«Школа здоровья» в клиниках «Здравствуй!»
Лекции о культуре здоровья от сети клиник «Здравствуй!»
РАБОТА ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ВРЕМЕННО ПРИОСТАНОВЛЕНА
Клиники здорового позвоночника «Здравствуй!» реализуют программу научно-популярного…
Клиники здорового позвоночника «Здравствуй!» реализуют программу научно-популярного лектория «Школа здоровья» с целью обучения людей вопросам предостережения от заболеваний позвоночника и суставов, болезненного расстройства организма, помочь человеку сначала самостоятельно разобраться, что же именно с ним происходит, а потом сделать шаги в правильном направлении. Слушатели лекций узнают, каким образом устроен, как функционирует и чего боится наш опорно-двигательный аппарат, соединенный «нервными нитями» с внутренними органами.
«Школа здоровья» — это встречи с ведущими врачами разных специализаций, готовыми рассказать о профилактике заболеваний, эффективных методиках лечения и ответить на все интересующие вопросы. Основная задача врачей наших клиник — уделить людям время и максимум внимания, столь дефицитных при высокой загруженности районных поликлиник.
Цели «Школы здоровья»:
♦ Получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска.
♦ Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.
♦ Формирование рационального и активного отношения к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача.
♦ Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска.
♦ Профилактика заболеваний суставов и позвоночника среди слушателей, относящихся к группе риска.
♦ Численность в группе не более 10-15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час. «Школа здоровья» ждет всех желающих. Вход свободный (по предварительной записи).
Источник
Школа здоровья для больных, страдающих неврологическими заболеваниями
На базе поликлиники №1 по адресу: г.Новополоцк, ул.Блохина 27.
Понедельник: 14.00 – 14.30
Вторник: 11.48 – 13.00
Среда: 14.00 – 14.30
Четверг: 11.48 – 13.00
Пятница: 14.00 – 14.30
Место проведения: кабинет № 613.
Ответственный: врач-невролог Александр Васильевич Хоружик.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
ЗАНЯТИЕ № 1. Понятие о центральной и периферической нервной системе. Основные неврологические заболевания человека: нарушение мозгового кровообращения, инсульт (геморрагический, ишемический). Механизм развития и причины их вызывающие.
ЗАНЯТИЕ № 2. Факторы риска, способствующие возникновению инсультов (артериальная гипертензия, атеросклероз, нарушение свертываемости крови, физические нагрузки, стрессы, температурный фактор и др.), их профилактика.
ЗАНЯТИЕ № 3. Заболевание позвоночника. Понятие о смещениях межпозвоночных дисков. Остеохондроз шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника. Механизмы возникновения болей при остеохондрозе. Остеохондроз как причина радикулита. Факторы риска, сопутствующие возникновению данного заболевания (переохлаждения, травмы позвоночника, хронические очаги инфекции и др.)
ЗАНЯТИЕ № 4. Недопущение или устранение факторов риска, способствующих возникновению или обострению заболевания позвоночника. Диспансеризация. Реабилитация больных. Вред самолечения.
ЗАНЯТИЕ № 5. Итоговое занятие. Ответы на вопросы пациентов. Предложения и пожелания пациентов по работе «Школы здоровья». Обмен мнениями.
На базе Новополоцкой городской больницы
Школа здоровья для пациентов, страдающих неврологическими заболеваниями.
Занятия проводятся еженедельно в 14.30.
Место проведения занятий – неврологическое отделение.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
ЗАНЯТИЕ № 1.Понятие о центральной и периферической нервной системе. Основные неврологические заболевания человека: нарушение мозгового кровообращения, инсульт (геморрагический, ишемический). Механизмы развития и причины их вызывающие. | |
ЗАНЯТИЕ № 2.Факторы риска, способствующие возникновению инсультов (артериальная гипертензия, атеросклероз, нарушение свертываемости крови, физические перегрузки, нервные стрессы, температурный фактор и др.), их профилактика. | -*- |
ЗАНЯТИЕ № 3.Заболевания позвоночника. Понятие о смещениях межпозвоночных дисков. Остеохондроз шейного, грудного и пояснично-крестцовых отделов позвоночника. Механизмы возникновения болей при остеохондрозе. Остеохондроз как причина радикулита. Факторы риска, способствующие возникновению данного заболевания (переохлаждения, травмы позвоночника, хронические очаги инфекции и др.). | -*- |
ЗАНЯТИЕ № 4.Недопущение или устранение факторов риска, способствующих возникновению или обострению заболеваний позвоночника (подробно). Диспансеризация, реабилитация больных. О вреде самолечения. | -*- |
ЗАНЯТИЕ № 5.Итоговое занятие. Ответы на вопросы пациентов. Обмен мнениями. Индивидуальное консультирование. |
Приемная главного врача
(+375 214) 50-62-70
(+375 214) 50-62-11 (факс)
Канцелярия
(+375 214) 50-15-39 (факс)
Источник
Тема урока «Нервная система – дирижер нашего организма»
Разделы: Биология
Тип учебного занятия: проблемный урок.
Вид учебного занятия: урок-исследование.
Программа: Авторы: И.Н.Пономарёва, В.М.Константинов, Р.Д.Маш, Н.Д.Андреева, Н.М.Чернова./ Под редакцией проф. И.Н.Пономарёвой.
Цели учебного занятия:
1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:
– учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия – центральная нервная система: головной и спинной мозг, периферическая нервная система: нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга; разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы;
– обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм осуществления рефлекса; доказывать важность рефлекторной деятельности нервной системы в жизнедеятельности организма.
2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:
– обучающиеся научатся разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы; продолжат развивать умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать;
– обучающиеся получат возможность научиться структурировать информацию, выделять главное, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:
– обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью;
– обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;
– обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой и парной формы работы на уроке;
– обучающиеся проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений.
Технические средства обучения: мультимедийная презентация, проектор, компьютер.
1. Организационный момент
Приветствие. Учитель задаёт вопрос детям:
– Каким вы хотите, чтобы был наш урок? (Интересным, полезным.)
– Вместе мы постараемся сделать урок интересным и полезным.
2. Этап актуализации знаний
Учитель обращается к учащимся:
– Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают смычковые, духовые, ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер. (Презентация)
Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а какая система исполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре? (Нервная).
– В чём состоит важнейшая задача дирижера? (В объединении частей организма, их согласованной работе).
– Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Что может помочь человеку в такой ситуации? (Надежда, воля, эмоциональный настрой, мышление, чувства…Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь).
– Без какой системы невозможно существование организма, почему? (Без нервной системы невозможно существование организма. Она регулирует и согласует работу органов, обеспечивает постоянство внутренней среды, приспособление организма к внешней среде, психическую деятельность человека).
Учитель обращается детям:
– Ребята, давайте сформулируем проблему нашего урока? (Какое значение имеет состояние нашей нервной системы для поддержания здоровья человека?)
– Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы? (Должны выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека). Это и будет задачей нашего урока.
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему занятия (если учащиеся не формулируют тему, то её называет учитель): «Нервная система – дирижер нашего организма». Учитель предлагает учащимся записать тему урока в рабочих листах. (Приложение 1)
3. Этап формирования новых знаний, умений и навыков
Учитель: Ребята, ваша оценка за урок будет складываться из выполнения заданий в рабочих листах и активной работы.
–Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена. Почему? (Две части системы выполняют разные функции, а вместе объединяются для обеспечения согласованной работы)
– Из каких двух частей (отделов) состоит нервная система? (Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания).
Если учащиеся не отвечают на вопрос, то учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о строении НС и даёт задание заполнить схему строения НС в рабочих листах).
Учитель предлагает проверить правильность заполнения схемы со слайда презентации.
Слайд 7.
Учитель: А что особенного у каждой из этих частей нервной системы? Что общее, а что единичное? (Общее: обе части нервной системы состоят из нервной ткани и нервных клеток – нейронов. Различие: ЦНС образована головным и спинным мозгом, периферическая состоит из нервов и нервных узлов).
– Различие в функциях частей НС: ЦНС регулирует все жизненно важные функции организма, воспринимает и обрабатывает поступающую информацию, регулирует работу всех органов. ПНС участвует в осуществлении рефлексов и передает нервные импульсы от центральной нервной системы к органам и обратно.
– Давайте проиллюстрируем эту функцию НС. Возьмитесь за руки (впереди сидящий ученик берёт за руку сзади сидящего в своём ряду – варианте и т.д. по цепочке). По моей команде лёгким пожатием руки вы передаёте сигнал по цепочке от первого ученика к последнему.
– Что же происходит с информацией, которая поступает через органы чувств? Куда она отправляется? Каким образом? Это и предстоит вам выяснить, т.е. исследовать путь прохождения информации.
Учитель: Все учащиеся являются сотрудниками 3-х лабораторий: 1 – лаборатория (1 ряд учащихся), 2 – лаборатория (2 ряд), 3 – лаборатория (3 ряд).
Техничность задания заключается в том, чтобы выяснить принцип работы нервной системы, научиться составлять схемы рефлексов в ходе собственного исследования, организованного в парах.
Задание для 1 лаборатории (задания не озвучиваются, а раздаются парам учащихся):
Почему нам кажется, что когда мы отдернули руку от горячего предмета – это произошло мгновенно, на самом деле нервному импульсу приходиться пройти большой путь? Составьте и запишите схему данного рефлекса.
Раздражение рецепторов кожи (1) вызовет поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла (2), по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до спинного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов (3). Двигательный нерв (4) передаст решение спинного мозга мышцам руки (5). Слайд 10.
Задание для 2 лаборатории:
Составьте последовательность прохождения нервного импульса в процессе безусловного рефлекса чихания при попадании пыли в носовую полость человека. Запишите и объясните схему данного рефлекса.
Пыль, попадая в носовую полость, раздражает рецепторы, расположенные в ее слизистой оболочке и вызывает поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла, по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до головного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов. Двигательный нерв передаст решение головного мозга и произойдёт сокращение межрёберных мышц, диафрагмы и прямых мышц живота, мышц гортани. Возникает защитный рефлекс – чихание – сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри. Слайд 12.
Задание для 3 лаборатории:
Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при автоматизированном прямолинейном движении спортсмена (бег, ходьба). Запишите и объясните схему данного рефлекса.
При растяжении мышцы возбуждаются чувствительные нервные окончания в мышечных веретенах. Импульсы от них направляются по толстым афферентным волокнам в передние рога спинного мозга, где непосредственно (без участия вставочных нейронов) передаются на альфа-мотонейроны и вызывают сокращение мышц. Слайд 13.
Учитель организует процесс отчёта пар о проведённых ими исследованиях (одна пара из каждой лаборатории отчитывается перед классом о выполненном задании, вывешивая на доску схему рефлекса, остальные выполняют исследование в рабочих листах). После отчёта лабораторий для проверки правильности, выполненного парами задания, учитель предлагает учащимся посмотреть видеоролик о строении рефлекторной дуги. Слайд 11.
Учащиеся за защиту своего образовательного продукта получают оценку.
Учитель: Какой вывод можно сделать о роли рефлексов в работе нервной системы и в жизни человека? (Рефлексы обеспечивают сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды); позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени; избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия).
4. Этап применения новых знаний в новой ситуации
Организуется эвристическая беседа:
Учитель: Организм — это единый сложный комплекс, нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и функционирование организма как единого целого. Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда) в 50% случаев оказывает влияние образ жизни. Какой из этого можно сделать вывод? (Нашим здоровьем мы можем управлять сами при помощи нервной системы, поэтому важно знать и соблюдать правила её гигиены).
– Сформулируйте правила гигиены нервной системы в своих рабочих листах?
– Ребята, а теперь озвучьте те правила, которые у вас получились?
– Давайте проверим все ли правила, мы назвали? Слайд 15.
Учитель: А ещё для снятия напряжения помогает классическая музыка Моцарта, Брамса, Чайковского. (Звучит музыка)
Учитель подводит итоги урока под музыку:
– Ребята, мы решили поставленную на уроке проблему?
– Было ли вам интересно?
5. Этап домашнего задания
1. Изучить параграф 43 и 44, ответить на вопросы в конце параграфов.
2. Написать эссе, содержащее личный взгляд на тему урока: «Нервная система – дирижер нашего организма».
Методическая литература:
- Анатомия человека: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. М.Р. Сапина М., 1993.
- Бруновт Е.П. и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. – М.: Просвещение, 1984.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
- Федюкевич Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Мн.: «Современное слово», 2001.
Источник