V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ
В данной статье представлены результаты исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом, проведенного путем анкетирования участковых медицинских сестер и пациентов диспансера.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
Особое внимание было уделено профессиональным обязанностям медицинских сестер, которые, по мнению респондентов, могут проводить занятия в школе.
Введение
В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.
В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.
Решению указанных задач может способствовать создание Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.
Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.
Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинский работник находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации.
С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.
Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного «понимания болезни» у больного, конечно, недостаточно — необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из » туберкулёзных больных » пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.
Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом. Поэтому любое исследование, направленное на изучение возможностей создания подобных школ является актуальным.
Методы
Для решения поставленных цели и задач исследования нами были разработаны специальные анкеты.
Изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом проводилось на базе одного из противотуберкулёзных диспансеров Москвы в период с июня по декабрь 2012 г.
В исследовании участвовали 10 медицинских сестер участковых с разными возрастными и профессиональными особенностями и 10 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.
Результаты исследования
Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом.
1. В диспансере работают опытные участковые медицинские сёстры. Среди них 8 медицинских сестер работаю более 10 лет, 2 медицинских сестры от 5 до 10 лет (рис.1).
Рис. 1 — Стаж работы медицинских сестер.
Имеет высшую квалификационную категорию 8 медицинских сестер участковых, первую – 2 медицинские сестры участковые (рис.2).
Рис 2 — Квалификационные категории участковых медицинских сестер.
2. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере школы для больных туберкулёзом.
Все участковые медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.
Так же все респонденты ответили, что нужно проводить индивидуальное обучение пациентов основам санитарно-эпидемиологического режима. Мы полагаем, что это связано с тем, что туберкулез– одно из древнейших инфекционных заболеваний, заразен и очень опасен. В отличие от многих других инфекций, он имеет хроническое и часто скрытое течение, что повышает вероятность распространения туберкулеза больным человеком многократно. Считается, что за год больной «открытой» формой туберкулеза заражает в среднем 10-15 человек. После заражения в течение жизни примерно 8-10 % заразившихся заболевают той или иной формой туберкулеза
30% медицинских сестёр считают, что работать в школе должны участковые сестры. 70% медицинских сестер считают, что работать и обучать в школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в школе должны работаь медициснкие сестры, которые знают основы педагогики и психологии.
20% медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2-3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Эта информация нужна в первые дни недели, от этой информации будет зависеть исход выздоровления. 40% медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами (хрониками), для повторения мер профилактики и санитарно-эпидемиологического режима.
Рис. 4 – Как часто нужно проводить занятия с пациентами?
Все медицинские сестры считают, что нужно привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.
Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение.
70% пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от участковой медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами в очагах. 30% пациентов ответили, что информации достаточно.
80% пациентов ответили, что не знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. 20% пациентов ответили, что знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. От соблюдения санитарно-эпидемиологического режима зависит исход выздоровления и благополучие своих родственников. Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают. что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансеры готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.
Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:
1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.
2. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.
Выводы
В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.
Проведенный нами теоретический анализ школ здоровья показал, что школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.
Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.
Исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом проводилось с помощью анкетирования по разработанной нами анкете.
Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал, что в Противотуберкулёзном диспансере возможно открыть школу для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.
Список используемых источников
Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М., АлмМи, 2010. – 125 с.
Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра. — 2006. — С.16-17.
Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. – Нальчик, «Эль-Фа». – 2000. – 260
Калинина А.М., Олейников В.Г., Олейникова Н.В. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. — М.: Профилактическая медицина, 2001. — 345 c.
Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза. // Медицинская сестра.-2003.- С.-10.
6. Национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана.- М.: ГЭОТАР — Медиа. 2007.- 512 с.
7. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- 320 с.
8. Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 №109 «О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации».
Источник
Туберкулез
В мире ежегодно регистрируется 8 млн. новых случаев туберкулеза и 3 млн. случаев смерти от него, включая 300 тысяч детей в возрасте до 15 лет.
В Беларуси заболеваемость туберкулезом в 2006 году составила среди взрослого населения 49,8 на 100 тысяч, среди подростков 2,9 на 100 тысяч населения, детей 4,1 на 100 тысяч. В течение последних лет в г.Минске ежегодно заболевают туберкулезом около 700 человек взрослого населения, и до 30 подростков и детей. Эта тенденция продолжает сохраняться.
Что же такое туберкулез?
Туберкулез — это инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза. Поражает весь организм: легкие, мозг, почки, лимфатические узлы, кости, глаза, кожу.
В 1882 году немецкий ученый Роберт Кох открыл возбудитель туберкулеза, названный в честь его имени «палочкой Коха».
Пути и источники заражения
Заражение туберкулезом происходит двумя путями: через воздух и через пищу.
Основным источником распространения инфекции является больной туберкулезом человек, который выделяет при кашле, чихании мельчайшие капельки мокроты и слюны, в которых содержится много возбудителей туберкулеза. Если у больного открытая форма туберкулеза, то в капле его мокроты может содержаться до 2-3 миллионов бактерий. За сутки он выделяет от 15 млн. до 7 млрд. микобактерий и инфицирует (заражает) в течение года 10-15 человек. С воздухом бактерии проникают в легкие детей и взрослых, находящихся поблизости от больного.
Заражение воздушно-пылевым и алиментарным (пищевым) путем осуществляется реже, и крайне редко происходит внутриутробное заражение плода при туберкулезе у беременных.
Вторым по значимости источником заражения является больной туберкулезом крупнорогатый скот. К более редким источникам возбудителей инфекции относят зараженных туберкулезом свиней, овец.
Заражение через пищу и предметы обихода — может произойти при употреблении молока от больной туберкулезом коровы или при пользовании общей с больным туберкулезом легких посудой, туалетными принадлежностями и т.п.
Кто может заразиться туберкулезом?
Заразиться туберкулезом может практически любой человек. Но наиболее подвержены люди из так называемой группы риска. К ним относятся: Люди, живущие, работающие и общающиеся часто с больным туберкулезом (члены семьи, друзья, коллеги по работе). Заключенные.
Люди без определенного места жительства и работы, так называемые «бомжи». Алкоголики и наркоманы. Живущие за чертой бедности.
Страдающие такими заболеваниями, как сахарный диабет, рак и особенно ВИЧ-инфицированные.
Но не каждая микобактерия туберкулеза вызывает заболевание. Организм здорового человека обладает достаточными силами, чтобы противостоять непостоянному воздействию единичных бактерий туберкулеза. Организм ребенка, или подростка, ослабленного различными вирусными бактериальными заболеваниями, такими как ОРЗ, пневмония, грипп, бронхит, более подвержен опасности заболеть туберкулезом и в десятки раз усиливается в случае контакта ребенка или подростка с туберкулезным больным.
Основные симптомы и признаки туберкулеза Длительный кашель (более трех недель) или покашливание с выделением мокроты, возможно с кровью. Боли в грудной клетке. Потеря аппетита, снижение массы тела. Усиленное потоотделение (особенно в ночное время). Общее недомогание и слабость.
Периодическое небольшое повышение температуры тела (37,2° — 37,4°С).
Покраснение и припухлость кожи размером более 5 мм у детей и подростков при проведении пробы Манту свидетельствуют о моменте заражения, но еще не о самой болезни и требует углубленного обследования ребенка. Диагностика туберкулеза
Основными методами выявления туберкулеза являются бактериологическое и рентгенологическое обследование.
Бактериологическое обследование (микроскопия мазка и посев материала на питательные среды) является самым надежным подтверждением диагноза туберкулеза, так как в этом случае непосредственно в выделениях больного либо во взятых из организма материалах обнаруживается возбудитель заболевания. В случаях скрытого течения туберкулеза возрастает значение рентгенологических методов обследования (рентгенографии и флюорографии). Это единственные методы, которые позволяют выявить начальные туберкулезные изменения в легких.
Все остальные методы выявления, применяемые в лечебно-профилактических учреждениях (бронхоскопия, различные анализы крови, мочи и др.), относятся к дополнительным и в совокупности с бактериологическим и рентгенологическим обследованием помогают врачу своевременно выявить заболевание туберкулезом.
Целью лечения больных туберкулезом является стойкое заживление туберкулезных очагов в пораженных органах и полная ликвидация всех клинических проявлений болезни. Лечение больного должно быть: Своевременным. Непрерывным Поэтапным. Длительным. Комбинированным.
Основным компонентом лечения является химиотерапия, при проведении которой большое значение имеет правильный выбор препаратов, их оптимальной суточной дозы, кратности и способа введения, а также продолжительность лечения. Длительный срок (6-8 месяцев и более) и жесткий режим приема лекарств необходимы для того, чтобы полностью убить бактерии в различных тканях организма. И если даже бактерии перестали определяться в мокроте, а самочувствие больного улучшилось, ни в коем случае нельзя прерывать или изменять предписания врача. Иначе микобактерий не только быстро восстановят свою жизнедеятельность, но и приобретут устойчивость к лекарственным препаратам, а это делает дальнейшее лечение очень дорогостоящим и малоперспективным.
Если при обследовании установлено, что пациент только заразился туберкулезной инфекцией, но поражения органов не выявлено, все равно необходимо провести курс предупредительного лечения, чтобы не допустить
развитие туберкулеза. С этой целью назначаются профилактические, т.е. минимальные дозы противотуберкулезных препаратов (тубазид, фтивазид). Особенно важно провести профилактическое лечение детям и подросткам, проживающим вместе с больным туберкулезом, т.к. признаки заражения и заболевания могут появиться и после прекращения контакта с туберкулезным больным. Наблюдение за детьми и подростками с положительной туберкулиновой пробой в тубдиспансере осуществляется в течение года и, если не разовьется заболевание, то они снимаются с учета. Это не означает, что угроза миновала. Сохраняющаяся в организме инфекция при неблагоприятных условиях может привести к заболеванию туберкулезом. Поэтому иногда возникает необходимость повторного обследования инфицированного ранее ребенка у фтизиатра.
Наиболее эффективно лечение туберкулеза осуществляется в санаторных детских садах и санаторных школах, где проводится полный комплекс мероприятий на повышение защитных сил организма, а также прерывается контакт с больным туберкулезом.
В заболевании человека туберкулезом основную роль играют два фактора: длительность контакта с больным туберкулезом, выделяющим микобактерии, и значительное снижение защитных сил организма.
Важнейшими методами профилактики туберкулеза у детей, подростков и взрослых являются:
Проведение прививок БЦЖ — противотуберкулезная вакцинация. Первая прививка против туберкулеза проводится в родильном отделении на 3-5 день жизни ребенка, и иммунитет держится .до 7 лет. Затем, чтобы поддержать защиту от туберкулезной инфекции, прививку повторяют в 7 и 14 лет.
Профилактическое обследование населения
(рентгенофлюорография) не реже 1 раза в 2 года. Выполнение комплекса мероприятий, повышающих защитные силы организма: правильное полноценное питание, рациональный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, закаливание, занятие физической культурой и т.д.
Проведение мероприятий, оздоравливающих жилищную и производственную среду (снижение скученности и запыленности помещений, улучшение вентиляции и т.Д).
Недопущение больных, выделяемых микобактерии туберкулеза к работе в медицинских и детских учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях общественного питания, коммунально-бытового обслуживания, пищевой и фармацевтической промышленности, общественном транспорте.
Раннее выявление больных туберкулезом и их лечение. Санитарное просвещение населения, формирование у него здорового образа жизни.
Вышеперечисленные мероприятия повысят сопротивляемость организма не только к туберкулезу, но и к другим болезням.
Туберкулез легче предупредить, чем потом лечить. При своевременном выявлении и неукоснительном соблюдении предписанного врачом режима лечения туберкулез полностью излечим.
Источник