Менингит: как защитить себя и ребенка
Источники заражения
Менингит ‒ это инфекционное заболевание, при котором происходит воспаление оболочек головного и спинного мозга. Одной из самых распространенных форм бактериального менингита является менингококковый менингит. Бактерии, которые его вызывают, живут в горле и дыхательных путях человека. При этом многие люди могут неделями и месяцами носить в себе эти бактерии и не болеют. Но в то же время они могут быть заразными для окружающих.
Передается менингит воздушно-капельным путем при чихании и кашле, поэтому чаще всего появляется он в коллективах, где тесный контакт неизбежен: в детских садах, кружках, секциях и т.д. К слову сказать, дети болеют менингитом в четыре раза чаще, чем взрослые, и 83% заболевших – малыши первых пяти лет жизни. Объясняется это тем, что у маленьких детей иммунитет еще не до конца сформирован. Менингококковый менингит – достаточно редкое, но коварное заболевание. В России из ста тысяч детей в возрасте до 3-4 лет ежегодно заболевает лишь трое, однако даже при правильной диагностике и лечении 16% случаев заканчиваются летальным исходом в первые сутки после появления симптомов. Опасен менингит и своими осложнениями.
Тревожные симптомы
Коварство менингита заключается еще и в том, что начинается он как привычный нам грипп или ОРВИ. У ребенка резко поднимается температура (до 38-40°С), он может жаловаться на озноб, боль во всем теле, а также на сильную головную боль. И именно головная боль должна вас насторожить, ведь в обычной жизни у детей она бывает редко. Ребенку также неприятен свет и прикосновения к коже. Он становится вялым и много спит или, наоборот, начинает плакать и капризничать. У малыша также может появиться рвота, судороги и сыпь в виде розовых пятнышек. Обычно сыпь проявляется на ножках, потом переходит на туловище и руки. Со временем она приобретает темно-красный (вплоть до черного) оттенок и становится похожей на звездочки неправильной формы. Имейте в виду, что при менингите время играет против больного! Чем раньше заболевший таким опасным заболеванием ребёнок попадёт в руки врачей, тем выше шанс его полного выздоровления.
Правильное лечение
Помните, что народных методов лечения менингита не существует! Для лечения бактериального менингита используют антибиотики. Поставить точный диагноз и вылечить менингит можно только в больнице. Поэтому если у вашего малыша резко поднялась температура, появилась светобоязнь, рвота или судороги, ни в коем случае не занимайтесь самолечением и срочно вызывайте скорую помощь!
Обычно ребенок проводит в стационаре около двух-трех недель, а затем еще два года находится под наблюдением у невропатолога.
Как уберечь малыша
Конечно, было бы очень хорошо, если бы от менингита ребёнка защищала теплая шапка. Но, к сожалению, она в этом случае бессильна. А чтобы снизить риск заболевания, можно сделать малышу прививку. Прививка от менингита не входит в Национальный календарь прививок нашей страны, однако такие вакцины в России существуют и подходят детям в возрасте от 9 месяцев. До недавнего времени в России были представлены только полисахаридные вакцины против менингококковой инфекции. Они обычно применяются во время вспышек заболевания и дают детям кратковременный (до 1-3 лет) иммунитет против менингококковой инфекции. Но в прошлом году в нашей стране была зарегистрирована первая четырёхвалентная конъюгированная менингококковая вакцина, которая формирует у детей высокий и длительный иммунитет против четырёх разновидностей менингококков.
Источник
Школа и менингит.
С началом нового учебного года и появления многочисленных контактов между детьми в школах и детских садах начинается эпоха риска заражения инфекционными заболеваниями. Среди них самым тяжелым в медицине, безусловно, считается менингит. Можно ли его предотвратить? Об этом рассказывают в этой статье специалисты семейной медицины.
К счастью, случаи менингита гораздо более редкие в сравнении с катарами верхних дыхательных путей или гриппом, но осложнения, которые может оставить после себя эта инфекция, бактериальная или вирусная, очень тяжелые. Поэтому ни родителям, ни врачам не нужно забывать про вероятность появления менингита, которая особенно увеличивается период из за скученности детей в закрытых помещениях школ и детских садов.
Название менингит происходит от греческого слова meningos – мозговая оболочка. Эти защитные мембраны покрывают все структуры центральной нервной системы: головной и спинной мозг. Менингит – это воспаление мозговых оболочек. Тяжесть заболевания всегда зависит от того, какая часть мембран поражена воспалением.
Причин у такого воспаления может быть множество, но их можно выделить в две большие группы: бактериальные и вирусные инфекции. Первые протекают очень тяжело и нуждаются в немедленном лечении антибиотиками. Вирусные менингиты имеют более благоприятное течение даже без назначения терапии.
В самом начале своего развития болезнь не имеет явных, типичных только для нее симптомов. Начинается менингит с повышения температуры, рвоты, головной боли. В реальности почти любое инфекционное заболевание с лихорадкой, как например, ангина или гастроэнтерит может протекать у детей с этими симптомами, но центральная нервная система не поражена, как при менингите.
Ребенок с этими симптомами должен обязательно побывать на приеме у врача семейной медицины или педиатра, поскольку только они смогут правильно оценить его состояние. В случае серьезных подозрений на менингит для окончательного диагноза понадобится проведение спиномозговой пункции, чтобы уточнить его природу – бактериальную или вирусную и в зависимости от этого назначить лечение.
У самых маленьких детей наиболее частым виновником менингита является менингококк. В этих случаях заболевание развивается обычно в виде эпидемической вспышки в детских учреждениях. Помимо очень высокой температуры и внезапного начала, этот менингит сопровождается сильной рвотой и очень тяжелым состоянием ребенка буквально с первых часов болезни.
Почти любое движение при менингите сопровождается сильной головной болью, но особенно острая боль возникает при попытке наклонить голову вперед. Спустя несколько часов после начала заболевания это движение просто становится невозможным из за появления ригидности (тугоподвижности) затылочных мышц – типичного симптома менингита.
Лечение менингитов у детей должно проводится в больнице. Если выяснится, что причиной менингита является менингококковая инфекция, то лицам находившимся в контакте с таким больным врачи семейной медицины рекомендуют профилактический прием антибиотиков. Дорогие читатели, если вы читаете эту статью не на сайте Посольства медицины, то она заимствована там неправомочно. В данном случае речь идет об очень близких контактах непосредственно в последние часы перед появлением у ребенка явных признаков болезни, которые имели обычно родственники больного и близкие друзья.
Когда в детском учреждении появляются случаи менингита, это вызывает обоснованную тревогу среди родителей здоровых детей. В таких случаях специалисты в семейной медицине рекомендуют обращать внимание на следующее:
уточните природу возбудителя инфекции, потому что в случае вирусных менингитов не нужно принимать специальных мер профилактики,
если речь идет о вспышке эпидемического менингита, вызванного менингококками, и Ваш ребенок- близкий друг заболевшего, проконсультируйтесь с педиатром или врачом семейной медицины о том, что нужно делать в этом случае,
если врач назначает профилактическое лечение, то обязательно выполняйте его в точности.
Источник
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Меры профилактики менингококковой инфекции — Эпидемиологический надзор
Меры профилактики менингококковой инфекции
Менингококковая инфекция является одной из самых тяжелых инфекций детского возраста. Наиболее часто болеют дети первых двух лет жизни.
Источником менингококковой инфекции является инфицированный человек. Возбудитель менингококковой инфекции передается от человека к человеку воздушно-капельным путем (в радиусе до 1 м от инфицированного лица). Инфицирование возбудителем менингококковой инфекции также возможно через предметы обихода (например, общие чашки и ложки) во время приема пищи. Различают 3 группы источников менингококковой инфекции:
больные генерализованными формами (менингококкцемия, менингит, менингоэнцефалит, смешанная форма);
больные острым менингококковым назофарингитом;
бактерионосители менингококка — лица без клинических проявлений, которые выявляются только при бактериологическом обследовании.
Уровень носительства менингококка в популяции людей при активном выявлении в среднем составляет 4 — 10%.
Наибольшая заболеваемость как в период эпидемии, так и в межэпидемический период регистрируется среди детей и подростков.
Менингококковой инфекции свойственна зимне-весенняя сезонность.
Основой эффективного лечения является ранняя диагностика заболевания, которая позволяет начать лечебные мероприятия максимально быстро и часто спасти человеку жизнь и здоровье.
Противоэпидемические мероприятия: после госпитализации больного генерализованной формой менингококковой инфекции в инфекционный стационар в течение 10 дней за очагом устанавливается медицинское наблюдение силами медицинских работников лечебно-профилактического учреждения с ежедневной термометрией, осмотром кожного покрова и слизистых оболочек.
Всем контактным лицам с больным генерализованной формой, не имеющим воспалительных изменений в носоглотке проводится экстренная химиопрофилактика одним из антибиотиков с учетом противопоказаний для предотвращения вторичных случаев препаратами, рекомендованными СП 3.1.3542-18 «Профилактика менингококковой инфекции».
В очаге лицам, общавшимся с больным генерализованной формой, проводится экстренная специфическая профилактика актуальной вакциной (в соответствии с серогруппой менингококка, выделенного из ликвора и (или) крови больного).
В очаге генерализованной формы менингококковой инфекции после госпитализации больного или подозрительного на это заболевание заключительную дезинфекцию не проводят. В помещениях, в которых находятся лица из числа контактных с больным, дважды в день проводят влажную уборку помещений с применением моющих средств; исключают из обихода мягкие игрушки, игрушки из других материалов ежедневно в конце дня моют горячей водой с моющим средством, проводится проветривание (по 8 — 10 минут не менее четырех раз в день).
В начале заболевания клиника менингококковой инфекции зачастую напоминает симптоматику острых респираторных заболеваний, поэтому родители заболевших детей поздно обращаются за медицинской помощью. Нельзя забывать о том, что нередко у детей назофарингит предшествует развитию генерализованных форм болезни, поэтому населению, прежде всего родителям следует помнить о необходимости своевременного обращения за медицинской помощью.
Источник
Лекционный материал на тему «Значение последствий менингитов у детей в коррекционной педагогике»
специалист в области арт-терапии
ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ МЕНИНГИТОВ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИЕЙ.
Высокий уровень заболеваемости менингококковой инфекцией, а также большое количество неблагоприятных исходов вызвали необходимость разработки новых методов терапии не только в острый период заболевания, но и в период реабилитации. Многочисленные наблюдения за переболевшими различными формами менингококковой инфекцией показали, что остаточные явления отмечаются почти исключительно у тех переболевших, у которых наблюдались церебральные формы заболевания, включая менингококкемию.
Наиболее тяжелые последствия наблюдаются при менингитах и менингоэнцефалитах у детей, особенно раннего возраста, что объясняется, с одной стороны, тяжестью и диффузностью церебрального процесса, с другой – поражением незрелого мозга. В этом отношении наиболее уязвимым является еще недостаточно сформированная кора головного мозга, поражение которой в острый период в дальнейшем проявляется в первую очередь отставанием в интеллектуальном развитии. Одним из грозных последствий при менингококковом менингоэнцефалите является также формирование эпилептиформного синдрома с характерными для этого заболевания генерализованными или локальными (джексоновскими) судорогами и соответствующими психическими расстройствами. В ряде случаев могут возникать нейроэндокринопатии, водянка мозга и др. К нестойким функциональным церебральным расстройствам в период реабилитации следует отнести синдромы астении, внутричерепной гипертензии, ночного недержания мочи, вегетативно-сосудистые дистонии и диэнцефальные нарушения.
Последствия менингококкового менингита и менингоэнцефалита, прежде всего, зависят от тяжести острого периода, особенно длительности потери сознания, судорожного синдрома и выраженности очаговой церебральной симптоматики и локализации процесса. Первостепенное значение в исходах принадлежит своевременной, целенаправленной и полной этиотропной и патогенетической интенсивной терапии. Однако, и когда применяются массивные дозы антибактериальных препаратов, наблюдаются тяжелые остаточные явления. Причем частота остаточных явлений при своевременных методах лечения колеблется от 7,6 – 10,2 (М.В.Билецкая, 1950; П.А.Новиков с соавт., 1973) до 88% (Н.Я.Покровская, Л.М.Шошина, 1973). Столь значительная разница в частоте остаточных явлений, по данным различных исследователей, связана не только с тяжестью заболевания, методами терапии, возрастом больных, но и различным подходом в оценке выявленной неврологической симптоматики. Одни авторы учитывают лишь органические поражения центральной нервной системы, другие – и функциональные ее расстройства.
В связи с этим заслуживают внимания работы Н.ЯПокровской, Л.М.Шошиной (1973, 1975), посвященные катамнестическому обследованию 140 детей, у 65 из которых в отдаленный период наблюдения отмечена очаговая церебральная симптоматика (пирамидная недостаточность, атаксия, эпилептиформный синдром, поражение черепно-мозговых нервов, эндокринопатии). Развитие астенического синдрома и поражения черепно-мозговых нервов у детей после менингококкового менингита описали также П.Л.Новиков с соавторами (1972).
Согласно наблюдениям Л.И.Радионенко (1974) над 377 детьми, перенесшими менингококковый менингит и менингоэнцефалит, наиболее часто (86,4%) церебральные расстройства отмечались через 3 месяца после выписки из стационара, в том числе – у 60% они проявлялись астеническим синдромом, у 18,8% — внутричерепной гипертензией, у 47% — очаговыми поражениями головного мозга. Последние наиболее четко проявлялись пирамидной недостаточностью в виде пареза нижней мимической мускулатуры, асимметрией сухожильных, периостальных и кожных рефлексов. Церебральные парезы конечностей наблюдались у 13 больных. У 11 детей отмечены глазодвигательные расстройства, из них у 7 – с преимущественным поражением VI пары, у 4 – III пары. Глухота или выраженная тугоухость были выявлены у 9 детей, атаксия – у 23 еще во время лечения их в стационаре.
В дальнейшем, с помощью специальных аудиологических исследований, нарушение слуха диагностировано еще у 15 детей, расстройства функции вестибулярного анализатора отмечались у 24. При обследовании больных через 6 – 12 месяцев, наблюдалось снижение процента астенических явлений до 27. В отдаленные сроки (от 1 до 12 лет), после перенесенного заболевания, стойкие церебральные расстройства выявились у 31,2%, в том числе у 30 детей – снижение памяти, у 18 – нарушение речи; эпилептиформный синдром у 6 детей, адипозогенитальный – у 13, гидроцефалия – у 3.
В.Я.Давыдов (1974) наблюдал 526 больных всех возрастов, перенесших менингококковую инфекцию. У большинства реконвалесцентов при диспансерном осмотре обнаружились явления астении и вегетативно-сосудистой дистонии, значительно реже – очаговые органические поражения мозга (гидроцефалия, гемипарезы, изменения личности, невриты глазодвигательных, слуховых и лицевых нервов).
Особый интерес представляет комплексное обследование, проведенное А.П.Куцемиловой и Г.В.Макаровой (1976) в клинике В.И.Покровского. Установлено, что на протяжении длительного времени, в отдельных случаях до года и более, после перенесенных генерализованных форм менингококковой инфекции выявляются функциональные расстройства нервной системы, которые связаны с тяжестью и длительностью церебральных симптомов в острый период. Наиболее частыми из них являлись головная боль (у 68,6%), реже повышенная утомляемость (у 22%), нарушение памяти (у 20,3%), повышенная раздражительность (у 9,3%).
Из очаговых церебральных симптомов наиболее часто (18,6%) наблюдалась пирамидная недостаточность, у 14,4% — черепно-мозговая симптоматика. В единичных случаях отмечались афазия, дизартрия, эйфория, снижение критики, приступы кратковременной потери сознания без судорог. При психоневрологическом обследовании обнаружены нарушения психической деятельности различной степени, которые были наиболее выражены в случаях тяжелого течения менингоэнцефалитов с расстройствами психики в острый период. При этом у больных выявлены нарушение памяти с низким исходным уровнем запоминания, неравномерным характером и отсутствием воспроизведения через час. У них же наблюдались резкие нарушения внимания и мышления. Кроме указанных корковых расстройств зарегистрированы соответствующие изменения на электроэнцефалограмме.
Было обследовано 665 больных (детей 464, взрослых – 201) с тяжелыми генерализованными формами менингококковой инфекции, чаще проявлявшимся гнойным менингитом и менингоэнцефалитом, в том числе у 68,5% детей и у 25% взрослых – в сочетании с менингококкемией.
В катамнезе (от ! месяца до 3 лет) проведено неврологическое исследование у 442 больных (323 детей и 119 взрослых), включая и изучение биоэлектрической активности мозга с помощью метода электроэнцефалографии. Уже через 1 месяц после выписки из стационара почти во всех случаях обнаруживались те или иные функционарные церебральные расстройства. Наиболее часто (92,5%) они проявлялись в виде вегетативно-сосудистой дистонии. В 17,6% случаев на фоне вегетативных расстройств определялись признаки пирамидной недостаточности, в том числе у 16,5% в виде асимметрии сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, патологических феноменов Бабинского, Оппенгейма, Чедока и др. Клинически выявленные микросимптомы поражения центральной нервной системы у всех обследованных находили свое отражение в соответствующих изменениях биоэлектрической активности мозга, проявлявшихся уплощением ЭЭГ-кривой, дезорганизацией альфа-потенциалов, наличием медленных дельта- и тета-волн, концентрация которых значительно превышала возрастную норму, а также нарушением корковых процессов перестройки в виде удлинения латентного периода и реакции последействия при функциональных пробах.
В последующие 2 – 3 месяца отмечалось постепенное смягчение вегетативно-сосудистых расстройств, но зато в значительном проценте случаев (у 86,5%) развивались астенический и гипертензионный синдромы, а также явления психастении (особенно у детей) и другие функциональные расстройства высшей нервной деятельности. Указанные изменения нервной системы более ярко проявлялись на фоне увеличения физической и особенно умственной нагрузки (возобновление занятий, учебы в школе и др.). Более стойким оказался синдром внутричерепной гипертензии, что вызывало необходимость проведения интенсивной дегидратационной терапии не только в амбулаторных, но и в стационарных условиях.
На 5 – 6-ой месяц после выписки из стационара процент астенических гипертензионных синдромов снижался до 33,5%, пирамидной недостаточности – до 9,0%, в том числе у 4 больных исчезли признаки гемипареза. Значительно уменьшились глазодвигательные нарушения у 8 больных, улучшились острота зрения – у 6 из 12 и слух – у 6 из 17.
Почти у всех больных постепенно уменьшились сосудистые и застойные явления на глазном дне. К этому периоду значительно смягчались нарушения памяти, мышления, внимания, хотя явления психастении сохранялись более продолжительное время – иногда до 2 – 3 лет и дольше.
Трудно поддавались лечению больные с церебральными расстройствами, проявляющимися позже — через 2 – 3 года после перенесенного менингококкового менингоэнцефалита.
Таким образом, анализ полученных данных указывает на более неблагоприятный исход при менингококковых менингитах и менингоэнцефалитах у детей по сравнению со взрослыми. Наиболее часто у детей после перенесенного заболевания наблюдались синдромы астении и психастении, явления внутричерепной гипертензии, отставания в интеллектуальном развитии. Причем нередко, при выписке из стационара, эти явления не определялись и обнаруживались в более отдаленном катамнезе, чаще при увеличении умственной нагрузки. Одним из объективных критериев выздоровления являлись исследования биоэлектрической активности мозга методом электроэнцефалографии, позволившие выявить изменения корковых и подкорковых биопотенциалов даже в случаях, когда при клиниконеврологическом обследовании какой-либо патологии, со стороны нервной системы, не определялось.
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЗГА В АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРЕЖЕНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ ПЕДАГОГА – ДЕФЕКТОЛОГА В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ.
При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Необходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует помнить, что мозг ребенка обладает особенно высокими потенциальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образований, что обусловлено меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающие различные функции и различные анализаторы. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению. В этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора.
Работа педагога-дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по абилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Это работа сочетается с другими звеньями комплексного восстановительного лечения. Врач рекомендует оптимальную индивидуальную позу, осуществляет медикаментозное лечение, проводит специальные упражнения с целью тренировки артикуляционного аппарата с применением массажа, обучает детей фиксации взора, тренирует подвижность глазных яблок.
Основная цель воспитательной работы – формирование личности ребенка в коллективе. Воспитательная работа должна способствовать лечению и закреплять его положительные результаты. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание, развивает праксис и совершенствуются речевые функции.
В результате общих усилий всего персонала лечебного учреждения (больница, санаторий, ясли, детский сад, школа-интернат) преодолевается образовавшаяся у ребенка социально-педагогическая запущенность. Комплексное лечение дает наибольший эффект в случае осуществления лечебных и педагогических мероприятий. Для этого составляется единый план проведения лечебных процедур, занятий и других мероприятий. Все эти мероприятия проводят в заранее определенной связи и последовательности. Контроль за выполнением всех звеньев лечебно-коррекционных мероприятий должен осуществлять врач. Педагог-дефектолог и логопед должны бать хорошо знакомы со всеми разделами лечения.
Источник