Рабочая программа «Уроки здоровья» 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Рабочая программа «Уроки здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_zdorovya_1kl.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хадарская средняя общеобразовательная школа имени С.Д. Флегонтова»
Рабочая программа «Уроки здоровья»
Срок реализации программы, учебный год: 2016-17
Количество часов в год:34
Количество часов в неделю: 1
Рабочую программу составил (а) ______________________/Ноева С.И./
Внеаудиторное занятие «Часы здоровья»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья» для младших школьников
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определённые правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического , психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребёнка и достижению планируемых результатов.
Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своём здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на своё здоровье.
Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояние здоровья; готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Данная программа предназначена для работы с детьми 6-11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю.
Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствует некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Учитывая, что программа предусматривает освоение основных культурных норм и норм этикета, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.
Цели программы : создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы : формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность — важные принципы реализации программы.
Содержание разделов строится на основных принципах дидактики:
- научность –предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
- доступность-информация и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал доступен для понимания и усвоения, теоретический материал подкрепления практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно-ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность);
- наглядность-познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
- занимательность-материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
- адаптивность-создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
- актуальность-отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
- психологическая комфортность-психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- обучение в деятельности-организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
- целостность содержания образования-выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления;
- сознательность и активность-проявление активности учащихся к вопросам, касающимся здоровья, что возможно только при осознании ответственности за него;
- опора на предшествующее развитие-опираться на предствующее спонтанное, самостоятельное развитие и воспитание.
В представленной ниже таблице показано, как, используя воспитательные технологии, технологии обучения и развития, можно создать позитивный социальный опыт у учащихся в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Источник
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varvarina_o._n._uroki_zdorovya_1klass.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует спортивно-оздоровительное направление.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Солнечная страна» МБОУ гимназии №1
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс внеурочной деятельности «Уроки здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. В этом и заключается его актуальность.
Программа педагогически целесообразна , так как любая деятельность учащихся в процессе реализации курса «Уроки здоровья» носит оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитания у младших школьников потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Здоровый образ жизни включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эта проблема решается на занятиях курса внеурочной деятельности «Уроки здоровья».
Цель и задачи реализации данной Программы:
Основная цель курса – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.
- формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- сформировать представления о взаимовлиянии различных видов здоровья человека; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья; об оздоровительном влиянии природы на человека; о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
- привить понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- мотивировать на выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
- прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях
- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор учащихся; развивать умение сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развивать умение проводить самостоятельные наблюдения.
- воспитывать у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий
Занятия проводятся с детьми 1 класса 1 раз в неделю, всего 33 часа в течение года.
Эффективность занятий по курсу в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. «Уроки здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др.
На занятиях предусмотрено использование логических приёмов мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуаций, выявление причин и др. Максимально используется фантазия учащихся, их творческие способности.
Принципы реализации Программы
Курс «Уроки здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
принципе сознательности , так как нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности;
принципе систематичности и последовательности , что проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим;
принципе повторения знаний, умений и навыков, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий;
принципе постепенности — стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка;
принципе индивидуализации , который осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков;
принципе непрерывности , что выражается в закономерностях построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
принципе цикличности , который способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения;
принципе учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, который является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.
принципе наглядности , который обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением;
принципе активности , что предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества;
принципе всестороннего и гармонического развития личности , который содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка;
принципе оздоровительной направленности , который решает задачи укрепления здоровья школьника;
принципе формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Планируемые результаты освоения Программы
Учащиеся должны знать:
- полезные и вредные для здоровья поступки;
- полезные для здоровья занятия;
- привычки, укрепляющие здоровье;
- знать самого себя и свои возможности;
- черты характера людей;
- причины неуверенности в себе;
- интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
- качества, достойные уважения;
- важные для дружбы качества;
- о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.
Учащиеся должны уметь:
- принимать решения в опасных ситуациях;
- избегать неприятных чувств;
- оценивать себя;
- неагрессивно отстаивать свои позиции;
- проявлять дружбу;
- говорить «нет» в опасных ситуациях;
- критически относится к употреблению табака, алкоголя.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Уроки здоровья » — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
— Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
— Проговаривать последовательность действий на уроке.
— Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
— Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2. Познавательные УУД:
— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД :
— Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
— Учиться выполнять различные роли в группе.
Способы определения результативности
- технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
- учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета
- технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)
Формы подведения итогов реализации Программы .
- выставка проектных работ
- открытое занятие для родителей
- соревнование «Веселая переменка»
Источник