Меню

Школа здоровья учитель физической культуры

Программа «Здоровье педагога»

“Здоровый учитель – здоровая нация!”

Обеспечение комплексно-психологической помощи педагогам в сохранении и поддержании психологического и физического здоровья

Цели программы “Здоровья”: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:

– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;

– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;

– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.

Достижение поставленной цели возможно через решение практических задач:

– повышение уровня знаний педагогов в области сохранения здоровья, здорового образа жизни;

– развитие способностей педагогов контролировать физическое здоровье посредством психического;

освоение педагогами навыков и умений в области сохранения и укрепления здоровья;

– создание условий для укрепления физического здоровья .

  • Осведомленность работников образования об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья учителя
    • Формирование социально – психологической установки на возрастающую роль взаимной ответственности за сохранение здоровья, как со стороны администрации школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
    • Обучение учителей приемам саморегуляции психических состояний (тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия)
    • Гармонизация личности учителя

    Участниками программы являются педагоги муниципального образовательного учреждения

    Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.

    МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Для достижения поставленных целей и задач программой предусмотрена работа в двух направлениях:

    – психическое здоровье педагогов;

    – физическое здоровье педагогов.

    Пояснительная записка

    Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:

    Отсутствие правильного режима дня.

    Отсутствие достаточной физической активности.

    Перегрузки речевого аппарата.

    Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.

    Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.

    Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.

    Профессиональное здоровье учителя

    – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

    Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).

    Здоровый учитель – здоровая нация!

    Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.

    Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества

    МЫ, не ошибемся, если скажем, что здоровье является одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету, здоровье было и остается дороже власти и богатства.

    На современном этапе развития общества существуют реальные проблемы охраны здоровья, особенно для так называемых “незащищенных” слоев общества, к коим мы без сомнения можем отнести педагогов, с их маленькой зарплатой, большой перегрузкой, ухудшением медицинского обслуживания, ростом внутрисемейного напряжения и т.д.

    Медики, не колеблясь, относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.

    Чтобы учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и телом. Педагог – это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и творческих поисков. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих учеников. Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.

    Читайте также:  Что полезно есть для здоровья кожи лица

    Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия. Чтобы зажигать души детей знаниями жизни, педагогу надо гореть самому. Разве может пылать сердце, если на душе “мокро” от слез и стрессов.

    Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – проблема важная и актуальная, требующая решения.

    Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов школы (см. приложение №1) мы выяснили:

    а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;

    б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;

    в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;

    г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;

    д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;

    Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:

    а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);

    б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.

    Анкетирование показало, что педагоги знают свои проблемы и хотят добиться физического совершенства.

    Эти результаты и побудили автора заняться разработкой программы “Здоровье педагога”

    Программа “Здоровье педагога”

    Этап Содержание работы сроки исполнитель Ожидаемый результат Критерии оценки результата
    Диагностика здоровья учителей 1. Организация ежегодных медосмотров учителей сентябрь Директор школы Оформление мед. книжки, выявление диагноза и своевременное лечение. Регулярность прохождения мед. осмотра, своевременность лечения выявленного заболевания.
    2. Анализ состояния здоровья педагогов июнь Психолог Предоставление санаторно-курортного лечения Снижение уровня заболеваемости среди учителей
    3. Анкетирование среди учителей для оценки направленности на здоровый образ жизни; для оценки психического состояния учителей на уроке и его умения управлять собой в критической ситуации. октябрь Заместитель директора школы по УВР Методическая помощь
    Физкультурно-оздоровительная работа 1. Организация и проведение Дней здоровья для семей педагогических работников Раз в четверть Психолог Повышение положительного эмоционального климата в коллективе
    2. Организация динамических пауз в режиме рабочего дня постоянно Учитель Снижение утомляемости Выполнение учебных программ
    3. Организация и проведение соревнований по волейболу и лыжам с родителями учащихся, шефской организацией. Май, февраль Директор школы Выработка привычки в здоровом образе жизни среди учащихся на примере родителей и учителей Повышение физкультурной активности
    Управление процессом оздоровления в педагогической среде 1. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни Сентябрь (педсовет) 1-ый год Директор школы Повышение валеологической культуры Системность в работе
    2. Создание школьного совета по здоровью Октябрь, 1-ый год Привлечение к участию в программе “Здоровье педагога”
    3. Создание структуры и механизма управления валеологически обоснованным образовательным процессом в школе Ноябрь (педсовет) 2-ой год Директор школы
    4. Сохранение здоровья педагогов в условиях модернизации образовательного процесса
    5. Анкетирование среди учителей по определению уровня валеологичесих знаний Сентябрь, май Заместитель директора школы по УВР
    3. Обновление функциональных обязанностей представителей администрации и членов коллектива с учетом результатов анкетирования

    4. Анализ выполнения программы “Здоровье педагога”

    5. Соблюдение требований СанПИНа Октябрь

    постоянно Директор школы

    Совет школы по здоровью Повышение уровня профессионализма

    Заинтересованность в укреплении здоровья

    Создание благоприятных условий труда Снижение утомляемости Консультационная, просветительская работа 1. Родительские собрания Раз в четверть Классные руководители Получение реальной картины по данному вопросу 2. Встречи за круглым столом с обсуждением тем по здоровьесбережению Раз в полугодие Психолог Повышение потребности в укреплении здоровья 3. Прохождение курсов По плану прохождения курсов Заместитель директора по УВР Повышение знаний по данному вопросу Применение знаний в практической деятельности 4. Встреча с медицинскими работниками “Предупреждение и профилактика профессиональных заболеваний”

    “Профилактика простудных заболеваний”

    “Закаливание” Раз в полугодие Директор школы, профорг Повышение знаний по здоровьесбережению Уменьшение заболеваемости.

    Выполнение и соблюдение рекомендаций Контроль за выполнением программы “Здоровье педагога” 1. Контроль за соблюдением техники безопасности и созданием надлежащих гигиенических условий труда постоянно Директор школы, психолог Снижение утомляемости Отсутствие травматизма 2. Корректировка программы “Здоровье педагога” ежегодно Совет школы по здоровью Участие всех педагогов в программе

    В результате реализации данной программы педагоги школы :

    будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;

    – смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций;

    – в совершенстве овладеют основами профессиональной культуры педагога, что будет способствовать созданию более комфортного микроклимата в коллективе;

    – освоят психические средства восстановления организма

    По завершению реализации программы предполагается не только повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья, но и качественное улучшение их психического и физического состояния.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

    – анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год;

    – анализ результатов медицинских осмотров;

    – итоговое анкетирование (тестирование) участников программы;

    – анализ результатов участия в районных мероприятиях спортивно-туристического направления.

    Источник

    Учитель физкультуры: особенности и обучение

    включайся в дискуссию

    Поделись с друзьями

    Профессия учителя физкультуры не относится к разряду модных и престижных, из-за чего по данной специальности всегда имеется достаточное количество вакансий. Педагогами по физической культуре чаще становятся спортсмены, окончившие свою спортивную карьеру, а также люди, искренне любящие спорт.

    История профессии

    Своими корнями профессия уходит во времена Древней Греции, когда среди юношей культивировались сила, ловкость и выносливость, а в обществе уделялось огромное внимание военно-спортивным дисциплинам. В комплекс упражнений для молодых людей входили кулачные бои, гонки на колесницах, прыжки в высоту и бег на длинные и короткие дистанции.

    Процессом руководили более опытные наставники, добившиеся немалых успехов на спортивном поприще и пользующиеся авторитетом среди молодёжи.

    В современном виде физическая культура стала официально преподаваться с середины XIX века, когда в школах Великобритании был официально введён урок гимнастики. Огромный вклад в развитие профессии внёс Пётр Францевич Лесгафт – выдающийся российский педагог, анатом, антрополог и биолог. Разработанная им в конце XIX столетия научная система физического воспитания широко известна специалистам и не потеряла своей актуальности по сей день.

    С начала XX столетия профессия преподавателя физической культуры была особенно популярна в странах с тоталитарным режимом, таких как СССР, Италия и Германия. Это было обусловлено необходимостью подготовки большого количества потенциальных солдат, готовых в любой момент пополнить армейские ряды. В СССР был разработан и внедрён комплекс физических упражнений ГТО, который быстро завоевал популярность среди советских людей, а выполнение его норм считалось предметом гордости. В период с 1931 по 1941 годы более 6 000 000 человек выполнили норматив первой ступени и более 100 000 человек стали обладателями значка второй ступени.

    Начиная с 60-х годов прошлого столетия, во всех средних школах Советского Союза была введена должность педагога по физическому воспитанию, а образовательные программы были пополнены двумя часами физкультуры в неделю.

    В современных школах количество уроков увеличено до трёх, что обусловлено малоподвижным образом жизни детей и необходимостью вовлечения как можно большего количества учеников в занятия спортом.

    Описание

    Сегодня учитель физической культуры – это педагог, который проводит с детьми физкультурные занятия, стимулирует их к занятию спортом, повышает в глазах подрастающего поколения престиж здорового образа жизни и формирует негативное отношение к вредным привычкам. Современная программа по физическому воспитанию включает в себя несколько спортивных дисциплин, таких как бег на лыжах, гимнастика, лёгкая атлетика и игровые виды спорта – баскетбол, футбол и волейбол.

    Задачей педагога является организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый из детей был вовлечён в занятия и получал бы нагрузку в соответствии с индивидуальным развитием и возможностями. Профессия физрука подходит как для мужчин, так и для женщин и является оптимальным вариантом работы после завершения профессиональной карьеры в большом спорте.

    Плюсы и минусы

    Профессия учителя физкультуры имеет как достоинства, так и недостатки. К плюсам относят:

    • наличие полного социального пакета;
    • регулярную оплату труда;
    • продолжительный отпуск, приходящийся исключительно на летние месяцы;
    • интересную работу с детьми;
    • поддержание своего тела в отличной физической форме;
    • возможность проведения занятий на свежем воздухе;
    • высокий спрос на профессию и большое число вакансий;
    • возможность работы по совместительству в спортивных школах и фитнес-центрах.

    Главным недостатком профессии является высокая ответственность за жизнь и здоровье детей, что особенно актуально в свете последних событий с участившимися случаями внезапной смерти школьников на уроках физкультуры.

    К минусам можно отнести не слишком высокую заработную плату, постоянные психоэмоциональные перегрузки и непростую работу в большом педагогическом коллективе.

    Должностные обязанности

    Как и любой педагог, учитель физической культуры имеет ряд должностных обязанностей, с которыми его знакомят при поступлении на работу.

    • Первое и самое важное условие работы в школе – это чёткое знание методики преподавания предмета и полное принятие всех требований министерства образования и администрации учебного заведения.
    • Учитель обязан уметь составлять учебные планы на урок, четверть и учебный год и предоставлять их руководящему звену для проверки и утверждения.
    • Педагог обязан соблюдать правила техники безопасностина уроке, разъяснять их ученикам и следить за их исполнением, обеспечивая тем самым сохранение жизни и здоровья учащихся.
    • Преподаватель должен реально оценивать самочувствие и возможности каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его физиологических, возрастных и психологических особенностей.
    • Учитель обязан вести учебную документацию, заполнять журнал, в том числе и электронный, и своевременно выставлять в нём оценки.
    • Физрук должен принимать участие в планёрках, совещаниях и педсоветах, посещать родительские собрания и проводить плановые и внеплановые учебно-спортивные мероприятия.
    • Педагог обязан самостоятельно выбирать учебно-методическую литературу, необходимую для проведения урочной и внеурочной деятельности и соответствующую требованиям ФГОС.
    • Учитель должен осуществлять регулярный контроль знаний, умений и навыков учеников, оценивать их согласно принятым стандартам.
    • Физрук обязан следить за исправностью оборудования спортзала и спортивного инвентаря и при необходимости своевременно подавать заявку на приобретение нового. Занятия с детьми на сломанных или повреждённых снарядах категорически запрещены.
    • При выполнении сложных гимнастических упражнений на турнике, коне, перекладине или брусьях, педагог обязан страховать каждого ребёнка, независимо от его физической формы и способностей.
    • Учитель обязан распознавать спортивные таланты и способности у учащихся, мотивировать их на более серьёзные занятия в специализированных школах олимпийского резерва.
    • При работе с детьми физрук обязан учитывать индивидуальные физические особенности каждого ребёнка и прислушиваться к просьбам родителей относительно допустимой физической нагрузки.
    • Педагог обязан вести пропаганду здорового образа жизни и своевременно информировать детей о негативных последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков.

    Требования

    Главным требованием к учителю физической культуры является наличие у него ряда личных и профессиональных навыков, без которых работа с детьми и преподавание спортивных дисциплин были бы невозможны.

    Профессиональные навыки

    Среди профессиональных умений и навыков, которыми в совершенстве должен владеть физрук, можно отметить следующие:

    • навык оказания неотложной медицинской помощи;
    • знание правил пожарной безопасности и умение следовать инструкциям по эвакуации детей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • умение сглаживать конфликтные ситуации и разрешать споры между учениками;
    • знание правил спортивных игр и навыки судейства;
    • поддержание хорошей физической формы и умение показать ученикам технику выполнения гимнастических упражнений, прыжков и бросков мяча;
    • хорошая спортивная эрудиция и осведомлённость о прохождении крупных спортивных соревнований, позволяющая обсудить событие с учениками и дать происходящему профессиональную оценку;
    • чёткое представление о возрастной периодизации учеников и системный подход к обучению на основе современных методик.

    Личные качества

    Из индивидуальных характеристик, необходимых учителю физкультуры, можно отметить такие качества, как справедливость, любовь к детям, умение находить общий язык с подростками, высокая ответственность, коммуникабельность, умение держать под контролем несколько одновременных процессов, физическая выносливость, стрессоустойчивость, незлопамятность, умение прощать, доброжелательность и умение идти на контакт с родителями.

    Вместе с тем, физрук должен быть наблюдательным, принципиальным, трудолюбивым и психически уравновешенным, чётко и интересно излагать свои мысли и обладать отличными организаторскими способностями.

    Обучение

    Профессию учитель физкультуры можно получить как в высших, так и в средне-специальных учебных заведениях – институтах физической культуры, педагогических университетах и колледжах, училищах олимпийского резерва. Помимо специальности «Физическое воспитание», существуют такие направления, как «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «Адаптационная физкультура», «Физкультурно-оздоровительная работа» и много других.

    Срок обучения в ССУЗе на базе 9 классов обычно составляет 3 года 10 месяцев, на базе 11 классов – 2 года 10 месяцев, в ВУЗе – от 4 до 6 лет в зависимости от формы обучения (очная, вечерняя или заочная) и системы образования (бакалавриат или специалитет). Для поступления в ССУЗы достаточно сдать нормативы по физподготовке, которые принимают непосредственно в образовательном учреждении, и пройти конкурс аттестатов. Поступающие в ВУЗы должны иметь на руках результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии и успешно сдать экзамен по физкультуре.

    Многие высшие учебные заведения дают возможность получить диплом преподавателя физической культуры в сочетании с какой-либо другой специальностью. Это значительно расширяет возможности педагога и позволяет работать на 2 ставки, занимаясь преподаванием сразу двух предметов. Выпускники, окончившие обучение и получившие диплом бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре. Это позволит углубить им приобретённые знания и заняться научной работой по выбранной специальности.

    Что касается заработной платы, то в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, она достигает 40-60 тысяч рублей и зависит от уровня квалификации, стажа, дополнительных часов и классного руководства. В районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях зарплата физрука составляет порядка 70 тысяч рублей, в небольших городах и районных центрах Центральной России учитель получает от 15 до 20 тысяч рублей. Для дополнительного заработка физруки нередко подрабатывают в фитнес-центрах, тренажёрных залах и санаториях, а также ведут секции в детских развивающих центрах и плавательных бассейнах.

    Источник

    Про здоровье и витамины © 2023
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

    Adblock
    detector