Меню

Школа здоровья это третичная профилактика

Медицинская профилактика

Профилактическая направленность — важнейший принцип медицины. Прогнозирование развития определенных заболеваний, доклиническая их диагностика, своевременное информирование пациентов, принятие профилактических мер — важнейшие составные элементы работы терапевта и медсестры.

Составные части профилактического направления работы амбулаторно-поликлинической службы:

Укрепление здоровья — это процесс, позволяющий людям усилить контроль своего здоровья. Он лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленного на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни.

Медицинская профилактика— это система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения.

индивидуальная— профилактические мероприятия, проводимые по отношению к отдельным индивидуумам;

групповая— по отношению к группам лиц со сходными симптомами и факторами риска (целевые группы);

популяцнонная(массовая) — охватывающая большие группы населения (популяцию) или население в целом.

Первичная профилактика— это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений от нормы в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения и отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов. (улучшение качества атмосферного воздуха,условий труда, быта и отдыха, снижение уровня психосоциального стресса и др.)

• формирование здорового образа жизни: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всего населения о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния; санитарно-гигиеническое воспитание; снижение распространенности курения, потребления алкоголя; профилактика потребления наркотиков и наркотических средств; привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом; повышение доступности этих видов оздоровления;

• выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для их устранения;

• оздоровление людей и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Вторичная профилактики— комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию пациентов в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалиди-зации и преждевременной смертности.

Компоненты вторичной профилактики:

• целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

• диспансеризация с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;

• курсы профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и др., санаторно-курортного лечения;

• меры по медико-психологической адаптации к изменению состояния здоровья, формированию правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;

• мероприятия, направленные на снижение уровня влияния факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможностей для социальной адаптации, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.

Третичная профилактика (реабилитация, восстановление Здоровья)- комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.

Вторичная и третичная профилактика преимущественно направлены на отдельного пациента (уже имеющего признаки заболевания) или группы пациентов.

Предупреждение заболеваний необходимо начать со стратегии укрепления здоровья.

Цель и стратегия укрепления здоровья:

• формирование отношения к здоровью, как ценностной категории;

• добиться оздоровления образа жизни как можно больших групп населения;

• распространение правильного представления о значении факторов риска для развития болезней.

Видеоролики для просмотра:

Уважаемые посетители сайта ГБУЗ АО «Мирнинская ЦГБ»!

Актуальность «профилактики заболеваний» вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Каждый человек имеет возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Помните: ваше здоровье в ваших руках!

В нашем учреждении:

  • работают «Школы здоровья»;
  • проводится диспансеризация взрослого населения, профилактические осмотры;
  • проводятся медицинские осмотры несовершеннолетних (профилактические, периодические, предварительные);
  • работают женский и мужской смотровые кабинеты;
  • проводится иммунизация детского и взрослого населения
  • работает кабинет «Медицинской профилактики»

Электронные сигареты в современном мире

С брошюрой можно ознакомиться по ссылке.

Источник

Методические материалы

Методические рекомендации по организации школ здоровья в поликлиниках, стационарах, отделениях (кабинетах) профилактики, центрах здоровья учреждений здравоохранения Курской области

Методические рекомендации подготовлены главным внештатным специалистом по медицинской профилактике комитета здравоохранения Курской области Уваровой Л.Ф., заведующей организационно – методическим отделом ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» Бугровой О.А. с целью обобщения имеющейся документации и разъяснения принципов организации школ здоровья в учреждениях здравоохранения.

Пособие предназначено для главных врачей, заместителей главного врача по организационно методической работе, заведующих Центрами здоровья, заведующих отделениями (кабинетами) профилактики, медицинских работников отделений(кабинетов) профилактики, инструкторов по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

Во второй половине XX века произошло принципиальное изменение основных причин смерти – на первый план вышли хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), к которым относятся болезни системы кровообращения (БСК), онкологические и хронические бронхо-легочные заболевания, а так же сахарный диабет. В России ХНИЗ являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Экономический ущерб только от этих заболеваний составляет около 1 трлн. рублей в год (около 3% ВВП).

Важным аспектом профилактики ХНИЗ является профилактика догоспитальной смертности, что особенно актуально для территорий имеющих низкую плотность населения. Так в нашей стране, по данным официальной статистики, вне стационаров от БСК умерло в 2010г. 920444 человека, что составило 80% от всех умерших по этой причине, в то время как в странах Европы и Северной Америки в среднем 50,3% умирают вне стационаров.

Опыт большого числа стран показал, что реализация научно-обоснованных профилактических и лечебных мер позволяет в течение 15-20 лет снизить смертность от БСК и ХНИЗ в целом в два и более раз. При этом вклад профилактических мер, существенно менее затратных в сравнении с лечебными, обуславливает успех более, чем на 50%.

В реализации мер профилактики выделяется два основных направления действий — формирование здорового образа жизни населения и ранняя диагностика ХНИЗ и факторов риска их развития с последующей их коррекцией.

Основной путь снижения смертности – это обучение пациентов, имеющих ХНИЗ, а так же пациентов с высоким и очень высоким риском, не только принципам здорового образа жизни, но и информирование их об основных симптомах жизнеугрожающих состояний, обучение неотложным мерам самопомощи.

Состояние здоровья населения России вызвало необходимость усо­вершенствования профилактической службы. Современное экономическое раз­витие страны требует осуществления новых подходов в профилактиче­ской медицине, не меняя ее принципов.

2. Нормативно-правовая база профилактической работы учреждений здравоохранения

В Российской Федерации с 2009 г. стартовала Программа по форми­рованию здорового образа жизни. Однако еще в 1986 г. в приказе Минздрава СССР № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансери­зации населения» был определен порядок диспансерного наблюдения лиц, имеющих факторы риска заболеваний сердечно — сосудистой систе­мы, органов дыхания и др. В Приложениях указанного документа четко изложены этапы формирования здорового образа жизни у людей с уже имеющимися факторами риска.

Правительство Российской Федерации явилось инициатором созыва первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая состоялась под эгидой ВОЗ в Москве 28-29 апреля 2011 года и завершилась принятием важнейшего международного документа «Московской декларации ВОЗ», основная цель которого состоит в обеспечении содействия государствам-членам ВОЗ в разработке и укреплении политических мер и программ по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.

В ноябре 2011г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 12 которого устанавливает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан и определяет пути его реализации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012г. № 1864-р создана Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан, которая является координационным органом по разработке и разработке и реализации единой государственной политики в том числе и в плане формирования в Российской Федерации единой межсекторальной профилактической среды.

Важнейшим инструментом формирования в Российской Федерации единой профилактической среды является «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2511-р от 24.12.2012г., а также аналогичные программы субъектов Российской Федерации (в Курской области Государственная программа «Развитие здравоохранения в Курской области», утвержденная постановлением Администрации Курской области от 8.10.2013г. № 699-па).

В декабре 2012года Министерством здравоохранения Российской Федерации были разработаны Порядки, которыми регламентируется не только ранее выявление ХНИЗ и основных факторов их развития, но также и их коррекция:

— Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения — приказ Минздрава России от 3 декабря 2012г. №1006 (утратил силу в 2015 году), вместо него на основании Приказа Минздрава России №36ан от 3 февраля 2015 г. вступил в силу уточненный Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения;

— Порядок проведения профилактического медицинского осмотра — приказ Минздрава России от 6 декабря 2012г. №1101н.

С 1 июня 2013г. вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В статьях 9 и 17 этого закона наряду с рядом ограничительных мер в отношении распространения и курения табака, гражданам гарантируется оказание медицинской помощи по отказу от курения на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

Проведение «школ здоровья» и статистическая отчетность по ним проводится учреждениями здравоохранения с 2003 года.

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.08.2000г. «Концепция охраны здоровья населения в Российской Федерации на период до 2005 года», введением в форму 30 («Отчет о деятельности ЛПУ») раздела IV, пункта 10, таблицы 4809 (утверждена постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 г. № 175) возникла необходимость разработки и внедрения в деятельность медицинских организаций школ здоровья по различным профилям заболеваний.

3. История организации и проведения школ здоровья в Курской области

Во исполнение приказа комитета здравоохранения Курской области от 14.04.1998г. № 75/55 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения Курской области», на основании информационно-методического письма областного центра медицинской профилактики «Организация и работа «школ здоровья» в стационарах лечебных учреждений» от 20.05.1999г. № 44 учреждениям здравоохранения рекомендовано организовать школы здоровья в стационарах (приложение №1).

В информационно-методическом письме от 20.07.2000г. № 96 областной центр медицинской профилактики направил в учреждения здравоохранения учебно-тематические планы школ здоровья для занятий с больными хирургических, терапевтических, акушерско-гинекологических и инфекционных отделений стационаров, утвержденные главными специалистами комитета здравоохранения Правительства Курской области (приложение №2).

Активное участие медицинских работников учреждений здравоохранения Курской области в проведении школ здоровья и гигиеническом обучении и воспитании населения начинается с 2003года.

В 2003 году была проведена Коллегия комитета здравоохранения Курской области «О состоянии работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения в областных лечебно-профилактических учреждениях г. Курска», её решение утверждено протоколом заседания №4 от 23.04.2003г. (приложение №3). Коллегия приняла решение совместно со специалистами комитета здравоохранения разработать и внедрить в деятельность ЛПУ Курской области методические рекомендации по здоровому образу жизни и организовать в течение 2003 года «школы здоровья» по следующим направлениям:

— для больных с бронхиальной астмой;

— для больных сахарным диабетом;

— для больных, находящихся на хроническом гемодиализе;

— для больных с гипертензией;

— для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.

Так же на основании приказов по учреждению развернуты школы для пациентов, состоящих на учете с ИБС, ХОБЛ, перенесших инфаркт миокарда, инсульт,

Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» утверждены программы школ по обучению пациентов, находящихся на стационарном лечении или диспансерном наблюдении в амбулаторно-поликлиническом звене лечебно-профилактических учреждений государственной собственности (приложение №4).

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.02.2003г. № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» информационно-методическим письмом областного центра медицинской профилактики от 17.02.2003 г. №20 «Организация работы школ здоровья в ЛПУ амбулаторно-поликлинического звена и стационарах» до учреждений здравоохранения доведены программа занятий акушеров-гинекологов и программа занятий врача педиатра с беременными в «школе материнства».

Формы организации школ здоровья

В настоящее время на основании Приказов министерства здравоохранения Российской Федерации и распоряжений комитета здравоохранения Курской области в учреждениях здравоохранения, развернуты школы здоровья 5 основных видов:

— школы здоровья амбулаторно — поликлинического звена для лиц, состоящих на диспансерном учете (по гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеванию суставов и позвоночника, лиц, находящихся на гемодиализе);

— школы здоровья в стационарах;

-школы здоровья в отделениях и кабинетах профилактики для лиц с выявленными факторами риска (углубленное групповое консультирование);

— школы здоровья в Центрах здоровья;

-школы здоровья в женских консультациях и акушерско-гинекологических стационарах.

Принципы организации школ здоровья

Для всех организуемых в поликлинике «школ» имеются одни и те же общие принципы:

— пациенты, направленные в «школу», организуются в группы по 5-10 человек;

— одна «школа» включает в себя 5-7 тем по заболеванию, которые должны посетить все пациенты, направленные в «школу»;

— каждая «школа» организуется по приказу главного врача на всю поликлинику, занятия проводятся врачом (фельдшером) в специально выделенном помещении, в определенное время;

— для работы с пациентами в школе здоровья, врач, ответственный за эту работу, должен выделять отдельное, утвержденное приказом главного врача время, исключается проведение «школ» во время, отведенное на прием пациентов;

— пациенты со всех участков направляются в школу здоровья, где их распределяют по группам и определяют время начала занятий;

— в работе школ здоровья используются программы и конспекты для проведения занятий в школах здоровья, методические рекомендации для врачей, разработанные Министерством здравоохранения Российской федерации, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, комитетом здравоохранения Курской области, другими специализированными медицинскими учреждениями, ОБУЗ «ЦМП» и самостоятельно учреждением здравоохранения;

— в журнале учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 ведется учет посещаемости, в амбулаторной карте делается запись об обучении пациента в «школе»;

— по итогам календарного года составляется отчет о количестве «школ», количестве занятий в каждой «школе» и количестве прошедших обучение пациентов, заполняется ф-30;

— дополнительную оплату труда медицинских работников занятых в проведении «школ здоровья» рекомендуется проводить по решению главного врача.

4.Организация «школ здоровья» в поликлинике для лиц, состоящих на диспансерном учете

(по гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеванию суставов и позвоночника, лиц, находящихся на гемодиализе).

«Школы здоровья» по отдельным заболеваниям организуются в поликлинике для пациентов состоящих на учете у врачей терапевтов и врачей специалистов по утвержденным программам в соответствии с Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья». Для организации школ здоровья в поликлинике необходимо иметь:

— приказ главного врача учреждения здравоохранения об организации в ЛПУ «школ здоровья» с определением лиц, ответственных за организацию и проведение «школ», количества и наименований «школ», количества занятий в каждой школе, места и времени проведения занятий;

— программы и конспекты для проведения занятий в «школах здоровья», методические рекомендации для медицинских работников;

— журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, утвержденный приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» (раздел «школы здоровья»).

К настоящему времени наиболее изучены подходы к профилактике артериальной гипертонии.

Основой для профилактики сердечно­ — сосудистых заболеваний в нашей стране являлась Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Рос­сийской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.07.2001 № 540 (действовала с 2001 по 2008 год), которая предусматривала объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления, лечебно-профилактических учреждений и научно-исследова­тельских организаций для комплексного решения проблем по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения от болезней сердечно — сосудистой системы. В рамках этой федеральной целевой программы Минздравом России был издан приказ от 24.01.2003 № 4 «О мерах по совершенствованию орга­низации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации», которым утверждено Положение об органи­зации Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией (приложение №5 к приказу №4 от 24.01.2003г.).

Читайте также:  Здоровье мальчика для мальчиков

от 24.01.2003 г. N 4

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

ДЛЯ БОЛЬНЫХ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией

(далее — Школа) создается как структурное подразделение на базе

амбулаторно — поликлинического, больничного, санаторно —

курортного учреждения, кардиологического диспансера и центра

1.2. В Школу для обучения направляются больные с артериальной

гипертонией 1-3 степени, с низким, средним и высоким риском

сердечно — сосудистых осложнений.

При формировании групп учитывается однородность больных по

степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с

осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.)

обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.

1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей

деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе

которого она функционирует.

1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно —

отчетной медицинской документации и включена в отраслевой

классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».

2. Основные задачи Школы

Основными задачами Школы являются:

— повышение информированности больных с артериальной

гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и

— обучение больных с артериальной гипертонией методам снижения

неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска

(вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль

— обучение больных методам самоконтроля артериального давления

и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и

— формирование у больных с артериальной гипертонией

ответственного отношения к здоровью;

— повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к

оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций

3. Основная деятельность Школы

Основной деятельностью Школы является:

3.1. Обучение больных с артериальной гипертонией по типовым

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у

больных с артериальной гипертонией, обучающихся в Школе.

3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной

3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на

базе которых работает Школа.

3.5. Взаимодействие со Школами для больных с артериальной

гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы

с целью ее совершенствования.

4. Рекомендуемое оснащение Школы

4.1. Методические материалы для врача.

4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).

4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.

4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для

4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.

4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.

4.9. Дневник больного с артериальной гипертонией.

4.10. Журнал учета.

4.11. Анкеты для оценки обучения.

Методические рекомендации по организации «школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью в первичном звене здравоохранения» с рекомендуемыми темами занятий были разработаны Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России, Всероссийским обществом кардиологов, Координационным центром профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России, Московским областным кардиологическим центром, утверждены руководителем Департамента организации и развития медицинской помощи населению Министерства здравоохранения России профессором Хальфиным 2 августа 2002г. (приложение № 5).

Данные методические материалы по организации школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью (приложение № 5) можно использовать как образец для организации школ здоровья по другим заболеваниям.

Программы школ с темами занятий по обучению пациентов, находящихся на стационарном или диспансерном наблюдении в амбулаторно-поликлиническом звене лечебно — профилактических учреждений государственной собственности доведены до учреждений здравоохранения Распоряжением комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение №4).

К ведению «школы здоровья для больных с гипертонической болезнью» могут быть привлечены не только врачи терапевты, но и врачи кардиологи.

2015 год объявлен в Российской Федерации годом борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями. По решению главного врача в поликлиниках и кардиологических отделениях стационара могут организовываться школы для больных с сердечно — сосудистыми заболеваниями, не смотря на то, что в Распоряжении комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение №4) данная тема не нашла отражения. В этом случае программа для «школы» разрабатывается самостоятельно.

После проведения занятия в «школе», врач заполняет журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, раздел «школы здоровья». Форма журнала учета утверждена приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» и представлена в приложении №4 к вышеуказанному приказу.

В настоящее время требуют разъяснения механизмы подсчета количества школ, количества занятий в школах амбулаторно-поликлинического звена и количества обученных лиц.

Пример: «школа здоровья по гипертонической болезни»

1 вариант: За год обучено 100 пациентов.

Пациенты были разделены на 5 групп по 20 человек в каждой (за год было 5 школ по гипертонической болезни по 20 человек). В каждой группе (школе) было проведено по 6 занятий. Всего за год было проведено 30 занятий ( 6 занятий * 5 групп (школ) = 30). Итого: за год было проведено 5 школ по гипертонической болезни, 30 занятий, обучено 100 человек.

2 вариант: За год обучено 100 пациентов.

Пациенты были разделены на 20 групп по 5 человек в каждой (за год было 20 школ по гипертонической болезни по 5 человек). В каждой группе (школе) было проведено по 6 занятий. Всего за год было проведено 120 занятий ( 6 занятий*20 групп (школ) = 120). Итого: за год было проведено 20 школ по гипертонической болезни, 120 занятий, обучено 100 человек.

5. Организация школ здоровья («прочие школы») в стационарах учреждений здравоохранения

Анализ эффективности функционирования современных ЛПУ позволяет отметить, что, не смотря на сосредоточение в них основных ресурсов здравоохранения (до50%), эти структуры не полностью реализуют свой потенциал. Стационары выполняют важную работу по коррекции неотложных состояний и обострений хронических заболеваний пациентов, но практически не оказывают им профилактическую помощь, полагая, что это функция других структур национальной системы здравоохранения. Такое положение дел, обусловленное концентрацией внимания медперсонала только на лечебно-диагностических мероприятиях, с современных позиций должно восприниматься как явно требующее корректировки.

Возросшее количество пациентов с ХНИЗ требует переориентации деятельности ЛПУ с проблем, связанных исключительно с коррекцией острых состояний и обострений ХНИЗ, на интеграцию лечения и профилактики, в том числе и на обучение пациентов.

Выявление ФР ХНИЗ в ходе лечения любого заболевания, профилактическое консультирование (обучение) пациента методам их коррекции, формирование многофакторной индивидуальной программы по поддержанию здоровья и продлению активного долголетия – новая актуальная задача врача стационара.

Федеральный Закон № 323 от 21 ноября 2011года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.79) обязывает все медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, «обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление», а так же « проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения».

В стационарах целесообразно проведение школ для пациентов по основным заболеваниям, а так же школы по здоровому образу жизни. В задачи медицинских работников стационара, вне зависимости от причины госпитализации пациента и профиля стационара, входит информирование и обучение пациентов методам самоконтроля, в том числе и коррекции вредных привычек и стереотипов, методам самопомощи при жизнеугрожающих состояниях. Эффективность обучающей работы с пациентами существенно повышается при наличии печатных информационных материалов.

Методические рекомендации по методам самопомощи при жизнеугрожающих состояниях подробно представлены в Методических рекомендациях ГНИЦ профилактической медицины МЗ России (3-е издание с дополнениями и уточнениями) и могут быть приняты за основу при проведении «школ здоровья» в стационарах учреждений здравоохранения.

Можно обоснованно предполагать, что распространение здоровье сохраняющего поведения среди всех пациентов стационаров и их семей (ежегодно стационарное лечение проходит более 30 млн. россиян) в целом значительно снизит заболеваемость, инвалидность и смертность в нашем обществе.

Организация школ здоровья в стационарах Курской области

Во исполнение приказа комитета здравоохранения Курской области от 14.04.1998г. № 75/55 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения Курской области», на основании информационно-методического письма областного центра медицинской профилактики «Организация и работа «школ здоровья» в стационарах лечебных учреждений» от 20.05.1999г. № 44 (приложение 1) учреждениям здравоохранения рекомендовано организовать школы здоровья в стационарах.

В информационно-методическом письме от 20.07.2000г. № 96 (приложение 2) ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» направил в учреждения здравоохранения учебно-тематические планы «школ здоровья» для занятий с больными хирургических, терапевтических, акушерско-гинекологических и инфекционных отделений стационаров, утвержденные главными специалистами комитета здравоохранения Правительства Курской области.

Для организации школ здоровья в стационаре необходимо иметь:

— приказ главного врача учреждения здравоохранения об организации в отделениях стационара «школ здоровья» с определением лиц, ответственных за организацию и проведение «школ» в отделениях ( количество и наименование «школ», количество занятий в каждой школе, место и время проведения занятий — по решению главного врача);

— программы и конспекты для проведения занятий в «школах здоровья» в каждом отделении, в соответствии с профилем отделения. методические рекомендации для врачей, разработанные Министерством здравоохранения Российской федерации, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, комитетом здравоохранения Курской области, ОБУЗ «ЦМП», другими специализированными медицинскими учреждениями и самостоятельно учреждением здравоохранения (разрабатываются заведующим отделением и врачами отделения).

Школы здоровья стационара имеют несколько особенностей:

1-ой особенностью школ здоровья в отделениях стационара является то, что «школы здоровья «в стационарах могут организовываться по трём вариантам:

— профильные «школы» в соответствии с Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» с утвержденной программой (приложение №4);

— «школы» в соответствии с информационно-методическом письмом ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» от 20.07.2000г. № 96 (приложение 2) с учебно-тематическими планами «школ здоровья» для занятий с больными хирургических, терапевтических, акушерско-гинекологических и инфекционных отделений стационаров, утвержденными главными специалистами комитета здравоохранения Правительства Курской области.

— «школы», тематика которых разработана заведующим отделением, согласно профилю отделения.

Кроме того могут организовываться отдельные «Школы здорового образа жизни».

— «школа здоровья для больных с бронхиальной астмой» в пульмонологическом отделении стационара, может проводиться в соответствии с программой занятий, утвержденной Распоряжением комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение№4);

— в инфекционном отделении «школа» может быть организована в соответствии с учебно-тематическим планом занятий, утвержденном специалистами комитета здравоохранения Курской области в информационно-методическом письме ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» от 20.07.2000г. № 96 (приложение №2);

— в кардиологическом отделении «школа» может быть организована на основании программы занятий, самостоятельно разработанной заведующим отделением, в соответствии с наиболее распространенными кардиологическими заболеваниями, чаще всего приводящими к инвалидности.

Заведующие отделениями стационара имеют право изменить или дополнить тематику занятий, рекомендованных в высланных ранее информационных письмах, разработать темы самостоятельно, исходя из реальных условий и задач по снижению смертности.

2-ой особенностью школ здоровья в отделениях стационара является то, что в каждую школу могут включаться темы по здоровому образу жизни, профилактике вредных привычек. В отделении стационара профильных тем может быть меньше, чем в поликлинике (например, 2-3 вместо 5-7), а остальные 2-3 темы могут быть посвящены здоровому образу жизни (отказу от вредных привычек, рациональному питанию, увеличению физической активности и др.), или могут организовываться самостоятельные «Школы здорового образа жизни».

3-ей особенностью школ здоровья в отделениях стационара является то, что занятия с пациентами, помимо врачей, могут проводить фельдшеры и медицинские сестры отделения, прошедшие обучение на кратковременных тематических циклах усовершенствования по ЗОЖ и профилактике ХНИЗ, под руководством старшей медицинской сестры отделения. На неё возлагаются функции контроля за проведением «школ здоровья» и ведением журнала учета занятий. Целесообразно работу «школы» в отделении построить таким образом, чтобы пациенты, находящиеся на стационарном лечении за время госпитализации смогли посетить как можно больше занятий.

«Школа здоровья в хирургическом стационаре»

1. Ответственным за организацию «школы» в отделении стационара является заведующий хирургическим отделением.

2. Заведующий хирургическим отделением определяет количество и тематику занятий в «школе», организует написание конспектов врачами отделения по соответствующей тематике или пишет их самостоятельно. Конспекты хранятся на посту у медицинской сестры в отдельной папке.

3. Заведующий хирургическим отделением определяет количество занятий в «школе» в неделю, фамилии и должности лиц, непосредственно проводящих занятия, время проведения занятий (целесообразно проводить занятия силами врача или дежурной медицинской сестры отделения в вечернее время, в промежутке между процедурами).

Школа включает в себя 4 занятия, проводится 2 раза в неделю — во вторник и четверг. Дежурные медицинские сестры, заступающие на дежурство во вторник и четверг проводят занятия с пациентами на основании пронумерованных конспектов занятий (если в журнале учета записано, что предыдущее занятие было проведено по теме №2, то медицинская сестра освежает по конспекту свои знания по теме №3 и проводит занятие по теме №3 и т.д.), записывает номер и тему проведенного занятия в журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, в раздел «школы здоровья». Форма журнала учета утверждена приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» в приложении к приказу №4. Старшая медицинская сестра отделения напоминает и контролирует проведение занятий и качество записей в журнале учета.

Школы здоровья, проводимые в отделениях стационара, не утвержденные Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение№4), в ежегодной отчетной Ф — 30 учтены как «прочие школы».

В настоящее время требуют разъяснения механизмы подсчета количества школ, количества занятий в школах и количества обученных лиц.

Пример: «школа здоровья в хирургическом отделении»

Школа включает в себя 4 занятия, проводится 2 раза в неделю. То есть, одна «школа» растягивается на 2 недели, и в месяц может быть проведено 2 школы по 4 занятия каждая. Всего 8 занятий в месяц.

Школа работала на протяжении 12 календарных месяцев (2 школы*12месяцев = 24 школы, 8 занятий*12 месяцев = 96 занятий). Обучено всего 100 человек.

Итого: в хирургическом отделении за год проведено 24 «школы», 96 занятий, обучено 100 чел.

6. Углубленное групповое консультирование («школы здорового образа жизни» и «прочие школы») в отделениях (кабинетах) профилактики и на ФАПах, для лиц с выявленными факторами риска развития ХНИЗ

В нашей стране фундаментальную роль в формировании структур медицинской профилактики и организации профилактики ХНИЗ на уровне ПМСП имеет приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», который включил в основные задачи поликлиники и центра общей врачебной практики (семейной медицины) организацию и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ, раннее выявление ХНИЗ и ФР их развития, оказание медицинской помощи пациентам по медикаментозной и не медикаментозной коррекции выявленных ФР, диспансерное наблюдение лиц с высоким риском развития ХНИЗ.

Для выполнения этих задач в структуре поликлиники предусматриваются следующие подразделения, их штаты и оснащение:

— отделение (кабинет) профилактики;

— кабинет медицинской помощи при отказе от курения;

— помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья).

Организация группового углубленного консультирования (школ здорового образа жизни) в отделениях (кабинетах) профилактики при диспансеризации

Читайте также:  Медитация радость здоровье счастье

Диспансеризация в нашей стране имеет многолетнюю историю. Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 году (Приказ МЗ СССР от 30.05.1986г. № 770), согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики. По результатам диспансеризации рекомендовалось выделять группы здоровых, практически здоровых и больных.

Впервые указывалось, что в каждой из перечисленных групп следует учитывать лиц с факторами риска возникновения определенных заболеваний и давались рекомендации по их диспансерному наблюдению. Основным недостатком данного приказа являлось отсутствие процедуры коррекции факторов риска ХНИЗ, которая должна начинаться уже в рамках диспансеризации.

В 2013 году главным специалистом по профилактической медицине Минздрава России С.А. Бойцовым были утверждены и разосланы в учреждения здравоохранения методические рекомендации «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения», в которых впервые определено обязательное проведение профилактического консультирования в целях коррекции факторов риска уже в процессе диспансеризации.

Приложением №1 к данным методическим рекомендациям определены критерии факторов риска, содержание и алгоритм краткого профилактического консультирования по ФР, содержание и алгоритм углубленного профилактического консультирования по ФР. В пункте 8 этого приложения №1 даны принципы группового профилактического консультирования (школ пациента).

В настоящее время комитетом здравоохранения Курской области в учреждения здравоохранения разосланы обновленные методические материалы «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3 издание дополненное и уточненное, 2015г.), в которых более подробно разъясняются механизмы краткого и углубленного индивидуального и группового ( школы пациентов) консультирования в отделениях и кабинетах профилактики. Так же эти методические рекомендации имеются на сайте ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России и доступны для скачивания.

При организации краткого профилактического консультирования и углубленного индивидуального и группового (школы здоровья) консультирования необходимо руководствоваться данными методическими рекомендациями.

Школы здоровья по коррекции факторов риска, проводимые в кабинетах (отделениях) профилактики, в ежегодной отчетной Ф -30, учтены как «школы здорового образа жизни» и «прочие школы».

Общие методические принципы группового профилактического консультирования (школ пациента) в отделениях (кабинетах) профилактики на основании обновленных методических материалов «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3-е издание, 2015г.)

Школа пациента — является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания).

Цель школ пациентов:

— повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений;

— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;

— формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;

— формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в

— формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

При групповом методе консультирования (школе пациента) процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Преимущества группового профилактического консультирования. Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр. Необходимо помнить, что групповое обучение более эффективно, если подкрепляется индивидуальным консультированием. В ряде ситуаций желательно, чтобы обучение проводилось на уровне семьи, в частности когда консультирование затрагивает вопросы питания, физической активности, поведенческих привычек, которые, как известно, нередко носят семейный характер. Школа пациентов, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.

Основные принципы проведения школ пациентов:

1. Формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно

сходными характеристиками: например, больные с не осложненным течением артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца; больные ишемической болезнью сердца, перенесшие инфаркт миокарда, острый коронарный синдром, интервенционное вмешательство и др.; пациенты с высоким риском сердечно — сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такое формирование групп создает атмосферу

социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата.

2. Для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику; одно из основных требований – посещение всего цикла занятий;

3. Численность целевой группы пациентов должна быть не более 10-12 человек; необходим контроль, чтобы пациенты посетили все (или большинство) из запланированных занятий;

4. Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал, блокноты и пр.).

Необходимо избегать наиболее частой ошибки при организации школы. Школа пациентов, к сожалению, нередко подменивается «лекторием», когда темы объявляются заранее в определенные дни и часы и на эти лекции приходят пациенты с самыми разными заболеваниями. Такая форма работы, хотя и весьма трудоемкая для медицинских специалистов, практически неэффективна, т.к. нарушаются главные принципы группового консультирования.

Школы пациентов в рамках диспансеризации, профилактических медицинских осмотров проводятся медицинскими работниками кабинетов (отделений) медицинской профилактики (врач, фельдшер медицинской профилактики). Для проведения школ необходимы обученный персонал и обеспечение условий для эффективного группового консультирования.

При необходимости для проведения отдельных занятий могут привлекаться профильные специалисты (при наличии их в учреждении – кардиологи, психологи и др.). Пациенты направляются в школу пациента участковым врачом. Желательно, чтобы врач (фельдшер) кабинета (отделения) медицинской профилактики предварительно ознакомился с данными амбулаторной карты пациентов.

Программа обучения строится из цикла структурированных занятий, продолжительностью около 60 минут каждое. Всего в цикле оптимально 2-3 занятия в зависимости от целевой группы. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.

Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10-15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами. Содержание обучения изложено в специальной методической литературе и частично в базовом информационном материале по углубленному профилактическому консультированию (методические материалы «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3 издание).

Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами, которая может проводиться в разных формах и простых действиях:

— заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов – по ходу обсуждения могут даваться целевые советы, что имеет более высокую эффективную и результативность, чем безадресные советы;

— проведение расчетов и оценок, например, расчет индекса массы тела, суточной калорийности и пр.;

— обучение практическим навыкам – измерения артериального давления, подсчета пульса и др.

— знакомство со справочными таблицами и построение рациона и пр.

Программа обучения пациентов в школе здоровья может быть разработана на основе материалов, изложенных в разделе по углубленному профилактическому консультированию (методические материалы «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3 издание).

Вся наглядная информация, используемая в школе должна быть: красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной.

Рекомендуемая тематика группового профилактического консультирования (школ пациентов) в рамках диспансеризации:

— школа по коррекции основных факторов риска хронических НИЗ/ССЗ,

выявляемых в ходе диспансеризации и профилактических осмотров ( 8 факторов риска – повышение АД, стресс, низкая физическая активность, нерациональное питание и ожирение, повышение сахара в крови, гиперхолестеринемия, табакокурение, употребление алкоголя);

— школа по снижению избыточной массы тела, оптимизации физической активности и рациональному питанию;

— школа для пациентов с повышенным артериальным давлением;

— школа для пациентов с заболеваниями атеросклеротического генеза, гипертонической болезнью и высоким и очень высоким абсолютным сердечно — сосудистым риском по освоению правил и алгоритмов действий при оказании первой помощи при сердечном приступе, инсульте, гипертоническом кризе и внезапной сердечной смерти.

1.Организация «школ здоровья» в отделениях (кабинетах) профилактики учреждений здравоохранения Курской области

Организация школ здоровья в отделениях (кабинетах) профилактики учреждений здравоохранения Курской области регламентируется приказом комитета здравоохранения Курской области от 19.12.2013г. № 421 «Об организации работы кабинета (отделения) профилактики», в котором руководителям учреждений здравоохранения, принимающих участие в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров предписано с 1 января 2014 года обеспечить в отделении (кабинете) медицинской профилактики проведение индивидуального и группового углубленного профилактического консультирования гражданам, отнесенным при прохождении диспансеризации ко 2 и 3 группам здоровья.

В связи с тем, что в приказе Минздрава России от 3 февраля 2015г. №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» определено, что в отделении (кабинете) профилактики проводится как краткое, так и индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое консультирование (школа пациента), необходимо разобраться в том, какие пациенты подлежат индивидуальному, а какие групповому консультированию.

Для правильного понимания, не лишним будет напомнить, как определяются группы здоровья по результатам диспансеризации.

В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан « Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»:

1 группа здоровья – пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно — сосудистым риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний. Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития ХНИЗ врачом терапевтом, медицинским работником отделения профилактики или центра здоровья.

2 группа здоровья — пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком абсолютном суммарном сердечно — сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Пациентам проводится коррекция факторов риска развития ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или ФАПе, при наличии медицинских показаний врачом терапевтом назначаются лекарственные препараты в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Пациенты подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) профилактики, а также фельдшером ФАПа.

3а группа здоровья – граждане, имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.

3б группа здоровья – граждане не имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.

Гражданам с 3а группой состояния здоровья, имеющим факторы риска развития ХНИЗ и гражданам с 3б группой состояния здоровья, имеющим высокий и очень высокий суммарный сердечно – сосудистый риск, проводится коррекция имеющихся факторов риска ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или ФАПе.

Таким образом, из вышеизложенного следует:

1. Абсолютно все пациенты (с 1, 2, 3а и 3б группами) могут получать профилактическое консультирование в отделении (кабинете) профилактики.

2. Пациенты с 1 группой здоровья получают только краткое профилактическое консультирование, групповое углубленное консультирование им не показано.

3. Краткое профилактическое консультирование пациентов с 1 группой могут проводить участковые врачи терапевты, что является целесообразным, в силу того, что на работников отделений и кабинетов профилактики возлагается обязанность проводить групповое консультирование (школы здоровья).

4. Пациентам со 2, 3а и 3б группами может проводиться как углубленное индивидуальное профилактическое консультирование, так и (или) групповое профилактическое консультирование (школа пациента) по направлению врача терапевта в рамках второго этапа диспансеризации.

Медицинские работники могут заменить проведение «школ здорового образа жизни» на индивидуальное углубленное консультирование, исходя из реальной ситуации с наличием достаточного количества медицинских работников и помещения для проведения занятий.

Необходимо иметь в виду, что данным приказом определены основные критерии эффективности диспансеризации взрослого населения.

2) «охват индивидуальным углубленным профилактическим консультированием граждан со 2 и 3а группой состояния здоровья, а также граждан с 3б группой здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск должен составлять не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения индивидуального углубленного консультирования».

3) «охват групповым профилактическим консультированием (школа пациента) граждан со 2 и 3а группой состояния здоровья, а также граждан с 3б группой здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск должен составлять не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения группового профилактического консультирования».

В связи с тем, что в приказе не определены критерии разделения для направления пациентов одной и той же группы на индивидуальное или групповое консультирование, вопрос какое количество пациентов одной группы надо направлять на групповое, а какое количество на индивидуальное консультирование остается открытым.

Таким образом, представляется логичным, что лица со второй группой здоровья, с высоким сердечно — сосудистым риском, но не имеющие установленных ХНИЗ, должны быть охвачены индивидуальным и групповым углубленным консультированием не менее 60% от нуждающихся, а группа пациентов, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск и имеющих заболевания (3а и 3б группы) должны быть охвачены индивидуальным или групповым консультированием в 100% случаев.

Для облегчения последующего учета и высчитывания процента охвата, рекомендуется иметь в отделении (кабинете) профилактики журнал учета для таких лиц по проведению индивидуального или группового консультирования, отдельно по каждой группе здоровья.

5. Пациентам со 2 группой здоровья, с выявленными факторами риска развития ХНИЗ и у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания при высоком суммарном сердечно — сосудистом риске проводятся «школы здорового образа жизни» по коррекции выявленных факторов риска.

В дополнение к приказу комитета здравоохранения Курской области от 19.12.2013г. № 421 «Об организации работы кабинета (отделения) профилактики» ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» в информационно-методическом письме от 21.04.2014г. № 77 «Об организации краткого и углубленного консультирования, а так же школ здорового образа жизни по факторам риска», для улучшения организации работы «школ здорового образа жизни» в отделениях (кабинетах) профилактики, выслал в адрес учреждений здравоохранения методические рекомендации по факторам риска «повышение артериального давления», «низкая физическая активность», «стресс», «нерациональное питание, избыточная масса тела и ожирение», «гиперхолестеринемия», «повышение глюкозы в крови», «табакокурение», «употребление алкоголя».

6. Для пациентов с 3а и 3б группами здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск и имеющих заболевания, помимо «школ здорового образа жизни» по коррекции факторов риска, организуются школы для пациентов с заболеваниями атеросклеротического генеза, гипертонической болезнью и высоким абсолютным сердечно — сосудистым риском по освоению правил и алгоритмов действий при оказании первой помощи при сердечном приступе, инсульте, гипертоническом кризе и внезапной сердечной смерти, для этого могут привлекаться врачи специалисты (терапевты, кардиологи) поликлиники.

«Школы здорового образа жизни» по выявленным в процессе диспансеризации факторам риска организуются при отделении (кабинете) профилактики в соответствии с приказом главного врача, исходя из существующего количества медицинских работников отделения (кабинета) профилактики и возможностей лечебного учреждения.

Приказом главного врача каждый отдельный работник может отвечать за проведение одной или нескольких из «школ». При наличии в кабинете профилактики единственного среднего медицинского работника, при организации «школ здорового образа жизни» в кабинете профилактики возникают сложности, так как одному медицинскому работнику сложно охватить весь необходимый объём работы. В таком случае можно организовать не все рекомендуемые «школы», а одну или несколько, а вместо выпадающих «школ» предложить пациентам углубленное индивидуальное консультирование.

В связи с необходимостью организовать в отделении (кабинете) профилактики несколько школ силами ограниченного количества медицинских работников, допускается проведение «школы здорового образа жизни» по факторам риска, состоящей из 1 занятия по каждому фактору риска.

Читайте также:  Здоровье после укуса клеща

Формы организации школ могут быть разными. Например:

Понедельник – школа по фактору риска «низкая физическая активность» Вторник — «повышение артериального давления», «гиперхолестеринемия»

Четверг — «нерациональное питание, избыточная масса тела и ожирение», «повышение глюкозы в крови»,

Пятница — «табакокурение», «употребление алкоголя».

Таким образом, каждую неделю лица с выявленными факторами риска имеют возможность посетить групповые занятия.

10.00-11.00 — «нерациональное питание, избыточная масса тела и ожирение»

15.00-16.00 — «повышение глюкозы в крови»

16.00-17.00 — «повышение артериального давления»

17.00-18.00 — «низкая физическая активность»

18.00-19.00- «употребление алкоголя»

Все «школы» проводятся в разное время, в зависимости от заполняемости группы.

4 вариант – другие варианты по решению главного врача.

Врачи и средние медицинские работники отделения (кабинета) профилактики, а так же участковые медицинские сестры должны быть обучены на тематических циклах по здоровому образу жизни и профилактике ХНИЗ для выполнения ими обязанностей по индивидуальному краткому и углубленному профилактическому консультированию или групповому консультированию (школа пациента) по итогам диспансеризации и принимать активное участие работе школ здоровья на местах.

Школы здоровья, проводимые в отделениях (кабинетах) профилактики в ежегодной отчетной Ф — 30 учтены как «школы здорового образа жизни» и «прочие школы».

2. Организация группового углубленного консультирования (школ здоровья) врачебной амбулаторией и врачебным (фельдшерским) здравпунктом (ФАП)

На основании приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», основные мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике ХНИЗ включены в задачи не только врачебной амбулатории, но и врачебного (фельдшерского) здравпункта (ФАП), в частности, они обязаны:

— осуществлять мероприятия по профилактике заболеваний среди населения и формированию ЗОЖ;

— проводить мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению и укреплению здоровья населения, включая обучение населения правилам оказания первой помощи путем проведения бесед и раздачи памяток для населения (приложение №5);

— выявлять курящих лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

— осуществлять оказание медицинской помощи курящим и лицам, избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные профильные медицинские организации.

В стандарт оснащения ФАПа и фельдшерского здравпункта введено необходимое оснащение для выполнения указанных задач.

Приказом Министерства здравоохранения России от 3.02.2015г. №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» в пункте 10 на фельдшерские здравпункты и фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в удаленной или труднодоступной местности возлагаются обязанности по проведению диспансеризации прикрепленного населения. В частности основными задачами, в подпунктах 5,7,8 к пункту 10 настоящего приказа являются:

-пп 5) определение факторов риска ХНИЗ на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением №2 к настоящему приказу;

-пп 7) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое консультирование (школа пациента) по направлению врача терапевта для граждан, отнесенных ко 2 и 3 группам состояния здоровья, в рамках 2-ого этапа диспансеризации;

-пп 8) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а так же лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи.

В отдельных случаях, для приближения профилактических мероприятий к отдаленным местам проживания населения, приказом главного врача, на фельдшеров ФАПов может возлагаться обязанность проводить индивидуальное или групповое консультирование пациентов с выявленными факторами риска. Основой работы будет являться организация «школ здоровья» отделений (кабинетов) профилактики.

Таким образом, фельдшера ФАПов должны быть обучены на тематических циклах по здоровому образу жизни и профилактике ХНИЗ для выполнения ими обязанностей по индивидуальному углубленному профилактическому консультированию или групповому консультированию (школа пациента) по итогам диспансеризации и принимать активное участие работе «школ здорового образа жизни» на местах.

7. Организация школ здоровья («школы здорового образа жизни» и «прочие школы») в Центрах здоровья.

В приказе Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здоро­вого образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокра­щение потребления алкоголя и табака» были указаны отправные точки в работе Центров здоровья в целом.

Одним из приоритетных направлений деятельности Центров здоровья является организация «школ здорового образа жизни», в которых проводится консультативно-оздоровительная и медико-педа­гогическая работа.

Работа в школе здоровья подразумевает достижение различных целей, основными из которых являются ознакомление граждан с наи­более часто встречающимися факторами риска, приводящими к развитию социально значимых заболеваний, таких как гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт, ХОБЛ, сахарный диабет, бронхиальная астма, ожирение, остеохондроз и пр., обучение способам первичной и вторич­ной профилактики заболеваний, формирование представления о здоровом образе жизни и ответственного отношения к собственному здоровью.

Занятия в школе предполагают повышение грамотности населения в вопросах здорового образа жизни, улучшения показателей здоровья и качества жизни. Известно, что среди неблагоприятных факторов, влияющих на человека, 50% приходится на неправильный образ жизни. Именно на коррекцию этих факторов должны быть направлены занятия в «школах здорового образа жизни». Возможно осуществление выездных занятий на предприятиях, в образовательных и других организациях.

Работа центров здоровья по профилактическому консультированию определяется несколькими приказами, основными из которых являются:

1. приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здоро­вого образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокра­щение потребления алкоголя и табака»;

2. приказ Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

1.В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здоро­вого образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокра­щение потребления алкоголя и табака» пункта 9, функциями центров здоровья являются:

— информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

— групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.), формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, профилактика потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.09.2011 N 1074н)

— обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)

— обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

— динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;

— оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;

— консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

— разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни;

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)

— осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.

В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного приказа, Центр здоровья оказывает медицинские услуги в рамках мероприятий следующим контингентам граждан:

— впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования;

— обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья;

— направленным ЛПУ по месту прикрепления;

— направленным медицинскими работниками образовательных учреждений;

— направленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья (далее — I и II группы состояния здоровья);

— направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)

2. В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» на центры здоровья возлагается обязанность проведения профилактического консультирования со всеми тремя группами здоровья:

1 группа здоровья – пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно — сосудистым риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний. Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития ХНИЗ врачом терапевтом, медицинским работником отделения профилактики или центра здоровья.

2 группа здоровья — пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком абсолютном суммарном сердечно — сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Пациентам проводится коррекция факторов риска развития ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте ил ФАПе, при наличии медицинских показаний врачом терапевтом назначаются лекарственные препараты в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Пациенты подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) профилактики, а также фельдшером ФАПа.

3а группа здоровья – граждане, имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.

3б группа здоровья – граждане не имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.

Гражданам с 3а группой состояния здоровья, имеющим факторы риска развития ХНИЗ и гражданам с 3б группой состояния здоровья, имеющим высокий и очень высокий суммарный сердечно – сосудистый риск, проводится коррекция имеющихся факторов риска ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте ил ФАПе.

Вышеуказанный приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здоро­вого образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокра­щение потребления алкоголя и табака» вступает в противоречие с приказом Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан « Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», так как в приказе Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н определяется для проведения профилактических мероприятий группа работающих граждан с I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) группой состояния здоровья, а в приказе Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан, указывается, что центры здоровья должны проводить консультирование со всеми тремя (1, 2 и 3-ей) группами здоровья.

Для определения объема работы Центров здоровья по проведению углубленного индивидуального и группового консультирования (школ пациентов) необходимо руководствоваться выступлением Министра здравоохранения Российской Федерации Скворцовой В.И в 2015г. на Всероссийском семинаре по вопросам организации работы Центров здоровья. Она подчеркнула: «Важно понимать, что Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, повышая уровень его знаний, ин­формированности и практических навыков по ведению здорового об­раза жизни». Она также добавила, что в рамках развития Центров здоровья работа специалистов будет направлена на развитие у населения приверженности к лечению заболеваний, соблюдению рекомендаций врача для повышения качества жизни, продления жизни, сохранения и восстановления трудоспособности и активного долголетия.

Таким образом, представляется логичным, что Центры здоровья должны проводить краткое консультирование (индивидуальное) пациентам с 1 группой здоровья, и углубленное индивидуальное или групповое (школы пациентов) консультирование пациентам со 2 группой здоровья. С пациентами с 3а и 3б группами здоровья, имеющими ХНИЗ, работа должна проводиться в отделениях и кабинетах профилактики.

Принципы набора групп и организации занятий в «школах здорового образа жизни» в Центрах здоровья.

В Курской области имеется несколько вариантов функционирования Центров здоровья:

— центр здоровья является самостоятельным подразделением в структуре поликлиники и располагается в здании поликлиники;

— центр здоровья является самостоятельным подразделением в структуре поликлиники и располагается в отдельно стоящем здании;

— центр здоровья в своём составе имеет отделение профилактики и располагается в здании поликлиники.

Организация «школ здорового образа жизни» в Центре здоровья, имеющего в своём составе отделение профилактики

В связи с тем, что во многих учреждениях здравоохранения в структуру центров здоровья включены отделения профилактики, и центры здоровья вплотную занимаются проведением диспансеризации взрослого населения, является целесообразным организация «школ здорового образа жизни» совместно с медицинскими работниками отделений профилактики, тем более, что цели и задачи школ в отделениях профилактики и центрах здоровья совпадают. Основные «школы» организуются по коррекции различных факторов риска.

Приказом главного врача целесообразно их разделить таким образом, чтобы медицинские работники центров здоровья и отделений профилактики не дублировали проведение одних и тех же школ, а распределили их среди всех медицинских работников равномерно, с учетом того, что центры здоровья проводят профилактические мероприятия с 1 и 2 группами, а отделения профилактики с 3 группой здоровья.

При организации кабинетов здорового питания в центрах здоровья, «школы» по факторам риска «нерациональное питание, ожирение», «повышение глюкозы в крови», «гипехолестеринемия» целесообразно организовывать медицинскими работниками центров здоровья с привлечением врачей кабинета здорового питания.

«Школы» по фактору риска «табакокурение» лучше всего организовывать при участии врача кабинета медицинской помощи при отказе от курения при центрах здоровья, в которых открыт данный кабинет или в отделении профилактики, если кабинет отказа от курения входит в структуру отделения профилактики.

Взаимодействие центров здоровья с отделениями и кабинетами профилактики осуществляется в соответствии с приложением 6 к приказу Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здоро­вого образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокра­щение потребления алкоголя и табака:

— Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики по месту жительства гражданина по вопросам реализации Мероприятий.

(п. 13 в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)

— При необходимости врач рекомендует гражданину динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)

— в случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)

— сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики, с их согласия передаются в кабинет медицинской профилактики, врачу-терапевту участковому по месту жительства гражданина (по месту прикрепления) соответственно.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)

Организация «школ здорового образа жизни» в центре здоровья, не имеющего в своём составе отделение профилактики

В центре здоровья, являющимся самостоятельным подразделением, «школы здорового образа жизни» и профилактическое консультирование проводятся пациентам с 1 и 2 группами здоровья, количество и наименование «школ» определяется приказом главного врача. Пациенты с 3а и 3б группами состояния здоровья направляются для профилактического консультирования в отделение (кабинет) профилактики.

Учет посещений «школ здоровья» ведется в журнале учета работы ЛПУ по медицинской профилактике (Приложение № 4 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 23.09.2003 № 455).

Школы здоровья, проводимые в Центрах здоровья в ежегодной отчетной Ф — 30 учтены как «школы здорового образа жизни» и «прочие школы».

Источник

Adblock
detector