Меню

Школа здоровья при алкоголизме

Организация и проведение занятий Школы по борьбе с алкоголизмом (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Организация и проведение занятий Школы по борьбе с алкоголизмом

Методические рекомендации подготовили:

– главный врач ГБУЗ «Областная наркологическая больница», главный внештатный специалист по наркологии Министерства здравоохранения Пензенской области.

– медицинский психолог ГБУЗ «Областная наркологическая больница».

– заведующая поликлиническим отделением «Доверие» ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи», врач-дерматовенеролог.

– заведующий кафедрой психиатрии – наркологии, психотерапии и сексологии ГОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» Росздрава.

– декан терапевтического факультета, доцент кафедры психиатрии ГОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» Росздрава.

– заведующий курсов психиатрии медицинского института ПГУ, кн. м.н., доцент.

Материалы предназначены для врачей, психологов, социологов и других специалистов, занимающихся этой проблемой.

Основные цели обучения в Школе по борьбе с алкоголизмом:

· обеспечение реализации программы здорового образа жизни;

· повышение уровня информированности населения о вреде употребления алкогольных напитков;

· уменьшение риска неблагоприятных последствий употребления алкоголя на здоровье населения;

· повышение ответственности населения за сохранение своего здоровья;

· формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;

· воспитание у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.

Профилактическая работа может выполняться любыми специалистами, имеющими медицинское образование (врачи, фельдшера, медицинские сестры).

Рекомендуемое оснащение Школы по борьбе с алкоголизмом:

    методические материалы; методические и обучающие материалы, брошюры, памятки, буклеты и др.; оборудование для демонстрации методического материала; видеоматериалы; журнал учета; доска, канцелярские принадлежности; тестовый контроль для оценки обучения (анкета).

В данных методических материалах представлены тренинговые занятия, которые проводятся совместно врачом и психологом, а также большой блок информационного материала, который можно использовать при проведении занятий.

В своей работе нужно использовать мультимедийные видеодемонстрации по теме, слайды, яркие отрывки из литературных произведений.

Целевая группа может быть выбрана по различным критериям: возраст, место работы или профессия, образование, культурные особенности и т. д. Для каждой из групп следует применять различную специфику работы по распространению информации, по проведению семинаров.

Целевой группой данного пособия являются подростки и молодые люди 13-18 лет. Подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Подросток воспринимает и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Проводя тренинг для подростков, мы даем им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течении жизни.

Тема тренинга: ««Проблемы, связанные с алкогольной зависимостью, профилактика алкоголизма»

Цель: Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с алкогольной зависимостью, выработать и развить навыки предотвращения или отказа от вредной привычки и сохранения здоровья у подростков.

    Предоставление достоверной информации об отношении общества к алкоголю, о влияние алкоголя на все органы и системы организма, о социальных, экономических и других последствиях употребления алкоголя, о развитии алкоголизма; Обращение к собственной личности и составляющим собственной личности; Обращение к элементам зависимого поведения; Восприятие и выражение чувств; Умение решать конфликты без помощи психоактивных веществ; Обсуждение собственных вариантов поведения; Повышение самооценки; Мотивирование к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни и самостоятельному информированию друзей и знакомых;

Данная программа рассчитана на 4 занятия с подростками 7-10 классов. Эта программа будет гораздо продуктивнее и интенсивнее, если работать в небольших группах (8-10 человек). Встречи проходят 1-2 раза в неделю, примерно по 50-70 минут. Работа направлена на профилактику аддиктивного поведения

1. Подростки должны понять что между аддиктивным поведением и зависимостью от психоактивных веществ очень тонкая грань;

2. Участники должны научится воспринимать и выражать свои чувства;

3. Уметь справляться с конфликтными ситуациями без алкоголя;

4. Выработать собственные варианты поведения в ситуациях связанных с употреблением психоактивных веществ.

Читайте также:  Факторы риска для здоровья современного человека

5. Уметь оказать помощь другим подросткам, у которых есть проблемы, связанные с употреблением алкоголя.

В ходе тренинга будут использованы следующие приемы и техники:

    Групповая работа Мозговые штурмы Беседы Дискуссии Лекции Ролевые игры

Алкоголь и алкоголизм

Введение в проблематику алкоголизма

Происхождение и развитие алкоголизма

Цель: Знакомство группы. Создание предпосылок для сближения группы. Обучение релаксации. Вхождение в тему. Выявление осведомленности участников о теме разговора.

Источник

Школа здоровья при алкоголизме

В первичной профилактике пьянства и раннего алкоголизма выделяют три основных направления:

1) проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения;

2) санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание;

3) формирование трезвеннических установок.

Широкая воспитательная работа. Современные социологические исследования указывают на существование прямой связи пьянства и алкоголизма среди подростков с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие организованного культурного досуга, рост числа подростковых групп с асоциальными тенденциями, отсутствие обстановки нетерпимости к пьянству.

Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг — один из ведущих факторов в развитии злоупотребления алкоголем.

Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него противоалкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству как к социальному злу.

Санитарно-гигиеническое направление антиалкогольного воспитания

1) повышение санитарной грамотности и культуры населения;

2) пропаганда здорового образа жизни;

З) искоренение вредных для здоровья привычек.

Подросткам и их родителям нужно разъяснять, что алкоголь является не «продуктом питания» и не неотъемлемым атрибутом многих традиций, а прежде всего веществом с выраженным наркотическим действием. Он так же, как марихуана, героин, гашиш и другие наркотики, разрушающим образом действует на весь организм человека и особенно на клетки головного мозга.

В противоалкогольной пропаганде необходимо делать акцент на том факте, что хроническое отравление алкоголем оказывает отрицательное влияние на половые функции мужчин и женщин.

Пьянство и алкоголизм — одна из основных причин распада семей, особенно молодых. И в первую очередь от этого страдают дети.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

— противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

— программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

— противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);

— противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Рекомендации противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах-с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.

Читайте также:  Почему курение вредно для здоровья человека

Концептуальная модель первичной профилактики зависимос­ти от алкоголя и других психоактивных веществ ба­зируется на решении представленных выше целей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Она предусматривает развитие ресурсов личности человека и социальной среды и предполагает внедрение целого ряда про­филактических программ для детей, подростков, молодежи, а также для родителей, учителей и специалистов в области про­филактики.

Задачи этих программ универсальны, хотя и имеют свою спе­цифику. Программы первичной профилактики для детей и подростков предусматривают решение следующих задач.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональ­ных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребле­ния психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению; о связи злоупотребления алкоголем и других форм саморазру­шающего поведения с особенностями личности, общения, соци­альными сетями, стрессом и путями его преодоления.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствую­щих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффек­тивного поведения:

— Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим воз­можностям и недостаткам);

— собственной системы ценностей, целей и установок; спо­собности делать самостоятельный выбор, контролировать свое по­ведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные пробле­мы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможно­сти контролировать ее;

— умения общаться с окружающими, понимать их поведение и его перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку.

4. Развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными вещест­вами:

— принятия решения и преодоления жизненных проблем;

— восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

— оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

— отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

— защиты Я, само- и взаимоподдержки;

— избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ и с другими форма­ми саморазрушающего поведения;

— использования альтернативных употреблению психоактив­ных веществ способов преодоления стресса, получения радости и удовольствия;

— бесконфликтного и эффективного общения.

Программы первичной профилактики для родителей пре­дусматривают решение следующих задач:

1) помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутри­семейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;

2) определение направления и стратегии развития личност­ных, семейных и социально-средовых ресурсов;

3) определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддержи­вающей, а не подавляющей системой);

4) обучение навыкам социально и психологически поддержи­вающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимо­отношений с детьми;

5) выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной кон­сультативной помощи;

6) выявление родителей, готовых осуществлять консультатив­ную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.

В программах первичной профилактики для учителей су­щественное место отводится обучению педагогов созданию пси­хологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками.

Программы предусматривают теоретические и практические занятия: лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие пси­хотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.

При проведении профилактической работы очень важно уста­новить в группе доверительные, честные, эмоционально и соци­ально поддерживающие отношения. Занятия с младшими подрост­ками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы.

В рабочей группе необходимо выработать обязательные прави­ла. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, соблюдать конфиденци­альность, возможность открыто высказывать свое мнение и обо­значать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении участниками заданий, а также ре­шений, принимаемых группой.

Очень важным компонентом работы являются домашние зада­ния, которые предназначены прежде всего для включения в про­филактическую активность членов семьи, друзей. Это способству­ет улучшению взаимоотношений членов семьи с их социальным окружением и позволяет включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.

Читайте также:  Как здоровье ренаты литвиновой

Еще одним важным компонентом профилактических программ является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представля­ет собой развивающуюся систему взаимоотношений, в которой происходит получение и осмысление информации и жизненного опыта. Члены группы действуют в направлении взаимного пони­мания и поддержки. Таким образом, происходит развитие важ­нейших качеств личности, позволяющих человеку управлять сво­им поведением и эффективно решать социальные проблемы, а впоследствии обучить этому других — друзей, членов семьи и т.д.

В процессе проведения программ выделяются группы волонте­ров для дальнейшей профилактической работы: подростков, учи­телей и родителей. Участники этих групп в дальнейшем проходят специальную подготовку.

Важным моментом программы является работа с учителями школ, призванными в дальнейшем активно сотрудничать в про­филактической работе. Предусматривается также проведение круг­лых столов для администрации региона и комиссий по делам не­совершеннолетних.

В зависимости от поставленных целей используются как долго­временные, так и краткосрочные программы. Однако следует по­нимать, что краткосрочные программы будут значительно менее эффективны. Они используются в первую очередь для того, чтобы сформировать мотивацию на здоровое поведение и обеспечить возможность проводить в дальнейшем долгосрочные программы на основе делового и доверительного сотрудничества (иногда, если предварительная работа не проводится, такие программы встре­чают сопротивление со стороны администрации школ и некото­рых общественных групп).

В начале и в конце профилактической программы предусмат­ривается проведение межведомственных круглых столов для ана­лиза и подведения итогов работы.

В профилактической работе применяются следующие методы:

— элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

Любая профилактическая программа требует объективной оцен­ки ее эффективности. Необходим выбор соответствующих крите­риев эффективности, а также строгого, но простого в примене­нии измерительного аппарата — множество анкет, опросников и экспериментально-психологических тестов, которые позволяют с высокой степенью достоверности говорить о происходящих в ре­зультате профилактического вмешательства изменениях, корри­гировать действия, изменять направления работы, ее форму и со­держание, если это необходимо.

В настоящее время существует много профилактических про­грамм, не соответствующих профессиональному уровню. Для того чтобы программа была действительно результативной, она долж­на отвечать следующим критериям:

— наличие концептуальной основы и ее адекватность совре­менным направлениям профилактики;

— четкость и реалистичность в постановке цели и задач про­граммы;

— развитие социальной среды: включение модулей для родите­лей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике детских и подростковых программ, для инициации внутрисемейного об­суждения и выработки четкой внутрисемейной политики;

— формирование эффективных стратегий поведения;

— применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.;

— соответствие возрастным категориям;

— сопровождение в СМИ;

— содержание блока правового регулирования — повышение правовой компетентности;

— привлечение общественного внимания к проблеме;

— возможность дальнейшего распространения знаний, навы­ков и умений среди других групп населения;

— долгосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программ;

— интенсивность и четкий алгоритм действий;

— учет местной специфики;

— развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение;

— мониторинг и контроль над эффективностью программы;

— конкретность формулировки ожидаемых результатов;

— оправданность экономических затрат.

До начала программы и после ее завершения предполагается проведение тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также от­сроченное (спустя 6 — 8 месяцев после проведения программы) тестирование.

Если профилактическая программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться такие результаты.

1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и дру­гих психоактивных веществ у детей, подростков и молодежи.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффек­тивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участ­ников программ.

3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребле­ния психоактивными веществами в обществе.

4. Развитие профессиональной и общественной сети профи­лактики злоупотребления психоактивными веществами.

Источник

Adblock
detector