Использование здоровьесберегающих технологий охраны зрения
Зачем внедрять здоровьесберегающие технологии
Основная цель здоровьесберегающих технологий: сформировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее обучение в специально созданных образовательных ситуациях. Это соответствует требованиям, прописанным в федеральном законе «Об образовании в РФ». Тема актуальна как для педагогов, работающих в специализированных организациях, так и для учителей, ранее не изучавших дефектологию и коррекционную педагогику, поскольку теперь специальные условия должны создаваться в любом образовательном учреждении.
Большую роль в сохранении и укреплении зрения, конечно, играет выбор учебных пособий. Специалисты отмечают, что УМК «Тропинки» корпорации «Российский учебник» полностью соответствует основным требованиям. Кроме того, очень важны коррекция и развивающая работа. Рассмотрим подробнее технологии, направленные на профилактику нарушений зрения.
Соблюдение гигиенических правил зрительной работы
В утренние часы, когда недостаточно естественного освещения (самого благоприятного), необходимо включать источники искусственного света.
Естественный свет должен падать с левой стороны.
Если не хватает естественного и дополнительного освещения, возможна организация индивидуального освещения на столе ребенка. Если ученик левша, свет должен падать с правой стороны.
Нельзя занавешивать окна шторами (даже прозрачными), поскольку весь солнечный свет должен попадать в кабинет по максимуму. Декоративные элементы можно разместить над или между окнами.
Необходимо следить за чистотой стекол: немытые окна задерживают до 30% солнечного света. В холодное время года стекла в учебных комнатах нужно мыть хотя бы изнутри.
Переизбыток света влияет негативнее, чем его недостаток, поэтому важно использовать вертикальные жалюзи, чтобы перенаправлять слепящие лучи.
Учебные пособия следует выбирать без глянца, бликующих поверхностей.
Цветочные горшки можно ставить на подоконники, но они должны быть величиной не более 30 см и располагаться в углах, а не в рабочей зоне.
Большинство правил гигиены, за исключением специфических условий, прописаны в СанПиНах.
Правильная посадка за столом
Для уменьшения зрительного напряжения на общеобразовательных занятиях ребенок должен сидеть по давно установленным правилам:
Туловище находится в вертикальном положении.
Голова слегка наклонена вперед.
Плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола.
Руки свободно лежат на столе.
Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку.
Спина опирается в пояснице на спинку стула.
Стол и стул соответствуют росту ребенка (стул заходит на 6-8 см за край стола). Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка в положении сидя.
При рассадке в кабинете, к детям с нарушениями зрения нужно подходить индивидуально, в соответствии с показаниями. Ребенка с окклюзией необходимо расположить максимально в сторону заклеенного глаза — так, чтобы открыть обзор свободному глазу. Если у ученика сходящееся косоглазие, следует посадить его так, чтобы сведенный глаз «отходил». Если косоглазие расходящееся, задача свести ось к носу, посадив, насколько это возможно, в сторону открытого глаза. По этим же принципам должны лежать пособия на столе.
Как правильно сидеть за компьютером?
Cкачать инфографику
Введение офтальмологических пауз
Игровая коррекционная физкультминутка
Напоминает пальчиковую гимнастику. Пример стихотворной инструкции:
Один, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть.
Мы закроем быстро глазки и отроем их опять.
Чтобы время не терять, будем мы теперь моргать.
А теперь нам надо встать, один пальчик вверх поднять,
Посмотреть вначале вверх, а потом на пальчик.
Руку вытянем вперед. Только не на наоборот.
Но из виду не теряем, к глазкам пальчик приближаем.
Офтальмологическая пауза с предметами
Предмет для гимнастики лучше выбирать в зависимости от темы занятия. Он должен быть крупным, ярким, приближенным к ребенку на расстоянии вытянутой руки. Нельзя, чтобы предмет сливался с одеждой учителя. Предмет или изображение находится в руках у педагога. Учитель продумывает стихотворение и действия так, чтобы дети следили за движущимся предметом.
Пример. Берем изображение птицы, приклеиваем его на палочку. Говорим: «Летели птички собой невелички» и двигаем палочку, показывая, как летела птица. Затем из горизонтальной плоскости помещаем изображение в вертикальную со словами: «Как они садились — все люди дивились». Так выбираем различные позиции, чтобы взгляд ребенка перемещался.
Если в классе есть дети с нарушениями зрения, то проведение офтальмологических пауз должно согласовываться с врачом-офтальмологом.
Комплексы по словесным инструкциям
Педагог перечисляет действия, которые нужно выполнять глазами: «Смотрим вверх», «Смотрим вниз», «Круговые движения» и т.д. Специалисты рекомендуют комплекс, разработанный в институте глазных болезней им. Гельмгольца. В него входят такие упражнения как моргание, фиксация взгляда на кончике нова, взгляд вдаль, фиксация взгляда на межбровном промежутке, фиксация взгляда на правом плече, фиксация взгляда на левом плече, вращение глаз, повороты глаз, концентрация на удаленном предмете и другие.
Существуют комплексы упражнений с использованием интерактивных досок, однако это бесполезное явление, поскольку во время гимнастики ребенок должен отдохнуть от нагрузки на зрение.
Упражнения на зрительных тренажерах
Зрительные тренажеры появились в классах благодаря разработке офтальмолога Владимира Базарного. Система создавалась с учетом оптических условий и требований.
Проводить различные виды зрительных гимнастик нужно как можно чаще. С детьми, имеющими проблемы со зрением (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и т.д.) — 6-8 раз в день. Дети с низкой остротой зрения во время гимнастики должны быть максимально приближены к педагогу. Ребенок с окклюзией проводит гимнастику с заклеенным глазом. Другим детям с проблемами зрения лучше снимать очки — но все, конечно, должно быть сугубо индивидуально, с учетом особенностей патологии. Например, если при косоглазии из-за снятия очков увеличивается угол косоглазия, то во время гимнастики снимать очки не нужно.
Главная цель гимнастики — натренировать зрительные мышцы: привести в действие те, которые были бездеятельные и дать отдохнуть мышцам, выполнявшим основную работу. Зрительная гимнастика, в комплексе с другими здоровьесберегающими технологиями, помогает сохранить и скорректировать зрение.
Источник
Охрана зрения школьников.
статья по зож на тему
Данная статья содержит физминутки для глаз, советы о предупреждении утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач.
Памятка «Правила бережного отношения к зрению»
Памятка «Разминка у компьютера»
Комплекс упражнений для глаз по методу Г.А. Шичко.
Пальминг.Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Охрана зрения школьников.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Ленинск — Кузнецкого городского округа
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой [1, с. 21]
Опыт моей работы со школьниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Одна из самых больших ценностей человека – зрение. Многие ли из нас действительно сознают ту роль, какую глаза играют в нашей повседневной жизни, и многие ли знают, что и как надо делать для того, чтобы глаза наши были здоровыми? На этот вопрос, увы, можно с уверенностью ответить отрицательно. Весьма немногие вполне сознают, что среди впечатлений, воспринимаемых нашими органами ощущений из среды внешней, зрительные имеют значение особо важное, поскольку порядка трех четвертей информации, что поступает в наш мозг, проходит именно через глаза. Потеря зрения, таким образом, для развитого, культурного человека — утрата невосполнимая, не говоря уже о житейских неприятностях из-за такого положения дел.
После жизни и разума зрение, пожалуй, самое необходимое. Нужно беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности. Дети в большинстве рождаются дальнозоркими, по замыслу природы они должны были сразу видеть далеко, но жизнь современного человека внесла свои коррективы в естественный процесс развития организма человека.
Поступление в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, так как сам процесс учебы (чтение, письмо) направлен именно на нагрузки такого рода. В современной школе растет количество детей с близорукостью. Примерно треть выпускников имеет нарушение зрения такой степени, что не могут выбрать нравящуюся им профессию из-за ограничений по зрению.
Считаю необходимым вести целенаправленную работу по сохранению и развитию зрения каждого учащегося. Обеспечив естественный ход формирования важнейшего из органов чувств, можно добиться лучших результатов в усвоении учебного материала, так как через глаза проходит 90% информации, которую вообще воспринимает человек.
В первую очередь, нужно внимательно изучив личную и медицинскую карту каждого учащегося, необходимо следовать рекомендациям врача, исходя из особенностей зрения ребенка. Если у ученика снижено зрение, в специальной медицинской карте должно быть указано нужное место расположения школьника в классе, так как в данном случае «угол зрения» существенно влияет на профилактику и лечение заболеваний глаз. Если в классе у большинства детей нормальное зрение, необходимо менять их местами (пересаживать) хотя бы каждый месяц – это тоже своего рода профилактика.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника – построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время. Именно в младшем школьном возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.
Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Необходимо соблюдать режим зрительной работы. Нужно следить за осанкой, обращать внимание на расстояние от книжки, тетрадки до глаз, которое должно составлять 35- 40 см (для контроля – это расстояние от локтя до кончиков пальцев). Большую роль играет освещение. Общий свет должен гореть постоянно, а доска должна быть освещена дополнительно.
Еще один очень важный момент – перерывы в зрительной нагрузке. Лучше, если переменка между уроками будет временем подвижного отдыха. Очень полезны игры на свежем воздухе. Специалисты своим маленьким пациентам рекомендуют игры с мячом, такие, где нужно точно попасть в цель. Подобные развлечения отлично тренируют мышцы глаз, улучшают кровообращение, поддерживают организм в тонусе.
Также большое значение имеет работа, проводимая на уроке для снятия зрительного напряжения. Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только для профилактики заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах, обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относится методика В.А. Ковалева. Я в своей работе использую элементы данной методики для сохранения и коррекции зрения учащихся.
В систематическую работу вовлечены дети на уроках, выполняющие две или три физкультминутки каждый день с использованием различных средств для профилактики зрительного утомления и развития основных зрительных функций. Общее время затрат на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут за сутки.
Каждый учитель, используя разнообразные упражнения, должен подобрать свой план работы по сохранению и коррекции зрения, исходя из знания особенностей учащихся своего класса. Необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в
школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий. Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места в школе и в домашних условиях.
Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач и работа на компьютере. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий с учетом того, чтобы телевизионные передачи и компьютер не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали его восстановлению [2, с 32].
Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Сейчас во многих методических разработках начальной школы можно найти и физминутки и разнообразные упражнения. Но я думаю, что гораздо удобнее, когда всё это собрано в одном месте.
Это значительно облегчает труд учителя и экономит его время. За время своей педагогической деятельности мне удалось собрать копилку интересных упражнений, а также физминуток. Буду очень рада, если моя копилка пригодится моим коллегам и поможет им разнообразить их уроки. Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
Физминутки для глаз.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано —
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
В родительский дневник.
Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране. Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1-2 м от черно-белого телевизора и 2-3 м от цветного. Сидеть дальше 5-5,2 м от телевизора не рекомендуется.
Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение. Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.
Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимся на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение.
С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, чтобы дать отдых глазам.
Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране размытое, нечеткое, часто изменяются яркость и контрастность, появляются мелькания. Лучше всего настраивать телевизор не во время передачи, как это делают многие, а перед ней — по испытательной таблице, а потом лишь слегка подрегулировать контрастность изображения.
Образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, вырастая, очень часто строят свою семью по подобию родительской. Поэтому родителям я рекомендую выполнять все правила и упражнения вместе со своими детьми во имя их здоровья.
Памятка «Правила бережного отношения к зрению»
- Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 ч в день.
- Сидеть не ближе трех метров от телевизора.
- Не читать лежа.
- Оберегать глаза от ударов, попадания грязи и пыли.
- Не читать в транспорте.
- Расстояние от глаз до текста должно быть равно 30 –35 см.
- Делать гимнастику для глаз.
- Укреплять глаза, глядя на восход солнца.
- Употреблять в пищу морковь, лук, петрушку, то есть витамины.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю [3, с 205]
Памятка «Разминка у компьютера»
Правила выполнения упражнений для глаз
— обязательно снимать очки;
— сидеть свободно, не напрягаясь;
— расслабить плечи, опустить их;
— следить за дыханием, оно должно быть глубоким и ровным.
1. Вижу цель
Задача: расслабить глазные мышцы и хрусталик.
Техника исполнения. Через каждые максимум полчаса интенсивной работы направляйте свой взгляд вдаль, на любой предмет за окном, на подоконнике, в кабинете. Фокусируйтесь на нем, а затем плавно переводите взгляд на предмет, расположенный ближе (только не на компьютер). Трех-четырех повторов будет достаточно.
2. Формула 20-20-20 для разминки глаз
Задача : расслабление.
Техника исполнения . Каждые 20 минут моргать в течение 20 секунд по 20 раз.
3. Волшебные ладошки
Задача : эффективное снятие напряжения с глаз и зрительного центра в головном мозге.
Техника исполнения . Энергично потрите ладони одну о другую, чтобы они стали теплыми. Поставьте локти на стол. Закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза. Делать в течение 2-3 минут.
4. Рисуем цифры
Задача : улучшить микроциркуляцию в сосудах.
Техника исполнения. При неподвижной голове рисовать глазами цифры от 0
до 3 и обратно, затем от 4 до 6 и от 7 до 9.
5. Круговые движения. Сделайте круговые движения глазами по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки. Не старайтесь делать это быстро, лучше всего круги глазами делать медленно и плавно, повторите по несколько раз в одну и в другую сторону.
6. Взгляд на палец. Вытяните перед собой руку с отставленным пальцем. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте руку к себе, коснитесь пальцем носа не отводя своих глаз, потом медленно выпрямите свою руку не отводя взгляд от своего пальца. Повторите несколько раз.
7. Взгляд вверх-вниз. Медленно посмотрите наверх, а потом вниз, при этом двигаться должны только глаза, а голова оставаться на месте. Повторите движение несколько раз.
8. Вправо-влево. Посмотрите вправо, а потом влево, голова должна оставаться на месте и не следовать за взглядом.
9. Поморгать. Держите взгляд перед собой, начните медленно моргать, постепенно увеличивая тем. Проделайте это упражнение с небольшими перерывами в течение минуты.
10. Зажмурьтесь. Закройте глаза и посидите так несколько секунд, потом сильно зажмурьтесь и откройте глаза, проделайте это упражнение несколько раз.
Комплекс упражнений для глаз по методу Г.А. Шичко.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза
находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Верх – вниз. Влево – вправо
Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям [4, с 121]
Приёмы для создания здоровьесберегающей среды на уроке.
Для профилактики близорукости: потолочный тренажёр для глаз (при использовании упражнений происходит укрепление мышц шейных позвонков и укрепление мышц глаза).
Упражнения для глазодвигательных мышц:
— плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);
— посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
— вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.
Упражнения, снимающие утомление глаз:
— сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
— сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению
кровоснабжения);
— стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);
— сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение : сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение . На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение . На раз — смотреть влево, на два – прямо, на три –
смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение . Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.
После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
1.Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
2.Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
3.Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону – три раза.
4.Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат [5, с 270]
Группа упражнений — вращение глазами по кругу и восьмерка.
1. Исходное положение: взгляд направлен вперед. Затем поднимите или опустите глаза и опишите ими от этой точки отсчета 7 кругов максимального радиуса по часовой стрелке. Движения должны быть плавными, без рывков. Голова все время неподвижна.
2. То же самое, но против часовой стрелки.
3. Повторите 2-3 раза упражнения № 1 и 2, после чего поморгайте и отдохните несколько секунд, прикрыв глаза.
4. Теперь те же движения (№ 1-3), но при закрытых глазах. Это упражнение требует еще большей сосредоточенности.
Выполняя эти упражнения, глаза поворачивайте влево, вправо, вверх и вниз как можно дальше. Помните о постоянной четкости изображения предметов во время движения и остановки глаз, добивайтесь этой четкости не за счет волевого усилия, но путем сосредоточения внимания. В отличие от предыдущей группы упражнений, где непрерывность движения происходит благодаря последовательным микросокращениям глазных мышц, при поворотах глаз взгляд быстро перемещается с одного края поля зрения на противоположный с задержкой на несколько секунд в каждом положении.
Группа упражнений — движение глазами в стороны.
1. Вверх-вниз-7 раз.
2. Влево — вправо — 7 раз.
3. Прямо — вверх — прямо — вниз — 7 раз.
4. Прямо — влево — прямо — вправо — 7 раз.
5. Смотрите по диагонали: левый верхний угол — правый нижний угол — 7 раз.
6. Левый нижний угол — правый верхний угол — 7 раз.
7. Левый верхний угол — прямо — правый нижний угол — прямо — 7 раз.
8. Левый нижний угол — прямо — правый верхний угол — прямо — 7 раз.
9. Скосите глаза влево: вверх — вниз — 7 раз.
Старайтесь при этом, чтобы ваш взгляд двигался на стене по прямой, перпендикулярной полу.
10.Скосите глаза вправо: вверх — вниз -7 раз.
11. Поднимите глаза: влево — вправо — 7 раз.
Старайтесь, чтобы ваш взгляд двигался по потолку по прямой, перпендикулярной вашей переносице.
12. Опустите глаза: влево — вправо — 7 раз.
Взгляд при этом движется по полу по прямой.
13. Комбинированное движение: левый верхний угол — правый нижний угол — левый нижний угол — правый верхний. Угол — левый верхний угол — левый нижний угол — правый верхний угол правый нижний угол — 7 раз.
14. Дайте свободу фантазии: например, описывайте глазами полукруги, всевозможные геометрические фигуры или просто вращайте ими самым беспорядочным образом, добиваясь при всем том четкости изображения.
Хочу предупредить, что движения не должны быть обязательно быстрыми. Главное — это сосредоточенность.
15. Моргните несколько раз, закройте глаза и с минуту отдохните.
16. Те же упражнения (№ 1-13), но теперь с закрытыми глазами.
Проделав все эти упражнения, вы в полном объеме нагрузите все шесть групп основных мышц. Эта серия упражнений и предыдущая тренируют и усиливают мышцы глаз, повышают способность к точной фокусировке. Упражнения этих двух серий являются динамическими, они легче статических, выполнение которых требует длительной фиксации взгляда на определенных точках. Только после этих упражнений вы готовы к тому, чтобы с максимальной пользой проделать упражнения следующей группы [6, с 42]
Группа упражнений — изменение фокусного расстоянии.
В этой группе объединены наиболее важные упражнения — те, которые укрепляют кольцевую мышцу, укрепляют прямые и косые мышцы, опоясывающие глазное яблоко, и поддерживают тем эластичность глазного яблока и хрусталика. Помимо одновременного выполнения упражнений обоими глазами, делайте их также порознь, каждым глазом в отдельности, особенно тем, который фокусируется, то есть наводится на резкость, хуже. Имейте терпение, не ждите немедленных результатов и с удовольствием отмечайте каждый шаг, который вам удается сделать вперед.
Максимальное напряжение и расслабление мышц глаза.
Выполняется каждым глазом в отдельности, при этом неиспользуемый глаз прикрывается ладонью таким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Заслоненный глаз при этом остается открытым.
1) Предельно близко поднесите к глазу какой-либо мелкий предмет, например кончик шариковой ручки или игольное ушко, стараясь видеть ясно и четко все его детали. Немного задержитесь в этом положении. Кольцевая мышца глаза предельно напряжена, хрусталик находится в состоянии наибольшей выпуклости. Косые мышцы максимально напрягаются, а глазное яблоко удлиняется в тех пределах, которые ему сейчас позволяет его собственная эластичность.
2) Теперь задача заключается в том, чтоб расширить, раскачать эту амплитуду эластичности глазного яблока и хрусталика, с одной стороны, и степень напряжения и расслабления косых и кольцевых мышц — с другой. Для этого надо использовать силу контраста: взгляните на мгновение вдаль и снова вернитесь в исходное положение. Опять взгляните вдаль и вновь вернитесь в исходное положение.
3) Теперь еще чуть приблизьте предмет к глазу, по-прежнему удерживая его ясное видение.
4) В заключение посмотрите вдаль, расслабив тем глазные мышцы.
5) Сделайте то же самое с другим глазом.
Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» [7, с 89]
Только при совместном действии врачей, учителей и родителей можно сохранить зрение и предотвратить его нарушение.
1. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования [Текст] // Валеология. — 2004. — №1. — С. 21 — 26
2. Ковалев, В.А. Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся массовой школы [Текст] // Красноярский государственный педагогический Университет им. В.П. Астафьева. Красноярск. – 2008
3. Севрук, А.И. Здоровьесберегающий урок [Текст] / А.И. Севрук, Е.А. Юнина // Школьные технологии. — 2004. — №2. — С.200 — 207
4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. [Текст] — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.
5. Смирнов, Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К.Смирнов. — М. АРКТИ, 2003. — 270с.
6. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика [Текст] // Образование в современной школе. — 2005. — №2. — С .40 — 44
7 . Шевченко, Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе [Текст] // Начальная школа.- 2006. — № 8. — С. 89
Источник