Презентация по медицине на тему «Школа бронхиальной астмы»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Преподаватель терапевтического отделения Каюмова Александра Николаевна ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной» Школа бронхиальной астмы
АСТМА — ШКОЛА форма повышения образования пациентов и/или их родных. ЦЕЛИ эффективный контроль над заболеванием улучшение качества жизни пациентов ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Приказ МЗ и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребление алкоголя и табака» Каждый человек должен контролировать состояние своего здоровья. У больных с бронхиальной астмой контроль над своим самочувствием – это жизненная необходимость. Такие люди должны следить за течением болезни и понимать, для чего необходимо то или иное лечение. и учиться жить с такой патологией. Следует понимать, что отсутствие нужных знаний, а также некорректно оказанная помощь при приступе может привести к серьёзным последствиям для здоровья и даже к смертельному исходу. Для решения этих проблем и создаются школы здоровья. Основной целью астма-школы является научить больных БА эффективно контролировать заболевание, что позволит в конечном итоге улучшить качество жизни, снизить инвалидность и смертность. Обучение пациентов с бронхиальной астмой (далее — БА) в школах здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — Приказ МЗ РФ N 268 от 16.07.2001 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»)
ЗАДАЧИ . ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Для реализации этих целей перед астма-школами ставятся вполне конкретные задачи
ЗАДАЧИ Главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений. ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении, поэтому…
Кроме обучения в астма-школах осуществляется: лечебный процесс, наблюдение за течением астмы. ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Возникающий при этом союз врача и больного позволяет сделать терапию максимально гибкой и динамичной при активном медицински грамотном участии больного в собственном лечении.
Организационные моменты ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Кто может посещать занятия ? Отдельно формируют детские группы. ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» В этих школах детей в игровой форме обучают всем необходимым навыкам, а важная информация им подаётся в более доступной форме, чем взрослым.
Цикл занятий не более 7-10 дней. Продолжительность не более 1,5 часов. Регулярность ежедневно или, в крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. Состав группы постоянный, не более 10 человек В летние месяцы обучение не проводится. Обязательно проходить повторное обучение. Организационные моменты ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Многие школы пришли к выводу, что проведение более 5 занятий не целесообразно. Если занятия одновременно проводить для большего числа больных. То это может отразиться на общем качестве лекций. Врач может не успеть ответить на все возникающие у людей вопросы. Пропускать занятия не разрешается, так как у врача просто не будет времени по нескольку раз объяснять один и тот же материал.
Особенности работы школы здоровья ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» В комнате для проведения занятий желательно поставить столы, чтобы больные могли записать пройденный материал. Использование наглядных пособий Подаваемый больным материал нужно правильно подбирать по сложности. Персонал должен уметь правильно донести информацию. . При проведении занятий желательно показывать презентации, фотографии, графики, так как графический материал легче воспринимается мозгом. Лектор должен учитывать, что один материал запоминается легко, а другой может вызвать трудности. Нежелательно употреблять медицинские термины, лучше говорить на понятном для всех языке.
Особенности работы школы здоровья Лекции должны выстраиваться по принципу доверительной беседы. Все вопросы следует задавать сразу же, а не ждать окончания урока. ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ Понятие о бронхиальной астме, анатомия и физиология дыхательных путей. Триггеры, факторы риска, методы профилактики. Лекарственная терапия бронхиальной астмы. Симптомы обострения бронхиальной астмы. Ночная астма. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы. Профилактика вирусных и бактериальных инфекций; Обсуждение планов длительного ведения больного. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» НА групповых занятиях рассказывают о сущности заболевания, анатомии….. Кроме лекций и бесед проводятся дискуссии, решаются ситуационные задачи. Фундаментальным моментом этих занятий является непринужденное общение, обмен информацией между больными, что несколько сглаживает «доминирующую роль врача», вселяет в больного уверенность в собственных силах.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: конкретизируются особенности заболевания применительно к каждому больному; обучение больного контролю эффективности лечения, предлагаются критерии оценки терапии; обучение адекватному поведению во время приступа удушья, обучения навыкам проведения пикфлуометрии; изучить границы самостоятельного лечения, с тем чтобы вовремя обратиться за врачебной помощью. правильное использование ингаляторов; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Индивидуальные занятия необходимы для получения оптимального терапевтического результата.
76% больных, использующих ДАИ, 49–54% больных, применяющих ДАИ, активируемые вдохом допускают во время процедуры как минимум одну ошибку. Порошковые ингаляторы 4 — 94% больных применяют неправильно , До 25% никогда не обучались их корректному использованию. ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» основной путь введения лекарственных средств (ЛС) при БА – ингаляционный. Главное преимущество ингаляционной терапии заключается в возможности доставки ЛС непосредственно в дыхательные пути. Однако как видите больше половины пациентов пользующихся ДАИ допускают во время процедуры как минимум одну ошибку При использовании Порошковых ингаляторов ошибки допускают от 4 до 94% больных, До 25% никогда не обучались их корректному использованию.
ДАИ – ингалятор под давлением, отмеряющий дозу (применяется самостоятельно, со спейсерами, с аэрокамерами, оснащенными клапаном). ДАИ-АВ (ингалятор «Легкое Дыхание», Аутохалер). ПИ – ингаляторы сухого порошка или дозирующие порошковые ингаляторы (капсульные, резервуарные, блистерные). «Мягкие» аэрозоли (soft-mist) (Респимат). Небулайзеры (струйные, ультразвуковые, электронно-сетчатые). ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Группы ингаляционных устройств:
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» ДАИ по сей день остаются наиболее распространенными и часто назначаемыми В настоящее время в ДАИ для стабилизации раствора ЛС применяется спирт.
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» спейсер аэрочамбер Чтобы решить проблему координации вдоха с активацией ДАИ, было предложено использовать их с дополнительными устройствами – спейсером, аэрочамбером, волюматиком . Основной недостаток устройств – большой объем, что снижает портативность ДАИ. отсекают большие аэрозольные лекарственные частицы, оседающие в полости рта, способные заглатываться и оказывать ненужные побочные реакции. Они также обеспечивают более плавное, равномерное поступление дозированных аэрозолей в органы дыхания.
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» турбохалер дискхалер Принцип действия ПИ заключается в том, что ингаляция ЛС осуществляется за счет силы вдоха пациента. Это исключает проблемы координации вдоха и нажатия на баллончик. На слайде вы видите представителей многодозовых ПИ (заправленные на фабрике) турбохалер, спинхалер, ротахалер Мультидиск дискхалер
суспензия для ингаляций дозированная, капсулы с порошком для ингаляций, раствор для ингаляций Новолайзер ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» многодозовый ингалятор У этого ингалятора несколько вариантов работы. Можно использовать правильность использования можно контролировать по вкусовым и звуковым ощущениям, а также визуально.
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Здесь представители однодозовых ПИ … Аэролайзер Хандихалер Заряжаются каждый раз новой капсулой.
респимат ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» А это так называемый «мягкий» аэрозоль, – Респимат Софт Мист. Вдох не обязательно должен быть сильным, ингалятор создает мельчайший туман. Минимальная скорость движения обеспечивает относительно высокое депонирование препарата в легких (
В «Школе бронхиальной астмы» слушатели становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник семинара делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций. ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Эффективность лечения необходимо контролировать до занятий в астма-школе в процессе обучения после обучения. Критерии тяжести заболевания: потребность в госпитализации; наличие в анамнезе реанимационных мероприятий (астматический статус); частота вызова скорой помощи; максимальная суточную потребность в симпатомиметиках и глюкокортикоидах. ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Указанные критерии необходимо отражать в учебных журналах до и после цикла занятий.
ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 6» Промышленного района Группа диспансерных больных Группа пациентов, обученных в астма-Школе 2016 2017 2015 ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» 2015 2016 2017 Эта диаграмма отражает число случаев экстренной госпитализации и вызова скорой помощи по поводу обострения БА среди всех больных находящихся на диспансерном учете и среди больных прошедших обучение в астма-школе Как видите во второй группе процент осложнений ниже.
«астма-Школа» дает понять пациентам, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавиться от тяжелых симптомов астмы, научить больного управлять своей болезнью.
Источник
Презентация по сестринскому уходу в терапии «Сестринский уход при бронхиальной астме»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Льговский филиал ОБПОУ «КБМК»
Лекция № 5
34.02.01 «Сестринское дело»
Сестринский уход при бронхиальной астме
Преподаватель
Мустяца Е.Н.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
обеспечивающие:
Анатомия и физиология человека,
Основы латинского языка с медицинской терминологией,
Основы микробиологии и иммунологии,
Фармакология,
МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела,
МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и персонала,
МДК 04.03. Технологии оказания медицинских услуг.
обеспечиваемые:
ПМ. 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства
ПК 2.2. Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Актуальность темы
Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний и характеризуется значительным социальным ущербом. Число больных бронхиальной астмой в мире в начале XXI века оценивалось в 155 млн. человек, что эквивалентно населению России.
В Европе 17% взрослых больных астмой из-за плохого контроля заболевания вынуждены пропускать работу каждый год.
В России, как и в большинстве стран Европы, астма распространена примерно среди 5% взрослого и более 7% детского населения. В целом в России более 7 миллионов больных БА. Распространенность БА в России среди мужского населения возраста 25-64 лет составляет 6,4%, а среди женщин такого же возраста — 6,0%.
ЦЕЛЬ: изучить особенности течения БА
ЗАДАЧИ
Дать определение понятия «бронхиальная астма».
Рассмотреть причины развития и предрасполагающие факторы, виды аллеренов.
Изучить клинические проявления заболевания.
Поставить сестринские диагнозы.
Изучить симптомы приступа удушья и алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи при приступе БА.
Бронхиальная астма – это хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей воспалительного характера
ВИДЫ АЛЛЕРГЕНОВ
Аллергены неинфекционной природы:
1) бытовые аллергены домашняя пыль, книжная пыль,
2) аллергены растительного и животного происхождения – пыльца трав, шерсть животных;
3) отдельные продукты – яйца, клубника, шоколад;
4) лекарственные вещества – антибиотики, витамины;
5) химические средства – порошки, клей.
Бронхиальная астма, возникающая в результате воздействия неинфекционных аллергенов, называется атопической.
различные бактерии,
вирусы,
грибы,
гельминты,
простейшие.
Аллергены инфекционной природы:
Они вызывают БА, называемую инфекционно-аллергической.
КЛИНИКА
основным клиническим проявлением является приступ удушья.
Атопическая БА — приступ возникает быстро, внезапно, начинается с ощущения заложенности в носу, стеснения в груди, сопровождается надсадным кашлем и быстро прекращается.
Инфекционно-аллергическая БА — приступ развивается постепенно на фоне обострения хр. бронхита, более затяжное течение.
Аспириновая астма — приступ связан с приемом НПВС
Каждый приступ астмы имеет периоды:
предвестников
разгара
послеприступный период заканчивается отхождением вязкой слизистой мокроты
межприступный период.
Во время приступов удушья
экспираторная одышка, при тяжелых приступах и вдох
дыхание становится шумным,
вынужденное положение ортопноэ
при аускультации — резко удлиненный выдох и большое количество сухих разнообразных хрипов;
перкуторно — коробочный звук, нижняя граница легких опущена
тахикардия
в начале приступа мокрота отсутствует, затем начинает отделяться в виде «слепков бронхов»
Доврачебная помощь при приступе удушья
Тактика медицинской сестры
Действия / Обоснование
1.Вызвать врача. / Для оказания квалифицированной медицинской помощи.
2.Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха. / Психоэмоциональная разгрузка, уменьшить гипоксию.
3.Усадить с упором на руки. / Уменьшить гипоксию.
4.Дать 30-40%-ный увлажненный кислород. / Уменьшить гипоксию
5.Дать беротек (сальбутамол, беродуал, вентолин), 1 — 2 вдоха дозированного аэрозоля. / Для снятия спазма бронхов.
6.Дать горячее питье, сделать горячие ножные и ручные ванны. / Уменьшить бронхоспазм.
7.Контроль АД, ЧДД, пульса. / Контроль состояния.
Препараты для неотложной помощи:
β2-агонисты короткого действия: тербуталин, сальбутамол
м-холинолитики: атровент
комбинированные: беродуал
теофиллины короткого действия: эуфиллин, аминофиллин
системные ГКС: преднизолон, гидрокортизон
ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон
Рефлексивная карта
Практическая польза для меня
1. Я научился______________________
2.Теперь я могу_______________________
II. Степень собственного участия
1. Наиболее активным я был при выполнении____________________________
2. Что вызвало затруднение______________________________________
III. Степень комфортности на занятии
1. Работая в группе, я испытывал чувство_________________________
2. Моё настроение в ходе занятия______________________________
IV. Я достиг следующих целей___________________________________
Источник