16 Школа пациентов ХОБЛ
Время проведения: по вторникам и четвергам в 14.00 часов
Место проведения: актовый зал поликлиники
Ответственный: Врачи ОВОП
Основная цель «Школы для пациентов с ХОБЛ» (в дальнейшем «Школа») оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
Школа создается на базе амбулаторно- поликлинического отделения, в том числе отделении медицинской профилактики или пульмонологическом отделении стационара медицинской организации.
Школа организуется приказом главного врача медицинской организации. В приказе утверждается руководитель школы порядок и формы направления пациентов на обучение в школе, график проведения школы на год.
Руководство Школой проводит специалист с высшим или средним медицинским профессиональным образованием, осуществляющий медицинскую деятельность.
Работа в Школе осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
Занятие в школе имеют право проводить медицинские работники, в.т.ч. врач, фельдшер, акушерка, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра.
В школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются с не осложненным течением ХОБЛ.
Рекомендуемая численность пациентом в группе 10-12 человек.
Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом или специалистами любого профиля.
Организационные модели школы здоровья могут включать две схемы:
— обучение пациентов на всех занятиях курса поводит один специалист;
— обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от наличия и квалификации. В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие врач пульмонолог, врач-аллерголог ,врач или инструктор по лечебной физкультуре и др. специалисты.
Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в школе осуществляется руководителем Школы.
Отчет о работе школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового отчета в форме № 30 «Сведения о медицинской организации» в таблице деятельности отделения медицинской профилактики.
II. Задачи школы здоровья
2. Основными задачами школы для пациентов с ХОБЛ являются:
2.1. Повышение информированности пациентов в ХНИЗ и его факторов риска;
2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;
2.3. Предупреждение прогрессирования болезни, профилактика обострений и осложнений, повышение толерантности к физической нагрузке путем обучения больных методам самоконтроля заболевания и коррекции факторов риска, что позволяет в конечном итоге улучшить качество жизни, снизить инвалидность и смертность больных с ХОБЛ.
2.4. Формирование у пациента понятия о сущности болезни и возможных осложнениях.
2.5. Оказания помощи больных в устранении факторов риска — главное в отказе от курения.
2.6. Обучение больных с ХОБЛ практическим навыкам для поддержания удовлетворительного самочувствия в повседневной жизни.
2.7. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
2.8. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.
Обучение больных правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача.
2.9. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
III. Основная деятельность школы здоровья
Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения программирования заболеваний и осложнений.
Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в школе.
Оценка организации и качества обучения в школе .
IV. Оснащение школы здоровья
Обязательное оборудование школы:
— помещение для занятий;
— доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;
— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).
Дополнительное (по необходимости ) оборудование Школы:
— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;
— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
— аудио- и видеоаппаратура и аудио и видеоматериалы;
— зал лечебной физкультуры.
Оснащение школы: пикфлоуметры, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
V. Информирование Школ здоровья
5. 1. Обязательный информационный минимум должен содержать:
ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию больного);
обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого больного в борьбе с болезнью;
разъяснения важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающихся принципов экстренной взаимопомощи;
гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:
— режима труда и отдыха;
— правильного питания и основ диетотерапии;
— необходимости отказа от вредных привычек и методов борьбы с ними;
— устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.
VI. Построение занятий
Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 мин). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.
Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.
VII. Обязанности руководителя школы
7.1. Обеспечить регулярной деятельности школы.
7.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в школе.
7.3. Оценки организации и качества обучения в Школе.
7.4 Координация деятельности со специалистами других подразделений.
7.5. Ежеквартальные и ежегодные предоставление отчета о работе школы в отдел медицинской профилактики БУ «Республиканский центр профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины» МЗСР ЧР.
7.6. Контроль качества занятий проводиться по результатам анкетирования до начала и после каждого занятия.
VIII. Тематика занятий
1.Хроническая обструктивная болезнь легких (далее ХОБЛ). Определение, понятие ХОБЛ.
Факторы риска. Курение и ХОБЛ.
Особенности питания и образа жизни с ХОБЛ.
Возможные осложнения ХОБЛ, прогноз и профилактика.
Источник
Школа для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких
Школа здоровья создана и работает на базе поликлиники БУЗ ВО «Череповецкая городская больница». Возглавляет Школу врач-пульмонолог высшей категории: Мылова Елена Николаевна
Школа здоровья для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (далее — ХОБЛ) в своей деятельности руководствуется приказом МЗ РФ от 15.11.2012 года №916н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология»
Основные цели, которые преследует Школа:
— формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью
— мотивация к оздоровлению и соблюдению режима лечения
— развитие умений и навыков по самоконтролю и самопомощи
— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья
— улучшение качества жизни пациентов с хронической обструктивной болезнью легких
— уменьшение затрат пациента и учреждения здравоохранения на лечение.
Перед специалистами Школы здоровья стоят задачи по повышению информативности пациентов о сущности заболевания, существующих факторах риска, способах лечения и профилактики осложнений.
Неотъемлемой частью работы Школы является:
— формирование у пациентов практических навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска
— снижение частоты обострений
— уменьшение риска прогрессирования заболевания и развития осложнений
— коррекция психологического состояния пациента
— повышение мотивации к изменению образа жизни
— создание атмосферы активного партнерства врача и пациента.
На обучение в школе здоровья направляются пациенты, страдающие хроническими обструктивными болезнями легких, находящиеся на диспансерном или амбулаторном лечении. Запись в школу осуществляется через врача пульмонолога.
Программа обучения рассчитана на 6 дней.
Школа находиться на 7 этаже поликлиники взрослых, кабинет №159.
Источник
Школа здоровья для пациентов с хобл занятия
Современные методы лечения
- Главная
- Новости
- ПЛАН работы «ХОБЛ — школы» на 2017г. на базе пульмонологического отделения ГБУ РО «КБ им. Н.А. Семашко»
ПЛАН работы «ХОБЛ — школы» на 2017г. на базе пульмонологического отделения ГБУ РО «КБ им. Н.А. Семашко»
№ п/п
Тема
Сроки проведения
Количество часов
Ответственные
Цели и задачи школы. Знакомство с планом занятий. Понятие об анатомии и физиологии органов дыхания. Условия для нормальной работы бронхиального дерева. Понятие о ХОБЛ. Распространенность. Причины распространения и прогрессирования заболевания. Основные клинические симптомы.
21.03.17 г. 14.11.17 г.
Врачи пульмонологического отделения, сотрудники кафедры терапии ФПДО с курсом семейной медицины
Принципы лечения ХОБЛ, Лекарственные препараты для лечения. Препараты для постоянной поддерживающей терапии. Определение жизненной емкости легких, индивидуальной способности к задержке дыхания. Решение ситуационных задач. Проведение спиротеста.
Врачи пульмонологического отделения, сотрудники кафедры терапии ФПДО с курсом семейной медицины
Нелекарственные методы лечения и профилактики – дыхательная гимнастика. ЛФК, массаж и др. Профилактика обострений хронической обструктивной болезни легких. Борьба с гиподинамией. Важность физически активного образа жизни. Расчет ИМТ (индекса массы тела) Разбор комплекса общих и дыхательных упражнений. Разъяснение особенностей и показаний к занятиям дыхательной гимнастикой по Бутейко, Стрельниковой. Аппарат Фролова и техника пользования им. Демонстрация приемов самомассажа.
Врачи физиотерапевтического отделения
Профилактика хронической обструктивной болезни легких – отказ от вредных привычек. Распространенность курения. Влияние вредных привычек на здоровье и прогноз жизни. Законодательство по ограничению курения. Формирование мотивации к оздоровлению. Способы преодоления табачной зависимости. Демонстрация видеофильма о вреде курения.
Врачи пульмонологического отделения,
сотрудники кафедры терапии ФПДО с курсом семейной медицины
Социальная адаптация. Рациональная психотерапия. Создание у больного адекватного отношения к болезни и лечению. Развитие устойчивости к стрессовым ситуациям. Формирование мотивации к оздоровлению. Обучение основам аутотренинга и снятия психоэмоционального стресса. Итоговое анкетирование.
Врачи пульмонологического отделения, сотрудники кафедры терапии ФПДО с курсом семейной медицины,
Источник
Школы здоровья
Школа беременных (школа материнства)
I. Ранние сроки беременности
(занятия проводятся еженедельно — вторник — с 14.00)
1. Физиология 1-й половины беременности. Этапы внутри-утробного развития ребенка.
2. Питание беременной женщины, режим дня, одежда.
3. Медицинское обследование.
4. Корректировка неприятных ощущений.
5. Влияние на плод вредных факторов (курение, алкоголя).
6. Профилактика кишечных инфекций.
7. Красота и отличная форма — знак беременности.
8. Способы коррекции эмоциональных состояний беременной женщины.
II. Вторая половина беременности
(занятия проводятся еженедельно — вторник — с 14.00)
1. Беременность и семейные отношения. Беременность для двоих.
2. Особенности образа жизни.
3. Внутриутробное развитие ребенка. Возможности общения.
4. Гимнастика для беременных (практические занятия).
5. Психологическая подготовка к родам беременной женщины средствами музыкотерапии.
6. Роды. Психологический смыл родов. Физиология и пред-вестники родов. Подготовка к поступлению в роддом. Периоды родов. Освоение основных приемов саморегуляции и аутотре-нинга (практике занятие). Особенности поведения и приемы са-мопомощи в первом периоде родов: основные позы, техника ды-хания, приемы массажа и т.д. Отработка поведения в родах, обу-чение взаимодействия с партнером, овладение точечным масса-жем для обезболивания и регуляции родовой деятельности (практическое занятие). Особенности поведения и приемы само-помощи во втором и третьем периоде родов: основные позы, техника дыхания, ранее прикладывание.
7. Послеродовый период. Новорожденный. Грудное вскармли-вание. Профилактика кишечных инфекций.
Занятия проводят акушеры-гинекологи, психолог, психотерапевт, педиатр.
Ответственный — зав. женской консультацией Бондаренко Галина Антоновна, тел. 267 14 48
Школа отцов
Занятия проводятся: 4-й четверг месяца, 18.00, 211 каб.
1. Беременность и семейные отношения. Беременность для двоих.
2. Партнерство в родам.
3. Подготовка дома для встречи новорожденного ребенка.
Ответственный — зав. женской консультацией Бондаренко Галина Антоновна, тел. 267 14 48.
Школа здоровья 3-го возраста:
Занятия проводятся на базе отделения дневного пребывания, 3-й четверг месяца: четные дни- 16.00 — 17.00, нечетные дни — 10.00 — 11.00.
Январь — Геронтологические особенности организма человека
Февраль — Особенности гериатрической фармакотерапии
Март — Заболевания скелета в пожилом возрасте. Пути коррекции.
Апрель — Атеросклероз как основа ИБС.
Май — ДГПЖ. Современные подходы к лечению. Пути профилактики.
Июнь — АГ в пожилом возрасте.
Июль — Возрастные особенности изменения зрения.
Август — Климакс. Современные методы коррекции.
Сентябрь — Болезни периферических сосудов в пожилом возрасте. Со-временные методы лечения.
Октябрь — Сахарный диабет в пожилом возрасте. Профилактика и ле-чение.
Ноябрь — Заболевания органов пищеварения у лиц пожилого и старче-ского возраста. Особенности этиопатогенеза, клиники, лечения.
Декабрь — Питание в пожилом возрасте. (Фельдшер-валеолог)
Декабрь — Круглый стол по итогам работы. (Врач-гериатр)
Ответственный — врач- гериатр Голяшова Людмила Андреевна, тел. 266 33 75
Школа здоровья позвоночника:
График работы: теоретические занятия:
ежедневно в 18.00, на базе кабинета лечебной физкультуры (каб. 210).
Темы занятий:
1. Общие сведения о деформации опорно-двигательного аппарата:
— нарушение осанки
— остеохондроз
— кифоз
— лордоз
— сколиоз
2. Позвоночник «ключ к здоровью»
3. Анатомия и физиология позвоночника
4. Сколиозы и из степени
5. Немедикаментозные методы лечения остеохондроза, сколиоза
Ответственный — врач — реабилитолог Гусева Светлана Сергеевна, 267 11 42
Школа здоровья гипертоника (артериальной гипертензии):
График работы: 3-й вторник месяца, 18.00 конференц-зал (3 этаж)
1. Понятие об артериальной гипертензии.
2. Правила измерения АД.
3. Причины возникновения АГ.
4. Факторы риска развития АГ:
низкая физическая активность
избыточная масса тела
1. Основные нормы сбалансированного питания.
2. Особенности питания при АГ.
Основные немедикаментозные методы снижения АД:
коррекция факторов риска
фитотерапия
физиотерапия
Занятие № 4
1. Основные группы препаратов использующихся для лечения АГ.
2. Лечение гипертонического криза в домашних условиях.
Ответственный — инструктор-валеолог Лешневская Наталья Васильевна, 263 92 68.
Школа ХОБЛ:
Время работы: каждый третий вторник каб. 612, 18:00
Темы занятий в школе хронической обструктивной болезни лёгких:
Строение бронхиального дерева. Понятие о ХОБЛ.
Факторы риска ХОБЛ.
Снижение влияния факторов риска.
Стратегия помощи пациентам для отказа от курения.
Оценка и мониторирование заболевания.
Фармакологическое лечение стабильной ХОБЛ.
Место глюкокортикостероидов в лечении ХОБЛ.
Иммунопрофилактика и иммунотерапия.
Нефармакологическое лечение: мед. реабилитация, ФТЛ, ЛФК, психотерапевтические аспекты реабилита-ции. Лечение обострений ХОБЛ на дому и в больнице.Обучение пациентов навыками пользования ингаляторами.
Ответственный — зав. отделением дневного пребывания, тел. 267 95 66
Школа бронхиальной астмы:
Занятия проводятся: 4-й четверг мес., каб. № 612, с 18.00 до 18.30
Темы занятий, даты проведения:
1. Понятие о бронхиальной астме, строение дыхательных путей, причины бронхиальной астмы, пикфлуаметрия
2. Лекарственная терапия бронхиальной астмы:
— лекарственные препараты, применяемые для лечения бронхиальной астмы
— ингаляторы, преимущества ингаляционного пути введения
— привила пользования ингаляторами
3. Роль кортикостероидных гормонов в лечении бронхиальной астмы:
— механизм их действия
— обоснованность назначения глюкокортико-стероидов
— побочные эффекты
— пути и способы применения стероидов
4. Обострение бронхиальной астмы, ночная астма. Причины, симптомы и лечение бронхиальной астмы, когда нужен врач. Ночная астма причины, профилактика и принципы лечения
5. Не медикаментозные методы лечения и профилактика бронхиальной астмы
— дыхательная гимнастика и др. виды физической нагрузки для больных с бронхиальной астмой
— лечебный массаж мышц лица и грудной клетки
04.10.2014
Ответственный — врач дневного стационара, 267 95 66.
Школа профилактики табакокурения:
1. Никотин и здоровье сосудов.
2. Курение и рак легких.
3. Спорт и курение
Чтение лекций на предприятиях при проведении выездных профилакти-ческих осмотров (Управление «Минсавтогаз», ОАО «Белтрансгаз», Киностудия «Беларусфильм», БЭРН и др.).
Индивидуальные беседы с пациентами при проведении профилактических осмотров.
Ответственный — зав. отделением профилактики Избавитель С.С., тел. 267 24 91.
Школа хронической сердечной недостаточности (ХСН) :
Занятия проводиться: первая среда каждого месяца на базе ОДП с 16.30 – 17.30
Темы занятий:
1. Общие сведения о ХСН, симптомы ХСН.
2. Контроль за своим состоянием.
3. Диета по ХСН.
4. Медикаментозная терапия ХСН.
5. Физическая активность при ХСН
Ответственный — зав. отделением профилактики Избавитель С.С., тел. 267 24 91.
Источник