорукость, выпадение зубов, слабые мускулы, увеличенные суставы в коленях, нервные расстройства, раздражения, плохой сон, пессимизм, депрессия.

ВИТАМИН Е — улучшает общее самочувствие, повышает выносливость при физических нагрузках и занятиях спортом, повышает упругость и сохраняет влажность кожи; содержится в арахисе, горохе, кукурузе, в зеленых овощах.

При недостатке витамина E наблюдается: быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, появление на коже прыщей, медленное заживление ран и царапин.

ВИТАМИН РР — принимает участие в работе желудочно-кишечного тракта; содержится в мясе, молоке, горохе, бобах, грибах, гречке.

При недостатке витамина РР наблюдается: язвенная болезнь желудка, гастриты, заболевания нервной системы, кожные болезни.

Разработана классификация витаминов, основанная на их физико-химических свойствах, прежде всего — на растворимости в воде или в жирах. Все известные витамины делятся на 2 большие группы: водорастворимые и жирорастворимые.

Водорастворимые витамины растворяются в воде и не накапливаются в организме. К ним относятся витамин С, РР и группа витаминов В.

Витамины, содержащиеся в пище животного происхождения относятся к жирорастворимым. Они накапливаются в жировых клетках и расходуются по мере необходимости.

К жирорастворимым витаминам относятся витамин А, Е, D и др.

Источник

Школьная работа по витаминам

Мы есть то, что мы едим

Само слово «витамины» переводится как «жизнь», и содержатся они во вкусных продуктах — овощах и фруктах, которые любят все люди. Но как действуют витамины на здоровье, что было, когда они становились недоступными, например, в далеких морских путешествиях наших предков? Сколько витаминов надо съедать в день? Какие продукты содержат витамины в наибольшем количестве? А можно ли переесть витаминов, и что будет тогда со здоровьем человека? Нужно ли принимать синтетические витамины? Эти и многие другие вопросы, возникают, когда знакомишься с литературными источниками по выбранной теме.

Актуальность и новизна: В работе впервые анализируется связь приема продуктов, содержащих витамины и самочувствие школьника. Ценность данного исследования еще и в том, что он уникален: мониторинг исследовательских работ учащихся в интернете показал, что ведение пищевого дневника с анализом качественного и количественного приема витаминов в пище, никем ранее не применялся.

Результаты исследований, проведенных НИИ питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и нарастающем дефиците витаминов А, группы В, С, Е, а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, недостаточность витаминов группы В была выявлена у 30–40%, бета-каротина — более чем у 40%, а витамина С — у 70–90% обследованных [5]. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенние периоды.

Организм ребенка школьного возраста находится в процессе роста и развития. С другой стороны, учебные нагрузки, дополнительные занятия в кружках и спортивных секциях требуют повышенного количества витаминов для сохранения и укрепления здоровья. От витаминов зависит формирование костной и мышечной системы, умственная и физическая активность, сон и другие важные показатели здоровья. Частота заболевания инфекциями верхних дыхательных путей и гриппом в холодное время года так же зависит от приема витаминов.

Все эти данные было решено проверить, ежедневно отмечая, какие продукты составляли пищевой рацион, наличие в них витаминов и их связь с самочувствием. С этой целью был разработан пищевой дневник. Кроме того, было интересно узнать, что знают школьники о витаминах.

Гипотеза исследования: употребление в пищу продуктов, содержащих витамины, способствует улучшению состояния здоровья школьника.

Цель исследования: изучить влияние витаминов на здоровье школьника.

Изучить историю витаминов.

Продемонстрировать пользу ведения пищевого дневника.

Доказать связь приема витаминов с пищей и улучшением самочувствия.

Обьект исследования: витамины

Предмет: влияние витаминов на организм школьника.

Теоретический анализ современной литературы.

Самонаблюдение посредством ведения пищевого дневника.

Проведение опроса одноклассников о витаминах.

Практическая значимость работы:

Наличие практических рекомендаций, направленных на улучшение здоровья школьников.

Глава 1. История изучения витаминов.

Витамины представляют собой органические соединения, которые необходимы для нормального функционирования организма. Они являются составным элементом многих ферментов. Это объясняет, какую важную роль играют витамины в обмене веществ. Витамины способствуют деятельности гормонов, а также увеличению сопротивляемости организма к пагубным воздействиям внешней среды (инфекциям, действиям высокой и низкой температуры и т.д.). Они нужны для ускорения роста, формирования мышечной системы, регулируют обменные процессы, работу пищеварительной системы и выполняют многие другие функции в организме. В отличие от ферментов и гормонов, чаще всего, витамины не образуются в организме человека. Главный источник витаминов — это овощи, фрукты и ягоды, а также молоко, мясо, рыба. Витамины нужны в очень небольших количествах, но их недостаток или отсутствие в пище нарушает работу всего организма. Авитаминоз представляет собой отсутствие некоторых витаминов, вызывает специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания. Для нормальной работы организма, его роста и развития необходимы все витамины.

Из научных источников (книг и энциклопедий, сети Интернет) была выяснена история изучения витаминов.

Во второй половине XIX века люди считали, что из полезных веществ, которые содержатся в продуктах питания, есть только белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Но от того, что люди не употребляли в пищу некоторые продукты, и вместе с ними, другие полезные вещества, кроме перечисленных, они умирали от непонятных болезней. Например, когда корабли отправлялись в долгое морское путешествие, очень много людей погибало от цинги при больших запасах продовольствия. Цинга – это болезнь, при которой человек чувствует себя уставшим, сильно худеет, теряет аппетит, у него болят мышцы в ногах, выпадают зубы и кровоточат десны. Позже обнаружили, что цинга развивается от недостатка витамина С.

Впервые на неизвестные полезные вещества обратил внимание русский ученый Николай Лунин в 1880 году. Он проводил опыты на мышах и заметил, что те животные, которые питаются искусственным молоком, худели и погибали. А те мыши, которые получали натуральное молоко, были здоровы.

Позже его опыт подтвердил другой ученый – врач Эйкман. В то время в Японии и Индонезии очень много людей страдали от болезни «бери-бери». Эта болезнь, поражающая нервную систему и сердце, часто приводила к параличу и к смерти. Эйкман заметил, что кормит своих кур очищенным рисом, который также едят больные «бери-бери». Стоит дать им неочищенный рис, как они тут же выздоравливают.

Первым выделил витамин ученый Каземир Функ в 1911 году. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины – группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».

На сегодня известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни возникают при их недостатке. Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.

В «Толковом словаре» Ожегова дано следующее объяснение: «Витамин — органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества».

В начале исследования было также выяснено, что знают о витаминах школьники 5 класса. Для этого было проведено анкетирование учащихся 5 г класса. Для проведения анкетирования была разработана анкета, состоящая из 5 вопросов (приложение А) . Анкетному опросу подлежало 22 человека. Какие витамины влияют на здоровье школьника знают 16 человек. Какие витамины лучше: аптечные или из натуральных продуктов, аптечные выбрали 3 человека. В каких продуктах содержится витамин Д, знают 12 человек. В каких продуктах содержится витамин С, знают 20 человек. Какие витамины являются водорастворимыми и какие жирорастворимые, знают 2 человека. Таким образом, результаты анкетирования показали, что не все одноклассники владеют информацией о витаминах.

Итак, витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам относятся: витамины С, В1, В2, В3 (РР), В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота и биотин. Их основная особенность — не накапливаться в организме, так как их запасов хватает на очень продолжительное время. Поэтому передозировка возможна лишь для некоторых из водорастворимых витаминов. К жирорастворимым витаминам относятся: витамины А, D , Е и К. Их основная особенность — накапливаться в тканях организма, в основном, в печени.Они накапливаются в подкожно-жировой клетчатке и создают «прочный» запас. Всасываются они в присутствии жиров (масло, сметана). Передозировка жирорастворимыми витаминами приводит к тяжелому расстройству организма. Особенно опасна передозировка витаминами А и D .

Основным источником витаминов для человека является пища. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки и хранения пищи, выбора блюд и привычек в питании. Важную роль играет состав пищи.

Витамин А необходим для нормального обмена веществ, а также формирования костно-мышечной системы. Его называют витамином зрения, так как при его недостатке развивается «куриная слепота» (резкое снижение зрения в темноте). Содержится в растительной пище в виде каротина, который превращается в витамин, попадая в организм. Большое количество каротина находится в моркови и сладком перце. Из фруктов каротином богаты персики, абрикосы и виноград.

Витамины группы В. В злаковых растениях содержатся витамины B1, B2, B6, необходимые для роста и полноценного развития организма. Содержатся они в мясе, печени, рыбе, яйцах, цельнозерновом хлебе.

Витамин В9 (фолиевая кислота). При недостатке фолиевой кислоты у детей наблюдается задержка в развитии, затормаживается функция развития головного мозга. Наблюдается задержка роста. Недостаток фолиевой кислоты в организме можно пополнить, употребляя в пищу морковь, орехи, бананы, апельсины, дыню, абрикосы, тыкву,финики, грибы.

Витамин С. Употребление этого витамина с пищей способствует повышению иммунитета к инфекционным заболеваниям. Витамин С можно получить, употребляя плоды шиповника и облепихи. В квашеной капусте, сушеном шиповнике и листьях и плодах смородины содержится достаточное количество витамина С. Первая весенняя зелень, перьевой лук, редис, поддержат организм свежим запасом этого витамина.

Витамин D. Принимает активное участие в формировании костной ткани. Им богаты сыр, сливочное масло, печень, творог, молоко, рыба и икра. Витамин D также вырабатывается в клетках кожи под воздействием солнца. Поэтому так важно больше бывать на солнце и загорать летом.

Витамин Е поддерживает иммунитет и отвечает за правильное формирование мышечных тканей. Его можно получить, употребляя в пищу подсолнечное, кукурузное, хлопковое масла, яблоки с семечками, миндаль, арахис.

Витамин К обеспечивает синтез в печени некоторых факторов свертывания крови, участвует в формировании костной ткани. Содержится в шпинате, цветной и белокочанной капусте, листьях крапивы, помидорах, печени.

Витамин PP содержится в зелени, корне лопуха, пророщенных зернах пшеницы, помидорах, курице, свинине, рыбе, грибах, орехах, яйцах, молочных продуктах. Повышает тонус организма, разжижает кровь, участвует в переваривании пищи.

Витамин P содержится во фруктах, ягодах, гречке. Необходим для здоровья сосудов, способствует повышению иммунитета.

Также в наш организм могут поступать витамины, полученные химическим путем. Это различные витамины и поливитаминные комплексы, которые продаются в аптеках.

Безусловно, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний следует отдавать предпочтение натуральным витаминам, которые содержатся в продуктах питания. Однако, при недостаточном количестве витаминов в крови, при повышении потребности организма в витаминах, и особенно при заболеваниях, приводящих к нарушению их усвоения, витамины могут назначаться дополнительно к питанию.

Хотя многие витамины могут быть синтезированы искусственно, большинство витаминных препаратов (таблеток, капсул, порошков, жидкостей) производят, используя естественные источники.

Например, витамин А получают из масла печени рыб, витамины группы В — из дрожжей или печени, витамин С считается самым лучшим, если он изготовлен из ягод шиповника, витамин Е извлекают, главным образом, из соевых бобов, зародышей пшеницы или других зерновых и т. д.

Химический анализ показывает, что получаемые препараты не отличаются от природных витаминов, но, как правило, последние оказывают более выраженное положительное действие и не вызывают побочных реакций. Почему?

Во-первых, в пищевых продуктах обычно содержится целый комплекс веществ, обладающих сходной витаминной активностью, а не одно вещество. Например, натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, а не только один токоферол, поэтому он более эффективен, чем его синтетический двойник.

Во-вторых, в продуктах питания содержатся различные витамины и биологически активные вещества, усиливающие действие друг друга (улучшающие усвоение и замедляющие выведение).

Синтетический витамин С — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С более эффективен.

На сегодняшний день нет окончательного решения ученых о том, стоит ли принимать самостоятельно химические витамины. Мнения исследователей на этот счет противоречивы. О приеме синтетических витаминов следует посоветоваться с врачом.

В природе практически нет ни одного продукта, в котором находились бы все витамины в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей организма взрослого человека. Поэтому необходимо максимальное разнообразие меню: наряду с продуктами животного происхождения и зерновыми, в рационе должны быть овощи и плоды, в том числе в сыром виде. Всемирная организация здравоохранения определила необходимое количество овощей и фруктов для употребления – 400 г (5 порций по 80 грамм, порцией считается объем ладони человека).

Овощи в 4 раза полезнее фруктов. В сушеных фруктах сохраняется только третья часть витаминов. Пищевой рацион школьника должен быть разнообразным и включать все витамины, так как каждый витамин отвечает за свою функцию в организме.

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия:

Хранить продукты в темном и прохладном месте.

Мыть пищевые продукты в целом виде или крупным куском, нарезать их непосредственно перед приготовлением пищи.

Подготовленные овощи сразу подвергать тепловой обработке.

При необходимости хранения очищенных овощей помещать их в прохладное место не более чем на 3-5 часов.

Для варки овощи и плоды помещать в кипящую воду.

Строго соблюдать время тепловой обработки, не допускать перегрева.

Плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку.

Свести к минимуму перемешивание пищи при нагревании.

Резать и тереть овощи, смешивать их и заправлять, растительным маслом или сметаной только перед употреблением.

Квашеные и соленые овощи хранить под грузом, покрытым рассолом. Не надо промывать квашеную капусту, так как при этом теряется более 50% витамина С.

Использовать овощные отвары для приготовления супов и соусов.

Для повышения витаминной ценности питания в рацион целесообразно включать напитки из сухих плодов шиповника, пшеничных отрубей (богатых витаминами группы В), из сушеных яблок и других фруктов, и овощей).

Отдавать предпочтение замораживанию натуральных овощей и фруктов.

Глава 2. Влияние витаминов на здоровье школьника

Для проведения анализа влияния витаминов на организм школьника и связи потребления продуктов питания, содержащих витамины, с самочувствием было решено вести ежедневно, на протяжении месяца пищевой дневник (таблица 1).

Ежедневно в пищевой дневник записывался весь пищевой рацион и количество порций еды, содержащей витамины. Порции измерялись из расчета: 1 порция — 1 ладонь.

Самочувствие контролировалось с помощью баллов. В изученной литературе не удалось найти критериев, по которым, можно было бы отмечать самочувствие. Такие критерии были разработаны самостоятельно:

— 5 баллов — отличное самочувствие, хорошее настроение, прекрасная умственная и физическая активность;

— 4 балла — легкое недомогание, снижение настроения, легкое снижение активности во второй половине дня, сонливость, повышенная усталость;

— 3 балла — слабость, сонливость с самого утра, плохое настроение, сниженная умственная и физическая активность с самого утра;

— 2 балла — очень плохое самочувствие, недомогание, боли где-либо, сниженная умственная и физическая активность (желание лежать);

— 1 балл — состояние болезни, требуется постельный режим.

Источник

Читайте также:  Какие витамины пить для кожи лица после 35 лет
Adblock
detector