Школа здоровья для пожилых пациентов
Цель Программы:
Повышение качества жизни пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности путем вовлечения их в работу информационно-просветительской программы «Школа здоровья» на почве интересов сохранения собственного здоровья, повышения медицинской грамотности, борьбы с заболеваниями, поддержания здорового образа жизни участников на базе учреждений социальной защиты населения г. Москвы.
На первом этапе Программа получила поддержку Комитета общественных связей г. Москвы в 2006-2009 гг. В 2009 г. Программа была включена в Постановление правительства Москвы №191-ПП от 3 ноября 2019 г. «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в Москве на 2009-2012 гг. (№4.8.10). Приказом ДСЗН г. Москвы №1718 от 29.12.2011 РООИ «Здоровье человека» включена в Перечень благотворительных, общественных, некоммерческих организаций, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2016 гг.» по выполнению информационно-образовательной Программы по профилактике заболеваний людей старшего возраста, поддержке здорового образа среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья». Постановлением Правительства Москвы № 420-ПП от 06.09.2011г. в редакции от 2016 г. указанная Государственная программа была продлена до 2018 г. Программа с 2013 г. устойчиво реализуется за счет собственных и привлеченных средств.
Задачи, решаемые в Программе:
1. Подготовка цикла лекций «Школы здоровья» для пожилых людей по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, характерных для пожилого возраста: « Стрессоучтойчивость в современном мире», «Профилактика хронических неврологических заболеваний», «Нарушения памяти в пожилом возрасте», «Заболевания пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта», «Заболевания органов дыхания», «Остеопороз и другие заболевания опорно-двигательной системы», «Лечение и профилактика сахарного диабета», «Профилактика ГРИППа и ОРЗ», «Заболевания щитовидной железы».
2. Издание буклетов для пожилых людей по тематике лекций «Школы здоровья» (не менее 10 000 шт.) для раздачи на занятиях «Школы здоровья».
3. Ежемесячное формирование и согласование расписания по тематике, дате и времени проведения лекционных занятий «Школы здоровья» в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы – Государственных бюджетных учреждениях (ГБУ) г. Москвы Территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и их филиалах – не менее 90 учреждений, не менее 40 лекций в месяц.
4. Чтение лекций с проведением «круглых столов» «Школы здоровья» в ГБУ ТЦСО и их филиалах, не менее 500 лекций в год в не менее чем 90 учреждений для более чем 10 000 участников.
5. Ежемесячное информирование о плане лекционных занятий в ГБУ ТЦСО и их филиалах на сайте www.humanhealth.ru
6. Проведение опросов участников «Школы здоровья» для выявления интересующей их тематики лекций и удовлетворенности занятиями, а также для оценки полезности полученных знаний в «Школе здоровья».
7. Подготовка отчета с рекомендациями по распространению опыта работы с пожилыми людьми в формате «Школы здоровья».
Механизм реализации:
Стратегия реализации программы «Школа здоровья» основана на методах социальной, психологической и педагогической работы с пожилыми людьми.
1. Внедрение социальных, психологических и образовательных программ для пожилых людей дает им возможность возродить и поддерживать веру в себя и свою значимость для социума. Пожилые люди, которые участвуют в таких программах, становятся все более социально активными: начинают посещать театр, консерваторию, музеи и выставочные залы, становятся психологически намного устойчивее к современным социально-экономическим стрессам, и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к активной социальной жизни. Можно предположить, что социальные интересы, входя в структуру личности пожилого человека, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с возрастным кризисом и не подвержена динамике при потере статуса, сужении круга общения и других негативных проявлениях, характерных для старения. Активное поведение формирует стиль жизни пожилого человека, который придает устойчивость адаптационному процессу его в социуме в целом.
2. Специфика работы с пожилыми людьми включает специальное обучение на интерактивных лекциях, которое позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые навыки и совершенствоваться в них.
3. Использование специфичной методологии в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от такой модели старения, согласно которой этот процесс характеризуется общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного переживания. Специфичным в использовании интерактивных программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают.
Применяющиеся методики.
Занятия в группах:
1. Групповые занятия, включающие советы по основам психосоматической саморегуляции в пожилом возрасте.
2. Групповые занятия, включающие рекомендации по психологическому принятию изменений (ослабления) здоровья с возрастом, и адаптация к этим изменениям.
3. Групповые занятия по профилактике возрастных заболеваний, связанных с образом жизни (стресс, привычки питания, гиподинамия).
4. Рекомендации по работе с эмоциями с помощью методов арт-терапии (изотерапии, музыкотерапии). Обсуждение на групповых занятиях тем: «Эмоции, стресс и арт-терапия», «Типы и формы стресса, его влияние на организм человека».
5. Рекомендации по гармонизация духовных, психических, телесных структур пожилого человека через творчество и синтез различных видов искусств, использующихся в качестве хобби (шитье, вязание, вышивка, оригами, танцы, хоровое пение и др.).
Руководитель программы Дёмина Анна Юрьевна:
Врач-терапевт, специалист по остеопорозу.
Образование
- Лечебный факультет Российского Государственного Медицинского Университета (в 2008 г.)
- Интернатура по специальности «Терапия»
- Повышение квалификации по темам: «Диагностика и лечение болезней суставов» и «Современные возможности диагностики, лечения и мониторирования остеопороза»
- Профессиональная переподготовка по специальности: «Функциональная диагностика»,»Организация здравоохранения».
- С 2012 г .работает специалистом по остеопорозу в медицинском центре «Здоровье человека»
- Координатор и исполнитель по социально значимым программам благотворительной направленности РООИ «Здоровье человека» с 2013 г.
- С 2019 г. является руководителем отдела по работе с инвалидами.
В 2018 г. были достигнуты следующие результаты:
Источник
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
Лекции:
- Что влияет на здоровье пожилого человека. Питание в «золотом » возрасте. Психологический комфорт: » Вы нужны. «
- Движение -это жизнь .Физическая и двигательная активность в пожилом возрасте.
- Можно ли предупредить диабет? Здоровье женщины после 50 лет.
- Контроль за артериальной гипертензией. Правила пользования тонометром, глюкометром. Правила оказания самопомощи и тактика поведения при повышении АД, болях в груди, подозрении на инсульт и инфаркт.
Информация для пациентов
Активное долголетие, социально-биологическое явление, характеризующееся высокоразвитыми, препятствующими преждевременному старению, приспособительными реакциями организма, с помощью которых человек реализует свои жизненные потребности.
По классификации ВОЗ к долгожителям относят тех, кто перешагнул 90-летний рубеж. Активное долголетие вполне достижимо при условии, что каждый станет творцом собственного здоровья, без которого невозможно и долголетие, и ощущение радости и полноты жизни. Прежде всего необходимо изменить привычки и стереотипы поведения, которые отстают от темпа современной жизни, научиться рациональному образу жизни и последующем строго ему следовать. Соблюдение гигиены труда и отдыха, режимов питания и двигательной активности, закаливание, отказ от разрушительно действующих на организм вредных привычек не только увеличивают продолжительность жизни человека, но и повышают его творческую активность. Хорошо известно мнение И.П.Павлова о том, что человек, запрограммированный природой жить более 100 лет, живет в относительно полном здравии лишь половину этого срока благодаря безответственному обращению с собственным организмом. В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного старения организма огромная роль принадлежит труду. Опыт трудовой жизни долгожителей убеждает в том, что потребность в труде и способность к нему не иссякают с наступлением пенсионного возраста и, благодаря продолжению работы, многим удалось достигнуть здорового и активного долголетия. Труд, организованный рационально смолоду, задолго до пенсионного возраста — одно из непременных условий сохранения здоровья и высокой работоспособности, предупреждения преждевременного профессионального старения. Активный отдых также играет важную роль в профилактике преждевременного старения, помогает человеку быстрее и полнее восстанавливать силы после трудной работы. Короткие паузы для активного отдыха следует делать в течение рабочего дня. Отпуск полезно проводить вне домашнее обстановки. Особенно внимательными к своему отдыху следует быть пожилым людям, так как у них в процессе работы утомляемость наступает быстрее и и медленнее восстанавливают свои силы после работы. Неотъемлемой частью активного отдыха и молодых, и пожилых людей должны стать занятия физической культурой. Недостаток движения оборачивается большим ущербом для здоровья. К физической активности следует относиться как к нормальной и необходимой составной части здорового образа жизни каждого человека и как к непременному условию достижения активного долголетия. Нельзя забывать и о закаливающих процедурах, которые в сочетании с физическими нагрузками дают большой оздоровительный эффект, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры, инфекционным и простудным заболеваниям. Следует учитывать, что с возрастом снижаются приспособительные возможности к действию физических раздражителей (холоду, теплу, солнечной радиации и т.д.) и медленнее восстанавливаются физиологические функции после процедур. Поэтому закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и под тщательным врачебным контролем.
Для нормальной нервно-психической деятельности необходимо достаточно спать (в норме б-8 часов), рационально питаться. Диетологи говорят, что человек «есть то, что он ест». Основа рационального питания — качественная и полноценная по составу основных веществ пища и ее равномерное распределение в течение дня в соответствии с возрастом и степенью трудовой активности. Наиболее физиологическим считается 4-5 разовое питание в сутки. Ужинать следует не позднее 20 часов.
Избыточное, не соответствующее энергетическим затратам организма питание неизбежно ведет к избыточной массе тела, а она, в свою очередь, к серьезным нарушениям обмена веществ и функций важнейших физиологических систем организма, ускоряет процесс старения и сокращает продолжительность жизни. Сохранение и укрепление здоровья, замедление старческих сдвигов в организме, продление творческой деятельности зависит от каждого из нас, и можно достичь многого, если к этому стремиться, активно работать, следовать нормам и принципам здорового образа жизни, соблюдать культуру общения.
Старение — биологический разрушительный процесс, ведущий к недостаточности физиологических функций и гибели клеток, ограничению адаптационных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, увеличению вероятности смерти. Следует разграничивать старение и старость как биологический процесс и возрастной период, или как причину и следствие. По принятой ныне возрастной классификации старым человек считается с 75 лет.
Первые признаки старения появляются незаметно. На лице появляются первые морщины как следствие уменьшения жирового слоя и снижения эластичности кожи, начинают седеть и выпадать волосы. Кости опорно-двигательного аппарата становятся более хрупкими, при переломах срастаются медленнее. Уменьшается эластичность связок суставов, что затрудняет движения и нередко причиняет боль. Движения пожилых людей замедленны, расчетливы, экономны, у них меняется походка, появляется сутуловатость. С возрастом постепенно снижаются функциональные возможности органов и систем организма. Уменьшается подвижность нервных процессов и ослабляется память, особенно на недавние события, замедляется частота сердечных сокращений, уменьшается сократительная способность миокарда, возникают изменения в эндокринной, дыхательной, пищеварительной и многих других физиологических системах. Возрастные изменения обмена, функции и структуры клеток создают основу для возникновения различных заболеваний, в первую очередь атеросклероза, ишемической болезни сердца, остеохондроза, сахарного диабета, радикулита и других.
Старение может быть физиологическим и преждевременным. Под физиологическим старением понимают закономерно и постепенно наступающие возрастные изменения, темп и последовательность развития которых определены индивидуальными особенностями человека. Преждевременное старение возникает в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов окружающей среды, прежде всего болезней, частота возникновения которых тесно связана с возрастом человека. Известно много сотен болезней, но причиной смерти в пожилом и старческом возрасте являются лишь некоторые из них, чаще всего гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, рак, диабет, некоторые психические и аутоиммунные заболевания. Причины и факторы, способствующие их возникновению и развитию, — это несбалансированное питание, гиподинамия, эмоциональные стрессы, курение, чрезмерное употребление алкоголя, неблагоприятные факторы внешней среды и некоторые другие. Их устранение может значительно уменьшить возникновение основных болезней, развитие преждевременного старения и увеличить продолжительность жизни.
На продолжительность жизни влияют также наследственные факторы, образ жизни человека, факторы окружающей среды. Установлено, что в семьях долгожителей дети значительно чаще достигают глубокой старости и долголетия. Предупреждению болезней и преждевременной старости способствуют профилактические и гигиенические меры, проводимые с раннего детства в течение всей жизни.
Постарение населения (рост доли пожилых людей в общей численности населения) характерно для всех развитых стран. Проблемы, возникшие в связи с этим, обусловили быстрое развитие геронтологии — науки о закономерностях старения живых существ, в том числе и человека, и гериатрии — науки о болезнях людей пожилого возраста. Самой важной задачей геронтологии является определение путей и методов предупреждения преждевременного старения. Решение этой проблемы предполагает не продление периода старости, дряхлости, а значительное увеличение периода работоспособности, отдаление сроков наступления болезней.
Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого и старческого возраста
Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций: с одной стороны — угасания, нарушений обмена и функции; с другой стороны – включения механизмов адаптации. Двигательную активность считают одним из стимуляторов продления жизни, а всестороннюю функциональную нагрузку органов и систем стареющего организма путем поддержания двигательной активности – своего рода «защитой» от преждевременной старости, средством структурного совершенствования тканей и органов.
Физическая активность – важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма.
Источник