Актуальность проблемы
Урок №6
Основные цели и задачи деятельности школ здоровья.
Основные цели и задачи деятельности школ здоровья. Условия, необходимые для организации школ здоровья. Организация школ здоровья для пациентов и их окружения с болезнями органов кровообращения (артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью), хроническими обструктивными заболеваниями легких, прежде всего бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом, ревматическими заболеваниями, сахарным диабетом, нарушениями роста эндокринной этиологии, гемофилией, ВИЧ-инфекцией, для пациентов, находящихся на хроническом диализе. Взаимодействие школы со всеми структурными подразделениями, на базе которых она работает. Взаимодействие с аналогичными школами других медицинских учреждений, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школы здоровья) (School of health, school of patients) — организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Примечание. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и членыих семей, лица с факторами риска и др.) организуются иногда в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: — «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных с астмой», «школы
гипертоников» и пр. Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.
Организация Школ Здоровья |
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Организация Школ Здоровья для пациентов в первичном звене здравоохранения
Школа Здоровья– это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Актуальность проблемы.
Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.
Цели Школ Здоровья:
1. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
2. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
3. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
4. Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
1. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
2. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
4. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
5. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
6. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
7. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
8. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
1. Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.
2. План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.
3. В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
4. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).
Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:
· ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;
· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;
· статистические формы регистрации и учета;
· план и график работы;
· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.
Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).
Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной
Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.
Критерии эффективности Школ Здоровья:
1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
· временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
Источник
Образовательная программа «Школа здоровья»
рабочая программа (старшая группа)
Актуальность и педагогическая целесообразность программы, цель, задачи и новизна, принципы организации деятельости, методы организации учебно-воспитательного процесса, формы проведения занятий, ожидаемые результаты, содержание изучаемого курса, тематическое планирование, методическое обеспечение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_o.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Вейделевского района
«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»
На заседании совета Директор МУ Вейделевского района
специалистов «ЦСПСиД «Семья»
От «____ »____________2019г. Клименко Ю. А._____________
Протокол № __________ «____»____________2019г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я – человек – общество»
Модуль «Школа здоровья»
Возраст воспитанников: 7-11 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Автор — составитель: воспитатель старшей
Ободенко Наталья Семёновна
п. Вейделевка, 2019.
Проблема формирования здорового образа жизни является важнейшей проблемой современности.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира. Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.
Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».
Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость — ребёнок 9-11 лет с сигаретой.
Зачастую ребята попадают к нам вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Школа здоровья» заключается в том, что в последнее десятилетие в России отмечается тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. Для современных детей характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости).
В наш центр помещаются дети от 3 до 18 лет. Основные причины поступления несовершеннолетних: социально-опасное положение в семье, трудная жизненная ситуация, дети, оставшиеся без попечения родителей. В учреждение поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни и здоровье детей.
Модифицированная (рабочая) программа «Школа здоровья» имеет социально-педагогическую направленность и призвана помочь каждому ребёнку справиться с ранее сложившимися неверными стереотипами поведения по отношению к своему здоровью и овладеть навыками, направленными на сбережение своего здоровья.
Программа вовлекает воспитанников в разностороннюю деятельность. В качестве итоговых занятий обучающиеся совместно с воспитателем готовят мини-занятия для дошкольников и знакомят их с первоначальными знаниями по здоровому образу жизни. Программой предусмотрено использование творческих работ, благодаря которым воспитанники смогут оценить свой творческий потенциал.
формировать культуру здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.
-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;
— расширить представление воспитанников о здоровом образе жизни.
— развивать у воспитанников элементарные представления о функциях организма;
— формировать установку на здоровый образ жизни;
— воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
— способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Сроки реализации программы:
Реализация программы «Школа здоровья» осуществляется: 6 месяцев, 24 недели, 1 раз в неделю. Длительность занятий 40 минут.
Возрастные особенности детей.
В период от 7 до 11 лет идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, формирование умелости, трудолюбия, компетенции, но на первый план выходит учебная деятельность, а вместе с этим режим дня. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребёнок растёт очень быстро, но его рост неравномерен, поэтому для него важно провильное питание, положительные эмоции, соблюдение гигиены.
Общие сведения об учебной группе:
— воспитанники 7-11 лет;
— группа с переменным составом;
— количество обучающихся до 10 человек.
Принципы организации деятельности:
В основу программы «Школа здоровья» положены следующие принципы:
— принцип системности и последовательности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении).
— принцип триединого представления о здоровье, как единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
— принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
Источник