Приложение N 3. Положение о школе обучения больных сахарным диабетом
Положение
о школе обучения больных сахарным диабетом
(утв. приказом МЗ РФ от 16 июля 2001 г. N 267)
1. Общие положения
1.1. Школа больных сахарным диабетом (далее Школа) создается в составе лечебно-профилактических учреждений на функциональной основе.
1.2. В работе Школы может быть использована стационарная (непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, для обучения детей, подростков и их родителей проводятся непрерывные занятия по 10 дней) или амбулаторная модель обучения (режим занятий 1-2 раза в неделю в течение 4-х недель). А также форма дневного стационара.
1.3. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения. На должность заведующего Школой назначается врач-эндокринолог (диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку.
1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом ЛПУ, на базе которого она создана, и настоящим Положением.
1.5. В Школу направляются больные сахарным диабетом, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).
Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацидоза, с выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потери # зрения, слуха, нарушении памяти, лица с психическими нарушениями.
1.6. Обучение проводится по структурированным программам отдельно для каждой категории больных:
Больные сахарным диабетом 1 типа
Больные сахарным диабетом 2 типа
Больные сахарным диабетом 2 типа, получающих # инсулин
Дети и подростки, больные сахарным диабетом, и их родственники
Беременные, больные сахарным диабетом
2. Цель и задачи
2.1. Основной целью Школы является совершенствование форм организации обучения больных сахарным диабетом.
2.2. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методам самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.
3. Функции школы
В соответствии с основной задачей Школа:
3.1. Организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам.
3.2. Проводит первичные и повторные циклы обучения методам самоконтроля и профилактики осложнений диабета.
3.3. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом.
3.4. Анализирует эффективность работы Школы.
3.5. Координирует свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующих в оказании специализированной помощи больным сахарным диабетом.
4. Обязаности # школы
Заведующий Школы обязан ежегодно при сдаче годовых отчетов представлять с # эндокринологический центр (ГУЗ ККБ) отчет за прошедший период.
5. Реорганизация и ликвидация школы
Реорганизация и ликвидация Школы производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
ШКОЛА ДИАБЕТА
ПОЛОЖЕНИЕ
о “Школе диабета”
- Общие положения
1.1. “Школа диабета ” (далее – школа) организуется на базе ГУЗ “ Городская поликлиника № 6” , каб. 418.(среда с 15.00 до 16.00)
1.2. В школе применяется очно-заочная форма обучения, комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимаются как медицинские работники, так и предоставляются материалы для самостоятельного изучения. - Цели школы
2.1. Обеспечение больному сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей.
2.2. Предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно- сосудистой патологии.
2.3. Способствование полноценной жизни больного с сахарным диабетом.
- Задачи школы
3.1. Мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации.
3.2. Обучение больного сахарным диабетом самоконтролю.
3.3. Обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях.
3.4. Оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре.
3.5. Оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета.
- Порядок работы
4.1. Формирование группы для занятий в школе проводится по направлению врача-эндокринолога.
4.2. Школа работает согласно графику и учебному плану занятий, утвержденному главным врачом поликлиники.
4.3. Занятия в школе проходят с периодичностью 2 раза в месяц.
4.4. По окончанию занятий в школе проводится анкетирование по вопросам усвоения материала, предоставленного в рамках обучения, а также с целью изучения предложений по совершенствованию работы данной школы.
Программа “Школы диабета ” на 2017 год
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!!
Главной целью Школы для больных сахарным диабетом является проведение занятий для пациентов врача эндокринолога по обучению их методам самоконтроля, приспособлении назначенного лечения к индивидуальным условиям жизни, предотвращению хронических и острых симптомов имеющегося заболевания.
В чем сущность заболевания “сахарный диабет”?
Сахарный диабет как заболевание был знаком уже в древнем Египте в далеком 170 году до нашей эры. Но причина возникновения выяснилась всего лишь к окончанию прошлого века. И выявилась она при проведении экспериментальной операции по удалению у пса поджелудочной железы. Последствием такого медицинского вмешательства у прооперированного животного явилось развитие сахарного диабета.
По прошествии небольшого времени в 1921 году студенту и молодому лекарю медицинского факультета удалось из поджелудочной железы пса выделить субстанцию, при помощи которой в организме, точнее, в крови происходит понижение уровня сахара. Субстанция получила известное на сегодняшний день название – инсулин. Первый пациент, которому в 1922 году сделали инъекции препарата, прожил долгую полноценную жизнь.
По прошествии двух лет вслед за открытием инсулина доктор из Португалии пришел к выводу, что сахарный диабет является не просто болезнью, а представляет собой совершенно особенный тип жизни пациентов. Так, в мире возникла первая школа для людей, болеющих сахарным диабетом. Теперь подобные школы имеются во многих развитых странах мира. Пациенты с диагнозом сахарный диабет наряду со своими родными получают необходимые для жизни знания о болезни и возможность стать полноценными членами современного мира вопреки поставленному диагнозу.
Разновидности заболевания и их особенности
Сахарный диабет – это неизменно увеличенный уровень сахара в составе крови. И такое определение далеко не случайность, так как все усугубления в организме пациента связаны прежде всего с завышенным уровнем сахара в крови. И умение пациента виртуозно распоряжаться своим самочувствием, удерживая сахар в крови на нормальном уровне, превратит болезнь из серьезного недомогания в особенный тип жизни, придерживаясь которого возможно избежать серьезных проблем со здоровьем.
Образ жизни, которого придется придерживаться больному человеку, прежде всего, зависит от установленного у него типа сахарного диабета.
Существуют 2 вида диабета:
- I тип – инсулинозависимый, формируется у человека со сниженным производством инсулина в организме. Чаще всего он развивается у детей малого возраста, подростков и молодых людей. При развитиисахарного диабета 1 типа больной неизменно должен делать себе впрыскивание инсулина.
- II тип – инсулинонезависимый, может возникнуть даже при излишке инсулина в составе крови. При таком типе сахарного диабета инсулин недостаточен, чтобы нормализовать сахар в составе крови. Этот тип диабета возникает в зрелом возрасте, довольно часто после 40 лет. Его формирование связано с увеличенной массой тела. При II типе диабета порой достаточно всего лишь внести изменения в диету. А для того чтобы предотвратить тяжелые последствия диабета 2 типа требуется сбросить вес и усилить насыщенность физических нагрузок. При этом многие признаки диабета пропадают.
Реже встречаются специфические виды сахарного диабета.
Симптомы и признаки развития сахарного диабета
Диагноз сахарный диабет I типа подразумевает тот факт, что поджелудочной железой производится малое количество инсулина. В связи с этим глюкоза не попадает в клетки и ее количество в составе крови опасно повышается. У пациента появляется жажда, повышена утомляемость, ощущается сухость в ротовой полости, слабость, плохое заживление ран на коже, зуд слизистых и кожных покровов, выделяется повышенное количество мочи, наблюдается потеря в весе.
Для избавления всех вышеперечисленных симптомов и снижения количества сахара в крови нужен медицинский препарат инсулин. Инсулин представляет собой белковый гормон, каковой вводится исключительно при помощи инъекций, так как в желудке он подвергается разрушению. В случаях когда больной не отслеживает количество сахара, в крови и моче образуется ацетон, впоследствии это приводит к обморокам вплоть до комы или даже смерти.
Это и есть основные причины, по которым пациенту с сахарным диабетом просто жизненно необходимо проводить систематические замеры уровня сахара в крови. Этот несложный момент поможет систематически контролировать свое состояние.
Источник
Положение о школе здоровья для больных сахарным диабетом
центральная районная больница»
____________ И. В.ИСМАГИЛОВА
«_____»______________ 20 г.
о школе здоровья для больных сахарным диабетом
1. Общие положения.
1.1. Школа диабета организуется на базе поликлиники ЦРБ».
1.2. Руководителем школы диабета является врач-эндокринолог, который осуществляет методическое руководство, отбор и направление пациентов на обучение.
1.3. Обучением пациентов занимается медицинская сестра – обучатель, которая назначается и увольняется главным врачом .
1.4. На должность обучателя назначается медицинская сестра, имеющая свидетельство об окончании курса повышения квалификации по диабетологии и обучению больных в школе диабета.
1.5. Медицинская сестра непосредственно подчиняется руководителю школы, который осуществляется контроль за эффективностью обучения.
2. Основные цели.
2.1. Улучшение здоровья и повышение качества жизни больных сахарным диабетом.
2.2. Снижение количества тяжелых поздних осложнений, приводящих к инвалидности.
3. Основные задачи.
3.1. Обучение больных сахарным диабетом новому образу жизни.
3.2. Контроль знаний и навыков пациентов.
3.3. Профилактика поздних осложнений сахарного диабета.
3.4. Анализ эффективности обучения больных в школе диабета.
3.5. Совершенствование методик и внедрение новых форм обучения.
4. Функции Школы диабета.
4.1. Организация и проведение групповых занятий для больных сахарным диабетом 2 типа.
4.2. Проведение индивидуальных консультаций.
4.3. Обучение больных методам самоконтроля, основам диетологии, неотложной помощи при острых осложнениях, мерам по профилактике поздних диабетических осложнений.
4.4. Контроль за обязательным ежегодным обследованием (глазное дно, функциональное обследование почек, осмотр стоп, гликированный гемоглобин).
4.5. Составление ежегодного отчета с анализом о проделанной работе.
5. Помещение для работы школы.
5.1. Для проведения занятий в группе необходимо отдельное помещение, которое удовлетворяет санитарно-гигиеническим нормам для учебных помещений. Пропускная способность класса зависит от его площади и количества смен обучения.
5.2. В классе должна быть достаточная вентиляция, освещение, раковина, условия для принятия пищи. При эксплуатации класса в 2-3 смены необходимо дополнительное помещение для работы мед. сестер.
6. Порядок работы школы.
6.1. Обучение в школе проводится по группам в соответствии с расписанием занятий, которое доводится до слушателей.
6.2.Первоочередное обучение проводится для высоко мотивированных декомпенсированных пациентов, а также для больных с впервые выявленным СД.
6.3. Численность группы определяется в зависимости от сложности обучения и составляет обычно 8-10 человек. При 5-ти дневной программе обучения пациентов в группах по 8 человек, за год одна мед. сестра может обучить до 200 пациентов.
6.4. Обучение проводится по утвержденной программе, в соответствии с тематическим планом.
6.5. Типы программ обучения:
— вводный курс (5-ти дневный);
— специальный курс (по типу осложнений и т. п.), для индивидуального обучения.
6.6. Обучение в группе должно продолжаться 2-4 часа в день 1-3 раза в неделю. Продолжительность урока 30-45 минут, в зависимости от возможности пациентов. После занятий с группой при необходимости проводится индивидуальное обучение 18 часов в неделю. Остальное время тратиться на подготовку к занятиям, проверку опросников, анализов, дневников, оформление медицинской документации и методическую работу.
6.7. Для осуществления взаимодействия и преемственности в работе эндокринологов поликлиники и школ диабета используется код для обозначения по 3-х бальной системе конфиденциальной информации о пациенте, на основании которой реализуется индивидуальный подход к обучению. На первой позиции ставится оценка способностей к обучению, на второй – уровень мотивации пациента, на третьей – его дисциплинированность.
6.8. Учет и отчетность работы Школы ведется медицинскими сестрами.
Источник