Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,
Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:
• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).
Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.
Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).
Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.
Источник
Школа здоровья это коротко
Школа здоровья — это организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Цель школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике.
Идея школы пациента – взаимная ответственность пациента и медицинского персонала, культура поддержания и улучшения здоровья, культура общения, где нужно не только добросовестно соблюдать все требования врача, но также быть активным участником процесса своей реабилитации, отслеживая все нюансы своего состояния и своевременно информируя лечащего врача о негативных и позитивных изменениях с целью внесения коррекции, и одновременно формирования навыков доврачебного контроля над заболеванием.
Задачи: формирование правильного представления о болезни, факторах риска и условиях прогрессивного течения, что позволит больному более четко сформировать активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления и выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени.
Технологии проведения занятий. Презентация, видеоматериал, наглядное пособие, беседа, вопросы-ответы, интерактивное общение, обучение самопомощи, мотивационное интервьюирование.
Школа здоровья «Диабет»
Актуальность. В мире насчитывается 382 млн. человек, страдающих сахарным диабетом. Еще 316 млн. людей с нарушением толерантности к глюкозе имеют высокий риск развития заболевания. Наибольшее число больных Сахарным диабетом приходится на трудоспособный возраст 40-59 лет, что подчеркивает социальную значимость данной проблемы. Сахарный диабет — это одно из первых неинфекционных заболеваний который побудил ООН в 2006 принять резолюцию №61/225, призывающую все страны объединиться в борьбе с диабетом.
Цель занятия — знание участниками школы понятия сахарного диабета, его осложнений как: гипо – и гипергликемическое состояние, гипогликемическая кома, диабетическая стопа, о повреждениях при данной патологии ряда органов, которые называются органами-мишенями: артерии, сердце, почки, головной мозг, глаза; о факторах риска и прогноза развития данного заболевания; правила измерения сахара в крови, ведение дневника пациента, питание больного диабетом.
Школа «Здоровое сердце, чистые сосуды»
Актуальность. По оценкам ВОЗ, у 40% взрослых людей в мире развивается гипертония, и она является причиной более девяти миллионов ежегодных смертельных случаев. Ежегодно выявляется 16 миллионов случаев преждевременной смерти в возрасте до 70 лет от болезней сердца и легких, инсульта, рака и диабета. По данным Агентства РК по статистике в 2014 году было зарегистрировано 1181,8 случаев на 100 тысяч населения болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением против 1172,5 в 2013 году.
Цель занятия — повышение информированности пациентов с Артериальной гипертензией и Ишемической болезнью сердца о своих заболеваниях, факторах риска (ФР), осложнениях и профилактике; формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов а также по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
Школа здоровья «Свободное дыхание»
Актуальность. По оценкам ВОЗ, 235 миллионов человек в мире страдают от астмы. По данным официальной статистики в Республике Казахстан общее количество больных бронхиальной астмой на 100000 населения составляло в 2014 году 63,7 в 2013 – 56,3. Как видно, из представленных данных отмечается рост больных с бронхиальной астмой. Из них наибольший удельный вес приходится на детей в возрасте от 0-14 лет и составляет соответственно 92,4 в 2014 году и 75,2 в 2013 году.
Цель занятия — Информирование пациентов о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, ХОБЛ характере течения заболеваний, методах лечения и профилактики. Создание партнерских отношений между врачом и пациентом. Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение. Ведение дневника самоконтроля астмы с помощью пикфлоуметрии.
Школа здоровья «Активное долголетие»
Актуальность. Численности населения в республике составляет 17 417,7 тыс. человек (на 01.01.2015 года) с ежегодным темпом прироста населения на 1,24%; средняя продолжительность жизни составляет 71,6 лет. Несмотря на позитивную динамику развития здравоохранения ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах ОСЭР.
Наибольшая доля смертей (86%) и бремени болезни (77%) обусловлены группой социально-значимых заболеваний: сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, хронические заболевания лёгких, сахарный диабет. Среди причин хронических заболеваний в 87,5% являются факторы риска (высокое артериальное давление, уровень холестерина, табакокурение и употребление алкоголя, неправильное питание). Пациенты, повысив свою грамотность в предупреждении болезней или их стабилизации, тем самым способствуют увеличению продолжительности жизни и активного долголетия.
Цель занятия — проведение вмешательств по профилактике и выработке способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, обучение населения навыкам здорового образа жизни, формирование в пациентах ответственности за свое здоровье, приверженности к выполнению рекомендаций врача.
Школа здоровья «У Вас будет ребенок!»
Актуальность. Метод «Ламаз» — один из самых распространенных в мире, это школа подготовки к родам женщин, желающих иметь детей. Метод разработан доктором Фердинандом Ламазом в 1951 г. в основе которого лежит обучение супружеских пар по ведению беременности, уходу за будущим ребенком.
Цель занятия «метода Ламаза»: повышение уверенности матери в её способности родить, помощь в устранении болезненных и болевых ощущений, облегчение родового процесса и создание психологически комфортного настроя.
Занятия посещаются обоими супругами, проводятся мультидисциплинарной командой (гинеколог, терапевт, неонатолог, психолог).
Источник
Кочубеевская районная больница
+7 (86550) 4-04-13
+7 (86550) 4-06-91
+7 (86550) 4-01-98
+7-906-470-78-45
07.00 — 18.00
08.00 — 16.12
Школы здоровья
Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Цели Школ Здоровья:
- Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
- Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
- Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
- Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
- В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
- Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
- Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
- Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
- Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
- Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
- Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
- Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
Кочубеевская районная больница
Система ОМС
Государственные сайты
Задайте свой вопрос
Заполните все обязательные поля
Обращение к главному врачу
Подробно опишите ситуацию и укажите контактные данные.
Оцените качество оказанной помощи
ВНИМАНИЕ! Коронавирусная инфекция!
В целях анализа качества предоставления медицинских услуг, оказываемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Кочубеевская районнная больница» , просим Вас оценить качество нашей работы.
Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.
При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
Источник