Школа для пациентов с бронхиальной астмой
Положение о школе для больных бронхиальной астмой
1. Общие положения
1.1 Школа для больных бронхиальной астмой, далее «Астма-школа» организуется в составе отделений врачей общей практики, поликлиники МУЗ «Козловская ЦРБ».
1.2 «Астма-школу» возглавляет врач ООВП.
1.3 «Астма-школа» осуществляет свою деятельность на основании плана занятий.
1.4 Кабинет, где проводятся занятия, укомплектовывается оборудованием и инвентарем согласно объему и характеру деятельности.
2. Основные цели и задачи
2.1 Получение пациентом представления о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, характере ее течения, методах лечения.
2.2 Приобретения навыков контроля за течением бронхиальной астмы и оценки своего состояния.
2.3 Создание партнерских отношений между врачом и пациентом на основе сознательного подхода последнего к лечебному процессу.
2.4 Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение.
2.5 Ведение дневника самоконтроля и ведение дневника здоровья.
3. Ожидаемые результаты
3.1 Снижение количества приступов астмы и снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания, осложнения и смертности от них.
3.2 Снижение частоты повторных госпитализаций.
3.3 Отсутствие ночных симптомов астмы.
3.4 Восстановление прежней физической активности.
3.5 Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.
3.6 Улучшение качества жизни больного и выработки у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.
4. Принципы организации обучения.
4.1 Оснащение: кабинет, таблица («строение бронхиального дерева»), спейсер, прибор для самоконтроля, памятки для больных.
4.2 Формирование групп обучающихся: занятия большей частью индивидуальные. Целесообразно создавать группы не более 5-6 человек. За цикл проводится 5 занятий.
Критерии оценки эффективности
1. Снижение количества приступов астмы.
2. Снижение частоты повторных госпитализаций.
3. Отсутствие ночных симптомов астмы
4. Восстановление прежней физической активности.
5. Улучшение качества жизни.
Тематический план «Школы для больных бронхиальной астмой»
Занятие 1.
Понятие о бронхиальной астме. Анатомия и физиология дыхательных путей. Аллергологическое обследование. Специфическая терапия. Элиминационные факторы.
Занятие 2.
Лечение бронхиальной астмы. Ингаляционная техника. Базисная терапия. Негормональные и гормональные препараты в лечении БА.
Занятие 3.
Лечение обострений. Немедикаментозные методы лечения (ПФК, ФТЛ и т.д.). Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии. Пикфлуометрия. Обучение ведению дневника самоконтроля.
Занятие 4.
Навыки поведения при приступе удушья и в период обострения бронхиальной астмы.
Подведение итогов и контроль полученных знаний.
Источник
Школа для пациентов с бронхиальной астмой
ПОЛОЖЕНИЕ
о Школе здоровья «Астма-школа»
БУ «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии
I. Общие положения
1.1. Основная цель Школы здоровья для больныцх бронхиальной астмой (далее – Школа) – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
1.2. Школа организуются на базе поликлиники № 1, поликлиники № 2, детской поликлиники БУ «Вторая горбольница» Минздравсоцразвития Чувашии.
1.3. Занятия Школы проводятся в актовом зале поликлиники № 1;
1.4. Школа осуществляют свою деятельность на основании Устава БУ «Вторая горбольница» Минздрава Чувашии и настоящего Положения.
1.5. Руководство Школой осуществляет заведующий отделением.
1.6. Занятия в Школе проводят врач, фельдшер, медицинская сестра.
1.7. В Школу направляются пациенты с неосложненным течением и в отсутствие декомпенсации заболевания.
1.8. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
1.9. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом и/или врачами-специалистами любого профиля.
1.10. К обучению пациентов в Школе, в случае необходимости, могут привлекаться врачи-специалисты в соответствии с тематикой Школы.
1.11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется заведующим отделением ежемесячно.
II. Задачи Школы здоровья
Основными задачами Школы для пациентов являются:
2.1. Повышение информированности пациентов о хронических неинфекционных заболеваниях и факторах риска их возникновения.
2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья.
2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
2.6. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.
2.7. Обучение оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций врача.
2.8. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин и факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
III. Основная деятельность Школы здоровья
3.1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения прогрессирования заболеваний и осложнений.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.
3.3. Оценка организации и качества обучения в школе.
IV. Информирование Школы здоровья
5.1. Обязательный информационный минимум должен содержать:
5.1.1. Ознакомление пациента с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию пациента).
5.1.2. Обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого пациента в борьбе с болезнью.
5.1.3. Разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающиеся принципов экстренной взаимопомощи.
5.1.4. Гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:
— режима труда и отдыха,
— правильного питания и основ диетотерапии,
— необходимости отказа от вредных привычек и методы борьбы с ними,
— устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.
V. Построение занятий
6.1. Программа обучения состоит из занятий продолжительностью не менее 30 минут. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.
6.2. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 минут). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.
6.3. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.
Программа Школы включает следующие темы:
- Что такое бронхиальная астма?
- Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
- Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
- Неаллергические причины бронхиальной астмы.
- Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
- Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
- Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
- Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
- Лечение обострения бронхиальной астмы.
Источник
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой – регулярная форма занятий с больными, которые в течение определенного периода времени изучают ряд тем.
Школы проводятся:
- для амбулаторных и стационарных больных;
- как врачами, так и специально обученным средним медицинским персоналом;
- для всех больных бронхиальной астмой – единственное требование – сохраненный интеллект и память (больной должен усвоить полученную информацию); в группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания.
- для больных с тяжелой формой бронхиальной астмы необходимо дополнять групповые занятия индивидуальным обучением.
Набор в Школу здоровья для больных бронхиальной астмой осуществляется:
- в стационаре: о начале работы Школы здоровья оповещаются все врачи, которые составляют список пациентов, нуждающихся в обучении, и направляют их на занятия.
- на амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают больным предполагаемую дату начала занятий, затем по контактному телефону пациенты оповещаются о начале занятий.
Школа здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:
- ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;
- инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;
- статистические формы регистрации и учета;
- план и график работы;
- закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.
Обязательным требованием является «недопуск» на последующие занятия тех пациентов, кто не посетил первого занятия, т.е. Школа должна быть «закрытым коллективом» и в процессе цикла занятий не присоединялись новые больные. Если не соблюдать это правило, то новые больные начинают задавать вопросы, которые уже обсуждались на предыдущих занятиях и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, а затем набирается новая группа.
Количество больных в группе не должно быть более 8-10 человек. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
Для занятий лучше иметь учебный класс или другое помещение, где имеются столы, чтобы пациентам было удобнее производить записи.
К каждому занятию необходимо иметь демонстрационный материал: плакаты, буклеты, лекарства, видеофильм и др.
Цикл занятий может быть ограничен 5 уроками продолжительностью не более 1,5 часов. Общая продолжительность цикла должна составлять не более 7-10 дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В течение года обычно проводится 7-9 циклов занятий, в зависимости от потребности их может быть и больше. В летние месяцы обучение не проводится.
На первом занятии необходимо предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог врача прерывается вопросами и замечаниями больных, и занятие из лекции превращается в беседу.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа включает следующие темы:
- Что такое бронхиальная астма?
- Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
- Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
- Неаллергические причины бронхиальной астмы.
- Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
- Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
- Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
- Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
- Лечение обострения бронхиальной астмы.
- Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции.
- Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?
- Определение бронхиальной астмы.
- Бронхиальная астма – хроническое воспаление.
- Строение дыхательных путей.
- Что происходит при приступе бронхиальной астмы?
- Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.
Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».
На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.
Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.
Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.
Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:
- о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.
- о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.
- о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.
- об аллергических причинах бронхиальной астмы.
Аллергия – это повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды: химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиальная астма, поллинозы(аллергия на пыльцу растений),крапивница.
Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве корма для рыб. Среди факторов, способствующих росту числа аллергических заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.
Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.
Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.
Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):
- В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.
- Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.
- Необходимо проводить влажную уборку не реже 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.
- На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.
- Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.
- На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.
- Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.
- Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».
Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.
Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.
Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.
- неаллергические причины бронхиальной астмы
К неаллергическим причинам, вызывающим приступ удушья у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональный стресс, резкая перемена погоды, выход на холодный воздух, вирусная инфекция, физическая нагрузка, резкие запахи, высокая влажность и др. Одним из характерных признаков бронхиальной астмы является повышенная чувствительность бронхиального дерева отвечать сужением просвета бронхов на воздействие различных неаллергических стимулов, при этом возникает приступ удушья. С гиперреактивностью дыхательных путей бороться очень сложно, и главный метод лечения – стараться избегать ситуаций, при которых возникает приступ удушья.
Известно, что нервный стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься физкультурой, закаливаться. Существует и ряд больных, которым нужно конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу.
Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холод, рекомендуется за 20-30 минут сделать ингаляцию сальбутамола. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Больным необходимо объяснить, что при астме можнозаниматься спортом. Бронхиальная астма не является противопоказанием для занятий спортом, наоборот, физическая активность способствует улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плаванье.
ЗАНЯТИЕ № 2
- Что такое пикфлоуметр? Цели и задачи пикфлоуметрии.
- Методика использования пикфлоуметра.
- Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.
- Правила использования дозированного ингалятора.
- Правила использования спейсера.
- Правила проведения бронхолитического теста.
Цели второго занятия:
- научить слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером;
- научить осуществлять полноценный контроль за бронхиальной астмой, используя график пикфлоуметрии.
Реквизит: ингаляторы, пикфлоуметр, спейсер, плакаты с вариантами построения графиков пикфлоуметрии, дневник самоконтроля.
В начале второго занятия необходимо кратко повторить те вопросы, которые обсуждались на предыдущем. Желательно предложить ответить группе на вопросы, касающиеся определения бронхиальной астмы и причин и механизмов развития приступа бронхиальной астмы.
Пикфлоуметр– это прибор для измерения максимальной (пиковой) скорости выдоха (ПСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья. Показатель пикфлоуметрии напрямую зависит от того, насколько сужены бронхи.
Техника измерения пиковой скорости выдоха:
- Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.
- Необходимо сделать глубокий вдох.
- Плотно обхватить мундштук прибора губами.
- Сделать полный и резкий выдох.
- Отметить показания прибора.
- Повторить измерения ещё два раза и выбрать лучший.
- Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.
Больных необходимо обучить технике самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого надо научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии.
Цели и задачи дневника пикфлоуметрии:
- С помощью динамической пикфлоуметрии можно выявить причинный аллерген (по падению ПСВ в течение дня).
- Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель ПСВ с установленной для данного больного нормой).
- Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей.
- Распознать начинающееся обострение бронхиальной астмы.
- Оценить эффективность проводимого лечения.
На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания. Приблизительная схема поведения больного при обострении астмы обсуждается на занятии и записывается каждым слушателем индивидуально, после серийных измерений ПСВ.
Источник