Меню

Школа здоровья при болезни легких

Школа здоровья для больных с хроническими заболеваниями органов дыхания

График работы 1-я и 3-я неделя месяца в 14.30

Место проведения: пульмонологическое отделение Новополоцкой городской больницы;

Зав. пульмонологическим отделением

Мирончик Наталья Васильевна

Врачи пульмонологического отд.

Наименование темы Ответственный
Занятие № 1Краткое знакомство с анатомией органов дыхания. Острые и хронические заболевания органов дыхания (фарингит, трахеит, бронхит, пневмония). Механизмы возникновения и причины, вызывающие данные заболевания.
Занятие № 2.Факторы риска, способствующие возникновению и обострению заболеваний органов дыхания. Курение и заболевания органов дыхания. -//-
Занятие № 3.Профилактические мероприятия, направленные на недопущение возникновения и обострение заболеваний органов дыхания. Роль закаливания, физической культуры, дыхательной гимнастики и др. -//-
Занятие № 4.Туберкулез и неспецифические заболевания органов дыхания (коротко). Профилактические осмотры, диспансеризация, флюорография органов дыхания, грудной клетки – их роль в профилактике заболеваний органов дыхания. О вреде самолечения -//-
Занятие № 5.Итоговое занятие. Краткий обзор пройденного материала. Ответы на вопросы пациентов. Обмен мнениями и прочее. -//-

Приемная главного врача
(+375 214) 50-62-70
(+375 214) 50-62-11 (факс)

Канцелярия
(+375 214) 50-15-39 (факс)

Источник

Школа здоровья при болезни легких

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Городская поликлиника №1
города Новороссийска

министерства здравоохранения
Краснодарского края

Колл-центр
8 8617 306-303

КОНТАКТ-ЦЕНТР
(по вопросам COVID-19)
8 8617 306-358

  1. Главная
  2. Информация для пациентов
  3. Медицинская профилактика
  4. Школы здоровья
  5. Школа: Здоровье пожилых людей
  6. Занятие 3. А. Заболевания органов дыхания. Острый бронхит. Бронхиальная астма. Грипп и ОРВИ.

Занятие 3. А. Заболевания органов дыхания. Острый бронхит. Бронхиальная астма. Грипп и ОРВИ.

Острый бронхит

Заболевание вызывают вирусы (гриппа, парагриппа, коклюшные и др.), бактерии (стафилококки, стрептококки, пневмококки и др.); нередко – физические и химические факторы (холодный воздух, окислы азота, сернистый газ и др.).

Предрасполагают к заболеванию охлаждение, курение табака, употребление алкоголя, хроническая очаговая инфекция верхних дыхательных путей и ЛОР органов (с нарушением носового дыхания), деформация грудной клетки. Повреждающий агент проникает в трахею и бронхи либо с вдыхаемым воздухом, либо с током крови и (или) лимфы. Острое воспаление бронхиального дерева может сопровождаться нарушением бронхиальной проходимости за счет отечного и воспалительного процесса или по механизму бронхиального спазма. Характерно набухание слизистой оболочки; на стенках бронхов и в их просвете – слизистый, слизисто-гнойный или гнойный секрет; в значительной мере может страдать реснитчатый эпителий дыхательных путей (дегенеративные изменения). При тяжелых формах воспалительный процесс захватывает не только слизистую оболочку, но и глубокие ткани стенки бронхов.

При легком течении заболевания возникают саднение за грудиной, сухой, реже влажный кашель, чувство разбитости, слабость. Над легкими определяются жесткое дыхание, сухие хрипы. Температура тела субфебрильная или нормальная. Состав периферической крови не меняется. Такое течение наблюдается чаще при поражении трахеи и крупных бронхов.

При среднетяжелом течении значительно выражены общее недомогание, слабость, характерны сильный сухой кашель с затруднением дыхания и одышкой, боль в нижних отделах грудной клетки и брюшной стенки, связанная с перенапряжением мышц при кашле. Кашель постепенно становится влажным, мокрота приобретает слизисто-гнойный или гнойный характер. Над поверхностью легких выслушиваются жесткое дыхание, сухие и влажные мелкопузырчатые хрипы. Температура тела остается в течение нескольких дней субфебрильной. Выраженных изменений состава крови нет.

Тяжелое течение болезни наблюдается, как правило, при преимущественном поражении бронхиол. Острые симптомы болезни стихают к 4-му дню и при благоприятном исходе полностью исчезают к 7-му дню. Острый бронхит с нарушением бронхиальной проходимости имеет тенденцию к затяжному течению и переходу в хронический бронхит. Рентгенологически выявляется повышенная прозрачность легочных полей и умеренное расширение корней легких.

Бронхиальная астма

Хроническое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей. Характеризуется приступами одышки, вплоть до удушья – это обязательный признак болезни. В тяжелых случаях приступообразное течение переходит в астматический статус.

Считают, что примерно у трети всех больных астма имеет наследственное происхождение. В возникновении аллергических форм астмы роль аллергена могут играть как бактериальные (домашняя пыль, пыльца растений и др.), так и бактериальные (бактерии, грибы) факторы.

Симптомы и течение. Заболевание нередко начинается приступообразным кашлем, сопровождающимся одышкой (резко затруднен выдох, а не вдох) с отхождением небольшого количества мокроты. Чаще она имеет стекловидный характер, что присуще для астматического бронхита.

Читайте также:  Дорогая бабушка желаю тебе счастья здоровья наилучшего

Развернутая картина бронхиальной астмы характеризуется появлением легких, средней тяжести или тяжелых приступов удушья. Приступ может начинаться предвестником (обильное выделение водянистого секрета из носа, чиханье, приступы кашля). Приступ астмы характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом, сопровождающимся слышными на расстоянии хрипами. Грудная клетка находится в положении максимального вдоха. В дыхании принимают участие мышцы плечевого пояса, спины, брюшной стенки. Над легкими определяется коробочный звук, выслушивается множество сухих хрипов. Приступ, как правило, заканчивается отделением вязкой мокроты. Тяжелые затяжные приступы могут перейти в астматическое состояние – один из наименее благоприятных вариантов течения болезни.

Осложнения бронхиальной астмы: эмфизема легких, присоединение инфекционного бронхита, при длительном и тяжелом течении болезни – развитие так называемого «легочного сердца».

Диагноз ставят на основании типичных приступов одышки затрудненным выдохом, тщательно собранного анамнеза, аллергологического обследования с проведением кожных и ингаляционных тестов, исследования крови и мокроты. Тщательный комплексный анализ клинических, рентгенологических и лабораторных данных позволяет исключить любые прочие патологии со сходным течением.

Если во время приступа астмы просто понюхать аромат двух капель эфирного масла это может избавить от спазма дыхательных путей. Здесь подойдут масла лаванды, бергамота, ладана или ромашки.

Между приступами во избежание спазмов, а также для предотвращения образования густой мокроты, из-за которой возникает свистящее дыхание – втирать в грудь любое из вышеперечисленных масел, предварительно разведя его.

Для расслабления дыхательных путей и облегчения дыхания можно втирать в грудь эфирные масла, разведенные в растительном масле.

Принимая между приступами астмы настой из смеси ромашки, очанки и лаванды, вы можете способствовать расслаблению дыхательных путей, укреплению слизистой оболочки, уменьшению воспаления и раздражения бронхов.

Если речь идет о детской астме или если у больного образуется много густой мокроты, можно попробовать изменить диету, а именно: на некоторое время исключить все продуты, произведенные из коровьего молока, уменьшить употребление сладких булочек, пирогов и конфет и увеличить количество свежих овощей и фруктов.

Регулярный массаж спины поможет снять мышечное напряжение и улучшить кровообращение.

Накладывание горячих и холодных компрессов на верхнюю часть спины и грудь стимулирует кровообращение в легких и помогает отходу мокроты.

Грипп

Возбудители гриппа относятся к семейству ортомиксовирусов, которые включают род вирусов гриппа А, род вируса гриппа В и С. Вирусы гриппа рода А подразделяются на многие типы, и при этом постоянно возникают все новые и новые разновидности. Вирус гриппа быстро погибает при нагревании, высушивании и под влиянием различных дезинфицирующих агентов. Воротами инфекции являются верхние отделы респираторного тракта.

Вирус сохраняется в организме больного обычно в течение 3-5 дней от начала болезни, а при осложнении пневмонией – до 10-14 дней.

Симптомы и клиническое течение. Инкубационный период продолжается от 12 до 48 часов. После этого развитие болезни характеризуется острым началом, лихорадкой, интоксикацией и поражением дыхательного тракта.

Типичный грипп начинается остро, нередко с озноба и быстрого повышения температуры тела, которая уже в первые сутки достигает максимального уровня (38-40°С). Отмечаются признаки общей интоксикации (слабость, потливость, боль в мышцах, сильная головная боль, резь в глазах) и симптомы поражения дыхательных путей (сухой кашель, першение в горле, саднение за грудиной, осиплость голоса).

При обследовании отмечается прилив крови к лицу и шее, покраснение глаз, повышенное потоотделение, урежение частоты пульса и снижение артериального давления. Выявляется поражение верхних дыхательных путей в самых различных формах (ринит, фарингит, ларингит, трахеит). Особенно часто поражается трахея, тогда как ринит (насморк) иногда отсутствует. Характерны отек и своеобразная зернистость оболочки зева. Язык обложен, может быть кратковременное расстройство стула. Легкие формы гриппа (особенно в последние годы) могут протекать и без повышения температуры, что затрудняет диагностику и делает их весьма коварными.

Осложнения: пневмония (до 10% всех больных и до 65% госпитализированных больных гриппом), фронтиты, гаймориты (воспаление придаточных пазух носа), отиты (воспаление среднего уха), токсическое повреждение миокарда.

Профилактика. Широко используется вакцинация. Для профилактики гриппа А можно использовать ремантадин (по 0,1 г/сут), который дают в течение всей эпидемической вспышки.

Прогноз благоприятный, за исключением наиболее тяжелых форм у больных с хроническими заболеваниями и престарелых.

Читайте также:  27 школа здоровья по бронхиальной астме цели задачи принципы организации

Острые респираторные заболевания

ОРВИ – широко распространены, характеризуются общей интоксикацией и преимущественным поражением дыхательных путей. Чаще болеют дети. Встречаются как в виде отдельных случаев, так и эпидемических вспышек.

Этиология, патогенез. Все ОРЗ характеризуются воздушно-капельным механизмом передачи инфекции. Могут быть вызваны большим (свыше 200) количеством различных видов болезнетворных микроорганизмов. В первую очередь это: 1) вирусы гриппа различных типов; 2) вирусы парагриппа; 3) аденовирусы; 4) реовирусы и т.д. Особо следует отметить стрептококки, стафилококки и другие бактерии. Нередко участие в развитии болезни принимает одновременно и вирусная и бактериальная микрофлора.

Воротами для инфекции могут служить различные отделы дыхательного тракта, где и возникают воспалительные изменения.

Симптомы и течение. Характерны умеренно выраженные симптомы общей интоксикации, преимущественное поражение верхних отделов дыхательных путей и доброкачественное течение. Некоторые возбудители, кроме поражения респираторного тракта, обусловливают возникновение других симптомов. Так, при некоторых вирусных инфекциях могут возникать симптомы поражения глаз (конъюнктивит). Длительность ОРЗ, не осложненных пневмонией, колеблется от 2-3 до 5-8 дней. При возникновении пневмонии заболевание может затянуться до 3-4 недель.

Профилактика. Изоляция больного от окружающих, выделение индивидуальной посуды, которую следует ошпаривать кипятком. Мероприятия такие же, как и при гриппе. Прогноз благоприятный.

Источник

Школа для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких

Школа здоровья создана и работает на базе поликлиники БУЗ ВО «Череповецкая городская больница». Возглавляет Школу врач-пульмонолог высшей категории: Мылова Елена Николаевна

Школа здоровья для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (далее — ХОБЛ) в своей деятельности руководствуется приказом МЗ РФ от 15.11.2012 года №916н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология»

Основные цели, которые преследует Школа:
— формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью
— мотивация к оздоровлению и соблюдению режима лечения
— развитие умений и навыков по самоконтролю и самопомощи
— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья
— улучшение качества жизни пациентов с хронической обструктивной болезнью легких
— уменьшение затрат пациента и учреждения здравоохранения на лечение.

Перед специалистами Школы здоровья стоят задачи по повышению информативности пациентов о сущности заболевания, существующих факторах риска, способах лечения и профилактики осложнений.

Неотъемлемой частью работы Школы является:
— формирование у пациентов практических навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска
— снижение частоты обострений
— уменьшение риска прогрессирования заболевания и развития осложнений
— коррекция психологического состояния пациента
— повышение мотивации к изменению образа жизни
— создание атмосферы активного партнерства врача и пациента.

На обучение в школе здоровья направляются пациенты, страдающие хроническими обструктивными болезнями легких, находящиеся на диспансерном или амбулаторном лечении. Запись в школу осуществляется через врача пульмонолога.

Программа обучения рассчитана на 6 дней.

Школа находиться на 7 этаже поликлиники взрослых, кабинет №159.

Источник

Школа здоровья при болезни легких

Бронхиальная астма (БА) является одним из самых распространенных хронических заболеваний. по статистическим данным Минздрава РФ число больных этим заболеванием ежегодно увеличивается в среднем на 7 % . в настоящее время в мире около 300 млн. больных БА [1, 4]. Общее количество больных астмой в РФ приближается к 7 млн. человек, из которых около 1 млн. имеют тяжелые формы болезни, часто приводящие к инвалидизации и возможным летальным исходам [5]. БА снижает уровень качества жизни (КЖ) человека, влияя на все виды его деятельности. Отмечено, что КЖ больных БА прогрессирующе ухудшается по мере усугубления тяжести заболевания [2, 6]. БА входит в число десяти главных неинфекционных хронических заболеваний, являющихся основной причиной смерти в среднем и пожилом возрасте, сокращает среднюю продолжительность жизни мужчин на 6,6 года, женщин – на 13,5 лет [8]. при этом продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими респираторными заболеваниями, в РФ на 10–15 лет меньше, чем в развитых странах Европы. Назначение врачом ЛС – это первичный уровень оказания медицинской помощи, который является одной из главных составляющих экономики здравоохранения [3, 6]. по данным ВОЗ, длительное соблюдение назначений врача при хронических заболеваниях наблюдается лишь в 50 % случаев [9, 10]. Низкая приверженность лечению, особенно при хронических заболеваниях, является одной из причин уменьшения терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение. Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных БА связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которая приводит к неправильному пониманию предписаний врача. в нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании. Неосведомленность пациентов о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализации, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожания лечения [7, 8]. Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа, астма-день, телефоны помощи больным, самостоятельное образование с помощью научно-популярной литературы, видео-фильмов, Интернет-сайтов. Применимость этих видов обучения зависит от особенностей лечебного учреждения. Среди перечисленных методов важное место занимает астма-школа. Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов сомоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Первой формой образовательной работы с пациентами является амбулаторная врачебная астма-школа. Мировой опыт внедрения таких астма-школ показал их эффективность и неоценимое значение в формировании образовательных программ [10]. Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА – все это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4».

Читайте также:  Группа здоровья у детей для занятий спортом

Цель исследования: провести анализ работы школы здоровья для больных БА разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях.

Материалы и методы исследования

В поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4» проводилась астма-школа с больными БА. Были проанализированы данные 54 больных БА, смешанной формы заболевания средней и тяжелой степени тяжести (по классификации ВОЗ/МОАГ 2004), которые посещали астма-школу в 2015 году. в группе I средний возраст больных составил 52,4±1,7 лет (пациенты, обучавшиеся в активной астма – школе). Во II группе средний возраст больных составил 50,8±1,9 – (пациенты, не посещавшие астма – школу). из них женщины составили 53 % пациентов, мужчины -47 %. Больные БА молодого возраста составили 41 %, среднего – 44 %, пожилого – 15 %. Две группы пациентов были сопоставимы по возрасту и половым различиям. в группе I средняя длительность заболевания была 8,7±1,2 и 8,4±1,3 – в группе II. в двух группах преобладали пациенты со среднетяжелой формой заболевания (в 78 % случаев). Всем больным проводилось исследование функции внешнего дыхания на приборе «Microlab» (измерение показателей форсированной жизненной ёмкости лёгких и объёма форсированного выдоха за первую секунду), анкетирование (общие сведения, уровень самочувствия, готовность к сотрудничеству с врачом, предпочтения пациентов в выборе препаратов), определялся уровень приверженности к лечению (с помощью «слепого динамического» взвешивания индивидуальных дозированных ингаляторов, изучения дневников самонаблюдения пациентов), оценка качества жизни (опросник SF-36). Период наблюдения составил 4 месяца. Общая продолжительность цикла обучения в астма-школе составил 4 недели, по 2 занятия в неделю в будние дни, которая предполагала тестовый контроль знаний с обсуждением результатов тестирования, обсуждение интересующих вопросов, изучение специальной литературы, применение интерактивные форм обучения, обучение технике ингаляций, демонстрация небулайзеров, порошковых и аэрозольных дозированных ингаляторов, спейсеров, пикфлоуметров, т.е. активное вовлечение больных в учебный процесс. Образовательная программа включает следующие темы для занятий: анатомия и физиология органов дыхания; что такое бронхиальная астма; анатомические и функциональные изменения в бронхиальном аппарате при обострении бронхиальной астмы; методы контроля течения заболевания в домашних условиях (пикфлоуметрия); не медикаментозная терапия бронхиальной астмы; медикаментозная терапия бронхиальной астмы; современные ингаляционные глюкокортикоиды, β-агонисты, отхаркивающие средства. Обучение пациентов было направлено на достижение обучение методам самоконтроля, взаимопонимания, выработку навыков пользования препаратами. Пациентам объясняется порядок оформления льготных рецептов на препараты. в основу астма-школы заложены следующие положения: 1) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 2) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни; 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья является главным этапом реабилитации больного. Анализ осуществлялся при помощи электронных таблиц Microsoft®Excel 2010. Статистически значимыми считали отличия при уровне p

Источник

Adblock
detector