Роль медицинской сестры в процессе обучения пациентов в школах здоровья (фтизиатрическая практика)
В статье предоставлены результаты проведённой работы по важности открытия в ЛПУ Школы для больных туберкулёзом, проведённого путём опроса и анкетирования медицинских сестёр и пациентов диспансера. Подчёркнуто, что самым лучшим средством безопасности для медицинского работника и пациента является — грамотные действия всех участников процесса.
Role of the nurse in the course of training of patients at schools of health (ftiziatrichesky practice)
В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.
В этих условиях возрастает роль сестринского персонала в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время сложно излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным [6].
Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Цель таких Школ — повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
В работе Школ особое место уделяется профессиональным обязанностям медицинских сестер, современным сестринским технологиям, применяем в организации и проведении занятий.
Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/ состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента [9].
Источник
Роль сестринского персонала в работе школ здоровья
Работа медицинских сестёр, направленная на изменение отношения пациентов к своему здоровью, является весьма востребованной. В связи с этим особое значение приобретают и обучающие функции сестринского персонала в области пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания для формирования у населения культуры здоровья.
Чрезвычайно ответственной частью самостоятельной работы медицинской сестры является ведение “школ для пациентов”, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия. Эти заболевания, инвалидизирующие больных и дающие смертельные осложнения, являются в то же время потенциально контролируемыми. Однако полноценный контроль за симптомами можно осуществить только при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное – пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача.
Целью любой “школы для пациентов” является стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни, снижение количества осложнений и, как следствие, уменьшение затрат на лечение больного. В задачи медицинской сестры, ведущей “школу”, входит разъяснение в доступной форме этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного и медикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника. Работа современной медицинской сестры требует наличия не только профессиональных навыков, но и организаторских способностей и возможностей ведения аналитической деятельности, т. е. выполнения функций менеджера.
Школа материнства —форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания; проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по специальной программе.
Направления работы «Школы материнства»
Психологическая подготовка к материнству, дородовая подготовка. Психология беременности и родов. Обучение методам саморегуляции, оптимизации своего психического и эмоционального состояния. Обучение навыкам дыхания и релаксации в родах. Обучение взаимодействию с ребенком. Информирование женщин об особенностях психического развития ребенка. Психологические аспекты грудного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком. Формирование доминанты на грудное вскармливание. Увеличение роли отца в уходе за ребенком и поддержке грудного вскармливания. Правовая защищенность беременных женщин и социальная поддержка после рождения ребенка.
Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 17673 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Тезисы к конференции. Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лущай, Максимова, Марач Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
С.Я. Лущай, Г.А. Максимова, Л.С. Марач (г. Тюмень)
ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»
Лучшее, что можно сделать для людей-
это научить их самим себе помогать.
При оказании медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, требующими длительного ухода и наблюдения, роль сестринского персонала становится особенно значимой.
Одной из форм профилактической работы с пациентами, требующими длительного наблюдения, являются школы здоровья.
Школы здоровья – школы для обучения пациентов и лиц с факторами риска. Это организованная форма обучения целевых групп населения (например, больных и членов их семей, лиц с факторами риска и др.) по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, соответствующего информационного и методического обеспечения.
Участие медицинской сестры в проведении школ здоровья трудно переоценить. Считается, что медицинская сестра может гораздо легче наладить контакт с пациентом, чем врач, что сказывается на восприятии информации.
Медицинская сестра проводит обучение в школах здоровья индивидуально и группами по 2-3 человека. В дальнейшем обучение проводит врач, преподнося более глубокие знания. Такое сочетание индивидуальных и групповых методик делают эту форму обучения наиболее удобной и наименее дорогой с экономической точки зрения.
Время информационных школ прошло и в обучении пациентов следует применять интерактивные формы взаимодействия. Поэтому, учитывая потребность в школах здоровья, мы готовим студентов базового уровня на практических занятиях по ПМ 02, МДК 02.01. раздел «Сестринский уход в терапии» к проведению школ по ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеваниям щитовидной железы, ХОБЛ.
Например, в школе здоровья для пациентов с ИБС мы предлагаем следующую тематику и содержание занятий со студентами:
- Что надо знать пациенту об ишемической болезни сердца. В этой теме студент дает информацию о заболевании, рассказывает правила измерения АД, определение свойств пульса, отеков, подсчета частоты дыхательных движений. «Пациенты» в парах измеряют эти показатели друг у друга.
- Особенности питания при ИБС. Определяют индекс массы тела, используя пирамиду здорового питания, составляют примерное меню.
- Курение и ИБС. Акцентируют внимание на преимуществах отказа от курения.
- Стресс и здоровье. Рассматривают заповеди преодоления стресса.
- Физическая активность и здоровье. Совместно с «пациентами» выполняют комплекс физических упражнений при ИБС.
При проведении занятий по другим темам, мы разнообразим методику проведения, учитывая особенности заболевания.
Данная проблема актуальна и для слушателей ДПО циклов первичной медико-профилактической помощи и первичной медико-санитарной помощи населению, медицины общей практики, охраны здоровья работников сельского населения, охраны здоровья работников промышленных и других предприятий. Учитывая, что данная категория слушателей является профессионалами, школы здоровья проходят в форме мастер-класса. Преподаватели на данных циклах проводят мастер-классы, во время которых знакомят слушателей с методикой их проведения, рассказывают и, что еще более важно, показывают, как применить на практике новую технологию или процедуру, манипуляцию, обучают медицинских работников практическим навыкам.
В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
На итоговой аттестации слушатели представляют проекты самостоятельно разработанных школ здоровья в форме мастер-классов по актуальным проблемам профилактики хронических заболеваний.
Здоровье человека на 50% определяется образом жизни, поэтому формирование у населения навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, в том числе и через школы здоровья, является важным звеном в решении данной задачи.
- Вдовина Л.Д., Марач Л.С., Максимова Г.А. Инновационные формы и методы повышения квалификации сестринского персонала. Методические рекомендации.- Тюмень: ГАОУ СПО ТО «ТМК», ОПК №2, 2012.
2. Рунова Г.Е., Гурова О.Ю. Роль медицинской сестры в лечении сахарного диабета // Главная медицинская сестра.- 2014. № 11. С. 21-26.
3. О.В. Васильев, И.П. Королева, Е.А. Лаврова, О.Б. Алуф Школы здоровья для пациентов – одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра.- 2013. № 4. С.8-12.
Источник
Школы здоровья. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья.
Одной и перспективных форм профилактического консультирования является, так называемое групповое профилактическое консультирование или Школы для пациентов. Школы здоровья для пациентов являются современным и необходимым фактором повышения качества медицинской помощи. Школы здоровья предполагают активную позицию пациента (и/или его родственников) с целью поддержания улучшения здоровья, являются актуальными и перспективными с точки зрения повышения качества медицинской помощи. Создание школы пациента возлагает на ЛПУ дополнительные обязанности: обучение пациента, разработка дневника пациента и процедуры (процесса) поддержания и/или улучшения состояния. Это все увеличивает время общения с каждым конкретным пациентом. Сложно решить эту проблему в нашей реальной действительности, когда в муниципальных ЛПУ нормы времени, отведенного на прием пациента неприемлемо малы. В коммерческих ЛПУ врач работает в более комфортных условиях и, как правило, не ограничен жестко во времени. Тем не менее, более 90% населения получают медицинскую помощь в муниципальных ЛПУ как по причине высоких цен на медицинские услуги в коммерческом секторе, так и в связи с тем, что не всегда высокая стоимость медицинской услуги гарантирует высокий профессионализм и добросовестность медицинского персонала.
Школа – это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышению качества жизни. Уже на протяжении 10 лет в ряде городов функционируют Школы диабета доказавшие целесообразность создания Школ для пациентов, как таковых. Накоплен достаточно богатый опыт проведения обучения пациентов в Школах при бронхиальной астме, коронарной болезни сердца. Имеется опыт создания Школ при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В последние годы бурное развитие получило направления обучения пациентов с артериальной гипертонией.
Цель консультирования (совета врача) – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача. Такие методики разрабатываются специалистами по медицинской психологии и могут быть предложены для широкого использования. Вместе с тем каждый врач должен знать, что для эффективного обучения пациентов в Школах помимо клинических знаний необходим ряд дополнительных профессиональных знаний и умений:
· важны знания основ коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владение техникой обратной связи;
· необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений;
· применять активные формы обучения для повышения его эффективности.
Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача (медсестры) и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудно выполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующие усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т. д.
Задача профилактического консультирования – повышение приверженности пациентов к лечению и формирование мотивации к оздоровлению.
Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или усилиями (например, контролировать энергетический состав пищи, или бросить курить и др.). В основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменениям. С этих позиций меры превентивного характера (советы медсестры) воспринимаются пациентом как неосознанная потребность и потому часто не выполняются. Как сделать эту потребность осознанной? Какие доводы привести, чтобы пациент задумался и принял правильное и действенное решение? В этом сложность профилактического консультирования. Даже если врач твердо уверен в необходимости оздоровительных действий со стороны пациента (например, бросить курить), то пациента необходимо мотивировать на такой шаг. Это очень не простое дело. Пациент должен осознать и ощутить потребность сделать этот шаг. Курящая медсестра не способна убедить большого сделать его.
Школы здоровья могут дать пациентам необходимую информацию о рациональном питании, аллергии, остеопорозе, прививках.
Школа здоровья для больных с сахарным диабетом второго типа.
Что такое сахарный диабет?
Сахарный диабет второго типа (инсулиннезависимый) — это заболевание эндокринной системы, при котором поджелудочная железа не может вырабатывать достаточное количество инсулина или организм не способен адекватно использовать его. В результате развивается гипергликемия — повышенное содержание глюкозы в крови. Гипергликемия при отсутствии лечения может приводить к тяжелым осложнениям, повреждениям сосудов и внутренних органов.
Кто болеет сахарным диабетом?
Сахарным диабетом второго типа чаще всего болеют люди от 40 лет и старше. Основным фактором риска является избыточная масса тела (ИМТ 24 и более) для лиц имеющих наследственную предрасположенность (наличие диабета у родственников) и ожирение для не имеющих её.
Каковы симптомы сахарного диабета?
Заболевание протекает бессимптомно, пока уровень глюкозы не превысит, так называемого, почечного порога, после чего глюкоза начнёт выделяться с мочой. Тогда то и появляются симптомами сахарного диабета: общая и мышечная слабость, чувство жажды, сухость во рту, частое мочеиспускание и кожный зуд, повышенный аппетит, а также возникновение депрессивного состояния, раздражительности.
Заболевание развивается медленно, симптомы обычно появляются постепенно. Важно при появлении первых симптомов не откладывать визит к врачу. При сахарном диабете самое главное — вовремя принять меры. При адекватном лечении, соблюдении диеты на ранней стадии сахарный диабет легко поддается лечению, сравнительно небольшие усилия позволят не допустить развития осложнений и добиться отличного самочувствия.
Как поставить диагноз?
Врач ставит диагноз на основании, прежде всего, результатов анализов крови и мочи. Проводят анализ крови и мочи на выявление уровня глюкозы, а также глюкозотолерантный тест.
Пациенты с сахарным диабетом II типа нуждаются в пожизненном соблюдении диеты, поэтому следует подобрать такую диету, которая будет вкусной и разнообразной, но при этом будет способствовать снижению веса и нормализации уровня глюкозы в крови. Калорийность подобранного рациона питания должна способствовать снижению веса. Ограничение поступления в организм питательных веществ приводит к тому, что энергетические запасы, законсервированные в виде жировой ткани начинают расходоваться, происходит «сжигание» жира и человек худеет. Необходимое ежедневное количество калорий в пище зависит от веса, двигательной активности, характера работы и принимаемых препаратов. Калорийность диеты следует обсудить с вашим лечащим врачом. В большинстве случаев рекомендуют снижение суточного калоража пищи до 1000-1200 ккал для женщин и до 1200-1600 ккал для мужчин.
Что есть, что не есть?
В диете следует ограничить употребление высококалорийных продуктов и продуктов, которые сильно повышают уровень глюкозы в крови.
Высококалорийными считаются: масло (в том числе растительное), сметана, майонез, маргарин, сало, сосиски, колбасные изделия, копчености, жирное мясо, жирная рыба, мясные субпродукты, кожа птиц, сыры (более 30% жирности), сливки, жирный творог, орехи, семечки и др.
Сильным сахароповышающим действием обладают следующие продукты: сахар, мед, шоколад, сухофрукты, кондитерские изделия, варенье, квас, фруктовые соки и лимонады (в т. ч. «Кола», «Фанта», «Пепси» и т.п.).
В диете должны преобладать продукты, содержащие много воды и растительной клетчатки, а также нежирные виды мяса и рыбы, обезжиренные молочные продукты. Без ограничения можно употреблять сырые или приготовленные овощи, за исключением картофеля (капуста, цветная капуста, морковь, свекла, репа, редис, огурцы, помидоры, зелень).
Следует выбирать напитки на некалорийных сахарозаменителях или без сахара. К некалорийным сахарозаменителям относится аспартам, сахарин, цикламат, ставиозид (Сукразид, Аспартам, Сурель, СусЛюкс и др.). К сожалению, в настоящее время большинство сладостей «для диабетиков» содержат калорийные заменители сахара. Они не так сильно повышают уровень сахара в крови, но по калорийности не отличаются от глюкозы. Больным с избыточной массой тела они строго противопоказаны. Внимательно следите за составом покупаемых продуктов в отделе «Для диабетиков».
Диета для больных сахарным диабетом II типа практически равносильна диете для снижения веса. Такую диету соблюдают более половины девушек и женщин, которые следят за своей внешностью и здоровьем.
Сахарный диабет и алкоголь
Пациентам с сахарным диабетом следует ограничить потребление спиртных напитков, так как они является источником дополнительных калорий (особенно у людей с избыточным весом). При приеме сахароснижающих препаратов, алкоголь может провоцировать опасные для жизни гипогликемические состояния (приводить к избыточному снижению уровня глюкозы крови).
Что происходит в организме, когда мы двигаемся?
Любое движение осуществляется за счет работы мышц. При мышечной работе энергетическим ресурсом служит глюкоза. В некотором количестве глюкоза заранее запасается мышечными клетками в виде гликогена и расходуется по необходимости. Когда запасы гликогена в клетках заканчиваются, начинается поступление глюкозы из крови. В условиях активной работы клетки становятся более чувствительными к глюкозе, и для поступления в них глюкозы требуется меньшее количество инсулина. У здорового человека поджелудочная железа в этом случае выделяет меньшее количество инсулина, что предотвращает чрезмерное снижение концентрации глюкозы в крови. У больного сахарным диабетом, который находится на инсулинотерапии или сахароснижающих препаратах, для предотвращения чрезмерного снижения глюкозы в крови может потребоваться коррекция дозировки препаратов или дополнительный прием легкоусвояемых углеводов с пищей. Надо учитывать, что если до начала физической нагрузки у больного была умеренная гипергликемия, то можно ожидать снижение уровня глюкозы в крови до нормального. Если же до начала физической нагрузки концентрация глюкозы была нормальной, то после — может отмечаться гипогликемическое состояние. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом по поводу того, какая физическая активность вам разрешена, а какая может навредить, спросите у него, требует ли выбранный вид спорта коррекции диеты или терапии.
Какие виды спорта рекомендованы больным с сахарным диабетом?
Для больных сахарным диабетом показаны умеренные и дозированные физические нагрузки, допустим пеший туризм, игры с мячом, бадминтон, гимнастические упражнения, плавание, катание на велосипеде, коньках и лыжах и т. д.
Не рекомендуются экстремальные виды спорта, которые могут быть опасны для жизни в случае гипогликемии (например, прыжки с парашютом, альпинизм, подводное плавание).
Как правило, пациентам с диабетом рекомендуют заниматься спортом с родственниками или друзьями, которые знакомы с проявлениями диабета и знают, что надо предпринимать, если у больного случается состояние гипогликемии.
Самоконтроль при физических нагрузках
Интенсивные и непривычные физические нагрузки требуют определения до и после них концентрации глюкозы в крови. Гипергликемия, выделение глюкозы с мочой (глюкозурия) и тем более появление ацетона в моче (ацетонурия) во время или после физической нагрузки свидетельствуют о дефиците инсулина. Следует учитывать, что чем продолжительнее нагрузка, тем вероятнее возникновение отсроченной гипогликемии в течение нескольких часов после нагрузки.
Больные сахарным диабетом реагируют на занятия спортом по-разному. Поэтому каждый пациент вместе со своим лечащим врачом должен выработать тактику самоконтроля и коррекцию терапии в условиях физической нагрузки. При занятиях спортом должна быть тщательно отрегулирована доза введенного инсулина, чтобы предотвратить гипогликемические состояния или диабетический кетоацидоз.
Интенсивные кратковременные нагрузки, как правило, требуют дополнительного приема быстро усваивающихся углеводов, тогда как длительная умеренная нагрузка требует добавочных доз инсулина и увеличения потребления смешанной пищи.
Лечение сахарного диабета
Лечение сахарного диабета 2 типа начинается, прежде всего, с назначения специальной диеты и умеренной физической нагрузки. На начальных стадиях диабета даже небольшое уменьшение веса может снизить уровень глюкозы в крови, нормализовать работу поджелудочной железы и привести к улучшению общего состояния. В идеале следует привести индекс массы тела (ИМТ) к норме. В случае сахарного диабета очень многое зависит от пациента — его выдержки, силы воли и самоконтроля. Конечно, сложно в одночасье изменить свои привычки, отказаться от любимых блюд и перейти на здоровую диету, начать двигаться, если человек привык к малоподвижному образу жизни. Но здоровье того стоит!
По данным исследований, в 80% и более случаев сахарного диабета 2 типа можно контролировать с помощью уменьшения массы тела, которое достигается диетой и физическими упражнениями.
Если же уровень глюкозы в крови не нормализуется, то врач назначит лекарства – пероральные гипогликемические препараты, которые увеличивают способность организма к выработке инсулина или повышают эффективность его использования. Уколы инсулина необходимы только при средней и тяжелой стадии заболевания.
При сахарном диабете очень важен самоконтроль. Врач назначит частоту посещений и рекомендует способы контроля уровня глюкозы в крови. Современные приборы позволяют быстро, безболезненно и точно определять уровень глюкозы, что позволит контролировать состояние и не допустить развития осложнений. Больных обучают самоконтролю посредством глюкометра и тест-полосок.
Если обратившийся находится в группе риска (старше 40 лет, имеет избыточный вес, в семейном анамнезе были случаи сахарного диабета), то ему рекомендуют, прежде всего, изменить свой образ жизни, чтобы избавиться от лишнего веса. Правильно питаться, есть больше овощей и фруктов, грубой клетчатки, нежирного мяса, и избегать сладкого, животных жиров, копченого и консервированных продуктов. Кроме того, совершенно необходима разумная физическая активность — прогулки, танцы, плавание, любые другие виды спорта. Второй важнейший аспект профилактики — это контроль уровня сахара в крови. Следует регулярно сдавать анализы, чтобы «поймать» сахарный диабет в самом начале и не запускать болезнь. На ранних стадиях диабет лечится эффективно и компенсируется доcтаточно быстро. Главное — не допустить развития тяжелых и потенциально опасных осложнений сахарного диабета.
Если поставлен диагноз сахарный диабет, то не надо отчаиваться. Здоровый образ жизни, самоконтроль и точное соблюдение рекомендаций врача помогут улучшить самочувствие и вернуть радость жизни.
| | следующая лекция ==> |
| | МОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник