12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,
Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:
• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).
Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.
Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).
Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.
Источник
Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Организация обучения в Школах здоровья
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОСНОВАМ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательные цели
После изучения этой части учебного пособия Вы будете:
• знать современные формы, методы, средства обучения пациентов в школах здоровья, центрах медицинской профилактики и в условиях лечебного учреждения;
• уметь отбирать содержание, формы, методы и средства обучения пациентов;
• уметь проектировать, проводить и анализировать учебнопросветительские занятия для населения (пациентов); • владеть Teachback методом в работе с пациентом.
Ключевые слова:
Центры медицинской профилактики
Где проходит обучение пациентов и населения самосохранительной деятельности
Центры медицинской профилактики
Городской центр медицинской профилактики – это самостоятельное специализированное учреждение здравоохранения особого типа.
Функции центра медицинской профилактики:
• организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;
• организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
• участие в проведении подготовки специалистов других ведомств по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
• организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;
• оказание населению профилактической и консультативнооздоровительной помощи.
Основные направления работы:
– подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;
– разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;
– создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов; – методические консультации.
– изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. среди молодежи;
– изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.
– материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно центром медицинской профилактики;
– пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;
– газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.
• Реализация программ и проектов
– реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;
– участие в реализации международных проектов.
– участие в передачах по телевидению/радиопередачах;
– публикации в прессе;
– организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин;
– работа «телефонов доверия».
– проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
– оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.
Центры медицинской профилактики оказывают методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляют контроль за их деятельностью.
Школы здоровья
Школа здоровья для пациентов и лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования.
Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения. Руководителем назначается врач или медицинская сестра.
Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
• в доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;
• формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.);
• создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
• повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства.
На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность несколько школ здоровья: «Артериальная гипертония», «Бронхиальная астма», «Сахарный диабет», «Инсульт», «ХОБЛ», «Остеопороз», «Здоровое питание», «Коррекция веса», Школы беременных, Школы молодой матери, Школы для пациентов, принимающих антикоагулянты (варфарин), а также Кабинеты здорового ребенка, Кабинеты по отказу от курения, Кабинеты и отделения медицинской профилактики. (ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики» http://zdorovie29.ru/).
Организация обучения в Школах здоровья
Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
В Школу здоровья направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8–10 человек.
Занятия в Школе здоровья носят цикличный характер и проводят-
ся в интерактивной форме. Полный цикл обучения состоит из 6–8 занятий, продолжительность занятий 1–1,5 часа.
Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1–2 месяца; периодичность занятий – 1–2 раза в неделю;
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 5351 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Кочубеевская районная больница
+7 (86550) 4-04-13
+7 (86550) 4-06-91
+7 (86550) 4-01-98
+7-906-470-78-45
07.00 — 18.00
08.00 — 16.12
Школы здоровья
Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Цели Школ Здоровья:
- Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
- Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
- Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
- Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
- В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
- Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
- Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
- Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
- Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
- Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
- Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
- Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
Кочубеевская районная больница
Система ОМС
Государственные сайты
Задайте свой вопрос
Заполните все обязательные поля
Обращение к главному врачу
Подробно опишите ситуацию и укажите контактные данные.
Оцените качество оказанной помощи
ВНИМАНИЕ! Коронавирусная инфекция!
В целях анализа качества предоставления медицинских услуг, оказываемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Кочубеевская районнная больница» , просим Вас оценить качество нашей работы.
Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.
При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
Источник