Школа здоровья для больных с хроническими заболеваниями органов дыхания
График работы 1-я и 3-я неделя месяца в 14.30
Место проведения: пульмонологическое отделение Новополоцкой городской больницы;
Наименование темы | Ответственный |
Занятие № 1Краткое знакомство с анатомией органов дыхания. Острые и хронические заболевания органов дыхания (фарингит, трахеит, бронхит, пневмония). Механизмы возникновения и причины, вызывающие данные заболевания. | |
Занятие № 2.Факторы риска, способствующие возникновению и обострению заболеваний органов дыхания. Курение и заболевания органов дыхания. | -//- |
Занятие № 3.Профилактические мероприятия, направленные на недопущение возникновения и обострение заболеваний органов дыхания. Роль закаливания, физической культуры, дыхательной гимнастики и др. | -//- |
Занятие № 4.Туберкулез и неспецифические заболевания органов дыхания (коротко). Профилактические осмотры, диспансеризация, флюорография органов дыхания, грудной клетки – их роль в профилактике заболеваний органов дыхания. О вреде самолечения | -//- |
Занятие № 5.Итоговое занятие. Краткий обзор пройденного материала. Ответы на вопросы пациентов. Обмен мнениями и прочее. | -//- |
Приемная главного врача
(+375 214) 50-62-70
(+375 214) 50-62-11 (факс)
Канцелярия
(+375 214) 50-15-39 (факс)
Источник
Школы по обучению жизни с бронхиальной астмой
На консультациях у врача, да и в стационаре, где лежат больные с астмой, сложно получить всю информацию о бронхиальной астме. О центрах, в которых пациенты, больные астмой, могут узнать ответы на все свои вопросы и взглянуть на болезнь изнутри, понять, как жить дальше, как организовать свой быт стали говорить еще в прошлом веке. В наше время такие центры появились и стали называться «школами бронхиальной астмы» или «школами здоровья по бронхиальной астме»
В 80-х годах были учреждены программы обучения по бронхиальной астме в скандинавских странах и в США. На основании этого опыта, а, в первую очередь, на основании передачи знаний относительно ориентированных программ в конце 80-х годов была учреждена программа обучения по астме в Германии. Сначала некоторые центры разработали программы, а затем произошло быстрое распространение и координация этих проектов. Первично эти программы были направлены на то, чтобы улучшить «соблюдение режима терапии» пациентами и их семьями. Только что упомянутый классический термин «соблюдение режима терапии» определял то, в какой степени поведение пациента соответствует рекомендациям и советам врача. Это, в свою очередь, породило термин «несоблюдение режима терапии», указывающий на отрицательный признак личности пациента («трудный пациент»). Следовательно, это считалось бы препятствием для реализации врачами целесообразной и направленной терапии. Данный классический термин «соблюдение режима терапии» считается на сегодняшний день устаревшим: вместо него используют термин «обеспечение реальных возможностей и условий». Этот термин включает в себя партнерские и подразумевающие сотрудничество отношения между врачом и пациентом, при которых оба партнера несут равную ответственность за то, чтобы пациент и его родные справлялись с задачами, возникающими в связи с хроническим заболеванием, в повседневной жизни.
Школы здоровья по бронхиальной астмe
Школы здоровья по бронхиальной астме сейчас очень распространены во всем мире. Здесь даются рекомендации, как жить с астмой, какой распорядок дня должен быть, как соблюдать правильный режим и составлять полноценный рацион питания.
В этом контексте цель обучения в таких школах состоит в повышении навыков пациента и его семьи, связанных с более обширным использованием имеющихся в наличии ресурсов для обеспечения приемлемых методов самовосприятия, чтобы пациент сам как можно раньше мог обнаружить начинающееся ухудшение состояния, обострение, распознать возникшую проблему со здоровьем и соответственно отреагировать. Безусловно, обучение пациентов включает в себя практические знания и понимание взаимосвязи заболевания, триггера и лечения.
Однако при этом ключевыми факторами являются аспекты распознавания ранних и предупредительных симптомов, умение справляться с психосоциальными нагрузками последствий и принятие заболевания пациентом и его родными. Посредством ролевых игр отрабатываются стратегии поведения, которые могут быть реализованы в повседневных ситуациях. Так как при этом определенную роль играют также эмоциональные аспекты (опасения относительно влияния болезни, побочных эффектов от приема лекарственных препаратов, планирование жизни, выбор профессии, чувство вины относительно возникновения хронического заболевания и т. д.), следует учитывать эти аспекты и их влияние на само заболевание, а также на пациентов или их семьи.
Участие семьи в работе школы здоровья для больных астмой
Под девизом «Никто не одинок в своей болезни» в рамках программ обучения для детей и подростков регулярно задействуют в обучение родителей или постоянно ухаживающих за больными лиц. Это рекомендуется, прежде всего, потому, что дети и подростки рассматривают своих родителей в качестве основных консультантов по вопросам, связанным со здоровьем.
Дальнейший аспект возникает на основании того, что в случае критических ситуаций (например, начало атопического нейродерматита, тяжелый приступ астмы, анафилаксия) пациент и его семья в острой ситуации зачастую сами должны действовать грамотно, прежде чем им предоставит помощь какой-либо врач или служба скорой и неотложной помощи. При определенных обстоятельствах для этого должна быть в наличии совокупность социальных стратегий реализации (например, подросток должен быть в состоянии использовать свой экстренный пульверизатор во время урока физкультуры, ребенок также должен быть в состоянии в некоторых случаях использовать ручку с дозой адреналина, если вследствие укуса осы ему угрожает анафилаксия).
В общем, обучение пациентов является образовательным и психологическим посредничеством, при котором им передают знания медицинского характера и обучают их применению. Цель состоит в том, чтобы посодействовать максимально возможной самостоятельности пациентов и их родных, несмотря на хроническое заболевание и ввиду его наличия, их максимально возможной осведомленности и, таким образом, в целом, повышению качества их жизни.
Программа обучения по астме в школах здоровья в Германии
Программа обучения по аллергическим заболеваниям действуют для бронхиальной астмы с конца 80-х годов.В 1991 году представители всех обучающих на то время центров в немецкоговорящих странах собрались на первой совместной конференции. На базе этих ежегодных научных конференций образовалось междисциплинарное Общественное объединение по обучению в вопросах астмы в детском и подростковом возрасте (AGAS). AGAS свело воедино все существующие на то время обучающие модели и разработало единые стандарты для проведения обучения. Была разработана программа AGAS, которая в настоящее время осуществляется по всей стране с участием более чем 3300 инструкторов (как в амбулаторных условиях, так и в экстренной стационарной области и области реабилитации). Эта программа совмещает современный подход к успешному лечению, обучению, контролю и профилактике бронхиальной астмы.
Цели обучения пациентов, страдающих астмой
- Знания об астме, а также медикаментозном и немедикаментозном длительном/неотложном лечении.
- Распознавание триггеров и способов их предотвращения.
- Распознавание ранних симптомов, физической самооценки и раннего вмешательства.
- Ослабление тревог, связанных с заболеванием/эмоциональная помощь пациентам и особенно родителям.
- Принятие астмы в качестве хронического заболевания.
- Улучшение обращения родных с больным, страдающим хроническим заболеванием.
- Снижение психосоциального воздействия хронического заболевания.
- Поощрение личной ответственности.
Возможности школ здоровья по бронхиальной астме
Мониторинг за заболеванием и полученный опыт в школе здоровья дают возможность пациентам рационально и адекватно оценить свои действия в тяжелой ситуации.
Во время обучения пациент сможет узнать о том, как принимать препараты и какое воздействие они оказывают. Он научится использовать препараты в соответствии с возникшими симптомами.
Кроме того, ему покажут, какие вспомогательные средства и техники можно использовать для облегчения жизни с болезнью. К тому же, в школе здоровья часто проводятся тренировки по их применению.
К таким техникам и вспомогательным средствам относятся:
- техника правильной ингаляции;
- использование дозированного аэрозольного ингалятора со спейсером;
- ведение дневника по астме;
- использование пневмотахометра;
- поведение в неотложных ситуациях;
- и много чего другого.
Пациенты могут много раз принимать участие в таких обучениях и посещать школу здоровья. Взрослым рекомендуется через 2 года освежить свои знания. Дети и подростки должны это делать через 6-12 месяцев.
Источник
Комплекс лечебной гимнастики на поликлиническом этапе реабилитации больных хроническим бронхитом
Лечение и профилактику хронического бронхита (ХБ) с полным основанием относят к одной из важных проблем современной медицины и практического здравоохранения. В настоящее время это заболевание диагностируется у 5 — 10% населения промышленно развитых стран, им страдают 20% взрослого мужского населения планеты. Больные ХБ составляют не менее 2/3 людей с хронической неспецифической патологией лег ких [10], а инвалидность среди них достигает 45,7%. Прогноз при обструктивном ХБ, особенно при позднем его выявлении и наличии осложнений (эмфизема, дыхательная недостаточность), неблагоприятный. Средняя продолжительность жизни больных ХБ с выраженной одышкой не превышает 5-8 лет.
Постоянная тренировка мышечной ткани физическими упражнениями способствует увеличению силы мышц, нормализации их эластических свойств после патологического процесса. Все это имеет большое значение в регуляции функции дыхательного аппарата, так как гладкая мускулатура дыхательной системы играет существенную роль как в акте внешнего дыхания, так и в самоочище нии воздухоносных путей от вредных элементов при осуществлении так называемой моторной функции бронхов. Следовательно, движения брон хов неотделимы от акта дыхания. Сокращение мускулатуры, укорочение и сужение бронхов начинаются с мельчайших бронхов и распространяются по направлению к крупным бронхам и трахее, это способствует выталкиванию воздуха (выдоху) и удалению вредных частиц из легких и глубоко расположенных бронхов по направлению к трахее. При форсированном дыхании указанные движения бронхов более энергичны, а при ослабленном — менее выражены. Учитывая это, при составлении методики дыхательной гимнастики необходимо руководствоваться правилом: добиваться у больного глубокого ритмичного дыхания с акцентом на максимальный выдох. Без достаточного увеличения силы дыхательной мускулатуры, как показывают динамические спирографические исследования функции внешнего дыхания, невозможно добиться значительного улучшения функционального состояния дыхательного аппарата.
Регулярное выполнение дыхательной гимнасти ки в комплексе с упражнениями общеразвивающе- го характера способствует профилактике образования слизистых, гнойных пробок, ателектазов и ги-повентиляции легких. У больных ХБ в результате патологического процесса нарушена чувствительность нервных окончаний, заложенных в слизистой оболочке бронхиального дерева. Обучение в процессе занятий ЛФК правильному глубокому ритмичному дыханию и искусству кашлять на выдохе приводит к тому, что при помощи кашля содержимое бронхов мощным потоком воздуха выносится к трахее. Кроме того, сотрясение грудной клетки, вызванное кашлем и поддерживаемое путем надавливания на грудную клетку синхронно с кашлевыми толчками, способствует ускорению тока мокроты из бронхов. В этих условиях легко отделяются прилипшие к стенкам бронхов частицы густого патологического содержимого, и проходимость бронхов улучшается. Помимо сокращения мускулатуры бронхолегочных сегментов, при кашле рефлектор- но сокращаются мышцы грудной клетки, что так же способствует усилению и углублению дыхания, а, следовательно, улучшению вентиляции легких и самоочищению бронхов.
Таким образом, действие ЛФК при ХБ направлено на максимальное восстановление функциональной способности бронхов путем освобождения их от слизисто-гнойного содержимого, а также на активизацию крово- и лимфообращения и увеличение резервов аппарата внешнего дыхания. Кро ме специального влияния дыхательных и физических упражнений, занятия ЛФК оказывают психотерапевтическое воздействие, положительно влияют на настроение и эмоциональное состояние больного; они способны не только изменять общую реактивность организма, но и повышать сопротивляемость и стойкость системы органов дыхания к неблагоприятным условиям внешней среды.
На поликлиническом этапе реабилитации больных ХБ в стадии ремиссии применяются три двигательных режима: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий.
Характеристика двигательных режимов на поликлиническом этапе реабилитации больных ХБ
Щадящий двигательный режим
Характеристика двигательного режима
Полное самообслуживание. Посещение кинотеатров, просмотр телепередач, игры в шахматы, шашки, бильярд. Прогулки, воздушные ванны, закаливающие процедуры. Обязателен послеобеденный отдых, а также отдых после физической нагрузки
• Сохранение стабильности функциональных возможностей и нервно-психического статуса больного после выписки из стационара (реабилитационного центра или реабилитационного отделения санатория).
• Дальнейшее совершенствование механизмов дыхательного акта, дренирование бронхов, улучшение показателей внешнего дыхания.
• Увеличение резервов сердечно-сосудистой системы, повышение физической работоспособности больного.
• Улучшение трофики и функционального состояния нейромоторного аппарата.
• Восстановление сил и эмоционального тонуса пациента, подготовка его к трудовой деятельности.
Формы и средства ЛФК
1 . Утренняя гигиеническая гимнастика с элементами аутотренинга и самомассажа (20 мин).
2. ЛГ в зале (30 мин). Упражнения на все мышечные группы, статические и динамические дыхательные, общеразвивающие. Гимнастика с использованием снарядов, тренажеров (гребной станок, велоэргометр, бегущая дорожка), элементы подвижных игр.
3. Ходьба по ровной местности по 5 — 10 км в день, подъем по лестнице на 3 – 4 этаж, темп медленный и средний.
4. Ходьба по пересеченной местности — терренкур (угол подъема 0-5°) — назначают индивидуально.
5. Массаж по показаниям или с заменой методики массажа.
1,2. И. п. любое. Темп средний и быстрый. Соотношение ДУ и общеразвивающих упражнений 1:2, сохраняются элементы активной мышечной релаксации. При наличии бронхоэктазов специальные упражнения выполняют в постуральных положениях соответственно локализации поражения, включают паузы для отдыха и выделения мокроты.
3. Скорость ходьбы 3,5 — 4 км/ч, возможны участки ускорения до 300 м (скорость до 5 км/ч). Допустим следующий вариант построения нагрузки: ходьба — ЛГ — ходьба.
4. Два-три участка подъема, с остановками для отдыха.
5. Не более 20 сеансов непрерывно, включая и стационарный этап реабилитации.
Методы функционального контроля
Оценка самочувствия больного, физикальных данных, частоты дыхания, ЧСС, АД, динамическая спирография, спирометрия, пробы Штанге и Генче до и после Л Г, массажа и ходьбы. При отсутствии противопоказаний велоэргометрия для определения толерантности к физической нагрузке. ЭКГ-контроль при сопутствующей ИБС.
Характеристика двигательного режима
Щадяще-тренирующий двигательный режим
Полное самообслуживание. Посещение кинотеатров, просмотр телепередач, малоподвижные игры. Прогулки, воздушные ванны, широкое использование закаливающих процедур.
• Дальнейшая активизация резервных возможностей аппарата внешнего дыхания и сердечнососудистой системы.
• Сохранение и увеличение физической работоспособности.
• Совершенствование произвольного управления дыханием во время нагрузки, закрепление навыков полного дыхания.
• Укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки, позвоночника, улучшение осанки.
• Дальнейшее повышение толерантности к физической нагрузке, увеличение экономичности работы дыхательного аппарата.
• Повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды, низких температур, влажности и т.п.
• Стабилизация психоэмоционального состояния больного.
Формы и средства ЛФК
1 . Утренняя гигиеническая гимнастика с элементами аутотренинга и самомассажа (20 мин).
2. ЛГ в зале (35-40 мин). Упражнения на все мышечные группы, статические и динамические дыхательные, дренирующие, общеразвивающие. Гимнастика с использованием снарядов, тренажеров (гребной станок, велоэргометр, бегущая дорожка, эспандер), элементы подвижных игр. Возможны упражнения с усилием и напряжением с обязательной последующей релаксацией участвующих мышц.
3. ЛГ в бассейне, дозированное плавание (20 мин).
4. Ходьба по ровной местности до 8 — 1 0 км в день, подъем по лестнице на 4-й этаж.
5. Терренкур (угол подъема 5-10°).
7. Массаж по показаниям.
1, 2. И. п. любое. Темп средний и быстрый, амплитуда движений полная. Число повторений до 10-12 раз. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений 1:3. Все наиболее нагрузочные упражнения следует выполнять на выдохе, следить за сохранением правильного соотношения дыхательных и двигательных фаз при нагрузке. При наличии бронхоэктазов занятия начинают и заканчивают постуральными положениями, сочетающимися со специальными дыхательными упражнениями, облегчающими выделение мокроты.
3. Упражнения в воде для укрепления мышц рук, плечевого пояса, грудной клетки, спины и живота, для увеличения подвижности грудной клетки и позвоночника. Тренировка дыхания с элементами сопротивления на выдохе. Релаксация мышц рук и плечевого пояса, элементы аутотренинга — расслабление на пенопластовых кругах.
4. Скорость ходьбы 4,5 — 5 км/ч с переменным ускорением. При ходьбе по лестнице скорость произвольная.
5. Три-четыре участка подъема.
6. Только в хорошую погоду при отсутствии встречного ветра (не более 30 мин), с остановками для отдыха и релаксации мышц рук, плечевого пояса и ног.
Методы функционального контроля
См. шадящий режим + ЭКГ в бассейне при сопутствующей ИБС, исследование функций внешнего дыхания и центральной гемодинамики до и после ЛГ в бассейне.
Характеристика двигательного режима
Тренирующий двигательный режим
Прогулки по ровной и пересеченной местности в любую погоду. Гимнастика на производстве. Закаливающие процедуры.
• Дальнейшая тренировка и интенсификация функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения в малом круге и организме в целом.
• Укрепление адаптационных механизмов, повышение резистентности организма, снижение метеолабильности.
• Полная стабилизация состояния и увеличение продолжительности ремиссии.
Формы и средства ЛФК
1. Утренняя гигиеническая гимнастика (25 — 30 мин).
2. ЛГ в зале. Комплекс ЛГ дополняется упражнениями с включением сопротивлений и отягощений. 3. ЛГ в бассейне, дозированное плавание (30 мин).
4. Дозированная ходьба по ровной и пересеченной (угол подъема 10 — 15°) местности до 8 — 10 км в день при условии сохранения правильного ритма и глубины дыхания.
5. В зависимости от сезона велопрогулки или ходьба на лыжах.
6. Массаж грудной клетки и плечевого пояса по показаниям.
1, 2. И. п. любое. При выполнении ДУ и упражнений на расслабление темп медленный, для общеразвивающих — средний и быстрый. Соотношение между ними 1:4. Широкое использование различных снарядов, тренажеров.
3. См. щадяще-тренирующий режим.
4. Скорость ходьбы 5 км/ч с переменным ускорением без элементов соревнования. Допускается построение нагрузки по схеме: ходьба — физические упражнения — ходьба — бег — ходьба с пробежкой 2 — 3 отрезков по 100 — 150 м.
5. Занятия на лыжах следует проводить в диапазоне температур 3 — 20°С. В условиях плохой видимости (снегопад, туман, изморозь и т.д.), при сильном ветре занятия запрещены.
Источник