Школа для пациентов с бронхиальной астмой
Положение о школе для больных бронхиальной астмой
1. Общие положения
1.1 Школа для больных бронхиальной астмой, далее «Астма-школа» организуется в составе отделений врачей общей практики, поликлиники МУЗ «Козловская ЦРБ».
1.2 «Астма-школу» возглавляет врач ООВП.
1.3 «Астма-школа» осуществляет свою деятельность на основании плана занятий.
1.4 Кабинет, где проводятся занятия, укомплектовывается оборудованием и инвентарем согласно объему и характеру деятельности.
2. Основные цели и задачи
2.1 Получение пациентом представления о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, характере ее течения, методах лечения.
2.2 Приобретения навыков контроля за течением бронхиальной астмы и оценки своего состояния.
2.3 Создание партнерских отношений между врачом и пациентом на основе сознательного подхода последнего к лечебному процессу.
2.4 Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение.
2.5 Ведение дневника самоконтроля и ведение дневника здоровья.
3. Ожидаемые результаты
3.1 Снижение количества приступов астмы и снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания, осложнения и смертности от них.
3.2 Снижение частоты повторных госпитализаций.
3.3 Отсутствие ночных симптомов астмы.
3.4 Восстановление прежней физической активности.
3.5 Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.
3.6 Улучшение качества жизни больного и выработки у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.
4. Принципы организации обучения.
4.1 Оснащение: кабинет, таблица («строение бронхиального дерева»), спейсер, прибор для самоконтроля, памятки для больных.
4.2 Формирование групп обучающихся: занятия большей частью индивидуальные. Целесообразно создавать группы не более 5-6 человек. За цикл проводится 5 занятий.
Критерии оценки эффективности
1. Снижение количества приступов астмы.
2. Снижение частоты повторных госпитализаций.
3. Отсутствие ночных симптомов астмы
4. Восстановление прежней физической активности.
5. Улучшение качества жизни.
Тематический план «Школы для больных бронхиальной астмой»
Занятие 1.
Понятие о бронхиальной астме. Анатомия и физиология дыхательных путей. Аллергологическое обследование. Специфическая терапия. Элиминационные факторы.
Занятие 2.
Лечение бронхиальной астмы. Ингаляционная техника. Базисная терапия. Негормональные и гормональные препараты в лечении БА.
Занятие 3.
Лечение обострений. Немедикаментозные методы лечения (ПФК, ФТЛ и т.д.). Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии. Пикфлуометрия. Обучение ведению дневника самоконтроля.
Занятие 4.
Навыки поведения при приступе удушья и в период обострения бронхиальной астмы.
Подведение итогов и контроль полученных знаний.
Источник
Школа для пациентов с бронхиальной астмой
ПОЛОЖЕНИЕ
о Школе здоровья «Астма-школа»
БУ «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии
I. Общие положения
1.1. Основная цель Школы здоровья для больныцх бронхиальной астмой (далее – Школа) – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
1.2. Школа организуются на базе поликлиники № 1, поликлиники № 2, детской поликлиники БУ «Вторая горбольница» Минздравсоцразвития Чувашии.
1.3. Занятия Школы проводятся в актовом зале поликлиники № 1;
1.4. Школа осуществляют свою деятельность на основании Устава БУ «Вторая горбольница» Минздрава Чувашии и настоящего Положения.
1.5. Руководство Школой осуществляет заведующий отделением.
1.6. Занятия в Школе проводят врач, фельдшер, медицинская сестра.
1.7. В Школу направляются пациенты с неосложненным течением и в отсутствие декомпенсации заболевания.
1.8. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
1.9. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом и/или врачами-специалистами любого профиля.
1.10. К обучению пациентов в Школе, в случае необходимости, могут привлекаться врачи-специалисты в соответствии с тематикой Школы.
1.11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется заведующим отделением ежемесячно.
II. Задачи Школы здоровья
Основными задачами Школы для пациентов являются:
2.1. Повышение информированности пациентов о хронических неинфекционных заболеваниях и факторах риска их возникновения.
2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья.
2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
2.6. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.
2.7. Обучение оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций врача.
2.8. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин и факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
III. Основная деятельность Школы здоровья
3.1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения прогрессирования заболеваний и осложнений.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.
3.3. Оценка организации и качества обучения в школе.
IV. Информирование Школы здоровья
5.1. Обязательный информационный минимум должен содержать:
5.1.1. Ознакомление пациента с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию пациента).
5.1.2. Обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого пациента в борьбе с болезнью.
5.1.3. Разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающиеся принципов экстренной взаимопомощи.
5.1.4. Гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:
— режима труда и отдыха,
— правильного питания и основ диетотерапии,
— необходимости отказа от вредных привычек и методы борьбы с ними,
— устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.
V. Построение занятий
6.1. Программа обучения состоит из занятий продолжительностью не менее 30 минут. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.
6.2. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 минут). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.
6.3. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.
Программа Школы включает следующие темы:
- Что такое бронхиальная астма?
- Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
- Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
- Неаллергические причины бронхиальной астмы.
- Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
- Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
- Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
- Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
- Лечение обострения бронхиальной астмы.
Источник
Школа бронхиальной астмы
Во многих городах медики проводят специальные занятия для больных бронхиальной астмой и их родственников. Обычно такие занятия называются школами здоровья для больных бронхиальной астмой.
Врачи в доступной форме доносят до людей, страдающих эти опасным заболеванием, полезную информацию. Больные учатся «побеждать астму», овладевая навыками контроля своего состояния. Они также узнают, что нужно делать, чтобы приступы астмы случались как можно реже. Больные астмой нечасто посещают врача, поэтому и им самим, и их родственникам надо выработать план действий для поддержания стабильного состояния.
В «Школе бронхиальной астмы» слушатели становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник семинара делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.
Школы здоровья могут проводиться как для больных, находящихся на стационарном лечении, так и для людей, не нуждающихся в госпитализации. В группу можно объединить больных разного возраста и с разной тяжестью заболевания.
Направление на участие в семинаре обычно выписывает лечащий врач. Главное правило – не создавать слишком большие группы, максимальное количество участников – 8-10 человек. Пропускать занятия не разрешается, так как у врача просто не будет времени по нескольку раз объяснять один и тот же материал. Больной, пропустивший занятие, будет отчислен, но он может записаться в следующую группу.
Необходимую информацию надо разделить на 5 полуторачасовых уроков, на занятиях надо использовать наглядный материал. Лучше всего проводить занятия ежедневно, таким образом, информационный курс займет 7-10 дней. В летние месяцы обучение обычно не проводится.
В школе здоровья необходимо осветить следующие темы:
- Что такое бронхиальная астма?
- От чего возникает приступ бронхиальной астмы?
- Аллергическая бронхиальная астма.
- Бронхиальная астма, вызванная инфекционными заболеваниями.
- Правила пользования пикфлоуметром. Проведение бронхолитических тестов. Индивидуальный контроль состояния здоровья.
- Применение ингаляторов при бронхиальной астме. Выбор лекарственных средств в зависимости от симптомов заболевания.
- Лечение хронической формы бронхиальной астмы.
- Применение глюкокортикостероидных гормонов для лечения бронхиальной астмы.
- Обострение бронхиальной астмы, помощь при обострении.
- Профилактика и лечение вирусных и бактериальных инфекций у больных бронхиальной астмой.
Источник
Занятие № 1
Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?
Определение бронхиальной астмы.
Бронхиальная астма – хроническое воспаление.
Строение дыхательных путей.
Что происходит при приступе бронхиальной астмы?
Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.
Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».
На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.
Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.
Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.
Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:
о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.
о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.
о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.
об аллергических причинах бронхиальной астмы.
Аллергия – это повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды: химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиальная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.
Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве корма для рыб. Среди факторов, способствующих росту числа аллергических заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.
Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.
Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.
Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):
В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.
Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.
Необходимо проводить влажную уборку не реже 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.
На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.
Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.
На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.
Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.
Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».
Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.
Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.
Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.
Источник