О программе «Школа Здоровья для детей с ОВЗ»
статья на тему
Реализация программы «Школа Здоровья», ее возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О программе «Школа Здоровья для детей с ОВЗ»
По данным ВОЗ, школа является одним из сильных стрессогенных факторов. Но с другой стороны школа, на мой взгляд, может и должна создавать оптимальные условия для сохранения здоровья детей и взрослых. В нашей школе реализуется программа создания Школы Здоровья для детей с ограниченными возможностями здоровья. И именно здоровье школьника является, на мой взгляд, одним из главных условий в образовательном процессе. Наши дети (как никто другой) нуждаются в особых психолого-педагогческих подходах и методах, в особом понимании их внутреннего мира и состояния души, — это я поняла, когда проработала с ними первые несколько месяцев. Наши дети не простые, это дети у которых есть весь комплекс психосоматических заболеваний и задержка психического развития по психологическому, по органическому и педагогическому типам.
Г.С. Никифоров рассматривает 3 уровня здоровья: биологический, психологический и социальный. Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным аспектом. А вот переход от психологического к социальному уровню достаточно условны. Также хочется вспомнить А. Маслоу и его четыре понятия, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях. Именно нашим детям с ЗПР очень часто недостает этих качеств.
При обучении и воспитании детей с ЗПР необходимо помнить о требованиях предъявляемых в ФГОСе к личностным результатам современного образования в сфере самоопределения личности и ценностно-смысловой сфере, в нравственно-этической сфере, в сфере развития эстетической культуры личности, в сфере эмоционального развития, в коммуникативной сфере, в сфере физического развития личности, в сфере трудового развития личности. Выполнение этих требований, на мой взгляд, сможет обеспечить такой конечный результат образовательной деятельности школы как воспитание и развитие ученика, характеристики которого следующие:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
- имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Я согласна с мнением профессора В.Г. Казанской о том, что здоровье школьника – “это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности”. Следовательно в современной школе ситуация требует новых нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровье наших детей мы определяем не только в терминах “благополучие”, ”комфорт”, “отсутствие болезни”, но и в таких терминах как “раскрытие личного потенциала ребенка”, “свобода”, “индивидуальность”, “социальная интегрированность”, “жизнестойкость”, «способность к перевоплощению и духовному росту”.
Процесс обучения на уроке – это взаимосвязь содержания учебного материала, деятельности учителя и деятельности ученика. Учитель старается создать условия для усвоения учеником учебного материала, ученик в этом взаимодействии становится субъектом своего собственного опыта. Обучение предусматривает не только “вложение” учителем в сознание ученика информации, подлежащей усвоению, но и анализ, сравнение и осмысление своего субъективного опыта каждым учеником, т.е. своеобразное “окультуривание” его внутреннего мира.
Задача учителя, в моем понимании, заключается в том, чтобы вызвать у школьников как можно больше положительных эмоций, связанных с учебным процессом. Очень важна установка, которую дает учитель при обучении. Нужно не нагнетать в классе представление, например о географии и биологии как о сложных науках, что приводит ко многим отрицательным эмоциям (в чем я убедилась на собственном примере), а показать их увлекательность, красоту и ясность, развивая при этом положительные эмоции школьников. Например, В. А. Сухомлинский считал большой бедой, если педагог не вызывает положительных эмоций в процессе обучения и не умеет выбрать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ученика. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению В.А. Сухомлинского, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику. Эффективность педагогического взаимодействия заключается в том, чтобы разговор с учащимися вызывал у них собственные мысли, переживания, побуждал к активной деятельности. Слово, не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. В.А.Сухомлинский назвал слово “тончайшим прикосновением к сердцу”, которое способно сделать человека счастливым и несчастным.
Проблема эмоциональной насыщенности процесса обучения, переживание положительных эмоций, вызванных педагогом у учащихся, в конкретное устойчивое положительное отношение к процессу обучения, обусловленные, в частности, коммуникативными способностями педагога, актуальна для современной педагогики. Активизация положительных эмоций у учащихся в процессе обучения не самоцель, не дополнение или украшение урока, а необходимое условие для усвоения знаний, ибо эмоционально преподнесенные факты запоминаются школьниками прочнее, на более длительный срок, что способствует и более интенсивному процессу развития ученика.
Мне близка формула усвоения знаний выведенная Сухомлинским: “Знания учителя- чувство учителя — чувство ученика — знание ученика”. Эта формула легла в основу его метода эмоционального пробуждения, помогающего развитию эмоционально-чувственной сферы у школьников и активизации эмоционального взаимодействия педагога и учащихся. Чувства, являясь проводником знаний, делают учебный процесс намного продуктивнее.
Также при подготовке к урокам я руководствуюсь принципами В. А. Кан-Калика, который указал следующую последовательность шагов по созданию эмоционального сотрудничества в процессе обучения:
- мысленное представление и переживание предстоящего урока
- выработка эмоционального отношения к материалу занятия
- использование для эмоционального освещения учебного материала своих жизненных впечатлений (встречи, случаи)
- обсуждение прочитанных книг, последних событий, актуализация ассоциаций
- обращение к классу для творческого подъема
- продумывание интонаций, жестов, мимики
- использование для образца конкретных данных из биографии выдающихся общественных деятелей, ученых, писателей
- привлечение сведений из жизни класса
- актуализация намеченных ранее эмоциональных акцентов
- отталкивание от наиболее яркого момента в учебном материале
- мысленное представление эмоциональных реакций учащихся.
Источник
Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
учебно-методический материал по теме
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_usloviyah_shkoly.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Линевская школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Искитимского района Новосибирской области.
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Воспитатель 9 класса: Фильчакова Ю.М.
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната
Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах — интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.
Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.
В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:
- Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
- Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
- Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.
Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.
Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:
В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;
Соблюдение рационального труда и отдыха;
Осмысление требований личной гигиены;
В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;
Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;
Наличие адекватных положительных эмоций;
Отсутствие вредных привычек.
В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;
Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;
Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.
В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;
Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;
Ответственность за собственные действия и поступки.
В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.
Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры — путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.
Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам — нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере — это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки — одна из составляющих здорового образа жизни.
Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры — это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В школе — интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья — это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.
Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно — развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег — эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.
Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. — М., 2002.
2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.
Источник