Школа здоровья «Как сохранить
Школа здоровья «Как сохранить
Здоровое зрение школьников».
студентка 2 курса, гр 16-1
Цель школы здоровья:
1. Уменьшение числа детей с близорукостью.
2. Повышение грамотности детей и их родителей в вопросах профилактики и лечения близорукости.
Задачи школы здоровья:
1. Повышение информированности детей и их родителей о факторах риска развития близорукости.
2. Обучение детей и их родителей методам профилактики нарушений зрения.
3. Обучение детей и их родителей проведению упражнений и домашних тренировок для профилактики и лечения близорукости.
4. Повышение информированности детей и их родителей о методах лечения близорукости.
Правила обучения в школе здоровья:
1. Цикл занятий не менее двух занятий по 45 минут периодичностью 1 раз в неделю.
2. Численность группы участников:10 человек.
3. Перед началом и после окончания цикла занятий проводится анкетирование родителей.
4. Информация о проведении Школы должна быть представлена на информационных стендах и сайтах медицинской и образовательной организаций, по возможности освещена в СМИ.
Структура занятий в Школе:
1. Вводная часть (знакомство с содержанием занятий)
2. Информационная часть (теоретическая часть занятия)
3. Активная часть обучения (обучение практическим навыкам)
4. Заключительная часть занятия (подведение итогов)
Формы представления материала:
Каждое занятие включает краткую инструкцию для медицинского работника по проведению занятия.
Информационная часть занятий содержит сведения для детей и их родителей о строении глаза, о близорукости, о факторах риска для ее развития, о профилактических мероприятиях. Текст данного информационно-методического пособия является справочным материалом для ведущего Школу, на основе которого он выстраивает занятия. Для мультимедийного сопровождения занятий разработаны слайдовые презентации. Обучение в Школе проходит в интерактивной форме (взаимодействие, диалог, активность обучаемых, обязательная обратная связь).
Активная часть занятий направлена на развитие у детей и их родителей умений и навыков, необходимых для эффективной коррекции нарушений зрения. С этой целью в методических рекомендациях представлены комплексы упражнений и специальных зрительных тренировок.
Содержание занятий:
Полный цикл занятий состоит из 5 занятий по 45 минут, периодичностью 1 раз в неделю.
Занятие 1.Что такое близорукость, ее симптомы
Занятие 2.Факторы риска развития близорукости
Занятие 3.Профилактическая гимнастика для снятия зрительного утомления
Занятие 4. Профилактика возникновения близорукости
Занятие 5. Профилактика компьютерного зрительного синдрома
Инструкция
Занятия в Школе проводят:
— участковые врачи и медицинские сестры,
— врачи-специалисты по профилю школы или отдельного занятия, владеющие теоретическими и практическими навыками гигиенического воспитания населения в области сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
Обучение в Школе должно проводиться медицинскими работниками, способными оценить эффективность обучения, владеющими навыками убеждения, умеющими сопереживать пациентам, грамотно и доходчиво рассказывать, учитывая возможности познавательных функций пациентов и их эмоциональное состояние.
Место проведения занятий: в школах, поликлинике, в стационарах круглосуточного и дневного пребывания, на фельдшерско-акушерском пункте, в санаториях.
Контингент слушателей для занятий в Школе отбирается врачом или фельдшером на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и лабораторных исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний. Занятия проводятся в группах по 10 — 12 человек.
Процесс обучения состоит из 5 уровней: получение знаний, понимание полученной информации, принятие ее, появление мотивации к выполнению рекомендаций, применение рекомендаций на практике и в жизни.
На первом занятии обучения мед.сестрапомогает слушателю понять суть своего состояния, показывает влияние образа жизни и привычек на здоровье, убеждает в необходимости соблюдения рекомендаций по лечению, объясняет преимущества здорового образа жизни, индивидуально корректирует факторы риска для предупреждения осложнений. С этой целью разрабатывается программа обучения, включающая темы теоретических и практических занятий.
Для того, чтобы школьник максимально понял полученную информацию, необходимо использовать разные методики и формы обучения. Для лучшего понимания темы занятия используются наглядные пособия, плакаты и муляжи. С этой же целью информационный материал должен сопровождаться презентацией или видеодемонстрацией. Форма изложения темы может быть самой разнообразной: в виде диалога, круглого стола, деловой игры или тренинга, театрализованного представления.Мед.сестраможет посоветовать ученику, какими проблемами ему надо заняться в первую очередь. При этом советы по изменению образа жизни должны быть точно сформулированы и реалистичны.
Необходимо понимать, что знания — это важный, но недостаточный стимул для того, чтобы изменить свое поведение. Для каждого человека повод и мотивация к изменениям очень индивидуальны, помочь школьнику в поиске мотива надо попытаться во время занятий в Школе здоровья.
Изменение мотивации школьника к выполнению рекомендаций медицинских работников необходимо закрепить на практике.
Практические упражнения и ролевые игры — важный компонент обучения, их лучше использовать после каждого теоретического занятия. В этом случае вероятность применения врачебных рекомендаций после обучения значительно возрастает.
Во время занятий обучаемые ведут записи и дневник самоконтроля предложенного образца в соответствии с направлением Школы.
На первом и заключительном занятиях проводится тестирование школьников для выяснения степени информированности. Школьникампрошедшим обучение в Школе, выдаются памятки с практическими советами, делается запись в амбулаторной карте. Информация о проведении Школы здоровья должна быть размещена в виде объявления в школе, по возможности, освещена в средствах массовой информации.
Занятие 4
Вводная часть – 5мин.
Водные процедуры.
Закаливание водой нужно начинать с энергичного обтирания махровым полотенцем, варежкой: сначала рук, ног, затем груди, спины и далее всего тела. Первоначально вода должна быть теплой, потом ее доводят до 10 градусов. Затем можно приступить к обливаниям, так же постепенно снижая температуру – от теплой до температуры проточной холодной воды, но не ниже 10 градусов. При этом нужно учитывать, что оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих и местных охлаждений. Например, общее обливание и обливание стоп, полоскание горла.
Ходьба босиком.
Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате, начиная с 15 минут, постепенно удлиняя временной промежуток на 10 минут и доведя до 1 часа. В теплое время года можно 17 ходить по земле, траве, песку, мелким камешкам. После каждой прогулки босиком ступни следует энергично растирать, а икроножные мышцы массировать.
Подведение итогов.
Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.
Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:
1. Построение учебного дня в школе.
2. Организация уроков и перемен.
3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.
В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.
Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно — это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.
Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.
Особая проблема это — ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера.
Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14).
Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач — офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.
Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.
Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером.Немаловажное значение имеет посадка за компьютером.
Рекомендации:
-Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты;
— Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.
— Если уже слабая близорукость — через каждые 30 мин
* для младших классов – 15 минут,
* для средних классов – 25 минут,
* для старших – 40 минут;
— Организовать рабочее место школьника;
— Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.
— Установить время работы за компьютером (СанПин):
— Ограничить просмотр телевизора
— Правильный рацион питания (витамина);
— Делать зарядку для глаз;
-Отдых для глаз — это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль.
-Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения
Источник
Конспект занятия по теме: «Береги зрение».
план-конспект по зож на тему
Конспект занятия по теме: «Береги зрение».
Цель: обеспечение физического и психического саморазвития.
Задачи: -познакомить с органом зрения и его значимостью для человека.
-формировать основные навыки по уходу и охране зрения; первоначальные умения делать умозаключения и выводы;
— развивать любознательность и мышление (наглядно-действенное и словесно- логическое);
— воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание друг
Методы проведения: беседа, наблюдение, игра, фронтальный опрос.
Оборудование: презентация, «Правила бережного отношения к зрению» и «Если вы носите очки», альбомные листы, цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregi_zrenie.odt | 11.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: «Береги зрение».
Цель: обеспечение физического и психического саморазвития.
Задачи: -познакомить с органом зрения и его значимостью для человека.
-формировать основные навыки по уходу и охране зрения; первоначальные умения делать умозаключения и выводы;
— развивать любознательность и мышление (наглядно-действенное и словесно- логическое);
— воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание друг
Методы проведения : беседа, наблюдение, игра, фронтальный опрос.
Оборудование: презентация, «Правила бережного отношения к зрению» и «Если вы носите очки», альбомные листы, цветные карандаши.
1 Организационный момент.
Громко прозвенел звонок —
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Ни минуты не теряем.
— Посмотрите на свое рабочее место. Все готово к нашему занятию?
( На парте: альбомный лист, цветные карандаши).
— Начинаем наше занятие.
2. Повторение и ввод в тему.
— Как человек общается с окружающей средой? ( С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств)
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Оля смотрит на кота,
На картинки- сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле…( глазки)
Два соседа- непоседы.
День – на работе,
А ночь – на отдыхе. ( глаза)
Всегда он в работе,
Когда мы молчим. (язык)
— Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
— А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». ( Глаза)
3. Беседа по теме.
— Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Хорошо известно, что самое зоркое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
— Почему? ( Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
— Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т. д.)
— Каким бывает цвет глаз?
— Какие по размеру бывают глаза?
— Как глаза расположены? ( Можно показать рисунок – строение глаза)
-Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, что смотрит.
Опыт ( дети наблюдают ).
Яркий свет – зрачок сужает, слабый – расширяет. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
— Как защищены глаза? ( Веки, ресницы ).
— Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку: « Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались».( Брови и глаза).
Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
— А зачем человеку слезы?( Тоже защищают глаза от пыли).
- Оздоровительная минутка « Гимнастика для глаз».
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
- Зажмурте глаза, а потом откройте их. ( 5 раз).
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. ( 10 раз ).
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.( 5 раз).
- Посмотрите в окно вдаль 1минуту.
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно.
- Читать лежа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаз от ударов.
- Промывать по утрам глаза.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
- Правила бережного отношения к зрению.
— А теперь, ребята, все вместе составим свод правил о бережном отношении к зрению.
( Пункты правил вывешиваются на доску).
- Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часов в день.
- Сидеть не ближе 3м от телевизора.
- Играть на компьютере можно не более 15 минут.
- Не читать лежа.
- Не читать в транспорте.
- Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
- При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
- Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 минут.
- Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
- Делать гимнастику для глаз.
- Укреплять глаза, глядя на восходящее ( заходящее) солнце.
8 . Если вы носите очки
Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
- Берегите свои « вторые» глаза.
- Храните их в футляре.
- Не кладите стеклами вниз.
- Регулярно мойте теплой водой с мылом.
- Снимайте во время занятий спортом.
— Что для глаз полезно, а что вредно? ( Дать задание нарисовать, что вредно для глаз).
Есть дети, которым приходится носить очки, потому что у них проблемы со зрением. Но одноклассники не всегда их понимают и называют «очкариками». Дети перестают носить очки.
-Как вы думаете, как это повлияет на их зрение?
-Как помочь таким детям сохранить зрение?
Играя на перемене, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одноклассника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации представлены материалы для проведения родительского собрания в начальной школе по теме «Берегите зрение детей».
Цель мероприятия: научить детей бережному отношению к хлебу; познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам), обобщить зна.
Цель:-научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.расширить и обобщить знания детей о значении зрения в жизни человека.
Цикл занятий по формированию культуры здоровья у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлен в 12 конспектах. При составлении конспектов использован материал «Шкла докторов природ.
Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому.
Подготовила учитель Абралава Светлана Сергеевна.Цели:: привитие навыков здорового образа жизни; знакомство с основными пра.
Наша игра посвящена проблемам экологии, которые еще в XX веке стали глобальными, т.е. проблемами всего человечества, а значит, решить их можно только всем вместе, сообща, и юным и взрослым ж.
Источник