Презентация «Школа здоровья»
Презентация «Школа здоровья» специальность «Сестринское дело»
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Школа здоровья»»
совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний , информированности и практических навыков по рациональному лечению заболеваний, профилактику заболеваний и повышения качества жизни.
Цель организации школ здоровья:
- Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
- Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
- Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
- Повышение качества жизни пациента и его семь и.
- Информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
- Ознакомить с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний.
- Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
- Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
- Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
- Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска .
- Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
- Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование ЗОЖ.
Школы организуются в:
Порядок организации школ здоровья.
Специалисты кабинета здорового образа жизни-валеологи.
В программе должны быть определены цели и задачи школы здоровья основные направления работы по данной программе.
Положение о работе
2. Задачи «школы здоровья».
3. Цели «школы здоровья»
4. Порядок работы «школы здоровья».
5. Оснащение «школы здоровья»
Учебный план работы
- Название
- План мероприятий необходимо представлять в виде таблицы, содержащей следующие колонки.
Главный врач УЗ «__»
Ответственный за работу школы здоровья Ф.И.О. Подпись
Срок /дата проведения
Журнал учета работы
Вся документация по работе школы здоровья должна быть в наличии у ответственного лица по работе школы (Ф.И.О. оговаривается в приказе) и /или в кабинете, где проводятся занятия.
О том, что в учреждении работает школа здоровья, должно быть вывешено объявление на стенде информации в фойе. В объявлении указывается время работы школы, дата/день недели, темы.
Требования к проведению занятий:
- Количество занятий должно быть 6-8 .
- Длительность занятий – 60 минут каждое.
- Численность пациентов в группе не более 10 -12 человек
Занятие должно включать:
- Вступление
- Введение в тему
- Основная часть
- Закрепление материала
- Подведение итогов
Методы проверки знаний:
- Анкетирование
- Опросные листы
Факторы успеха обучения в школах здоровья.
Занятия следует проводить в интерактивной форме.
Избегать больших информационных блоков.
Вся наглядная продукция и оформление помещения должны быть красочной, доступной, запоминающейся.
Специалисты, ведущие занятия в школах, должны обладать лекторским мастерством.
Порядок обращения в школу:
- Пациенты направляются в школы здоровья участковым врачом.
Порядок обращения в школу:
- По рекомендации лечащего врача.
Порядок обращения в школу:
- Так же посетители могут самостоятельно посетить школу здоровья (школа ФЗОЖ, лиц 3-го возраста и др.)
Источник
Школы здоровья ГУЗ «Городская поликлиника 5». История вопроса обучения пациентов с хроническими заболеваниями началась в 20 годы прошлого столетия, когда. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемНаталья Ситкова
Похожие презентации
Презентация по предмету «История» на тему: «Школы здоровья ГУЗ «Городская поликлиника 5». История вопроса обучения пациентов с хроническими заболеваниями началась в 20 годы прошлого столетия, когда.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Школы здоровья ГУЗ «Городская поликлиника 5»
2 История вопроса обучения пациентов с хроническими заболеваниями началась в 20 годы прошлого столетия, когда такие дальновидные врачи, как Элиот Джослин и Карл Штольте впервые предложили концепцию партнерских отношений между врачом и больным сахарным диабетом. В 1998 году рабочая группа ВОЗ представила список заболеваний и состояний, при которых терапевтическое обучение рассматривается как одна из важнейших составляющих лечения всех хронических заболеваний. Обучение больных хроническими заболеваниями стало самостоятельным научным направлением в медицине.
3 Школа – это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышению качества жизни
4 Деятельность «Школ здоровья» регламентировано следующими основными нормативными документами:
5 В нашей поликлинике проводят школы: сахарного диабета, бронхиальной астмы, артериальной гипертензии и управление весом. Необходимость открытия «школ» была продиктована высокой актуальностью проблем, а именно: Значительным ростом заболеваемости сахарного диабета, бронхиальной астмой, артериальной гипертензии в последние годы; Высокой инвалидизацией больных в молодом трудоспособном возрасте (бронхиальная астма); Неосведомленностью больных о своем заболевании, препятствующей ее успешному лечению; Низким комплайэнсом т.е. невыполнением или неаккуратным выполнением пациентами программы базисного лечения, отсутствием сотрудничества между больным и врачом.
6 Основной деятельностью Школ является: — обучение пациентов с факторами риска по типовым программам. — группа обучаемых формируется с учетом заболеваний, и возраста граждан. — материал по обучению излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, раздачей памяток и т.п. Занятия проводятся в форме индивидуальных и групповых бесед с активным участием обучаемых. — к участию в проведении занятий привлекают специалистов из числа врачебного персонала и среднего звена. — поводится контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у пациентов обучающихся в Школе. — анализ эффективности обучения пациентов. — взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает Школа. — взаимодействие со Школами для пациентов в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью повышения ее совершенствования.
7 Основными задачами Школы являются: — получение больным представления о причинах и механизмах развития заболевания, анатомии, физиологии системы; — повышение информированности пациентов с факторами риска заболевания и о заболевании, факторах риска ее развития и осложнений; — приобретение навыков измерения (артериального давления, пикфлоуметрия, уровня сахара в крови) и оценки своего состояния; — мотивация пациентов на устранение факторов риска и снижение неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, злоупотребление поваренной солью, хронический стресс, курение, алкоголь, гиподинамия). — обучение пациентов методам самоконтроля и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях ; — формирование у больных ответственного отношения к здоровью; — повышение мотивации пациентов к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; — ведение дневника самоконтроля.
8 Бронхиальная астма. Образовательная программа включает 5 занятий: Занятие 1. Что нужно знать о бронхиальной астме? Занятие 2. Аллергия и астма. Пикфлоуметрия. Занятие 3. Питание при бронхиальной астме. Занятие 4. Физическая активность. Занятие 5. Лечение бронхиальной астмы.
9 Во время занятий пациент знакомится: с анатомическим строением органов дыхания для понимания того, что происходит с бронхами при бронхиальной астме с современными лекарственными препаратами и методами лечения бронхиальной астмы с мероприятиями, которые нужно провести на работе и дома, чтобы максимально избежать контакта с аллергеном с методами контроля над бронхиальной астмой, с приборами для контроля и раннего выявления обострения заболевания (пикфлоуметр), с правильным применением ингаляционных препаратов со способами регулирования дозы лекарственного препарата, с навыками предотвращения и купирования приступов бронхиальной астмы
10 Артериальная гипертония. Образовательная программа включает 5 занятий: Занятие 1. Артериальная гипертония: как ее распознать? Занятие 2. Питание при артериальной гипертонии. Занятие 3. Физическая активность. Занятие 4. Вредные привычки. Стресс. Занятие 5. Лечение артериальной гипертензии.
11 На занятиях пациент узнает : 1. Что надо знать об артериальной гипертонии? 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии? 3. Ожирение, артериальная гипертония, метаболический синдром. 4. Физическая активность и здоровье. 5. Курение и здоровье (занятие для курящих пациентов). 6. Стресс и здоровье. 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как стимулировать интерес к лечению? 8. Обучение пациентов методам самоконтроля артериального давления и самопомощи при обострениях и гипертонических кризах.
12 Сахарный диабет. Образовательная программа включает 5 занятий: ЗАНЯТИЕ 1 Что такое диабет. Самоконтроль. ЗАНЯТИЕ 2 Питание при сахарном диабете. Хлебные единицы. ЗАНЯТИЕ 3 Сахарозаменители. Физические нагрузки при сахарном диабете. ЗАНЯТИЕ 4 Осложнения сахарного диабета. ЗАНЯТИЕ 5 Лечение сахарного диабета.
13 Это полезно знать пациенту: Правильное питание при сахарном диабете Контроль сахара Основы правильного образа жизни Осложнения при сахарном диабете Инсулинотерапия Ведение дневника самоконтроля. Гипогликемия: причины, первая помощь, профилактика. Важность физически подвижного образа жизни.
14 Школа управления весом. Образовательная программа включает 5 занятий: Занятие 1. Что такое ожирение и причины его развития. Занятие 2. Рациональное питание при ожирении. Занятие 3. Лечение ожирения. Занятие 4. Осложнения ожирения. Занятие 5. Физическая активность.
15 ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО СНИЖЕНИЯ И ДЛИТЕЛЬНОГО ПОДДЕРЖАНИЯ ДОСТИГНУТОГО ВЕСА ПАЦИЕНТАМ НЕОБХОДИМО ЗНАНИЕ: 1. Ваш вес и норма. 2. Почему развивается ожирение и зачем худеть? 3. Состав нашей пищи, правила для снижения веса. 4. В чем же риск избыточной массы тела для здоровья? 5. Не медикаментозные методы лечения 6. Медикаментозное лечение. 7. Фитотерапия 8. Физические нагрузки
Источник
Презентация по основам профилактики — Школы здоровья
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» Просникова Ксения Игоревна – преподаватель ПМ 04 Microsoft Office User — null Microsoft Office User — Просникова К.И.
Школа здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями — комплексная медицинская профилактическая услуга по индивидуальному и/или групповому профилактическому консультированию. Это медицинское вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в том числе по коррекции факторов риска
Школа здоровья создается на базе: кабинета (отделения) медицинской профилактики центра здоровья дневного стационара специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического) отделения стационара медицинской организации, санатория-профилактория, санатория.
Деятельность Школ здоровья отражена в: Приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги» Приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы: 1. B04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой 2. B04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника. 3. B04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом. 4. B04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушениями роста. 5. B04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе. 6. B04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией. 7. B04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью. 8. B04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом. 9. B04.001.003 Школа для беременных
Пациенты направляются на занятия в школе: лечащим врачом врачом центра здоровья специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить: врач фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий: обучает навыкам самоухода измерению артериального давления измерению уровня глюкозы в крови правилам пеленания грудного ребенка и т.д.
В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие: участковый (семейный) врач кардиолог диетолог врач или инструктор по ЛФК пульмонолог эндокринолог акушер-гинеколог психотерапевт или психолог.
Цикл обучения в Школе включает 5 занятий по 90 мин. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3-5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории. Рекомендуемая численность пациентов в группе — 10-12 человек.
Основная цель деятельности Школы здоровья — формирование взаимной социальной ответственности медицинского персонала и пациента за сохранение здоровья и повышение качества жизни. Школы здоровья направлены на оптимизацию контроля заболевания путем формирования партнерства медработника и пациента для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни пациентов, снижения стоимости болезни (прямых и непрямых затрат).
Основные задачи Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями: — повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска; — повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья; — формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению; — формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю состояния здоровья, оказанию первой помощи в случаях обострений; — формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска; — формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Основные задачи Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка: — информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов; — формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу; — снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов; — мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка; — повышение информированности будущих матерей об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни; — укрепление внутрисемейных отношений.
Основные задачи Школы для желающих бросить курить: — повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методах отказа от курения; — определение курительного статуса; — повышение мотивации к отказу от курения; — разработка индивидуального плана по отказу от курения; — повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья; — поддержка выпускников школы.
Результатом деятельности Школы здоровья должны быть: — стабилизация хронических процессов у пациентов; — снижение числа осложнений после проведенного обучения; — улучшение качества жизни пациента и ухаживающих за ним родственников (как следствие снижения эмоциональной напряженности в семье).
Оснащение для проведения Школ здоровья Обязательное оборудование школы: — помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2; — столы и стулья в количестве 15 штук; — доска (большой блокнот — флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши; — информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).
Дополнительное (желательное) оборудование школы: — проектор, компьютер, экран; —принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов; — аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы; — зал ЛФК.
Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертензией: — тонометры — не менее пяти (желательно автоматические) фонендоскопы (в случае механических или полуавтоматических тонометров) напольные весы Ростомер Сантиметровая лента препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.
Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: пикфлоуметры — не менее пяти мундштуки (загубники) картонные одноразовые различные формы доставки лекарственных препаратов — дозирующие аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
Пикфлоуметр – это небольшой по размерам прибор, который предназначен для измерения максимально возможной скорости выдоха. Его нужно использовать пациентам, у которых диагностирована бронхиальная астма, а также другие обструктивные болезни легких. Измерение пиковой скорости выдоха важно при контроле артериального давления при гипертонических патологиях или повышенном уровне глюкозы в крови.
Спейсер- это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоля лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом.
Небула́йзер (от лат. nebula — туман, облако) — устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества. Применяется при лечении муковисцидоза, бронхиальной астмы и респираторных заболеваний. Небулайзеры бывают как стационарными, предназначенными для работы в ЛПУ, так и переносными, использующимися астматиками самостоятельно для предупреждения и снятия приступа бронхиальной астмы. В зависимости от способа распыления различают компрессорные и ультразвуковые небулайзеры.
Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками скарификаторы стерильные салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики тонометры — не менее пяти фонендоскопы напольные весы, ростомер, Сантиметровая лента продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки) препарат, содержащий глюкагон.
Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка: кукла, набор пеленок и одежды средства для ухода за кожей ребенка ванночка для купания, полотенце памперсы, салфетки очищающие, набор для утреннего туалета новорожденного бутылочки, соски
Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер загубники картонные одноразовые.
Смокелайзер — это газоанализатор, прибор для определения концентрации угарного газа в выдыхаемом воздухе. Применяется в медицине для измерения газа монооксид углерода, в клинических исследованиях, в пульмонологии, в практической медицине и для мониторинга содержания СО. Предназначен для диагностики на производствах, в неотложной медицине, а также для выявления курильщиков в детских и школьных образовательных учреждениях.
Особенности организации образовательного процесса в условиях Школы здоровья В основе процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения лежит понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер (все «за» и «против», усилия, польза) для конкретного индивидуума или группы пациентов. При проведении Школы здоровья используются принципы групповой рациональной терапии. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, мотивации и ответственность за свое здоровье. В ходе занятия используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.
Цель деятельности медицинской сестры при организации обучения пациентов — дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
Для эффективного обучения пациентов в школах помимо клинических знаний необходимы дополнительные профессиональные знания и умения: — нужно знать основы коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владеть техникой обратной связи; — необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений; — обязательно использовать активные формы обучения для повышения его эффективности.
Выбор методов и форм гигиенического обучения и воспитания зависит от: количественного состава аудитории степени ее однородности по возрасту и полу уровня готовности лиц выполнять рекомендации, знаний о заболевании и навыков самоухода мотивации на изменение образа жизни.
Психологические трудности организации учебного процесса в Школе пациента Любое серьезное заболевание, тем более хроническое, сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать защитные психологические механизмы для уменьшения тревоги из-за ухудшения качества жизни. Модель принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников
Модель реагирования на заболевание — Отрицание Психологические переживания пациента – Пациент не может смириться с заболеванием и отвергает даже такую мысль («со мной этого произойти не могло»); не выполняет врачебные назначения, так как не считает их необходимыми. Такая форма реагирования встречается на ранних стадиях заболевания, у пациентов молодого возраста, при легком течении заболевания и склонности к уходу от проблем не только по отношению к здоровью. Тактика обучения — Необходимо неоднократно возвращаться к объяснению причин заболевания, акцентировать выявленные факторы риска у конкретного пациента; однако следует избегать запугивания и подчеркивать положительные моменты улучшения самочувствия при соблюдении рекомендаций врача
Модель реагирования на заболевание — Бунт Психологические переживания пациента — Пациент считает себя незаслуженно наказанным, ищет виновных: «Почему я? За что мне это? Кто ответствен за само заболевание, за позднюю диагностику, неэффективное лечение?» Недоверие пациента может проявляться агрессивными реакциями, несогласием с предложенным лечением, упреками в некомпетентности медицинских работников. Не желает ничего менять в поведении, так как занят поисками виновного Тактика обучения — Эффективно групповое обучение; важно объяснять не столько происхождение заболевания, сколько сосредоточиться на выявлении факторов риска у данного пациента, следует приводить конкретные примеры из практики, не поучать, а спрашивать и обсуждать, отвечая на все сомнения, избегать прямых советов, строгих запретов
Модель реагирования на заболевание – Торговля Психологические переживания пациента — Пациент осознает наличие у него заболевания, но до конца не понимает, что болезнь — уже свершившийся факт и необходимо учиться жить дальше в новом состоянии. Он ищет лазейки во врачебных назначениях, возможности для оправдания собственной лени, ставит условия при соблюдении врачебных назначений, выбирает для себя удобные рекомендации Тактика обучения — Групповое обучение должно подкрепляться индивидуальными консультациями; необходимо постоянно стимулировать обратную связь с пациентом, уточнять, как точно он интерпретировал врачебные рекомендации, при необходимости повторно объяснять неверно понятые назначения
Модель реагирования на заболевание — Самоанализ Психологические переживания пациента — Пациент полностью осознает свое заболевание и перспективы. Попеременно преобладают то оптимистические, то пессимистические настроения, надежда борется с депрессивным состоянием. Пациент задает много вопросов, ищет дополнительные источники информации (не всегда достоверные) Тактика обучения — Эффективны активные формы обучения (дискуссии с другими пациентами, обучение практическим навыкам в парах); следует акцентировать внимание на важности устранения факторов риска, вызванных конкретными поведенческими привычками данного пациента
Модель реагирования на заболевание – Принятие Психологические переживания пациента Пациент полностью осознает, что с этим заболеванием он должен и может жить, продолжать профессиональную и общественную деятельность, развивать личные интересы, но при условии определенных ограничений и лекарственной терапии. Пациент наиболее восприимчив к обучению, может стать примером адекватного отношения к болезни для других участников школы здоровья Тактика обучения — Положительные результаты дают активные формы обучения, обмен опытом с другими пациентами, максимально конкретные рекомендации
На эффективность обучения, принятие рекомендаций влияют факторы: — достоверность представлений пациента о своем заболевании (стадия, прогноз, возможные причины, осложнения); — представления пациента о возможности воздействия на собственное заболевание с целью улучшения качества жизни; — объем и эмоциональная окраска предшествующего опыта обучения; — личностные особенности человека (характер, темперамент); — возраст.
На эффективность обучения сильно влияет фактор, который можно назвать готовностью к изменениям в поведении. В 1983-1986 гг. Дж. Прочаска и К. Ди Клементе обосновали так называемую спиральную модель процесса изменения поведения. Именно на ее основе строится стадийность изменения поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни.
Специфика обучения пациента с учетом спиральной модели изменения поведения Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Безразличие Не подозревает о необходимости перемен в привычном поведении или же психологически не готов к ним Необходимо акцентировать внимание на зависимости факторов риска от конкретных вредных поведенческих привычек Размышление Оценивает персональные возможности последствия перемен в поведении, активно ищет информацию о своем заболевании Помочь пациенту взвесить все «за» и «против», подтолкнув к принятию решения изменить собственное поведение
3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Подготовка к переменам Начинает переходить от абстрактных размышлений к конкретным действиям (например, записывается в Школу пациента) Содействовать в начале перемен, ставить конкретные, краткосрочные цели, активно хвалить пациента за успехи Действие Активно изменяет поведение, постепенно приходя к самоконтролю своего состояния Предложить наиболее эффективную стратегию действий, предоставить достаточный объем информации, поддерживать уверенность пациента
3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Поддержание новой формы поведения Правильное поведение пациента и самоконтроль становятся стабильными, но при определенном социальном окружении, ослаблении мотивации к поддержанию стабильного состояния здоровья возможен регресс с возвращением на предшествующие стадии Преподавание стратегии профилактики рецидива
Для эффективного обучения в Школе здоровья необходимо выработать структурированную программу обучения. Программы обучения должны быть строго дифференцированы в зависимости от больных. К примеру, при организации Школы сахарного диабета при формировании учебных групп учитывают тип сахарного диабета, возраст пациентов, характер терапии (диетотерапия, таблетированные сахароснижающие препараты, инсулинотерапия), сопутствующие заболевания или состояния (гипертоническая болезнь, беременность и др.).
Планирование предусматривает: — общее количество занятий; — их продолжительность; — примерное количество человек, желающих пройти обучение; — возможное количество в одном потоке; — определение тем занятий; — необходимое наглядное оснащение каждого занятия; — необходимый раздаточный материал для каждого занятия (памятки, рабочие тетради пациента).
Медицинская сестра должна участвовать в разработке памяток, презентаций, рабочих тетрадей пациентов. Ряд материалов уже существует, они используются в работе центров здоровья. Рабочая тетрадь пациента, дневник пациента конкретной Школы здоровья включают доступно изложенную информацию о заболевании, его основных опасностях и симптомах. В тетради приводятся советы и рекомендации по самоуходу, профилактике осложнений, лечению, описаны действия при резком обострении заболевания. Пациентам также предлагаются контрольные задания, правильность выполнения которых оценивает медицинская сестра.
Пример оформления рабочей тетради пациента
Пациенту необходимо последовательно предоставить следующие блоки информации. 1. Информация о причинах заболевания 2. Лечение 3. Профилактика 4. Факторы, влияющие на качество жизни 5. Коррекция психоэмоционального статуса пациента и его родственников
Успешному профилактическому консультированию способствуют: доверительная атмосфера общения медицинского работника и пациента взаимопонимание и чувство сопереживания эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются пациентами лучше и действуют более убедительно, если: они проводятся с акцентом на положительные ассоциации не содержат трудновыполнимых рекомендаций советы сопровождаются письменными рекомендациями, выдачей памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
При проведении занятия в школе здоровья теоретическая часть (например, понятие о гипо- и гипергликемии) обычно реализуется врачом, а практическое обучение проводит медицинская сестра (например, обучение самоконтролю уровня сахара в крови).
Оценка результативности деятельности Школы здоровья Результаты работы школы оценивают в ходе анализа учетно-отчетной документации по обученным больным и качества обучения слушателей. Динамика показателей: — временной нетрудоспособности Госпитализации новых случаев тяжелых осложнений Инвалидизации смертности.
Учетно-отчетная документация: 1. Журнал регистрации больных, прошедших обучение в школе. 2. Амбулаторная карта с записями, отражающими течение заболевания и дни обучения (форма № 025у «Медицинская карта амбулаторного пациента»). 3. Талон амбулаторного пациента (для поликлиник). Форма № 039у «Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому» 4. Годовая отчетная форма № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» 5. Годовой отчет о работе Школ здоровья.
На школу заводится единый журнал Журнал хранится у заведующего отделением (кабинетом) медицинской профилактики, центром здоровья. В данном журнале регистрируются следующие сведения: — дата начала обучения; — ФИО пациента; — возраст; — адрес; — категория населения — давность основного заболевания; — инвалидность по основному заболеванию; — кратность обучения (1-е, 2-е и т.д.) — фамилии медицинских работников, проводивших обучение.
В амбулаторной карте делается запись о течении заболевания, с развернутым клиническим диагнозом и уточненными факторами риска, указывается дата начала занятия в Школе пациента, полное название школы. Каждое занятие Школы пациента оформляется как посещение с указанием параметров состояния здоровья (артериального давления, гликемии, показаний пикфлоуметра, массы тела, данных ЭКГ и т.п.), а также темы занятия, проставляется шифр по МКБ (раздел Z).
Показатели объема и полноты профилактической помощи оцениваются ежегодно : — количество пациентов, обученных в школе; — процент обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для медицинских организаций, имеющих прикрепленное население).
Цель создания школ пациента (школ здоровья) – сделать пациентов партнерами врачей и медсестер по лечению, реабилитации и профилактике, привлечь их к взаимовыгодному сотрудничеству. Прежде всего пациент и/или его родственники должны знать: диагноз (предварительный/предполагаемый – при поступлении больного в ЛПУ и окончательный – при выписке); информацию о предстоящих диагностических обследованиях: инвазивных или неинвазивных процедурах; подготовке к той или иной процедуре; последствиях диагностических процедур, включая возможные осложнения; степени доступности (стоимости) обследования; информацию о лечении с ориентацией на пациента, а именно: схему применения медикаментов, правила проведения манипуляций и процедур, сведения об эффективности лечения, стабильности достигнутого результата, реабилитации и профилактике.
Обязанности медицинской сестры в работе школ пациента При организации таких школ значительную часть работы с пациентом целесообразно возлагать на медицинских сестер. Они могут объяснить, расписать схему принятия пациентом назначенных врачом препаратов и проконтролировать своевременный их прием; предложить форму дневника, который больному необходимо вести для самоконтроля; рассказать, как нужно готовиться к предстоящим процедурам; обучить правилам и технике самостоятельного ухода.
В задачи, стоящие перед школой правильного медицинского ухода, входит обучение родственников и других лиц осуществлению ухода за больным в стационаре и на дому, а именно: методам контроля над изменением состояния его здоровья; принципам общего ухода; профилактике осложнений; методам дезинфекции; простым медицинским манипуляциям; методам самообслуживания и самоконтроля; использования технических средств реабилитации и малой механизации; обеспечению безопасной домашней среды, профилактике травматизма.
В школах правильного медицинского ухода проходят занятия по следующим темам: «Гигиена кожи. Профилактика пролежней»; «Инконтиненция. Методы лечения и подбор индивидуальных средств гигиены»; «Профилактика гипертонической болезни и ее осложнений. Техника самоконтроля АД»; «Обеспечение безопасной домашней среды для тяжелобольного пациента».
Работа школ пациента нацелена на достижение следующих результатов: оптимального уровня жизни тяжелобольного в привычной для него домашней обстановке; наиболее благоприятной психологической атмосферы в семье; достаточного уровня медицинской грамотности родственников и других ухаживающих за больным лиц; уменьшение случаев увольнения родственников больного с работы в связи с необходимостью осуществления ухода за ним.
Работа школ пациента усиливает эффективность здравоохранения, способствует уменьшению затрат на лечение и уход за больными, повышает качество жизни каждого конкретного пациента, благоприятно влияет на обстановку в его семье и впоследствии приводит к позитивному изменению общественного сознания, а именно к осознанию ответственности каждого за свое здоровье и за здоровье членов своей семьи.
Благодарю за внимание!
Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, а также школы ориентированные на потребности региона.
Цели, задачи, базы школ,
Тематика и оснащение школ.
Документация и обязанности медицинских сестер.
Специфика обучения пациентов.
Номер материала: ДБ-1314509
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Апелляция ЕГЭ 2021
Время чтения: 6 минут
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник