Меню

Школа здоровья профилактика сердечно сосудистых заболеваний

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Опыт проведения «Школы здоровья по профилактике сердечно – сосудистых заболеваний»» в сельской местности

Целью исследовательской работы является изучение эффективности «Школы здоровья по профилактике сердечно – сосудистых заболеваний» в сельской местности.

Для решения цели были поставлены следующие задачи:

Краткая характеристика об условиях проживания и деятельности крестьянского хозяйства в сельской местности.

Организация и проведение «Школы здоровья».

Анализ результатов проведенной работы.

Ключевые слова: артериальная гипертония, школа здоровья, сердечно-сосудистые заболевания.

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы внедрения профилактического консультирования и обучения населения. Особенности условий проживания (питание, климат), а также объективные показатели здоровья жителей северного края. Представлены результаты исследования, показывающие эффективность внедрения “Школы здоровья”, вследствие чего было установлено, повышение уровня знаний пациентов о методе самоконтроля, факторах риска, основах диетологии, правилам самопомощи, приеме лекарственных средств и т.п.

Артериальная гипертония является одной из актуальных медико-социальных проблем общества, обусловленная широкой ее распространенностью, недостаточным контролем в сельской местности, особенностями течения заболевания и высоким риском осложнений [5].

Известно что, большое значение в этиопатогенезе артериальной гипертонии относятся: несбалансированное питание, избыточное потребление поваренной соли, курение, стресс, низкая приверженность к лечению, избыточная масса тела. Профилактические программы в отношении пациентов с артериальной гипертонией должны быть направлены, в первую очередь, на коррекцию образа жизни. Этого можно достигнуть только путём повышения информированности населения, и, особенно, пациентов с АГ о некоторых негативных поведенческих привычках, повышения мотивации к оздоровлению образа жизни [2].

Из факторов риска заболеваний сердечно-сосудистых заболеваний Всемирная Организация Здравоохранения (1994) выделяет дислипидемию (повышенный уровень в плазме крови общего холестерина и липопротеидов низкой плотности и сниженное содержание липопротеидов высокой плотности), артериальную гипертензию (повышенный уровень систолического и диастолического артериального давления), курение (”курильщик” означает человек, выкуривший любую сигарету, в прошлом месяце), ожирение, гиподинамию (ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом и т.д.), возраст, пол, гипертрофию левого желудочка, перенесенные сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания, гипергликемию (сахарный диабет), почечные заболевания, микроальбуминурию, гиперурикемию, нарушения системы свертывания крови, стресс, дистресс и наследственную предрасположенность.

Факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний можно распределить так:

1) Необратимые: мужской пол, возраст, генетическая предрасположенность— наличие у ближайших родственников ишемической болезни мозга, ишемической болезни сердца (инфаркт миокарда, внезапная смерть) в возрасте до 55 лет.

2) Обратимые: курение, артериальная гипертония, ожирение.

3) Частично (потенциально) обратимые: дислипидемия (гиперхолестеринемия, гипертриглицеридемия), сахарный диабет, гипотиреоз, низкий уровень ЛПВП, гиподинамия.

4) Другие факторы риска: дистресс и тип личности [3].

В связи с этим, для проведения профилактических мероприятий в учреждениях амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения необходимо внедрение комплекса профилактических технологий: профилактического обследования и профилактического группового консультирования [4].

Школа здоровья — это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышению качества жизни.

Нами, студентами конце 2017 года в крестьянском хозяйстве «Илгэ» Республики Саха (Якутия) была проведена «Школа здоровья по профилактике сердечно – сосудистых заболеваний».

Читайте также:  Дина саева проблемы со здоровьем

Крестьянское хозяйство «Илгэ» занимается табунным коневодством и разведением крупного рогатого скота. Основной рацион питания — отварные продукты (мясо, рыба) либо молочно-кислые блюда суорат, кюерчэх, кымыс либо сырые или вареные овощи и ягоды. Климат резко континентальный — характерны сезонные большие амплитуды колебаний температур . В зимнее время возможны понижения температуры до −65 С, а в летнее время повышение температуры до +42 С. Почва глинистая, имеются множество сенокосных полей и озер. Скот, вскормленный сеном с полей, дает хорошее вкусное мясо и жирное молоко. Водоснабжение из озер, в качестве питьевой воды используется ледовая вода. Осенью в ноябре заготавливается лед на круглый год, летом хранится в леднике. Озерная вода служит питьевой водой для животных, полива сельскохозяйственных культур, технических нужд. Озера богаты карасями. Снабжение продуктами питания удовлетворительное.

Отдаленность от административного центра — 48 км. Дорога грунтовая с неудовлетворительными эксплуатационными качествами, связь неустойчивый через сотовый телефон.

Общий контингент населения в участке проживания (на базе) составил 14 взрослых человек мужского пола. Возраст, проживающих составил от 40 и старше лет. Контингент лиц трудоспособного возраста составил до 82,5%.

Анализ структуры обращаемости взрослого населения по болезни за отчетный период показывает, что в 2016 году всего обращений было 11 случаев, в 2017 году — 9, то в 2018 году всего – 2 случая. Обращает внимание наиболее высокий удельный вес обращаемости в лечебное учреждение по поводу патологии болезни сердечно-сосудистой системы в 48% случаев от общего количества обращений в врачебную амбулаторию. На учете по поводу гипертонической болезни состоят 7 человек, ишемической болезни сердца 4 человека.

В «Школе здоровья по профилактике сердечно – сосудистых заболеваний» были приглашены 11 человек, состоящих на учете по поводу гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Из них в школе здоровья приняли участие 9 человек.

повысить уровень информированности пациентов методам профилактики и лечения;

отказ от вредных привычек;

переход к здоровому образу жизни, рациональному питанию;

снижение веса при ожирении, приобретение навыков регулярных физических упражнений;

приобретение навыков регулярных физических упражнений, аутотренинга для снижения АД ниже 140/90 мм/рт.ст.;

самостоятельно регулирование АД, ведение дневника самоконтроля.

Структура занятий:
(Занятия в Школе имеют единую структуру):

активные формы обучения

заключительная часть занятия.

Информационный материал является справочным материалом для медицинского работника, проводящего занятие. Он направлен на информирование пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в процессе лечения и оздоровления. Информационный материал не обязательно должен быть весь представлен пациентам во время занятий. Рекомендуется иметь его постоянно на столе во время занятия, и при изложении материала следует стремиться максимально выполнить поставленную в занятии цель.

Активная часть занятий направлена на развитие у пациентов умений и навыков, которые необ­ходимы в повседневной жизни для наиболее эффективного контролирования артериального давления (АД) и сохранения здоровья

Мероприятия по профилактике сердечно – сосудистых заболеваний и гипертонической болезни своем широком понимании включают действия по укреплению и охране здоровья. Прежде всего, необходимо предоставить возможность самому пациенту управлять своим здоровьем, здесь важен принцип личного участия и следующие мероприятия:

повышение информированности пациентов об АГ и возможных ее осложнениях, обострениях, применению немедикаментозных методов лечения и профилактики;

Читайте также:  Ограниченные возможности здоровья летчика алексея маресьева

обучение пациентов навыкам контроля АД, оказания доврачебной помощи – формирование мотивации у пациентов на сотрудничество с лечащим врачом на выполнение его рекомендаций;

обучение больных методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска.

Включающая такие понятия здорового образа жизни как:

Сбалансированное, регулярное, полноценное питание.

Важнейшим принципом сбалансированного питания является определение правильного и обоснованного соотношения основных пищевых и биологически активных веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов в зависимости от пола, возраста, характера трудовой деятельности и общего жизненного уклада.

Желательно принимать пищу четырехкратно и в одно и то же время суток в зависимости от режима дня. Интервал между завтраком и обедом, обедом и ужином должен составлять не более 5-6 часов, а между ужином и временем отхода ко сну – не менее 1,5-2 часов.

Из рациона питания необходимо исключить или ограничить прием продуктов питания, содержащих холестерин и насыщенных жиров (жирное мясо, сало, колбасы, пельмени, жирные молочные продукты). Фрукты, зелень, овощи, бобовые, грибы, постное мясо, морепродукты, нежирные молочные продукты, каши и орехи безопасны и оптимальны для рациона.

Идеальный вес. Чтобы снизить массу тела, необходимо тщательно следить за калорийностью продуктов, исключить из рациона животные углеводы и легкоусвояемые углеводы, периодически устраивать разгрузочные дни.

Регулярная физическая активность. Пешие прогулки, работу по дому, лечебная гимнастика.

Отказ от вредных привычек – употребления алкоголя и табака.

Контроль за уровнем артериального давления.

Методам самоконтроля (измерение артериального давления, массы тела, пульса)

Основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания

Правилам поведения и самопомощи при проявлении боли и симптомах.

Правила приема лекарственных средств при приступах.

В ходе занятия участниками школы ведутся дневники, где больные фиксируют показатели жизненно важных органов и систем: артериальное давление (АД), пульс, частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), прием лекарств и свои жалобы и наблюдения. В школе здоровья занятия проводились в течение недели по 45-90 минут с перерывами.

Для слушателей школы здоровья проводились следующие занятия:

Занятие 1. Основные представления об ИБС и ГБ, факторах риска, методах лечения

Природа ИБС и ГБ.

Факторы риска развития ИБС и ГБ

Симптомы ИБС и ГБ

Современные методы диагностики и лечения

Составление индивидуального плана оздоровления поведенческих привычек.

Занятие 2. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов

Что такое «Здоровое питание»?

Как рассчитать свои энергозатраты?

Какова калорийность продуктов?

Какие изменения в диете нужны при ИБС и ГБ.

Как ограничить употребление поваренной соли?

Как поступать с жирами?

Как обогатить рацион витаминами?

Как быть при повышенном уровне холестерина?

Как правильно составить меню при ИБС и ГБ?

Составление индивидуального плана оздоровления привычек питания.

Занятие 3. Артериальная гипертония с ИБС и ГБ

Что такое артериальное давление?

Что такое артериальная гипертония?

Осложнения течения заболевания:

Транзиторная ишемическая атака.

Факторы риска артериальной гипертонии.

Правила приема нитроглицерина и валидола.

Как оценить индивидуальные факторы риска?

Как правильно измерять артериальное давление?

Как вести Дневник пациента?

Занятие 4. Психологические факторы с ИБС и ГБ. Методы преодоления негативных переживаний

Что такое стресс?

Влияние стресса на организм

Как оценить уровень стресса?

Как преодолевать стресс?

Читайте также:  Наш главный рекорд здоровье

Занятие 5. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности

Безопасный уровень бытовых и житейских нагрузок (половая активность, работоспособность, трудоспособность и пр.).

Какое значение имеет физическая активность для здоровья?

Оценка уровня физической активности.

Какие методы повышают физическую активность?

Как контролировать интенсивность физических нагрузок?

Как одеться при тренировках?

Составление индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 6. Заключительное

Закрепление полученных навыков и умений.

Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Таким образом, нами в «Школе здоровья по профилактике сердечно – сосудистых заболеваний» было проведено 6 занятий. Из 9 участников школы здоровья 1 слушатель не смог присутствовать на занятиях по семейным обстоятельствам. По данным опроса выяснилось, что индивидуальные тонометры имел 1 человек. Другие слушатели не задумывались о необходимости наличия тонометра в домашних условиях. Анализ результатов проведенной профилактической работы показал о практической эффективности проведения тематических школ здоровья.

1. Слушатели школы здоровья овладели:

— Методами самоконтроля (пульса, массы тела и измерение АД;

— Основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания;

— Правилам поведения и самопомощи при проявлении боли и симптомах;

— Правилам приема лекарственных средств при приступах.

Результаты мониторинга показывают значительное повышение уровня знаний пациентов о факторах риска при различных заболеваниях.

2. В процессе обучения 7 человек приобрели электронные автоматические тонометры.

3. В результате усвоения знаний о правильном образе жизни при артериальной гипертонии и навыков измерения артериального давления по данным ежегодного врачебной амбулатории в 2018 году отмечается четкое снижение количества обращений: в 2016 году количество обращений составило 11 случаев, то в 2018 году — лишь 2 случая .

1. Для оптимизации вторичной профилактики мягкой и умеренной АГ в учреждениях амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения необходимо внедрение комплекса профилактических технологий: профилактического обследования и профилактического группового консультирования (Школ здоровья).

2. Технология профилактического обследования должна включать помимо измерения АД и выявления факторов, влияющих на прогноз, медико-психологическое тестирование для определения уровня психоэмоционального напряжения и тревожно-депрессивной симптоматики.

3. Предложенная профилактическая обучающая технология может использоваться в качестве новой, эффективной формы профилактического консультирования больных мягкой и умеренной АГ в первичном звене здравоохранения.

4. В целях эффективной вторичной профилактики АГ особое значение в процессе обучения следует придавать формированию навыков самопомощи при стрессовых ситуациях и коррекции тревожно-депрессивной симптоматики.

5. Медицинские работники, проводящие обучение пациентов, должны регулярно проходить циклы усовершенствования по проблемам укрепления здоровья и профилактики ССЗ. [ 1 ] .

Список использованной литературы :

В.В. Шпрах , И.Ю. Протасова, Эпидемиология инсульта в Иркутске (по данным регистра), Сибирский медицинский журнал, Иркутск. — 2007, — № 8, — С.3.

Е.Ю. Лихман, Школа здоровья как метод вторичной профилактики мягкой и умеренной артериальной гипертонии в амбулаторно-поликлинических условиях автореферат на соискание уч. степени кандидата медицинских наук, Москва. — 2005. — С.2.

Н.В. Перова, Новые Европейские рекомендации по профилактике сердечно — сосудистых заболеваний, обусловленных атеросклерозом / Н.В. Перова // Кардиология. — 2004. — №1. — C.2.

Н.С. Дьячковский , А.Г. Карпова , Н.А. Протасова , Б.А. Чемезова , У.И. Кирсанова , Л.М. Попова, Опыт организации школы здоровья в фельдшерско-акушерском пункте сельской местности

Ф.Т. Агеев , В.Ю. Мареев , И.Ф. Патрушева, Правильно ли мы подбираем гипотензивный препарат в повседневной амбулаторной практике и как исправить эту ситуацию? Сердце. — 2003; — С.4.

Источник

Adblock
detector