Меню

Школа здоровья здоровье пожилого человека

Общественные программы и школы здоровья

Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?

На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».

Действуют учреждения следующим образом:

1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.

2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.

В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.

ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.

К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:

1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.

2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.

3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.

4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.

5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.

КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?

В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:

1. “Школы для больных сахарным диабетом”.

2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.

3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.

4. “Школы для больных на хроническом диализе”.

5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.

6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.

7. “Школы для беременных”.

Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.

В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.

Источник

Школа здоровья здоровье пожилого человека

Цель Программы:

Повышение качества жизни пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности путем вовлечения их в работу информационно-просветительской программы «Школа здоровья» на почве интересов сохранения собственного здоровья, повышения медицинской грамотности, борьбы с заболеваниями, поддержания здорового образа жизни участников на базе учреждений социальной защиты населения г. Москвы.

На первом этапе Программа получила поддержку Комитета общественных связей г. Москвы в 2006-2009 гг. В 2009 г. Программа была включена в Постановление правительства Москвы №191-ПП от 3 ноября 2019 г. «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в Москве на 2009-2012 гг. (№4.8.10). Приказом ДСЗН г. Москвы №1718 от 29.12.2011 РООИ «Здоровье человека» включена в Перечень благотворительных, общественных, некоммерческих организаций, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2016 гг.» по выполнению информационно-образовательной Программы по профилактике заболеваний людей старшего возраста, поддержке здорового образа среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья». Постановлением Правительства Москвы № 420-ПП от 06.09.2011г. в редакции от 2016 г. указанная Государственная программа была продлена до 2018 г. Программа с 2013 г. устойчиво реализуется за счет собственных и привлеченных средств.

Задачи, решаемые в Программе:

1. Подготовка цикла лекций «Школы здоровья» для пожилых людей по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, характерных для пожилого возраста: « Стрессоучтойчивость в современном мире», «Профилактика хронических неврологических заболеваний», «Нарушения памяти в пожилом возрасте», «Заболевания пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта», «Заболевания органов дыхания», «Остеопороз и другие заболевания опорно-двигательной системы», «Лечение и профилактика сахарного диабета», «Профилактика ГРИППа и ОРЗ», «Заболевания щитовидной железы».

2. Издание буклетов для пожилых людей по тематике лекций «Школы здоровья» (не менее 10 000 шт.) для раздачи на занятиях «Школы здоровья».

3. Ежемесячное формирование и согласование расписания по тематике, дате и времени проведения лекционных занятий «Школы здоровья» в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы – Государственных бюджетных учреждениях (ГБУ) г. Москвы Территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и их филиалах – не менее 90 учреждений, не менее 40 лекций в месяц.

4. Чтение лекций с проведением «круглых столов» «Школы здоровья» в ГБУ ТЦСО и их филиалах, не менее 500 лекций в год в не менее чем 90 учреждений для более чем 10 000 участников.

Читайте также:  Польза йогуртов для здоровья

5. Ежемесячное информирование о плане лекционных занятий в ГБУ ТЦСО и их филиалах на сайте www.humanhealth.ru

6. Проведение опросов участников «Школы здоровья» для выявления интересующей их тематики лекций и удовлетворенности занятиями, а также для оценки полезности полученных знаний в «Школе здоровья».

7. Подготовка отчета с рекомендациями по распространению опыта работы с пожилыми людьми в формате «Школы здоровья».

Механизм реализации:

Стратегия реализации программы «Школа здоровья» основана на методах социальной, психологической и педагогической работы с пожилыми людьми.

1. Внедрение социальных, психологических и образовательных программ для пожилых людей дает им возможность возродить и поддерживать веру в себя и свою значимость для социума. Пожилые люди, которые участвуют в таких программах, становятся все более социально активными: начинают посещать театр, консерваторию, музеи и выставочные залы, становятся психологически намного устойчивее к современным социально-экономическим стрессам, и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к активной социальной жизни. Можно предположить, что социальные интересы, входя в структуру личности пожилого человека, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с возрастным кризисом и не подвержена динамике при потере статуса, сужении круга общения и других негативных проявлениях, характерных для старения. Активное поведение формирует стиль жизни пожилого человека, который придает устойчивость адаптационному процессу его в социуме в целом.

2. Специфика работы с пожилыми людьми включает специальное обучение на интерактивных лекциях, которое позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые навыки и совершенствоваться в них.

3. Использование специфичной методологии в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от такой модели старения, согласно которой этот процесс характеризуется общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного переживания. Специфичным в использовании интерактивных программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают.

Применяющиеся методики.

Занятия в группах:

1. Групповые занятия, включающие советы по основам психосоматической саморегуляции в пожилом возрасте.

2. Групповые занятия, включающие рекомендации по психологическому принятию изменений (ослабления) здоровья с возрастом, и адаптация к этим изменениям.

3. Групповые занятия по профилактике возрастных заболеваний, связанных с образом жизни (стресс, привычки питания, гиподинамия).

4. Рекомендации по работе с эмоциями с помощью методов арт-терапии (изотерапии, музыкотерапии). Обсуждение на групповых занятиях тем: «Эмоции, стресс и арт-терапия», «Типы и формы стресса, его влияние на организм человека».

5. Рекомендации по гармонизация духовных, психических, телесных структур пожилого человека через творчество и синтез различных видов искусств, использующихся в качестве хобби (шитье, вязание, вышивка, оригами, танцы, хоровое пение и др.).

Руководитель программы Дёмина Анна Юрьевна:

Врач-терапевт, специалист по остеопорозу.

Образование

  • Лечебный факультет Российского Государственного Медицинского Университета (в 2008 г.)
  • Интернатура по специальности «Терапия»
  • Повышение квалификации по темам: «Диагностика и лечение болезней суставов» и «Современные возможности диагностики, лечения и мониторирования остеопороза»
  • Профессиональная переподготовка по специальности: «Функциональная диагностика»,»Организация здравоохранения».
  • С 2012 г .работает специалистом по остеопорозу в медицинском центре «Здоровье человека»
  • Координатор и исполнитель по социально значимым программам благотворительной направленности РООИ «Здоровье человека» с 2013 г.
  • С 2019 г. является руководителем отдела по работе с инвалидами.

В 2018 г. были достигнуты следующие результаты:

Источник

Школа здоровья третьего возраста

О « Школе здоровья третьего возраста »

В последние годы в Республике Беларусь идет неуклонный процесс постарения населения , увеличивается абсолютная численность и удельный вес людей пожилого и старческого возрастов . На учете в поликлинике состоит 7305 человек указанного контингента , что составляет 19,2% в структуре взрослого населения . Высока общая заболеваемость среди лиц пожилого и старческого возрастов .

Цели

Целью « Школы здоровья третьего возраста » является ликвидация медицинской неграмотности больных пожилого возраста , популяризация медицинских знаний о наиболее часто встречающихся заболеваниях , их профилактике , принципах лечения , методах самоконтроля , пропаганде здорового образа жизни .

Основные задачи « Школы »:

2.1. Обучение населения пожилого возраста здоровому образу жизни .

2.2. Информирование лиц пожилого возраста о возрастных особенностях функционирования различных систем организма , влияющих на процессы абсорбции , метаболизма и выведения лекарственных препаратов .

2.3. Обучение основным принципам и особенностям медикаментозного лечения больных « третьего » возраста .

2.4. Ознакомление с особенностями протекания заболеваний , наиболее актуальных для пожилого возраста .

2.5. Обучение мерам профилактики основных для их возраста заболеваний .

2.6. Обучение методам самоконтроля за течением , имеющихся у них хронических заболеваний , с целью предупреждения осложнений .

2.7. Ознакомление с основными реабилитационными мероприятиями при болезнях системы кровообращения , неврологических заболеваниях , болезнях костно-мышечной системы .

Читайте также:  Крепкого здоровья всем мамам мира

2.8. Обучение основам рационального питания в пожилом возрасте , рациональным физическим нагрузкам .

2.9. Ознакомление с основами фитотерапии , правилами приготовления лекарственных настоев и трав .

2.10. Обеспечение максимальной адаптации лиц пожилого возраста к полноценной жизни в обществе .

Программа занятий

в « Школе здоровья третьего возраста »

по пятницам с 18.00 до 19.00 в кабинете №325

Название темы

Функциональные изменения организма

Понятие о факторах риска. Вопросы питания в пожилом возрасте.

Инфекции нижних дыхательных путей. Грипп. Профилактика ОРВИ.

Фитотерапия при ОРВИ. Домашняя аптечка

Возрастные изменения организма пищеварения.

Наиболее часто встречающиеся заболевания желудочно-кишечного тракта.

Особенности питания. Фитотерапия при заболевании органов пищеварения.

Заболевания сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте.

Атеросклероз и возраст. Немедикаментозные методы лечения ССЗ.

Лечебная физкультура дома. Борьба с гиподинамией.

Занятие №5

Артериальная гипертензия у лиц пожилого и старческого возраста.

Факторы риска. Профилактика кризовых состояний.

Первая помощь при острых состояниях в дому.

Занятие №6

Пожилой возраст и лекарство. Основы лекарственной терапии в пожилом и старческом возрасте.

Фитотерапия. Правила заготовки трав и приготовления лекарственных сборов.

Занятие №7

Возрастные изменения костно-мышечной системы.

Заболевания суставов в пожилом и старческом возрасте.

Вопросы профилактики, лечения.

Занятие №8

Дорсопатии. Профилактики травм позвоночника в пожилом возрасте.

Борьба с хронической болью. ЛФК при заболеваниях суставов, позвоночника.

Занятие №9

Специфика заболеваний мочеполовой системы в пожилом возрасте.

Инфекции мочеполовой системы у лиц пожилого возраста. Фитотерапия при заболеваниях МПС.

Вопросы гигиены у лиц пожилого возраста.

Занятие №10

Понятие ХОБЛ. Факторы риска ХОБЛ. Немедикаментозные методы лечения.

Вопросы профилактики и реабилитации. Иммунопрофилактика

Занятие №11

Вопросы неврологических заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста.

Вопросы ухода. Реабилитация после инсульта.

Занятие №12

Формирование здорового образа жизни-путь к долголетию.

Физические нагрузки у лиц пожилого возраста.

Дата
Занятие №1 05.01
Занятие №2 02.02
Занятие №3 02.03
Занятие №4 06.04
04.05
01.06
06.07
03.08
07.09
05.10
02.11
07.12

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!!

Особенности питания в пожилом возрасте

По многовековым наблюдениям, продолжительность жизни землян постоянно растет. Если в начале прошлого века средняя продолжительность жизни составляла 35-40 лет и 50- летние считались глубокими стариками, то к концу 20 века средняя продолжительность жизни увеличилась до 70-75 лет.

Согласно возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, биологический возраст в настоящее время существенно изменился. От 25 до 44 лет– это молодой возраст;44-60 лет –это средний возраст;60-75 лет — пожилой возраст;75-90 лет — старческий возраст; 90 лет и старше – это долгожители. Причем во многих развитых странах наблюдается увеличение людей пожилого, старческого возрастов и долгожителей.

Ученые не пришли к единому мнению относительно причин столь резкого увеличения продолжительности жизни. Одни связывают это с развитием цивилизации: от пещерной жизни человек перешел в теплые жилища, обеспечил себя достаточным количеством пищи, медицинским обслуживанием и т.п. Другие объясняют это эволюционным развитием рода человеческого…

Как бы там ни было, но немаловажное влияние на жизнедеятельность человека любого возраста, а тем более пожилого, оказываетпитание.

Изменения, происходящие в организме пожилых людей

Процесс старения человека проявляется закономерным развитием изменений структуры и функции различных органов, в том числе и органов пищеварительной системы. Наиболее выраженные изменения наблюдаются со стороны ротовой полости:

  1. Сохранившиеся зубы имеют желтоватый оттенок и различную степень стертости.
  2. Уменьшается объем ротовой полости, слюнных желез, исчезают нитевидные сосочки языка, атрофируются мимические и жевательные мускулатура, кости лицевого черепа.
  3. С возрастом снижается продукция слюны, поэтому у пожилых и старых людей довольно часто наблюдается сухость во рту, трещины губ и языка.
  4. По мере старения человека пищевод несколько удлиняется и искривляется вследствие увеличения кифоза грудного отдела позвоночника, расширения дуги аорты.
  5. С возрастом увеличивается частота рефлюкса (обратный заброс содержимого желудка в пищевод), что связано со снижением тонуса мускулатуры пищеводного сфинктера.
  6. Увеличивается общая длина кишечника, чаще наблюдается удлинение отдельных участков толстой кишки.
  7. Изменяется микрофлора кишечника: увеличивается количество бактерий гнилостной группы, уменьшается — молочно – кислых, что способствует росту продукции эндотоксинов и в конечном итоге нарушению функционального состояния кишечника и развитию патологического процесса.
  8. Происходит уменьшение массы печени.
  9. Желчный пузырь увеличивается в объеме за счет удлинения, увеличения тонуса мускулатуры стенки пузыря, что также способствует застою желчи. Этот фактор в сочетании с повышенным выделением холестерина создает предпосылки для развития желчнокаменной болезни у людей пожилого и старческого возраста.
  10. Атрофические изменения поджелудочной железы развиваются уже после 40 лет.

Неправильное питание в пожилом возрасте нередко приводит к таким серьезным заболеваниям, как хронический гастрит,язвенная болезнь, хронический гепатит, хронический панкреатит, хронический колит, сахарный диабет и др.

Во избежание таких болезней необходимо: строго соблюдать принципы питания,удовлетворять потребность организма в пищевых веществах, придерживаться режима питания.

Соблюдения принципов питания

При организации питания пожилых людей необходимо учитывать прежде всего снизившиеся возможности пищеварительной системы. В связи с этим основными требованиями к питанию пожилых людей являются:

  1. умеренность,т.е. некоторое ограничение питания в количественном отношении.
  2. обеспечениевысокой биологической полноценности питанияза счет включения достаточных количеств витаминов, биомикроэлементов, фосфолипидов, полиненасыщенных жирных кислот, незаменимых аминокислот и др.
  3. обогащениепитания естественными антисклеротическими веществами, содержащимися в значительном количестве в некоторых пищевых продуктах.

Потребность в пищевых веществах

Полное удовлетворение потребностей стареющего организма в пищевых веществах – гарантия защиты от болезней. В чем проявляется эта потребность?

  1. Потребность в белках.Снижениеобщей работоспособности в пожилом возрасте и нередко прекращение интенсивной физической работы является основанием для уменьшения нормы белка.Однако у пожилых людей сохраняется потребность в регенерации восстановления изношенных, отживающих клеток, для чего требуется белок (тем больше, чем выше изнашиваемость тканей).
  2. Потребность в жирах. Жиры в питании лиц пожилого возраста необходимо ограничивать. Установлена связь обильного потребления жира с развитием атеросклеротического процесса. Наряду со сливочным маслом необходимо использовать и растительное. Оно в количестве 20-25 г в сутки обеспечивает достаточное поступление тех веществ, которые необходимы в пожилом возрасте (полиненасыщенные жирные кислоты и др.).
  3. Потребностьв углеводах.В общепринятой формуле сбалансированного питания количество углеводов в среднемв 4 раза превышает количество белка.Такое соотношение белка и углеводов приемлемо для лиц пожилого возраста только при активном, подвижном образе жизни. При малой физической нагрузке количество углеводов должно быть снижено. Желательны в качестве источников углеводов продукты из цельного зерна (ржаной и пшеничный хлеб из обойной муки и др.), а также картофель и другие овощи. Следует использовать также продукты, в которых содержится много клетчатки и пектиновых веществ. Клетчатка способствует выведению из организма холестерина.

Особую ценность представляют сырые овощи и фрукты, которые оказывают наиболее активное биологическое действие.

  1. Потребность в витаминах.Витамины, благодаря своим свойствам, способны в известной степени тормозить процессы старения. Особое значение имеют витамины, оказывающие нормализующее влияние на состояние сосудистой и нервной систем, а также витамины, участвующие в реакциях, связанных с торможением развития склеротического процесса, это витамины: С, Р, В12,В6.
  2. Потребность в минеральных веществах.Сбалансированность минеральных веществ в питании лиц пожилого возраста необходима в меньшей степени, чем в зрелом и среднем возрасте.

Особое значение в минеральном обмене пожилых людей имеет кальций.Его избыток приводит к отложению солей в стенках кровеносных сосудов, в суставах, хрящах и других тканях.

В настоящее время общепризнанной нормой кальция для пожилых людей является норма, принятая для взрослых, т.е. 800 мг. в сутки.

  1. Важным минеральным элементом в пожилом возрасте является магний.Он оказывает антиспазматическое и сосудорасширяющее действие, стимулирует перистальтику кишечника и способствует повышению желчевыделения. Установлено влияние магния на снижение холестерина в крови. При недостатке магния повышается содержание кальция в стенках сосудов. Основными источниками магния в питании человека служат злаковые и бобовые продукты. Суточная потребность в магнии составляет 400 мг.
  2. Калий также играетбольшую роль в пожилом возрасте и старости .Он повышает выделение из организма воды и хлорида натрия.Кроме того, калий усиливает сердечные сокращения. В повседневном обеспечении калием участвуют все продукты пищевого рациона. Однако, в пожилом возрасте наиболее выгодным источником калия являются изюм, урюк, картофель.
  3. Для людей пожилого возрастажелательно усиление щелочной ориентации питания за счет повышенного потребления молока и молочных продуктов, картофеля, овощей и фруктов.
  4. Для Беларуси в целомхарактерна йододефицитная недостаточность. Поэтому поступление йода в стареющий организм имеет важное значение. Необходимо проводить профилактику йододефицита путем применения йодированной соли или употребления суточной дозы йодида калия – 150 мкг.

Режим питания

В пожилом возрасте режим питания имеет особое значение для профилактики старения организма. Основными принципами режима питания пожилых людей являются:

  1. прием пищи строго в одно и то же время;
  2. ограничение приема большиогоколичеств пищи;
  3. исключение длительных промежутков между приемами пищи.

Рекомендуется четырехразовое питание. Может быть установлен режим питания с приемом пищи пять раз в день. Такой режим наиболее рационален в старческом возрасте, когда пищу следует принимать меньшими порциями и чаще обычного. При 4-х разовом питании пищевой рацион распределяется следующим образом:на первый завтрак – 25 %,на второй завтрак –15 %,на обед –35 % и на ужин –25 % от суточного рациона.

Примерный дневной рацион для людей пожилого возраста

Первый завтрак: омлет – 100г., каша овсяная молочная – 150г., чай с молоком – 150/50г.

Второй завтрак: свежие фрукты или ягоды – 150г., печеное яблоко – 130 г.

Обед: салат из морковки со сметаной – 100г., щи вегетарианские (с растительным маслом) – 250 г., рыба отварная, запеченная с картофельным пюре -85/150г., компот – 150г.

Полдник: отвар шиповника — 150 мл.. овощной или фруктовый сок – 200 мл.

Ужин: Творожный пудинг – 100г., голубцы, фаршированные овощами (на растительном масле) – 150 г.

На ночь: Кефир – 200 мл.

На весь день: хлеб – 250-300г., сахар – 30 г., масло сливочное – 10г.

В чем же секрет активного долголетия?

По мнению генетиков, биологический возраст человека «заведен» на 150 лет.

Что же не надо и что надо делать, чтобы прожить хотя бы 100 лет?

Лень и переедание – наиболее опасные пороки, укорачивающие жизнь.

Злоба, зависть, уныние, тоска, нетерпимость – основные причины, приводящие к болезням и укор

Источник

Adblock
detector