Меню

Школа здоровья профилактика бронхиальной астмы

Школа бронхиальной астмы

Во многих городах медики проводят специальные занятия для больных бронхиальной астмой и их родственников. Обычно такие занятия называются школами здоровья для больных бронхиальной астмой.

Врачи в доступной форме доносят до людей, страдающих эти опасным заболеванием, полезную информацию. Больные учатся «побеждать астму», овладевая навыками контроля своего состояния. Они также узнают, что нужно делать, чтобы приступы астмы случались как можно реже. Больные астмой нечасто посещают врача, поэтому и им самим, и их родственникам надо выработать план действий для поддержания стабильного состояния.

В «Школе бронхиальной астмы» слушатели становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник семинара делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.

Школы здоровья могут проводиться как для больных, находящихся на стационарном лечении, так и для людей, не нуждающихся в госпитализации. В группу можно объединить больных разного возраста и с разной тяжестью заболевания.

Направление на участие в семинаре обычно выписывает лечащий врач. Главное правило – не создавать слишком большие группы, максимальное количество участников – 8-10 человек. Пропускать занятия не разрешается, так как у врача просто не будет времени по нескольку раз объяснять один и тот же материал. Больной, пропустивший занятие, будет отчислен, но он может записаться в следующую группу.

Необходимую информацию надо разделить на 5 полуторачасовых уроков, на занятиях надо использовать наглядный материал. Лучше всего проводить занятия ежедневно, таким образом, информационный курс займет 7-10 дней. В летние месяцы обучение обычно не проводится.

В школе здоровья необходимо осветить следующие темы:

  • Что такое бронхиальная астма?
  • От чего возникает приступ бронхиальной астмы?
  • Аллергическая бронхиальная астма.
  • Бронхиальная астма, вызванная инфекционными заболеваниями.
  • Правила пользования пикфлоуметром. Проведение бронхолитических тестов. Индивидуальный контроль состояния здоровья.
  • Применение ингаляторов при бронхиальной астме. Выбор лекарственных средств в зависимости от симптомов заболевания.
  • Лечение хронической формы бронхиальной астмы.
  • Применение глюкокортикостероидных гормонов для лечения бронхиальной астмы.
  • Обострение бронхиальной астмы, помощь при обострении.
  • Профилактика и лечение вирусных и бактериальных инфекций у больных бронхиальной астмой.

Источник

Школа для пациентов с бронхиальной астмой

ПОЛОЖЕНИЕ

о Школе здоровья «Астма-школа»

БУ «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии

I. Общие положения

1.1. Основная цель Школы здоровья для больныцх бронхиальной астмой (далее – Школа) – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

1.2. Школа организуются на базе поликлиники № 1, поликлиники № 2, детской поликлиники БУ «Вторая горбольница» Минздравсоцразвития Чувашии.

1.3. Занятия Школы проводятся в актовом зале поликлиники № 1;

1.4. Школа осуществляют свою деятельность на основании Устава БУ «Вторая горбольница» Минздрава Чувашии и настоящего Положения.

1.5. Руководство Школой осуществляет заведующий отделением.

1.6. Занятия в Школе проводят врач, фельдшер, медицинская сестра.

1.7. В Школу направляются пациенты с неосложненным течением и в отсутствие декомпенсации заболевания.

1.8. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.

1.9. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом и/или врачами-специалистами любого профиля.

Читайте также:  Что такое духовно нравственное здоровье общества

1.10. К обучению пациентов в Школе, в случае необходимости, могут привлекаться врачи-специалисты в соответствии с тематикой Школы.

1.11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется заведующим отделением ежемесячно.

II. Задачи Школы здоровья

Основными задачами Школы для пациентов являются:

2.1. Повышение информированности пациентов о хронических неинфекционных заболеваниях и факторах риска их возникновения.

2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.6. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.

2.7. Обучение оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций врача.

2.8. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин и факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

III. Основная деятельность Школы здоровья

3.1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения прогрессирования заболеваний и осложнений.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

3.3. Оценка организации и качества обучения в школе.

IV. Информирование Школы здоровья

5.1. Обязательный информационный минимум должен содержать:

5.1.1. Ознакомление пациента с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию пациента).

5.1.2. Обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого пациента в борьбе с болезнью.

5.1.3. Разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающиеся принципов экстренной взаимопомощи.

5.1.4. Гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:

— режима труда и отдыха,

— правильного питания и основ диетотерапии,

— необходимости отказа от вредных привычек и методы борьбы с ними,

— устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.

V. Построение занятий

6.1. Программа обучения состоит из занятий продолжительностью не менее 30 минут. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.

6.2. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 минут). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.

6.3. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.

Программа Школы включает следующие темы:

  1. Что такое бронхиальная астма?
  2. Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
  3. Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
  4. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
  5. Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
  6. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
  7. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
  8. Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
  9. Лечение обострения бронхиальной астмы.
Читайте также:  Иммунитет это воспитание культуры здоровья защитные силы организма предохранительные

Источник

Мультимедийное сопровождение беседы с пациентами Школы здоровья на тему «Профилактика бронхиальной астме»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Профилактика бронхиальной астмы Урюпинск 2019 Выполнила: Мамедова Марина Алимовна Студентка 4 курса Специальность: Сестринское дело Руководитель: Ивонина Татьяна Викторовна Урюпинский филиал ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”

Определение бронхиальной астмы Бронхиальная астма – это хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей воспалительного характера. Приступ бронхиальной астмы часто развивается после предвестников и характеризуется коротким резким вдохом и шумным длительным выдохом. Обычно он сопровождается кашлем с вязкой мокротой и громкими свистящими хрипами.

Провоцирующие факторы для развития бронхиальной астмы: • Экзогенные аллергены: (домашняя и книжная пыль, пыльца, плесень, пищевые аллергены, химические раздражающие вещества, табачный дым). • Инфекционные факторы (микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности). Прочие факторы: переохлаждение, отягощенная наследственность и стрессовые состояния.

Экзогенные факторы Эта форма заболевания проявляется под влиянием внешних причин: пыль, растительная пыльца, грибковые споры или плесень, шерсть животных и прочие аллергены. К ней относят неифекционно-аллергическую астму, которая зачастую сопряжена с аллергической симптоматикой.

Инфекционные факторы Инфекционные факторы тоже являются важным звеном в патогенезе бронхиальной астмы, так как микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности могут выступать в качестве аллергенов, вызывая сенсибилизацию организма. Кроме того, постоянный контакт с инфекцией поддерживает воспалительный процесс бронхиального дерева в активной фазе, что снижает чувствительность организма к экзогенным аллергенам.

Прочие факторы Эмоциональная перегрузка Сильные положительные, отрицательные переживания могут стать причиной астматического приступа. Это стресс, плач, истерика, крик, смех, прочее. Астматику необходимо научиться осуществлять контроль над своими эмоциями. Погода Изменение погодных условий провоцирует астматические приступы по двум причинам. Во-первых, влажность, температура воздуха непосредственно влияют на органы дыхания, и приступ может случиться при любых их изменениях. Во-вторых, перемены погоды влияют на состояние окружающей среды. Например, сильный порывистый ветер способствует распространению пыльцы растений. Эмоциональная перегрузка Сильные положительные, отрицательные переживания могут стать причиной астматического приступа. Это стресс, плач, истерика, крик, смех, прочее. Астматику необходимо научиться осуществлять контроль над своими эмоциями. Изменение погодных условий провоцирует астматические приступы по двум причинам. Во-первых, влажность, температура воздуха непосредственно влияют на органы дыхания, и приступ может случиться при любых их изменениях.

Клинические проявления Обязательным клиническим проявлением бронхиальной астмы является приступ удушья, в развитии которого различают 3 периода: а) период предвестников, б) период разгара, в) период обратного развития приступа.

Период предвестников Период предвестников наступает за несколько минут, часов, иногда дней до приступа, проявляется вазомотор­ными реакциями со стороны слизистой оболочки носа (обильным от­делением водянистого секрета), чиханием, зудом глаз и кожи, приступообразным кашлем, одышкой, головной болью, усталостью, чрезмерным диурезом, нередко — изменениями настроения (раздра­жительность, психическая депрессия, мрачные предчувствия).

Период разгара Период разгара (удушья) характеризуется появ­лением ощущения нехватки воздуха, сдавления в груди, выраженной экспираторной одышкой. Вдох становится коротким, выдох медлен­ный, в 2-4 раза длиннее вдоха, сопровождается громкими, продол­жительными, свистящими хрипами, слышимыми на расстоянии. Одновременно возникает сухой или малопродуктивный приступообразный кашель.

Читайте также:  Лечение травами для женского здоровья

Период обратного развития приступа Период обратного развития приступа. Приступ бронхиальной астмы может разрешиться быстро, без осложнений, а может продолжаться несколько часов, суток с длительным сохранением затрудненного дыхания, недомогания, слабости. Обратное развитие приступа характеризуется появлением продуктивного кашля с отхождением слизистой мокроты, облегчением, а потом и исчезновением одышки. После приступа больные хотят отдохнуть, некоторые из них испытывают голод, жажду.

Помощь при приступе бронхиальной астме Помогите человеку принять правильное положение тела. Больной должен сидеть, стоять, опираясь на что-либо или лежать на боку, но ни в коем случае не лежать на спине. Голову лучше наклонить на бок и придерживать, так больной не захлебнется мокротой.

Помощь при бронхиальной астме Устраните любые вещи, мешающие свободному дыханию (галстук, платок, плотные украшения). — По возможности устраните вещества, которые могли спровоцировать сужение бронхов и само обострение.

Помощь при бронхиальной астме Можно дать выпить теплой воды или при возможности сделать горячую ванночку для конечностей. — Избегать манипуляций подобных к случаям с попаданием пищевых продуктов в дыхательный тракт. — Для стимуляции нервных спазмов и провоцирования расширения легких можно прибегнуть к болевому шоку в район локтевых или коленных суставов.

Помощь при бронхиальной астме Для стимуляции нервных спазмов и провоцирования расширения легких можно прибегнуть к болевому шоку в район локтевых или коленных суставов. — Использовать карманный ингалятор или другие лекарственные препараты по назначению, соблюдая дозировку. Повторять использование аэрозоли можно каждые 20-25 минут. — Если приступ начался, а средства для быстрого его купирования нет, то придайте больному положение согласно пунктам 1-2 и попросите вызвать неотложную помощь.

Первичная профилактика БА: Проживание в экологически чистом месте. Чистая обстановка в помещении: ежедневная влажная уборка, исключение предметов, на которых скапливается пыль Постельные принадлежности (подушки, одеяла, матрацы) следует выбирать из гипоаллергенных материалов, они не должны быть перьевыми, шерстяными или пуховыми. Соблюдение индивидуальных гигиенических правил При наличии домашних животных: поддержание их гигиены (вычесывание, купание), регулярная уборка помещения от шерсти Ведение здорового образа жизни: отказ от вредных привычек (курение, алкоголь), употребление здоровой пищи, физическая активность, закаливающие процедуры, ежедневные двухчасовые прогулки на свежем воздухе Применение любых препаратов допускается после консультации медицинского специалиста. С осторожностью: биодобавки, лекарства с химическими веществами в составе Своевременная терапия респираторных заболеваний Периодическая обработка помещения от домашних насекомых

Вторичная профилактика Сеансы лечебного массажа, самомассажа Дыхательная гимнастика. Применяются комплексы упражнений по методу Стрельниковой или Бутейко. Эффективны ингаляции с помощью небулайзера Положительно воздействуют при патологии процедуры иглоукалывания, траволечения и галотерапии (пребывание в соляной камере) Своевременная профилактика простудных заболеваний — приём витаминов, закаливание Наряду с соблюдением врачебных предписаний для снятия симптомов и скорейшего выздоровления применяют народные методы Лечение в санаторно-курортных условиях (вне обострения патологии)

Источник

Adblock
detector