Авторская программа ДОД «Школа здоровья»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа разработана для дополнительного образования детей в системе современного образования с целью:
- выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Практические задачи данной программы по ДОД можно определить следующим образом:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
- организация содержательного досуга.
Учебно-воспитательные задачи курса ДОД по теме: «Человек и его здоровье» следующее:
- сознание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;
- развитие у учащихся причинно-следственных и меж предметных связей в ходе реализации программы;
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни. Последовательность тем учебного плана данной программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого и сущности человека в системе и не живого на Земле:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Методическая разработка программы дополнительного образования детей по валеологии на тему:
“ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ”
Автор: О.Ю. Искра — преподаватель спецдисциплин БМТК
Данная программа разработана для дополнительного образования детей и подростков в области комплекса факторов /абиотических, биотических и антропогенных факторов/, влияющих на здоровье человека. Она окажет помощь учителям химии и биологии для организации внеурочной деятельности детей и подростков с 6-го по 9-й классы.
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии ООД
Председатель ЦК О.Ю. Искра
Уважаемая редакция журнала
«Образование в современной школе»!
Высылаю вам для публикации разработанную мной программу по дополнительному образованию детей на тему «Человек и его здоровье». Хочу поделиться ею с учителями и преподавателями естественно — научного цикла, которые могут организовать кружки, факультативные занятия, лектории или др. учебно-воспитательные мероприятия в свете дополнительного образования детей по данной тематике.
Переработанные мною программы на тему «Человек и его здоровье» имеют односторонний подход к этой теме, рассматривая на протяжении нескольких лет влияние на человека таких внешних факторов; как алкоголь, табакокурение и наркотические вещества.
Оригинальностью данной программы является то, что в ней рассматривается человек как часть живой природы в свете влияния на него абиотических, биотических и антропогенных факторов. Это даст возможность учащимся понять весь комплекс проблем, связанных со здоровьем человека. Для детей важно осознание того, что здоровье человека, его продолжительность жизни зависят от многочисленных факторов, с которыми и знакомит ребят данная программа. Программа рассчитана на 5 лет с 5-ого по 9-ый классы), причем в 5-ом классе упор делается на влияние абиотических факторов: 6-7-ом классах – влияние биотических факторов; в 8-ом- влияние антропогенных факторов; а в 9-ом- влияние факторов в комплексе.
Надеюсь, что данная программа поможет моим коллегам организовать полноценное дополнительное образование детей в свете современной концепции инновационных технологий.
Я, Искра Ольга Юрьевна, 36 лет. Работаю преподавателем химии и биологии в Бутурлиновском механико-технологическом колледже, который имеет педагогическую площадку (где обучаются и школьники 5-11 класса).
Мой стаж педагогической деятельности 15 лет. Имею высшую квалификационную категорию, являюсь председателем цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.
В 2000 году защитила опытно — экспериментальную работу по исследованию эффективности технологии работы с учебными схемами по органической химии. Опыт этой работы обобщался в Воронежском институте повышения квалификации педагогических работников. Эта же работа была представлена на конкурс методических разработок в г. Москва.
Систематически участвую в Фестивале открытых уроков по колледжу. В 2006 г. награждена дипломом как победитель Фестиваля открытых уроков в номинации «За высокое методическое мастерство, оригинальность и уникальность методики». В 2006 г. по приказу главного управления Воронежской области (Пр № 101-к от 15.05.06г.) награждена почетной грамотой за многолетний добросовестный труд по подготовке высококвалифицированных специалистов, творческое отношение к педагогической работе.
Имею публикацию в журнале «Химия в школе» (№ 5 за 2001г.) в рубрике «Методика и обмен опытом»- статья «Зачетное занятие с использованием игры «вертушка».
Программа разработана для дополнительного образования детей в системе современного образования с целью:
- выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Практические задачи данной программы по ДОД можно определить следующим образом:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
- организация содержательного досуга.
Учебно-воспитательные задачи курса ДОД по теме: «Человек и его здоровье» следующее:
- сознание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;
- развитие у учащихся причинно-следственных и меж предметных связей в ходе реализации программы;
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни. Последовательность тем учебного плана данной программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого и сущности человека в системе и не живого на Земле:
5 класс- «Здоровье в системе человек-природа»
6 класс- «Здоровье в системе человек — абиотические факторы»
7 класс- «Здоровье в системе человек — биотические факторы»
8 класс- «Здоровье в системе человек — антропогенные факторы»
9 класс- «Здоровье в системе человек — целостный организм».
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Изучение состояния своего организма и его здоровья служит ряд опытов и самонаблюдений.
Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знания о человеке и отношение к человеку как личности.
Источник
Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Школа здоровья»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Гимназия №3 им.Л.П.Данилиной»
Руководитель методического объединения
МБОУ «Гимназия №3 им.Л.П.Данилиной»
Протокол № _1_ от « 26» августа 2020 г .
по внеурочной деятельности
МБОУ «Гимназия №3 им.Л.П.Данилиной»
« 27 » _августа __ 2020 г.
МБОУ «Гимназия №3»
Приказ №___ 60 ____
от « 28 » _ августа __ 2020 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Составитель : Фоменко Мария Денисовна ,
учитель начальных классов
Структура программы курса внеурочной деятельности «Школа здоровья»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа здоровья».
Содержание курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» .
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Школа здоровья» .
I . Пояснительная записка
Составитель: Фоменко Мария Денисовна, учитель начальных классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.2 п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказа № 1576 от 31.12.2015 г., с учетом Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3 им.Л.П.Данилиной», положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» ориентирована на учащихся 1-4-ых классов. Уровень изучения курса – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у
младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
принцип адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);
принцип актуальности (отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией);
принцип психологической комфортности (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);
доступности (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);
принцип обучения деятельности (организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);
целостности содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления);
сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);
принцип опоры на предшествующее развитие (опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и воспитание.)
Формы проведения внеурочных занятий :
обсуждение видеороликов и телепередач,
обсуждение детских книг и журналов,
занятие скоростного овладения информацией,
составление правил поведения и режима,
занятие детских воспоминаний,
коллективное рисование на одном листе бумаги,
занятие по составлению кроссвордов и ребусов,
урок сказочное путешествие,
Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Формы работы: на плоскости, с использованием компьютера, создание презентаций, социально-значимых проектов и др.
Для обучения «Шахматной азбуке» в МБОУ «Гимназия №3 им.Л.П.Данилиной» выбрана следующая методическая литература:
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Будем здоровы, дети! – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2016.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 2 год обучения : рабочая тетрадь . – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2016. – 40 с.
А.А. Плешаков «Атлас- определитель». – М.: Просвещение, 2018.
II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
III. Содержание курса внеурочной деятельности «Школа здоровья»
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
— работа с дидактическим материалом (в игровой форме)
— изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых может оказаться ребёнок дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Содержание программы включает в себя четыре направления:
— Защита человека в чрезвычайных ситуациях;
— Основы здорового образа жизни;
— Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи;
— Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
Указанные направления прослеживаются на протяжении всего курса обучения. Некоторые мероприятия проводятся циклично: соревнования на свежем воздухе, игры, экскурсии, практикумы по ПДД, по оказанию первой медицинской помощи, по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам. Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми. Родственные связи — семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.- Представление об активной защите — иммунитете.
Бытовой и уличный травматизм.
Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Источник