Меню

Школа здоровья профилактика туберкулеза

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Что должен знать школьник о туберкулезе — Памятки для населения

Памятки для населения

Что должен знать школьник о туберкулезе

Что должен знать школьник о туберкулезе

Туберкулез − заразная болезнь. Она не щадит ни один орган человека. Наиболее частой «ареной», на которой разыгрывается болезнь, являются легкие – главные «входные ворота» этой инфекции.

Возбудитель туберкулеза – туберкулезная палочка – микроб, видимый только под микроскопом, обнаруживается чаще всего в выделениях больных туберкулезом – в гное, моче, и особенно, в мокроте.

Чтобы предохранить себя от этого заболевания, каждый школьник должен знать о возбудителе туберкулеза, путях его распространения и о том, как избежать заражения.

Туберкулезные палочки живучи. В пыли они сохраняются до 3 месяцев, в высохшем на тротуаре плевке – до месяца. В почве, в воде, в сырых и темных помещениях они сохраняют жизнеспособность до года; на полу, на стенах, предметах – до 6 месяцев. Им не страшен мороз: при температуре минус 23°микобактерии туберкулеза не гибнут 7 лет, их не убивает температура минус 269°С. Однако, они не выдерживают даже кратковременно кипячения. Солнце убивает их за 1-2 часа, а рассеянные ультрафиолетовые лучи – за 5-6 часов. В сырых и слабоосвещенных помещениях люди чаще болеют туберкулезом. Не случайно пословица гласит: «Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач» и поэтому больному выделяют по возможности самую солнечную комнату.

Источником заражения туберкулезом являются больной человек или больные животные, очень редко – птицы.

Каким путем микробактерии проникают в организм человека?

Возбудитель туберкулеза попадает в окружающую нас среду вместе с выделениями больных туберкулезом людей и животных. Преимущественное значение имеют два способа заражения: через воздух (аэрогенный путь) и через пищу (алиментарный путь). Второй способ встречается гораздо чаще. Заражение через воздух происходит при вдыхании капелек свежей мокроты или пылинок, содержащих высохшую мокроту больного туберкулезом. Известно, что больной туберкулезом выделяет с мокротой огромное количество возбудителей болезни (до 15-20 миллионов в день). Мельчайшие капельки мокроты, содержащие возбудителей болезни, не только рассеиваются в воздухе вблизи больного, но и разносятся на значительное расстояние от него: при кашле – на 2 метра, при чихании – до 9 метров. Опасность заражения таким путем усиливается при тесном общении с больным и несоблюдении им элементарных гигиенических правил. Когда капельки мокроты с возбудителями болезни оседают на пол и подвергаются высыханию, создаются условия для воздушно – пылевого способа заражения. Это особенно опасно в тех случаях, когда больной выплевывает мокроту на пол, вследствие чего на пылинках накапливается большое количество возбудителей туберкулеза. Легко представить себе, насколько усиливается опасность заражения таким путем, если уборка помещения проводится сухим способом. Пылевые частицы поднимаются в воздух и легко проникают в дыхательные пути здоровых людей.

Заражение туберкулезом через пищу чаще всего происходит при употреблении не кипяченного молока от больных туберкулезом коров.

Не следует забывать, что заражение алиментарным путем может произойти при использовании общей с больным туберкулезом посудой.

Заразиться можно через поцелуи, при докуривании чужих сигарет, через предметы обихода, книги, игрушки, рукопожатия и др.

Особенно чувствительны к туберкулезной инфекции детей, и поэтому им нельзя поручать уход за тяжелыми больными туберкулезом, которыми не могут обходиться без посторонней помощи. Чаще туберкулез передается детям от больных родителей, нарушающих правила гигиены.

Переносчиками микобактерий туберкулеза являются также мухи, тараканы и другие насекомые.

Что нужно делать, чтобы уберечь себя от заражения туберкулезом?

1. Каждый учащийся обязан поддерживать чистоту в комнатах, в классе.

2. Чаще проветривать комнату. В теплое время года держать окно открытым целый день. Зимой проветривать комнату 3-4 раза в день по 15-20 минут. В школе класс проветривать каждую перемену.

3. Пол подметать только влажны способом. Пыль со шкафов, столов, стульев, подоконников и других предметов стирать только влажной тряпкой.

4. При кашле, чихании отворачиваться от собеседника. При кашле прикрывать рот тыльной стороной левой руки, но лучше носовым платком.

5. Пользоваться отдельным полотенцем, зубным порошком, отдельной зубной щеткой, кружкой, а также отдельной посудой.

6. Каждый школьник должен иметь отдельную постель.

7. Избегать случайных поцелуев, рукопожатий.

8. Не курить, не пить спиртные напитки (алкоголь). Курение и алкоголизм ослабляют организм, приводят к заболеванию туберкулезом.

9. Не чистить в комнате грязную одежду и обувь.

10. Строго соблюдать режим дня: вовремя кушать, ложиться и вставать, не есть всухомятку.

11. Мыть руки перед каждым приемом пищи и после каждого посещения туалета.

Читайте также:  Здоровье 365 кузнечная лор

12. Закалять свой организм правильным режимом, прогулками, питанием. Приучать себя спать с открытой форточкой.

13. Делать зарядку по утрам, после которой обтирать тело водой комнатной температуры. В любое время года заниматься физкультурой и спортом.

В крепком закаленном организме возбудители туберкулеза быстро погибают, не вызывая заболевания.

Школьники должны знать, что туберкулез – излечимое заболевание.

Периодические медицинские осмотры учащихся в школе, проверки с помощью реакции Манту и диаскин теста, рентгенологическое обследование помогают своевременно выявить заболевание туберкулезом, а это – залог его успешного лечения.

В случае выявления у школьника туберкулеза, он сознательно должен относиться к своему лечению, аккуратно и терпеливо выполнять все предписания врача – это поможет одержать победу над болезнью.

Здоровье ваших детей в ваших руках!

Источник

Фтизио школа

Полноценное лечение любой болезни возможно только в том случае, когда больной понимает смысл лечения и строго выполняет рекомендации, предписанные своим лечащим врачом. Зачастую отсутствие хорошего понимания между врачом и пациентом при лечении многих хронических заболеваний приводит к несоблюдению рекомендованных схем лечения и, в конечном итоге, к безуспешности терапии в целом.

Лечение туберкулеза очень длительный и сложный процесс но, к сожалению, не все пациенты понимают. В Республиканском противотуберкулезном диспансере достаточно давно практикуются «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ – ФТИЗИОШКОЛА» для больных туберкулезом, благодаря которым наши пациенты хорошо информированы о своей болезни и нацелены на хорошие результаты.

Цель: повышение мотивации и приверженности пациентов к выполнению врачебных рекомендаций, режима, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество, что в конечном итоге, приводит к хорошим результатам терапии.

Индикаторы работы «ФТИЗИОШКОЛЫ»:

  • улучшение качества жизни больного и выработка правильного отношения к своей болезни и лечению;
  • снижение случаев отрыва от лечения;
  • снижение повторных случаев заболевания.

На сегодняшний день школы работают на базе всех отделений Республиканского противотуберкулезного диспансера Минздрава Чувашии.

Программа занятий направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, вторичную профилактику, психологическую и социальную реабилитацию.

На регулярных занятиях с пациентами разбираются наиболее актуальные вопросы в области фтизиатрии: что такое туберкулез, как лечиться, как защитить близких и что сделать, что бы повторно не заболеть. Занятия проводятся по плану высококвалифицированными специалистами совместно с психологом. Каждое новое занятие начинается с повторения предыдущего материала. Знания закрепляются с помощью тестирования и опроса учащихся. Новый материал излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, слайдов, видеороликов, раздачей памяток. Каждый учащийся имеет возможность высказать свое мнение и задавать вопросы. В 2018 году в фтизиошколе проучились 1191 человек.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ФТИЗИОШКОЛЕ:

Источник

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ

В данной статье представлены результаты исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом, проведенного путем анкетирования участковых медицинских сестер и пациентов диспансера.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Особое внимание было уделено профессиональным обязанностям медицинских сестер, которые, по мнению респондентов, могут проводить занятия в школе.

Введение

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Читайте также:  Чем полезен мед для женского здоровья

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинский работник находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации.

С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.

Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного «понимания болезни» у больного, конечно, недостаточно — необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из » туберкулёзных больных » пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.

Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом. Поэтому любое исследование, направленное на изучение возможностей создания подобных школ является актуальным.

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования нами были разработаны специальные анкеты.

Изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом проводилось на базе одного из противотуберкулёзных диспансеров Москвы в период с июня по декабрь 2012 г.

В исследовании участвовали 10 медицинских сестер участковых с разными возрастными и профессиональными особенностями и 10 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.

Результаты исследования

Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом.

1. В диспансере работают опытные участковые медицинские сёстры. Среди них 8 медицинских сестер работаю более 10 лет, 2 медицинских сестры от 5 до 10 лет (рис.1).

Рис. 1 — Стаж работы медицинских сестер.

Имеет высшую квалификационную категорию 8 медицинских сестер участковых, первую – 2 медицинские сестры участковые (рис.2).

Рис 2 — Квалификационные категории участковых медицинских сестер.

2. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере школы для больных туберкулёзом.

Все участковые медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.

Так же все респонденты ответили, что нужно проводить индивидуальное обучение пациентов основам санитарно-эпидемиологического режима. Мы полагаем, что это связано с тем, что туберкулез– одно из древнейших инфекционных заболеваний, заразен и очень опасен. В отличие от многих других инфекций, он имеет хроническое и часто скрытое течение, что повышает вероятность распространения туберкулеза больным человеком многократно. Считается, что за год больной «открытой» формой туберкулеза заражает в среднем 10-15 человек. После заражения в течение жизни примерно 8-10 % заразившихся заболевают той или иной формой туберкулеза

30% медицинских сестёр считают, что работать в школе должны участковые сестры. 70% медицинских сестер считают, что работать и обучать в школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в школе должны работаь медициснкие сестры, которые знают основы педагогики и психологии.

20% медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2-3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Эта информация нужна в первые дни недели, от этой информации будет зависеть исход выздоровления. 40% медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами (хрониками), для повторения мер профилактики и санитарно-эпидемиологического режима.

Читайте также:  Еда для здоровья мозга

Рис. 4 – Как часто нужно проводить занятия с пациентами?

Все медицинские сестры считают, что нужно привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.

Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение.

70% пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от участковой медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами в очагах. 30% пациентов ответили, что информации достаточно.

80% пациентов ответили, что не знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. 20% пациентов ответили, что знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. От соблюдения санитарно-эпидемиологического режима зависит исход выздоровления и благополучие своих родственников. Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают. что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансеры готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:

1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.

2. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.

Выводы

В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Проведенный нами теоретический анализ школ здоровья показал, что школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

Исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом проводилось с помощью анкетирования по разработанной нами анкете.

Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал, что в Противотуберкулёзном диспансере возможно открыть школу для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.

Список используемых источников

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М., АлмМи, 2010. – 125 с.

Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра. — 2006. — С.16-17.

Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. – Нальчик, «Эль-Фа». – 2000. – 260

Калинина А.М., Олейников В.Г., Олейникова Н.В. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. — М.: Профилактическая медицина, 2001. — 345 c.

Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза. // Медицинская сестра.-2003.- С.-10.

6. Национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана.- М.: ГЭОТАР — Медиа. 2007.- 512 с.

7. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- 320 с.

8. Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 №109 «О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации».

Источник

Adblock
detector