Меню

Школа здоровья для пожилого человека

Школа здоровья для пожилого человека

Цель Программы:

Повышение качества жизни пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности путем вовлечения их в работу информационно-просветительской программы «Школа здоровья» на почве интересов сохранения собственного здоровья, повышения медицинской грамотности, борьбы с заболеваниями, поддержания здорового образа жизни участников на базе учреждений социальной защиты населения г. Москвы.

На первом этапе Программа получила поддержку Комитета общественных связей г. Москвы в 2006-2009 гг. В 2009 г. Программа была включена в Постановление правительства Москвы №191-ПП от 3 ноября 2019 г. «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в Москве на 2009-2012 гг. (№4.8.10). Приказом ДСЗН г. Москвы №1718 от 29.12.2011 РООИ «Здоровье человека» включена в Перечень благотворительных, общественных, некоммерческих организаций, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2016 гг.» по выполнению информационно-образовательной Программы по профилактике заболеваний людей старшего возраста, поддержке здорового образа среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья». Постановлением Правительства Москвы № 420-ПП от 06.09.2011г. в редакции от 2016 г. указанная Государственная программа была продлена до 2018 г. Программа с 2013 г. устойчиво реализуется за счет собственных и привлеченных средств.

Задачи, решаемые в Программе:

1. Подготовка цикла лекций «Школы здоровья» для пожилых людей по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, характерных для пожилого возраста: « Стрессоучтойчивость в современном мире», «Профилактика хронических неврологических заболеваний», «Нарушения памяти в пожилом возрасте», «Заболевания пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта», «Заболевания органов дыхания», «Остеопороз и другие заболевания опорно-двигательной системы», «Лечение и профилактика сахарного диабета», «Профилактика ГРИППа и ОРЗ», «Заболевания щитовидной железы».

2. Издание буклетов для пожилых людей по тематике лекций «Школы здоровья» (не менее 10 000 шт.) для раздачи на занятиях «Школы здоровья».

3. Ежемесячное формирование и согласование расписания по тематике, дате и времени проведения лекционных занятий «Школы здоровья» в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы – Государственных бюджетных учреждениях (ГБУ) г. Москвы Территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и их филиалах – не менее 90 учреждений, не менее 40 лекций в месяц.

4. Чтение лекций с проведением «круглых столов» «Школы здоровья» в ГБУ ТЦСО и их филиалах, не менее 500 лекций в год в не менее чем 90 учреждений для более чем 10 000 участников.

5. Ежемесячное информирование о плане лекционных занятий в ГБУ ТЦСО и их филиалах на сайте www.humanhealth.ru

6. Проведение опросов участников «Школы здоровья» для выявления интересующей их тематики лекций и удовлетворенности занятиями, а также для оценки полезности полученных знаний в «Школе здоровья».

7. Подготовка отчета с рекомендациями по распространению опыта работы с пожилыми людьми в формате «Школы здоровья».

Механизм реализации:

Стратегия реализации программы «Школа здоровья» основана на методах социальной, психологической и педагогической работы с пожилыми людьми.

1. Внедрение социальных, психологических и образовательных программ для пожилых людей дает им возможность возродить и поддерживать веру в себя и свою значимость для социума. Пожилые люди, которые участвуют в таких программах, становятся все более социально активными: начинают посещать театр, консерваторию, музеи и выставочные залы, становятся психологически намного устойчивее к современным социально-экономическим стрессам, и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к активной социальной жизни. Можно предположить, что социальные интересы, входя в структуру личности пожилого человека, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с возрастным кризисом и не подвержена динамике при потере статуса, сужении круга общения и других негативных проявлениях, характерных для старения. Активное поведение формирует стиль жизни пожилого человека, который придает устойчивость адаптационному процессу его в социуме в целом.

2. Специфика работы с пожилыми людьми включает специальное обучение на интерактивных лекциях, которое позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые навыки и совершенствоваться в них.

Читайте также:  Можно ли сказать что здоровье это когда у человека ничего не болит

3. Использование специфичной методологии в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от такой модели старения, согласно которой этот процесс характеризуется общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного переживания. Специфичным в использовании интерактивных программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают.

Применяющиеся методики.

Занятия в группах:

1. Групповые занятия, включающие советы по основам психосоматической саморегуляции в пожилом возрасте.

2. Групповые занятия, включающие рекомендации по психологическому принятию изменений (ослабления) здоровья с возрастом, и адаптация к этим изменениям.

3. Групповые занятия по профилактике возрастных заболеваний, связанных с образом жизни (стресс, привычки питания, гиподинамия).

4. Рекомендации по работе с эмоциями с помощью методов арт-терапии (изотерапии, музыкотерапии). Обсуждение на групповых занятиях тем: «Эмоции, стресс и арт-терапия», «Типы и формы стресса, его влияние на организм человека».

5. Рекомендации по гармонизация духовных, психических, телесных структур пожилого человека через творчество и синтез различных видов искусств, использующихся в качестве хобби (шитье, вязание, вышивка, оригами, танцы, хоровое пение и др.).

Руководитель программы Дёмина Анна Юрьевна:

Врач-терапевт, специалист по остеопорозу.

Образование

  • Лечебный факультет Российского Государственного Медицинского Университета (в 2008 г.)
  • Интернатура по специальности «Терапия»
  • Повышение квалификации по темам: «Диагностика и лечение болезней суставов» и «Современные возможности диагностики, лечения и мониторирования остеопороза»
  • Профессиональная переподготовка по специальности: «Функциональная диагностика»,»Организация здравоохранения».
  • С 2012 г .работает специалистом по остеопорозу в медицинском центре «Здоровье человека»
  • Координатор и исполнитель по социально значимым программам благотворительной направленности РООИ «Здоровье человека» с 2013 г.
  • С 2019 г. является руководителем отдела по работе с инвалидами.

В 2018 г. были достигнуты следующие результаты:

Источник

Общественные программы и школы здоровья

Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?

На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».

Действуют учреждения следующим образом:

1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.

2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.

В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.

ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.

К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:

1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.

2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.

Читайте также:  Степень тяжести вреда здоровью таблица при несчастном случае

3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.

4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.

5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.

КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?

В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:

1. “Школы для больных сахарным диабетом”.

2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.

3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.

4. “Школы для больных на хроническом диализе”.

5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.

6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.

7. “Школы для беременных”.

Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.

В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.

Источник

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

Лекции:

  1. Что влияет на здоровье пожилого человека. Питание в «золотом » возрасте. Психологический комфорт: » Вы нужны. «
  2. Движение -это жизнь .Физическая и двигательная активность в пожилом возрасте.
  3. Можно ли предупредить диабет? Здоровье женщины после 50 лет.
  4. Контроль за артериальной гипертензией. Правила пользования тонометром, глюкометром. Правила оказания самопомощи и тактика поведения при повышении АД, болях в груди, подозрении на инсульт и инфаркт.

Информация для пациентов

Активное долголетие, социально-биологическое явление, характеризующееся высокоразвитыми, препятствующими преждевременному старению, приспособительными реакциями организма, с помощью которых человек реализует свои жизненные потребности.

По классификации ВОЗ к долгожителям относят тех, кто перешагнул 90-летний рубеж. Активное долголетие вполне достижимо при условии, что каждый станет творцом собственного здоровья, без которого невозможно и долголетие, и ощущение радости и полноты жизни. Прежде всего необходимо изменить привычки и стереотипы поведения, которые отстают от темпа современной жизни, научиться рациональному образу жизни и последующем строго ему следовать. Соблюдение гигиены труда и отдыха, режимов питания и двигательной активности, закаливание, отказ от разрушительно действующих на организм вредных привычек не только увеличивают продолжительность жизни человека, но и повышают его творческую активность. Хорошо известно мнение И.П.Павлова о том, что человек, запрограммированный природой жить более 100 лет, живет в относительно полном здравии лишь половину этого срока благодаря безответственному обращению с собственным организмом. В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного старения организма огромная роль принадлежит труду. Опыт трудовой жизни долгожителей убеждает в том, что потребность в труде и способность к нему не иссякают с наступлением пенсионного возраста и, благодаря продолжению работы, многим удалось достигнуть здорового и активного долголетия. Труд, организованный рационально смолоду, задолго до пенсионного возраста — одно из непременных условий сохранения здоровья и высокой работоспособности, предупреждения преждевременного профессионального старения. Активный отдых также играет важную роль в профилактике преждевременного старения, помогает человеку быстрее и полнее восстанавливать силы после трудной работы. Короткие паузы для активного отдыха следует делать в течение рабочего дня. Отпуск полезно проводить вне домашнее обстановки. Особенно внимательными к своему отдыху следует быть пожилым людям, так как у них в процессе работы утомляемость наступает быстрее и и медленнее восстанавливают свои силы после работы. Неотъемлемой частью активного отдыха и молодых, и пожилых людей должны стать занятия физической культурой. Недостаток движения оборачивается большим ущербом для здоровья. К физической активности следует относиться как к нормальной и необходимой составной части здорового образа жизни каждого человека и как к непременному условию достижения активного долголетия. Нельзя забывать и о закаливающих процедурах, которые в сочетании с физическими нагрузками дают большой оздоровительный эффект, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры, инфекционным и простудным заболеваниям. Следует учитывать, что с возрастом снижаются приспособительные возможности к действию физических раздражителей (холоду, теплу, солнечной радиации и т.д.) и медленнее восстанавливаются физиологические функции после процедур. Поэтому закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и под тщательным врачебным контролем.

Для нормальной нервно-психической деятельности необходимо достаточно спать (в норме б-8 часов), рационально питаться. Диетологи говорят, что человек «есть то, что он ест». Основа рационального питания — качественная и полноценная по составу основных веществ пища и ее равномерное распределение в течение дня в соответствии с возрастом и степенью трудовой активности. Наиболее физиологическим считается 4-5 разовое питание в сутки. Ужинать следует не позднее 20 часов.

Читайте также:  Здоровье красота статьи новости

Избыточное, не соответствующее энергетическим затратам организма питание неизбежно ведет к избыточной массе тела, а она, в свою очередь, к серьезным нарушениям обмена веществ и функций важнейших физиологических систем организма, ускоряет процесс старения и сокращает продолжительность жизни. Сохранение и укрепление здоровья, замедление старческих сдвигов в организме, продление творческой деятельности зависит от каждого из нас, и можно достичь многого, если к этому стремиться, активно работать, следовать нормам и принципам здорового образа жизни, соблюдать культуру общения.

Старение — биологический разрушительный процесс, ведущий к недостаточности физиологических функций и гибели клеток, ограничению адаптационных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, увеличению вероятности смерти. Следует разграничивать старение и старость как биологический процесс и возрастной период, или как причину и следствие. По принятой ныне возрастной классификации старым человек считается с 75 лет.

Первые признаки старения появляются незаметно. На лице появляются первые морщины как следствие уменьшения жирового слоя и снижения эластичности кожи, начинают седеть и выпадать волосы. Кости опорно-двигательного аппарата становятся более хрупкими, при переломах срастаются медленнее. Уменьшается эластичность связок суставов, что затрудняет движения и нередко причиняет боль. Движения пожилых людей замедленны, расчетливы, экономны, у них меняется походка, появляется сутуловатость. С возрастом постепенно снижаются функциональные возможности органов и систем организма. Уменьшается подвижность нервных процессов и ослабляется память, особенно на недавние события, замедляется частота сердечных сокращений, уменьшается сократительная способность миокарда, возникают изменения в эндокринной, дыхательной, пищеварительной и многих других физиологических системах. Возрастные изменения обмена, функции и структуры клеток создают основу для возникновения различных заболеваний, в первую очередь атеросклероза, ишемической болезни сердца, остеохондроза, сахарного диабета, радикулита и других.

Старение может быть физиологическим и преждевременным. Под физиологическим старением понимают закономерно и постепенно наступающие возрастные изменения, темп и последовательность развития которых определены индивидуальными особенностями человека. Преждевременное старение возникает в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов окружающей среды, прежде всего болезней, частота возникновения которых тесно связана с возрастом человека. Известно много сотен болезней, но причиной смерти в пожилом и старческом возрасте являются лишь некоторые из них, чаще всего гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, рак, диабет, некоторые психические и аутоиммунные заболевания. Причины и факторы, способствующие их возникновению и развитию, — это несбалансированное питание, гиподинамия, эмоциональные стрессы, курение, чрезмерное употребление алкоголя, неблагоприятные факторы внешней среды и некоторые другие. Их устранение может значительно уменьшить возникновение основных болезней, развитие преждевременного старения и увеличить продолжительность жизни.

На продолжительность жизни влияют также наследственные факторы, образ жизни человека, факторы окружающей среды. Установлено, что в семьях долгожителей дети значительно чаще достигают глубокой старости и долголетия. Предупреждению болезней и преждевременной старости способствуют профилактические и гигиенические меры, проводимые с раннего детства в течение всей жизни.

Постарение населения (рост доли пожилых людей в общей численности населения) характерно для всех развитых стран. Проблемы, возникшие в связи с этим, обусловили быстрое развитие геронтологии — науки о закономерностях старения живых существ, в том числе и человека, и гериатрии — науки о болезнях людей пожилого возраста. Самой важной задачей геронтологии является определение путей и методов предупреждения преждевременного старения. Решение этой проблемы предполагает не продление периода старости, дряхлости, а значительное увеличение периода работоспособности, отдаление сроков наступления болезней.

Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого и старческого возраста

Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций: с одной стороны — угасания, нарушений обмена и функции; с другой стороны – включения механизмов адаптации. Двигательную активность считают одним из стимуляторов продления жизни, а всестороннюю функциональную нагрузку органов и систем стареющего организма путем поддержания двигательной активности – своего рода «защитой» от преждевременной старости, средством структурного совершенствования тканей и органов.

Физическая активность – важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма.

Источник

Adblock
detector