Меню

Школа здоровья полного дня

Статья «Из опыта работы школы полного дня»

С 1 сентября 2008 года ГОУ г.Москвы Центр образования №1455 начал работать шестой год по модели «Школа полного дня». Школа полного дня — это современная модель учебного заведения. Наша школа открыта для учащихся целый день и обеспечивает в комплексе тесное единство воспитания и организации общеобразовательной, эстетической, спортивной деятельности в соответствии с учебными планами и индивидуальными интересами школьников. Не маловажно, что в работе школы в режиме полного дня заинтересованы многие родители, которые хотят, чтобы их дети днем были под присмотром опытных педагогов и воспитателей.
Центр дополнительного образования и Центр Содействия здоровью – это составляющие школы полного дня. В разнообразных творческих коллективах школьники имеют возможность в течение учебного года принять участие в разнопредметной, разноплановой, разноуровневой деятельности – апробировать свои учебные, художественные, спортивные притязания.
Реализация этой модели позволяет наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества с учетом всех современных требований, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.

Модель нашей школы полного дня подразумевает взаимодействие со всеми подразделениями ОУ, призвана создать максимально комфортные условия для развития учащихся и педагогов, сохранения и укрепления их здоровья, реализации запросов социума и потребностей детей и взрослых, подготовку к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, решения всего комплекса задач, стоящих перед ОУ.

Цель работы нашей школы полного дня: создание комфортных условий для интеллектуального, физического, нравственного, творческого развития учащихся и педагогов.

Основные задачи любой школы полного дня:
1) интеграция основного и дополнительного образования обучающихся;
2) решение проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;
3) создание условий для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

Наша школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 19.00) по 5-ти дневной неделе, с 6-м развивающим днем, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.
В режим работы школы введены утренняя физзарядка, физкультминутки на уроках и утренняя прогулка после первого урока в 1-ых классах начальной школы, прогулки в обеденный перерыв и после окончания всех занятий.
Режим дня каждого конкретного класса строится с учетом учебного плана. (Приложение 1)
Режим полного дня открывает дополнительные возможности для школы в решении проблем обучения и воспитания детей. Режим полного дня позволяет адаптировать школьную среду с учетом особенностей каждого ребенка. (Приложение 2*)
Индивидуальная траектория развития каждого ребенка отслеживается и корректируется воспитателем и классным руководителем по маршрутному листу на каждый день недели:

1

2

Фамилия Имя Консультации Факультативы Кружки,
секции
ДО
вне школы
Время ухода домой
Математика (14.40-15.25) Логика
(15.30-16.15)
Алексеева Валентина + + Баскетбол
(17.00-18.00)
Бассейн
(19.00-20.00)
18.30
Бодрова Екатерина + _ Клуб «Шанс»
(17.00-19.00)
_ 19.00
3
4

Режим работы школы составляется с учетом продолжительности пребывания в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования. В этом учебном году (как и в прошлом) система дополнительного образования включает объединения по восьми направленностям: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное.

Организация второй половины дня является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Проведение самоподготовки, консультаций включает в себя: консультации со слабоуспевающими учениками, работу с одарёнными детьми, подготовку к олимпиадам и конкурсам, работу библиотеки, кружков, элективных курсов.
Больше внимания уделяется совершенствованию физического воспитания и укрепления здоровья детей. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение всего дня, разнообразные виды деятельности сменяют друг друга, что позволяет избежать перегрузки детей. Это чередование уроков с динамическими паузами, занятия в кружках, клубах и спортивных секциях, спортивно-оздоровительные и культурно-оздоровительные мероприятия, развивающая, игровая, досуговая деятельности. Одним из направлений работы нашей школы в режиме полного дня является организация проведения экскурсий. Экскурсионные программы для каждого класса насыщены, чрезвычайно разнообразны, открывают простор для познавательной деятельности учащихся, удовлетворения их эстетических и эмоциональных потребностей. Экскурсии по Москве и Подмосковью самые разнообразные по тематике: исторические, литературные, архитектурные, военно-исторические, заповедники, народные промыслы, предприятия и заводы по производству продуктов питания. Учащиеся вместе с воспитателем и классным руководителем создают отчеты-презентации о посещенных экскурсиях (Приложение 3*).

*Приложения можно получить у автора

Источник

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
статья по теме

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

Скачать:

Вложение Размер
issledovat_rabota.doc 138 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 108»

Яшина Екатерина Евгеньевна

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Целями современной школы является повышение мотивации обучения, формирование здоровой, творческой, интеллектуально развитой личности, готовой к дальнейшей жизни. В условиях современной системы образования проблема развивающего обучения и использования здоровосберегающих технологий приобретает особую актуальность.

Любое развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам в области образования, поскольку от них зависит расширенное воспроизводство культуры, профессиональной и социальной компетентности каждого человека и общества в целом. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей. Образование и воспитание в Российской Федерации последние годы находятся в центре внимания общественности и государства. Связано это, в первую очередь, с требованиями времени, с потребностями российского общества в качественном образовании и его доступности, с необходимостью повышения уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также в связи с социально-экономическими проблемами, усилением миграционных процессов в государстве. Таким образом, возникает необходимость интеграции основного и дополнительного образования, потребность в изменении организации внеурочной коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся школы, становится актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса.

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

В основу эксперимента положена гипотеза: организация «Школы полного дня» для учащихся начальных классов будет действенным фактором повышения качества общего образования при условии использования развивающей технологии Л.В.Занкова и укрепления здоровья учащихся при применении здоровьесберегающих технологий. Успешное проведение эксперимента возможно, если:

1) будут созданы психолого-педагогические условия, важнейшими из которых являются полноценное питание, отдых учащихся, дневной сон, способствующие эффективной учебной деятельности учащихся в школе;

2) педагогический коллектив будет высокопрофессионально владеть технологией развивающего обучения;

3) у учащихся будут сформированы коммуникативные навыки как компоненты универсального способа освоения действительности.

Цель эксперимента — разработать целостную педагогическую систему деятельности, способную обеспечить быструю адаптацию детей, пришедших учиться в школу, высокое качество общего образования и сохранение здоровья учащихся.

Для достижения цели и доказательства изложенной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

— установить влияние развивающего обучения на качество общего образования;

— определить комплекс психолого-педагогических условий для развития полноценной здоровой личности;

— произвести экспериментальную оценку эффективности системы работы учащихся и педагогов в рамках эксперимента.

Исследование проходит поэтапно с 2007 по 2011 годы на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №108 с углубленным изучением отдельных предметов».

Исследование проводится с помощью таких методов, как анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование, изучение документации и продуктов деятельности учащихся.

Актуальность эксперимента определяется социальным заказом общества на формирование у школьников следующих ключевых компетенций: наличие универсальных знаний, умений, навыков; коммуникативных навыков; навыков обработки информации; навыков исследовательской работы; навыков самообразования; навыков сотрудничества; ориентацией на достижение современного качества образования; важностью создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию личности учащихся; потребностью в разработке целостной педагогической системы для формирования здоровой и интеллектуально развитой личности учащихся в условиях школы; необходимостью определения способов оптимального взаимодействия педагога и учащихся в условиях школы.

На первом этапе (2007-2008уч.год), констатирующим, был осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, медицинской литературе по теме исследования; проведено обобщение полученного материала; обеспечено обучение педагогов использованию развивающих и здоровьеcберегающих технологий; разработаны методики констатирующего и формирующего экспериментов, определены их формы, методы, сроки; собран пакет диагностических материалов по определению здоровья детей; определены требования к методике проведения диагностик.

На втором этапе (2008-2009г.г.), поисковом, был проведен формирующий эксперимент; выявлены и систематизированы содержание и направления организации образовательного процесса на основе развивающего обучения, здоровьеcберегающих технологий в условиях школы; выявлены уровни развития учащихся; обобщены результаты эксперимента; разработаны методические рекомендации.

На третьем этапе (2010-2011г.г.), результативно – обобщающем, планируется завершить формирующий эксперимент, выявить динамику процесса развития учащихся, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследований.

Теоретическое значение эксперимента заключается в следующем:

-разработана модель безболезненного перехода детей из детского сада в школу;

-установлено влияние комплексной системы работы «Школы полного дня» на качество общего образования учащихся;

-определен комплекс психолого – педагогических условий для развития творчески и интеллектуально развитой здоровой личности;

-произведена экспериментальная оценка эффективности работы «Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников».

Недопущение перегрузок учащихся в учебной ситуации, контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, ранняя диагностика, профилактика заболеваний и выявление патогенных факторов учебно – воспитательного процесса, скрытых причин школьной неуспешности, отклонений в поведении — одна из главных задач «Школы полного дня». Оптимальная организация режима в учебном учреждении с учетом санитарно — гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей являются мощной альтернативой пагубному влиянию дурных пристрастий отдельных школьников: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на их успеваемости, а в дальнейшем помогает самореализоваться в жизни.

Художественно-эстетическая подсистема «Школы полного дня» легко и естественно вводит ребенка в мир искусства, природы, чувств, гармонии, нравственности. Чувственное познание сливается с интеллекту альным и нравственным началами, что стало подтверждением влияния творческих способностей на уровень интеллектуального и нравственно го развития ученика и возможности их коррекции. В ходе эксперимента было доказано, что если учащиеся включены в творческую и художественную деятельность, то повышается их интеллектуальное развитие больше, чем при условии углубленного изучения предметов, ориентированных на абстрактно-логическое мышление.

Эффективное решение совокупности перечисленных за дач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа. Воспитательная работа в «Школе полного дня» строится по принципу: воспитание есть управление процессом развития личности. При этом необходимо создание условий для целенаправленного систематического развития ребенка как личности, как индивидуальности.

Таким образом, важнейшие задачи образовательного учреждения нового типа – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Практическая значимость эксперимента заключается в том, что теоретически смоделированная и практически реализованная модель «Школы полного дня» обеспечит хорошую подготовку учащихся начальной школы для получения дальнейшего образования в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, будет способствовать укреплению и сохранению здоровья учащихся; методическое обеспечение работы «Школы полного дня» для учащихся начальных классов может быть использовано другими педагогами в своей профессиональной деятельности и взяты за основу при внедрении инновационных технологий в отдельном образовательном учреждении с его специфическими условиями и возможностями. При организации образовательного процесса снижается учебная нагрузка школьников, поскольку создается единое расписание первой и второй половины дня. Уроки могут вести несколько преподавателей как основного, так и дополнительного образования. Классы могут разделяться на мини-группы за счет часов основного и дополнительного образования. Таким образом, образовательный и оздоровительный процессы объединяются в единый функциональный комплекс.

При составлении расписания допускается, что основное и дополнительное образование могут пересекаться в течение дня, можно вносить в расписание дополнительные предметы по заявлению родителей.

Режим работы школы полного дня: приём детей, переодевание, прогулка, обед, дневной сон, полдник, прогулка, кружковая работа, выполнение домашней работы, уход детей.

Все учащиеся посещающие школу полного дня, задействованы в школьных кружках: «Умелые ручки», «Театральные маски», «Волшебная кисть», «Бальные танцы», «Музыкальный кружок», «Проектный кружок», «Занимательная математика», «Занимательный русский язык».

Очевидно, что нормальная жизнедеятельность детей в школе полного дня невозможна без квалифицированного медицинского сопровождения и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Условия пребывания ребенка в школе полного дня таковы: сотрудничество, содружество и сотворчество учителей, учеников и родителей; наличие психологической службы, медицинского обслуживания; организации трехразового горячего питания, оборудование мест отдыха и психологической разгрузки, работа кабинета по охране зрения, динамический час, прогулки на свежем воздухе, систематические занятия спортом.

Школьный врач Легкодимова Марина Владимировна три раза в год проводит мониторинг здоровья детей. Результаты подсчета заболеваемости детей показали, что общая заболеваемость снизилась на 18%. Для детей посещающих школу полного дня заведен дневник здоровья по месяцам.

Составляется индивидуальный план занятости на каждого ребенка, сводный план занятости по классам. Главная цель такого графика – удовлетворить интересы ребенка с учетом его собственных ресурсов. Такой индивидуальный график позволяет реализовать программу обучения, воспитания, вести диагностику и анализировать результаты. Для упорядочения нагрузки во второй половине дня рекомендуется выбирать не более одной — двух секций в неделю.

Таким образом, расписание школы полного дня состоит из блоков: занятия по школьному компоненту, с учетом работы психологической службы; занятия блока дополнительного образования (секций, кружков и т.д.); индивидуальные консультации учителя. Поскольку пребывание учащихся в школе полного дня обычно составляет 9-10 часов, соблюдается ряд дополнительных условий: учебная работа ведется только на уроках, это и самоподготовка, обязательная для всех учащихся, внеурочные занятия проходят как активный отдых. Для детей с ослабленным здоровьем проводятся занятия лечебной физкультурой, массаж при детской поликлинике. В режим дня учащихся, участвующих в эксперименте, входят прогулки на свежем воздухе, динамические часы, дневной сон, 3-х разовое горячее питание, занятия кружков и секций, поездки и экскурсии, посещение плавательного бассейна «Дельфин», а также посещение школьной и районной библиотеки №10, школьного музея Боевой Славы, ДК «Россия». Постоянно проводятся предметные недели, интеллектуальные игры, ребята готовят праздники «День знаний», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Золотая осень» и др.

Психологом Веселовой Ириной Николаевной ежегодно проводится анкетирование родителей с целью оценки работы «Школы полного дня». Анализируя ежедневный дневник настроения учащихся, видно, что 99,8% школьников уходили домой с хорошим настроением. В журнале выполнения домашних заданий были зафиксированы пункты: уверенность детей при выполнении домашней работы, самоанализ при усвоении изученного материала, самоанализ при выполнении домашнего задания. Самоанализ и самооценка учащихся о качестве усвоения материала подтверждаются школьными оценками по предметам. Качество знаний за год составляет выше 50%.

Для выявления результатов работы школы полного дня было проведено анкетирование среди родителей и учащихся посещающих школу полного дня.

Первая анкета показала эмоционально – психологический климат в классе, школе.

Были выявлены следующие результаты:

95% учащихся довольны эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.

5% учащихся удовлетворены эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.

1.Будет ли ребёнок посещать ГПД в следующем учебном году?.

2. До какого часа ребёнок будет посещать ГПД ?

3.Какие мероприятия должны быть проведены в ГПД?

Родители выбрали следующие мероприятия:

— конкурсы, викторины, кроссворды;

— игры на воздухе;

— обучающие игры на компьютере;

4. Довольны ли Вы работой воспитателя ГПД?

Все опрошенные родители довольны работой воспитателей.

Прогнозируются следующие результаты эксперимента:

— безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;

— повышение мотивации обучения;

— более высокое качество образования учащихся, участвующих в эксперименте, по сравнению с другими классами;

— укрепление здоровья школьников;

-развитие творческой, активной личности;

— повышение рейтинга образовательного учреждения.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 100% родителей довольны работой «Школы полного дня». Это самый оптимальный вариант для родителей, когда ребенок находится весь день под присмотром взрослых и обеспечен трехразовым питанием.

Главная цель школы полного дня — организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности. «Школа полного дня» — очень сложное организационно – педагогическое и социальное явление. Наш интерес к такой организации учебно- воспитательного процесса вызван тем, что она может решить практически весь комплекс социальных и психолого – педагогических задач, стоящих перед современным образованием.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо изменение целевых ориентиров школы, интенсификация учебного процесса, широкое системное внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работников школы, интеграция общего и дополнительного образования, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.

Основной идеей концепции «Школы полного дня» является то, что главным фактором развития образовательной и воспитательной системы, качества образования является характер отношений между участниками образовательного процесса, создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей познавательную сознательную деятельность учеников и учителей.

— безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;

— со стороны учащихся – активное посещение «Школы полного дня», низкую заболеваемость, прочное усвоение знаний;

— со стороны учителей – хорошую результативность учебно- воспитательного процесса: КЗ >50 %;

— со стороны родителей – 100% удовлетворенность работой «Школы полного дня»;

— в рамках города – существуют только две экспериментальные площадки полного пребывания обучающихся в школе;

— в рамках района — повышение рейтинга образовательного учреждения.

— победители конкурса докладов региональной научно – практической конференции «Актуальные вопросы воспитания в начальной школе», организованной ПИ СГУ 11 марта 2010г. (доклад о работе «Школы полного дня»);

— подготовка печатного издания о работе экспериментальной площадки кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского в лице зав. кафедрой Кошкиной И.В.

Миссия «Школы полного дня» – предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование их ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную общеобразовательную и воспитательную деятельность школы; развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения.

Список использованной литературы

Дементьева Т.В. В школе полного дня //Народное образование. -2006.-№5. – с 99 – 105.

Елизарова Л.В. Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через учебную деятельность и внеклассную работу в образовательных учреждениях полного дня // http://festival.1september.ru

Зверев А.О. Академия полного дня. Методические рекомендации по организации школы полного дня с требованиями СанПиНов РФ. М.: НИИ школьных технологий, 2006 — 126 с.

Сумнительный К.М. Полнокровная жизнь полного дня: возможно ли это в нынешней школе //Народное образование. -2005.-№5. – с 147 – 155.

Источник

Читайте также:  Реферат методы самоконтроля состояния здоровья физического развития
Adblock
detector