Школьная экспериментальная площадка здоровье
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №3
Реализация инновационного пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования с использованием диагностического аппарата «АРМИС»
С сентября 2012 года в рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению 100 общеобразовательных школ Ростовской области были оснащены аппаратно-программными комплексами диагностического назначения «АРМИС» (разработка ООО «Корвита»). Данные комплексы позволяют качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма.
В нашей школе с сентября 2013 года реализуется инновационный пилотный проект по здоровьесбережению в сфере образования в Ростовской области с использованием диагностического аппарата «АРМИС». МБОУ Чалтырская СОШ № 3 определена пилотной площадкой на основании приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.03.2013 года № 173. Согласно данному приказу в пилотный проект по здоровьесбережению включены в 2013 году 100 школ из 42 муниципальных образований Ростовской области .
Одной из главных задач современной школы является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью. В Ростовской области, как и в целом в Российской Федерации, количество здоровых детей продолжает снижаться, что подтверждается данными официальной статистики. Хорошая организация школьного питания, физическое здоровье, создают условия к адаптации наших детей к современной жизни. Комплекс проблем, связанных с организацией здоровьесберегающей деятельности может быть решен с помощью совместных усилий: педагогов, психологов, медиков, родителей.
Сегодня в рамках соглашения о сотрудничестве минобразования и минздрава Ростовской области работает уникальный Проект, рассчитанный на 5 лет и направленный на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В нем участвуют 100 школ Ростовской области, и наша школа, одна из немногих является участником этого проекта.
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Не секрет, что абсолютно здоровыми можно считать только 10% выпускников школ, более половины детей имеют ослабленное здоровье, и значительная часть детей в возрасте до 14 лет уже приобретают хронические болезни. В недопущении болезни, в удержании и преумножении здоровья решающая роль принадлежит не только и не столько медицине и системе здравоохранения в целом, а семье, школе и его ближайшему окружению. В связи с этим, в системе образования назрела необходимость создания здоровьесберегающей среды и комплексной системы мер, которая позволит отслеживать уровень развития и состояние здоровья детей в школе, основываясь на данных мониторинга их психологических и физиологических показателях, осуществляемого на протяжении всего периода обучения.
Использование новейших технических разработок, аппаратно-программного комплекса «АРМИС» позволит осуществить квалифицированную диагностику, своевременно и быстро выявить отклонения в здоровье и развитии ребенка, дать необходимые рекомендации. А как показывает практика организации медицинской помощи гораздо эффективнее на стадии, когда болезнь еще не проявила себя. Полученные данные, также помогут качественно улучшить учебный процесс, выбрать формы и методы обучения, способствующие здоровьесбережению школьников.
Информация для родителей
об аппаратно-программном комплексе «АРМИС».
Данный проект может быть использован в качестве типовой региональной модели формирования системы здоровьесберегающего образовательного пространства любого региона Российской Федерации, необходимость которой предписана Указом Президента РФ №761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.».
Целями данного проекта являются сбор и анализ данных развития обучающихся, получаемых средствами АПК «АРМИС» и комплекса компьютерных программ психологической и психофизиологической диагностики а также создание единой базы данных о показателях развития обучающихся, доступной родителям обучающихся.
АРМИС — инновационный диагностический аппарат для контроля физиологических пара- метров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки их состоянии, с учетом региональных половозрастных норм.
АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно-программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.
Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается функциональное состояние ребенка.
— Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.
— При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.
— Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.
— Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).
— Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.
— При исследовании физического развития производится оценка соответствия половозрастным нормам роста, веса и силы мышц. Определяются и оцениваются относительные показатели – индекс массы тела и индекс силы. По результатам обследования при необходимости вы можете вовремя обратиться за врачебной помощью.
Обработка данных исследований и формирование заключения автоматические.
Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме в режиме реального времени поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.
Безопасность и возможность использования в условиях образовательного учреждения аппаратно-программного комплекса «АРМИС» подтверждена следующей документацией:
1. Регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, №ФСР 2010/06908, выданное от 26 февраля 2012 г.
2. Декларация о соответствии требованиям ГОСТов. №РОСС RU.ИМ37.Д00035 от 05.07.2011 г.
3. Свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.С.39.003.А.№47156, выдано Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
4. Отзыв директора Научного центра здоровья детей РАМН, председателя исполкома Союза педиатров России, главного педиатра России, вице-президента РАМН, академика РАМН А.А. Баранова от 1.12.2010 г.
Информация для родителей и медицинских работников по рекомендациям,
получаемым после обследования на аппаратно-программном комплексе «Армис».
Анализ результатов состояния здоровья учащихся с использованием диагностического комплекса «АРМИС» осуществляется в автоматическом режиме экспертной информационной системой «Наша здоровая школа».
Исследуются параметры следующих систем организма:
— сердечно-сосудистой
— дыхательной
— центральной нервной
— слуховой
— зрительной
Отдельно анализируется набор параметров адаптационных резервов и параметры физического развития.
Специальная статистическая процедура позволяет подойти к комплексной оценке как системы в целом, так и к каждому из исследуемых параметров: состояние системы или параметра в норме или имеются признаки отклонения от нормы – «не норма».
Важно помнить : аппаратно-программный комплекс «АРМИС» выполняет функцию диагностической, доврачебной помощи. Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» еще не означает, что ребенок нездоров. Это говорит о том, что на анализируемую систему организма (в которой обнаружено то или иное отклонение от нормы) следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение качества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек и т.п.
Наиболее важными в отношении здоровья ребенка
являются следующие ситуации.
1. Тревожными признаками, которые являются важными в отношении возможных нарушений в сердечно-сосудистой и дыхательной (респираторная) системах, требующими обязательного обращения к врачу , являются следующие параметры:
в сердечно-сосудистой системе:
- смещение ST-сегмента
- количество желудочковых экстрасистол
- количество наджелудочковых экстрасистол
- количество АВ-блокад 2-го типа
- количество синоатриальных блокад
в дыхательной системе:
- форсированная жизненная ёмкость (ФЖЭЛ)
- объем форсированного выдоха за 1-ю секунду
- пиковая скорость выдоха
- средняя объемная скорость на промежутке 25%-75%.
2. Высока вероятность наличия устойчивого гиперактивного состояния, перевозбуждения, неустойчивость к стрессогенным факторам. Следует проконсультироваться с врачом при обнаружении следующих признаков:
Высокие значения параметров:
- ЧСС (частота сердечных сокращений),
- индекс Баевского
- систолическое артериальное давление и
- низких значений в разделе «Резервные возможности организма»
- 3. Выявляются признаки низкой физической, аэробной тренированности ребенка:
Высокие значения параметров:
- ЧСС (частота сердечных сокращений)
- индекс Баевского
- систолическое артериальное давление и
Низкие значения параметров:
- жизненная емкость легких (Дыхательная система)
- индекс силы (Антропометрия)
По плану работы школы с сентября 2013 года проводилась диагностика состояния здоровья учеников на доврачебном уровне. За время получасового обследования у учащихся проверены сердечно-сосудистая и центрально нервная системы,
опорно- двигательный аппарат, зрение и слух.
Однако, с сентября 2015 года из-за отсутствия школьного фельдшера(вакансия), обследование учащихся временно приостановлено.
Для проведения обследования Вашего ребенка необходимо Ваше СОГЛАСИЕ.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» В МБОУ СОШ №3 С. ЧАЛТЫРЬ В КАЧЕСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ.
Состояние здоровья подрастающего поколения становится все более приоритетной проблемой государственного значения и определяет для школы актуальность поиска эффективных способов сохранения психического и физического здоровья школьников.
Инновационные перемены школьного образования предполагают создание условий, обеспечивающих охрану здоровья обучающися, обеспеченность психологического комфорта участников образовательного процесса. С этой целью педагогический коллектив нашей школы стал работать над проблемой создания здоровьесберегающей среды в школе.
Понимая всю полноту ответственности общеобразовательного учреждения за создание в школе необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, мы начали работу с определения нормативно-правового обеспечения здоровьесбережения школьников.
Затем было проведено обследование здоровья учащихся, которое выявило количество учащихся с различными видами заболеваний, были определены факторы, влияющие на причины здоровья ученика , связанные с организацией работы школы, в том числе:
- интенсификация учебного процесса, уровень учебной нагрузки;
- состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;
- состояние внеурочной воспитательной работы в школе;
- уровень психологической помощи учащимся;
- состояние микроклимата в школе и дома;
- отсутствие знаний о здоровом образе жизни;
- несбалансированность питания школьников.
Продумывая проект программы «Здоровье», мероприятия по её реализации и способы их осуществления, мы столкнулись с проблемами создания здоровьесберегающей среды в школе:
- отсутствие необходимой материально-пространственной среды: помещений для занятий по оздоровлению учащихся;
- разобщенность оздоровительной работы с учебно-воспитательной;
- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
- психо-эмоциональное утомление школьников от долгого пребывания в школе в одной и той же среде;
- недостаточная подготовленность школьных работников по вопросам сохранения, укрепления здоровья;
- недостаточное количество учебников и методических пособий по организации и формированию здорового образа жизни учащихся;
- ухудшение физического и психического здоровья школьных педагогов, как следствие стрессовая тактика педагога в отношении учащихся, а часто и в отношении коллег и родителей школьников;
Пути решение этих проблем также были включены в программу.
Главным, в рамках программы «Здоровье», стало создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и их педагогов.
При создании и реализации программы мы наметили и прошли 2 этапа её осуществления:
— этап проектирования программы (2006 г.):
- постановка задач и основополагающих принципов её успешной реализации с помощью управленческих решений и здоровьесберегающих мероприятий на этапе реализации;
- определение прогнозируемой модели личности выпускника и ожидаемых конечных результатов.
— этап исполнения программы (2007-2009 год):
- внедрение в деятельность образовательного учреждения проектов здоровьесбережения;
- конкретная осмысленная и поисково-творческая деятельность педагогов, направленная на достижение, стоящих перед ними целей;
- корректирование деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры её соответствия основным установкам, определённым на этапе проектирования программы.
На базе школы открыта и начала свою работу районная экспериментальная площадка:
«Здоровьесберегающая среда в школе как условие гармоничного развития личности обучающегося».
— этап анализа и оценивания результатов программы начнется для нас в конце 2008-2009 учебного года, но уже сейчас мы поводим первые итоги и оцениваем результаты, без этого невозможен процесс корректирования деятельности по наиболее оптимальному выполнению программы.
Процесс обучения в школе ни в коем случае не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей. Способствовать этому должно использование резервов внутришкольной среды:
- грамотная организация учебного процесса, сбалансированный режим учебы и отдыха (щадящий, валеологически построенный учебно-календарный график, расписание уроков, перемен, режимные моменты в условиях работы школы в режиме полного дня, в том числе: утренняя зарядка, динамические паузы, физкульт-минутки на уроках, посещение плавательного бассейна, прогулки на свежем воздухе, использование возможностей школьного спортивного зала, стадиона, комнаты психологической разгрузки и игровой, двухразовое горячее питание, введение дополнительного третьего часа физической культуры в учебный план школы и курса ОБЖ в 5-11 классах, строгий контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы, непрерывный мониторинг состояния здоровья детей);
- внедрение методик преподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях;
- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (интегрированные формы, обучение на дому);
- выявление здоровьесберегающего потенциала каждой образовательной области, урока (уже при планировании уроков учителя-предметники определяют упражнения и задания, пропагандирующие здоровый образ жизни);.
- внеурочная деятельность детей, организация их досуга, организация дополнительного образования (проведение внеклассных оздоровительных мероприятий: «День здоровья», «День защиты детей по ГО», организация работы летнего оздоровительного лагеря; проведение конкурсов: «Здоровье», «Самый спортивный класс», «Спортсмен года»; организация работы кружков и секций: кружок бального танца, экологический и театральный кружки, военно-патриотический клуб «Эдельвейс», кружки «Юнкор» и ПДД, секции футбола, волейбола, общей физической подготовки);
- создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата (работа психолого-медико-педагогической службы школы);
- ориентирование учителей на реализацию здорового образа жизни, сохранение своего здоровья и бережное отношение к здоровью ученика;
- просветительская работа среди участников учебно-воспитательного процесса (введение.в учебный план школы элективного курса «Здоровый образ жизни» с 5 по 8 классы, педагогические советы, методические совещания, родительские собрания, классные часы и работа школьного радиоузла на темы здоровьесбережения);
- творческий характер образовательного процесса. Включение школьников в творческий процесс служит реализации поисковой активности личности, её самовыражению, созданию личного статуса и, следовательно, увеличивает состояние душевного комфорта, её адаптационный потенциал (участие школьников в олимпиадах и проектах разного уровня).
Ожидаем, что конечными результатами реализации данной программы будут:
- повышение функциональных возможностей организма учащихся;
- рост уровня физического развития участников образовательного процесса и осознание ими приоритетности ЗОЖ;
- снижение заболеваемости и уменьшение количества дней, пропущенных учащимися по болезни;
- уменьшение сроков адаптации;
- положительный настрой к разным видам деятельности;
- комфортный психологический климат;
- рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
- поддержка со стороны родителей деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Таким образом, усилия коллектива направлены на укрепление защитных сил и адаптационных механизмов школьника, на повышение сопротивляемости организма неблагоприятным социальным и экологическим воздействиям.
Отдельно хочется выделить оздоровительную работу с учителями. Как прфессиональная группа учителя отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Исследования показывают, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», что характеризуется высокой тревожностью, психосоматическими недомоганиями, негативным отношением к профессиональной деятельности, астенический синдром, чувство вины перед близкими.
Причин такого состояния довольно много:
· загруженность учебной работой, чтобы заработать на жизнь;
· подготовка к урокам, педсоветам, семинарам и т.д., отнимающая личное время;
· малоподвижный образ жизни;
· не всегда ровные отношения с учениками, их родителями, администрацией;
· несоответствие условий работы установленным стандартам;
· бюрократизация школьной жизни (большое количество отчетов, опросов, документации, мероприятий «для галочки»);
· использование различными структурами учителя как наиболее ответственного и безотказного гражданина (добровольно-принудительное вовлечение в процесс организации и проведения выборов, переписей, социологических опросов, рейдов и т.д.).
Поэтому крайне необходимо предусмотреть в программе «Здоровье» и оздоровительную работу с учителями:
- проведение уроков здоровья для учителей;
- проведение семинарских, лекционно-консультативных занятий по курсу ЗОЖ;
- развитие навыков самоконтроля за состоянием здоровья;
- оздоровление организма через вовлечение педагогов в спортивные и культмассовые мероприятия (коллективные походы, посещение плавательного бассейна, поездки в санаторий по коллективной путевке; посещение театров, выставок, концертов и т.д.; соревнования команд учителей и учащихся, учителей между школами).
Оценочно-контролирующий этап реализации программы дает возможность провести
детальный анализ воспитательно-оздоровительной работы, сформированности ЗОЖ учащихся, откорректировать учебно-воспитательный процесс. После анализа полученных результатов намечается дальнейшая программа оздоровительной деятельности образовательного учреждения.
346800, Ростовская область, Мясниковский район,
Источник