Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Елена Черенкова
Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение надо начинать всё раньше и раньше.
Каждый родитель вправе выбирать: где его ребенок будет получать дошкольное образование – в детском саду, у частного воспитателя, в семейном кругу или еще где – то. А может и там и там? Это желание родителей.
Альтернативой детскому саду стала Школа раннего развития, которая с 1997 года начала свою работу в Доме детского творчества «Гармония» с. Борское. Занятия в Школе раннего развития проходят по дополнительной общеразвивающей программе социально – педагогической направленности «Я познаю мир!».
Дополнительная программа «Я познаю мир!» составлена в соответствии с Письмом Минообрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и «Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных программ системы дополнительного образования детей». Обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих раннюю социализацию детей.
Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут.
Дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентноспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Новизна данной программы заключается в создании для детей комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующей адаптации детей в меняющемся мире. Дошкольник социализируется, познаёт мир через участие в акциях, проектах, конкурсах, через общение в новом детском коллективе. Наряду с этим проходит обучение элементам счёта и чтения. Данная программа является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми, с окружающим миром и раннее комплексное развитие.
Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение при поступлении ребенка в школу, для последующего развития, успешного вхождения в мир. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она написана с позиций узнающего мир дошкольника. Позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью и знакомит детей с картиной мира для постижения своего жизненного опыта.
Цель программы: создание условий для социально – личностного развития дошкольников, становления основ социальной компетентности, социализации и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.
Основными путями достижения поставленной цели является использование современных технологий, системно-деятельный подход, обучение через воспитание.
Программа выполняет три основные задачи.Обучающие: учить детей жить в детском коллективе; расширять словарный запас и общий кругозор; выявить детей с предпосылками одарённости. Развивающие: развивать коммуникативные отношения, культуру и социальные навыки поведения; умение наблюдать, характеризовать объекты окружающего мира, развивать мелкую моторику рук, речь.Воспитательные: воспитывать взаимопонимание, коллективизм, позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать положительный эмоциональный настрой и благоприятный микроклимат в коллективе; вырабатывать умения выстраивать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; воспитывать патриотические чувства.
Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни.
Данная программа предполагает использование различных средств и методов: метод проектов, стимулирования, наглядные, словесные, практические, игровые методы.Технологии: игровые, коммуникативные, групповые, технологии творческой деятельности с выходом на конечный продукт, здоровьесберегающие технологии. Используются как традиционные формы проведения занятий (учебное занятия, так и нетрадиционные формы: занятия – путешествия, встречи, фантазии, сказки, занятия – викторины, соревнования, творческие гостиные). Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность.
Программа строится на принципах содействия и сотрудничества детей, педагогов, родителей и учреждений социума (Борский краеведческий музей, Районный дом культуры, Борская районная детская библиотека им. С. Т. Аксакова, детские сады района,детские объединения: клуб старшеклассников «Алые паруса», телестудия «Бриз», и др.)
Принимая вызовы современного мира, программа предполагает воспитательные мероприятия, основываясь на «Плане основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» (беседы: «Безопасный интернет», «Мы разные, но равные», «Здоровая пища», «Один дома», «Откуда начинается Россия?»;цикл мероприятий на сплочение детского коллектива: «Мы вместе», «Законы Дружбы»;игровые программы: «Закон о тебе, обо мне, о нас…», «Летим в космос» и др. ;встречи в гостиной: «Современные профессии» (ранняя профориентация, «Наша дружная семья»;конкурсы рисунков: «Мы выбираем здоровье», «Скажи терроризму нет!» и др. ;акции: «Зимние хлопоты», «Весенняя неделя добра», «Сохраним первоцвет», «Читаем детям о войне», «Здорово быть здоровым» и др. ; проект ««Здравствуйте, это Я!», «Летят журавли»; митинг «Мы этой памяти верны», экскурсии в музей, в библиотеку)
Срок реализации программы — 2 года.
Форма обучения — очная, занятия проводятся в первой половине дня.
Формыорганизации деятельности: занятия проводятся по группам.
Группа занимается 2 раза в неделю, (продолжительность занятий 25-30 мин., перемен – 10 мин.)
Учебный план программы «Я познаю мир!»
№ Название курсов Количество часов
1 год обучения 2 год обучения
1. 1. «Я и мир вокруг меня» 72 часа 72 часа
2. «Азбука общения» 72 часа 108 часов
3. Изотворчество 36 часов 36 часов
4. Музыка З6 часов 36 часов
5. Хореография 36 часов 36 часов
6. Компьютерная грамота — 36 часов
Итого: 252 часа 324 часа
Применяются такие виды контроля,как:
Входящий контроль (проверяется начальный уровень знаний и умений детей)
Текущий контроль (по итогам занятия, по окончании темы) осуществляется для выявления уровня освоения материала. По итогам занятия педагог выставляет «оценку» действий ребенка в виде определенной знаковой системы (звездочек, цветочков и т. д., непременно с положительным настроем на следующие занятия. Итоговый годовой контроль знаний проходит в конце учебного года, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития способностей за данный период обучения. Формойитогового контроля являются: тестирование, открытые занятия с приглашением родителей, результаты участия обучающихся в конкурсах различной направленности.
Главным методом контроля является наблюдение, систематическое изучение обучающихся, выявление показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатах обучения.
Ожидаемые конечные результаты: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; видеть указанную ошибку и исправлять ее самостоятельно; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности; умение пользоваться канцелярскими принадлежностями; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве и времени; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; строить монолог и диалоговую речь; умение слушать собеседника, предлагать помощь и сотрудничество.
Таким образом, данная дополнительная общеобразовательная программа «Я познаю мир» для обучающихся 5-7 лет представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует ранней социализации обучающихся.
Презентация «Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении» «Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении» Цель: вовлечение родителей в воспитательно — образовательный.
Опыт работы ДОУ «Квест-технология как наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников» Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Положительных результатов в решении этой проблемы можно.
Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» 1 слайд. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это.
Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования» Содержание 1 Пояснительная записка 3 2 Понятие «обучение грамоте» в современной научно-методической литературе 4 2.1. Обучение грамоте.
Лэпбук как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Исследования Н. Г. Лаврентьевой,.
Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.
Методическая разработка «Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию детского сада с семьей» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее.
Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет Актуальность данной программы. Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение.
Работа с родителями в учреждении дополнительного образования В сегодняшней жизни родители заняты решением социально – бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе,.
Сказкотерапия — как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста по изучению ПДД Использование инновационной формы работы с детьми по изучению ПДД, по средствам сказкотерапии Однажды я детям прочитала эту сказку, она.
Источник
Раннее развитие — школы для самых маленьких
Как проходят занятия, когда начинать, плюсы и минусы школ раннего развития ребенка.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, много читал, хорошо учился в школе, с удовольствием занимался и стал образованным человеком. Поэтому многие желают начать обучение малыша в самом раннем возрасте. И здесь перед родителями возникает множество вопросов: с чего начать? как и чем заниматься? в каком возрасте следует начать образование? заниматься самим дома или водить ребенка в школу раннего развития? какие методики существуют и какую из них выбрать для своего любимого крохи?
Ранним развитием считается обучение и воспитание ребенка с рождения и до 6 лет. Дело в том, что ребенок рождается с огромным потенциалом, его мозг активно работает, устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками, он впитывает в себя всю информацию, как губка. Дети начинают учиться сразу после рождения. Окружающие звуки, тактильные ощущения, зрительные образы — все это является первыми уроками в жизни новорожденного. С каждым днем малыш получает больше и больше сведений.
Психологи утверждают, что в первые шесть лет жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы! Природа все устроила таким образом, что именно в этот период ребенок легко учится, хорошо запоминает множество слов, способен усвоить огромное количество знаний. Но, увы, так происходит не всегда. Развитие мозга, которое так активно происходит в детстве, со временем замедляется. И если годовалый малыш легко воспринимает незнакомую речь, без труда запоминает новые слова (пусть даже и пассивно, не умея еще употреблять их самостоятельно), а к пяти годам уже хорошо овладевает устной речью, то взрослому человеку выучить иностранный язык бывает намного сложнее. Но для того чтобы мозг полноценно развивался, он требует постоянной работы. В принципе, это касается всего нашего организма. Представьте себе, что будет, если мы длительное время будем просто лежать и ничего не делать. Правильно, мышцы организма ослабнут и перестанут работать. Так и мозг, если он не будет работать, то его развитие пойдет крайне медленно. И именно поэтому обучению в первые годы жизни следует уделять особенно большое внимание.
При этом обучение должно быть разносторонним, а развитие гармоничным. Для многих родителей раннее развитие — это способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает и получение ребенком основных понятий об окружающем мире, и физические занятия и упражнения, и развитие творческих способностей и навыков самообслуживания, и многое другое с самого раннего возраста.
Школы раннего развития
Заниматься развитием малыша можно не только дома. Сегодня в помощь родителям создано много школ раннего развития. Они работают по разным методикам и программам, которые разработаны педагогами, врачами, психологами и другими специалистами. Многие отрабатывались и совершенствовались в течение долгих лет. В этих школах работают квалифицированные педагоги, которые изучали эти методики, имеют опыт в работе с детишками (а это особенно важно для молодых мам, у которых первый ребенок) и в большинстве своем имеют педагогическое образование. Школы оснащены развивающим материалом (кубики Зайцева, рамки Монтессори, природный материал, разные виды букв и цифр, таблицы и многое другое), многие имеют дополнительную спортивную базу (спортивные комплексы, бассейны, спортивные дорожки, сухие бассейны и т.д.), в некоторых проводятся также и музыкальные занятия для самых маленьких. Поэтому, безусловно, школы раннего развития являются замечательными помощниками при обучении ребенка.
Возраст
В школах раннего развития обычно существует несколько групп, каждая из которых решает свои возрастные задачи и работает по специальной программе. Они формируются по возрасту или в зависимости от вида деятельности. Так, например, занятия могут быть:
- с 0 до 6 месяцев;
- с 5 до 10 месяцев;
- с 9 месяцев до 1,5 лет.
Как правило, каждая группа имеет свои возрастные ограничения. При этом однозначного ответа, когда надо начинать занятия и куда лучше идти, — нет. Решение принимают родители, учитывая индивидуальные особенности ребенка, его желание посещать занятия и рекомендации врачей.
Виды занятий
Занятия в школах раннего развития бывают разные по времени и по продолжительности, существуют также группы выходного дня. Если у вас есть возможность выбирать, то лучше всего для занятий подходят утренние часы. Именно в это время ребенок полон сил и энергии, и поэтому лучше воспримет новую информацию. Если малышу меньше 3 лет, заниматься нужно не чаще 2-3 раз в неделю по 40-60 минут. Если ваш ребенок старше, можно увеличивать и время занятий, и их периодичность.
- индивидуальные, когда педагог занимается один на один с ребенком;
- групповые: один или два педагога работают с группой детей;
- индивидуальные занятия вместе с мамой и малышом (обычно это требуется, если малыш отстает в развитии или у него есть проблемы со здоровьем);
- «мама + малыш»: занятия проводятся в группе детей с родителями.
Перед занятиями ребенок должен хорошо выспаться и покушать.
Марина, 1,8 года. Первое время постоянно плакала и отказывалась что-либо делать. Оказалось, что время занятий частично пересекалось со вторым сном. И девочку будили пораньше, чтобы не опоздать к началу урока. Когда поменяли время занятий, Марина с удовольствием стала заниматься и теперь сама спешит на урок.
«Плюсы» занятий в школах раннего развития
Как мы уже говорили, школы раннего развития обычно имеют разнообразный развивающий материал. Покупать домой такое большое количество пособий не имеет смысла. Во-первых, это дорого; во-вторых, занимает много пространства; и, пожалуй, самое главное, они рассчитаны на большое количество детей в зависимости от возраста, интереса и уровня развития.
Занятия, проводимые в таких группах, адаптированы специально для детей определенного возраста. Большая часть уроков проходит в игровой форме. Ведь дети новые знания лучше всего воспринимают через игру. Очень хорошо, если занятия будут содержать в себе разного вида упражнения: интеллектуальные, музыкальные, художественные, физические и т.д. Малыши еще не могут долго концентрировать внимание на одном занятии, и им необходима смена деятельности. Самым лучшим вариантом является чередование упражнений, требующих усидчивости и внимания, с активными движениями. Например, когда между интеллектуальными занятиями проводится физкультминутка или небольшая танцевальная разминка.
Посещая занятия в группе раннего развития, ребенок приобретает новые знания. Как мы уже говорили, до 6-7 лет процесс образования дается малышу легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной мотивации. Но, занимаясь в «школе», ребенок не просто получает новые знания, он учится учиться. Малыш учится ставить перед собой задачи — пусть маленькие, но такие необходимые (например, самостоятельно поставить еще один кубик, нарисовать круг или просто убрать за собой краски), логически мыслить и делать свои первые выводы. Он тренирует память, развивает мелкую и крупную моторику, у него постепенно, день за днем, повышается концентрация внимания. И еще очень важный момент: ребенок учится быть самостоятельным.
Очень важный фактор в пользу школ раннего развития — социальный. Дети с самого раннего возраста учатся общаться между собой, выстраивать отношения с «чужими» взрослыми, просить помощи, решать конфликтные ситуации и просто дружить. Ведь, что такое мир малыша дома — это по существу мир взрослых людей. Кто окружает маленького человечка — мамы, папы, дедушки и бабушки, дяди и тети, которые его очень любят и готовы сделать все для него. И эти взрослые принимают за ребенка большинство решений. И даже если где-то на детской площадке возникает конфликтная ситуация между детьми или спорный вопрос, то решают его обычно тоже взрослые. А попадая в среду, где много детей, ребенок учится делать это сам. Да и вообще искусству общения мы учимся всю жизнь, и чем раньше наш ребенок начнет постигать эту нелегкую науку, тем проще ему будет потом. И еще один приятный момент: новые друзья появляются не только у детей, но и у их родителей.
Вероника, 23 года. «Когда родилась Полинка, мы переехали в другой район, где я никого не знала, да и с друзьями по работе созванивалась все реже и реже: у них — баланс и квартальный отчет, у меня — первые шаги дочки и ее первые слова… Когда Полинке исполнился годик, мы пошли на занятия «мама + малыш», где занимались мамы с детишками от 1 года до 3 лет. И там я познакомилась с людьми, у которых такие же интересы, как и у меня, и которых волнуют такие же вопросы, как и меня. Было приятно обсуждать вместе, как растут дети, чем кормить или чем лучше лечить, а также куда можно вместе пойти. «
«Минусы» занятий в школах раннего развития
Пожалуй, одним из самых существенных недостатков школ раннего развития является их стоимость. К сожалению, очень мало таких школ финансируются государством или получают материальную поддержку от муниципалитета, и, как правило, они находятся на самоокупаемости. Дорогостоящая аренда помещений, покупка материала, оплата труда педагогов и другие расходы ложатся на плечи родителей. И поэтому часто стоимость таких занятий оказывается достаточно высокой.
У маленьких детей еще слабо развит иммунитет к инфекционным болезням. И если в группе кто-то заболел или не долечился, то большая вероятность, что заразятся и другие малыши. Поэтому первый год дети часто болеют. Но постепенно сопротивляемость организма к этим вирусам повышается, что уменьшает вероятность последующего заболевания.
Не всегда школа находится рядом с домом. И тогда встает вопрос: как добираться? Долгая дорога для малыша — большое испытание, а разница между машиной и общественным транспортом для ребенка колоссальная. И если в сентябре можно совершить приятную прогулку, то подумайте, как вы будете добираться зимой. Запомните рекомендации врачей: максимальное время в пути не должно превышать 20 минут.
Когда дети ходят в одну группу, мамы непроизвольно начинают сравнивать успехи детей. В результате переживают сами (ведь всегда найдется тот, кто в чем-то преуспел больше, чем ваш ребенок). Но особенно плохо, когда родители начинают указывать на это малышу, тем самым делая первые шаги к возникновению у ребенка комплекса неполноценности. Важно помнить, что раннее развитие — это не когда ваш малыш что-то делает лучше, чем другой ребенок, а когда он делает лучше по сравнению с самим собой! Т.е. по сравнению с тем, каким бы он был, если бы с ним не занимались.
К сожалению, некоторые родители считают, что посещения занятий в детском дошкольном учреждении более чем достаточно, тем самым полностью перекладывая ответственность за воспитание и развитие ребенка на педагога. Это в корне неверно, ни одна суперзамечательная школа раннего развития не заменит вашего общения с ребенком! Чтение книг, увлекательные прогулки, беседы, занятия спортом, да просто совместные игры — все это тоже влияет на формирование личности малыша.
Методики и программы раннего развития
Сейчас известно достаточно большое количество авторских программ и методик. Но если говорить о школах раннего развития, то наибольшее распространение получили методика М. Монтессори и занятия по пособиям Н. А. Зайцева.
Вальдорфская педагогика
Основатель: Рудольф Штайнер, немецкий философ и эзотерик, разработчик направления антропософии. Первая вальдорфская школа была открыта в Германии в 1919 г., для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория» (отсюда и название самой педагогики).
Основные положения: вальдорфская педагогика изначально ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных способностей. Вальдорфцы считают, что детство — прекрасный возраст, который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на развитие художественных, музыкальных и театральных способностей. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка. Но раннее развитие интеллекта считается недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеного дерева или глины, т.к. это развивает фантазию и творческие способности малыша. Часто в таких группах есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и ставятся театральные представления.
Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
Занятия: лепка, рисование, готовка, музыка (чаще всего это флейта или народные инструменты), эвритмия (движения под музыку), театр и т.д.
Методика М. Монтессори
Основатель: Мария Монтессори, итальянский педагог; одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе. Первоначально ее занятия были рассчитаны на детишек, отстававших в развитии. Но результаты, которых достигли ребята, были настолько потрясающими, что возник разумный вопрос: а что же будет с обычными детьми, если с ними проводить аналогичные занятия. И через некоторое время был открыт первый детский сад для обыкновенных ребят.
Основные положения: главный принцип Монтессори-групп — «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не научатся. Для этого Монтессори-педагоги разработали огромное количество развивающего материала. Все пособия красивые, интересные и приятные на ощупь. Располагаются они от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет заниматься, сколько времени и с кем из ребят будет сотрудничать. М. Монтессори обосновала, что в каждом ребенке заложена потребность в развитии, поэтому он сам все время будет стремиться к новым знаниям. А развивающая среда поможет ему в этом. Еще М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что каждый ребенок переживает сензитивные периоды, т.е. те моменты своей жизни, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам (например, наиболее благоприятный период для обучения чтению с 3 до 5,5 лет; а сензитивный период восприятия порядка длится от 2 до 4 лет). И если учитывать эти особенности развития детей, то обучение будет проходить легко и непринужденно.
Возраст: существуют занятия в группах «мама + малыш», которые посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет уже обучаются в группах самостоятельно.
Занятия: в каждой Монтессори-группе определенным образом выстроена обучающая среда. С помощью пособий можно научиться множеству вещей: переливать воду из кувшинчика в чашки, пересыпать ложкой крупу, читать, писать, а также изучить домашних животных и времена года. Весь материал делится на пять зон: практическая жизнь; сенсорика (развитие органов чувств); математика; русский язык; космос (знания об окружающем мире). Для того чтобы ребенок мог правильно работать с новым пособием, учитель проводит презентацию материала, т.е. показывает и, если надо, объясняет, что и как нужно делать. Весь Монтессори-материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать на недостатки в работе крохи, тем самым у ребенка не возникает чувства страха, если он сделал что-то не так, и он уверен в своих силах.
Методика Н. Зайцева
Основатель: Николай Александрович Зайцев — преподаватель русского и английского языков, академик Академии творческой педагогики, автор новых направлений в методиках обучения чтению, преподавания математики и грамматики.
Основные положения: Н. А. Зайцев разработал методику по обучению чтению при помощи звучащих кубиков. Методика основана на принципе складового чтения. Взрослые вместе с детьми или сами дети поют склады, написанные на таблицах или размеренные на сторонах кубиков, которые отличаются по цвету, размеру и звучанию (внутри кубиков находятся различные предметы, издающие звук). Играя с этими кубиками, дети учатся составлять простые слова, пишут названия предметов; с помощью указки делают это же на таблицах. И в скором времени начинают читать надписи на улице, названия журналов и даже свои первые книги.
Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода, они конкретны и всесторонни одновременно. Но его методика — это не только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел, есть также «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии).
Возраст: начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст — 4-5 лет. С одной стороны, малыши уже подросли, они тянутся к другим ребятам, им легче адаптироваться в новой обстановке, а с другой, дети уже знают, что такое книга, они понимают, для чего нужно учиться читать, и с удовольствием воспринимают «правила игры». Поэтому именно в этом возрасте обучение проходит наиболее быстро и легко.
Очень часто преподаватели в школах раннего развития владеют несколькими методиками и применяют их при непосредственном обучении малышей.
Как проходят развивающие занятия?
Занятия в школах раннего развития проводятся в группах. Как правило, группы небольшие — по 8-10 человек, что позволяет уделить внимание каждому малышу и найти к нему индивидуальный подход. Время занятий — от 20 минут до часа — устанавливается в зависимости от возраста детей и программы школы. Большинство занятий в школах раннего развития проходит в форме игры и включает в себя различные виды деятельности, которые быстро сменяют друг друга, что делает занятие более эффективным и интересным.
В урок могут быть включены:
Пальчиковая гимнастика и артикуляционные игры: с помощью ладошек дети «надувают» шарики или показывают пальчиками, как зайчик шевелит ушами, какие у ежика иголки, или «пекут» пирожки для любимых мам. И все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают занятия в увлекательную, эмоциональную игру.
Занятия, направленные на развитие речи, включают в себя прослушивание сказок, стихов и потешек, составление рассказов по картинкам, придумывание историй на заданную тему, отгадывание загадок, ответы на вопросы и игры со словами.
Музыкальные занятия: вместе с педагогом ребята разучивают веселые песенки, играют на народных инструментах (деревянных ложках, бубнах, трещотках и т.д.).
Ритмика: представляет собой систему физических упражнений под музыку для развития чувства ритма.
Физические упражнения: не только укрепят здоровье вашего малыша, но и обеспечат правильное физическое развитие, расширят функциональные возможности развивающегося организма, научат кроху ориентироваться в пространстве, координировать движения и удерживать равновесие, а также помогут в профилактике простудных заболеваний. Большинство физических упражнений сопровождается веселыми стихами и потешками. На занятиях могут использоваться погремушки, спортивные дорожки, игрушки, развивающие коврики, большие и маленькие мячи, обручи и другие спортивные снаряды.
Развивающие игры: рамки Монтессори, игры Никитиных, различные виды лото и большое количество других развивающих игр и упражнений, направленных на формирование интеллектуальной деятельности малыша.
Основы математики: здесь малыши познакомятся с цифрами; узнают простые геометрические формы; разберут такие понятия, как «один — много», «больше — меньше — столько же», «плюс — минус — равно» и т.д.
Обучение чтению: первое знакомство с азбукой, игры с буквами, кубики Зайцева, песенка Алфавита, звуковые дорожки и прятки со слогами — все это поможет сделать первые шаги в мир чтения.
Рисование: на занятиях малыш научится рисовать пальчиками, кисточкой, губкой; делать цветные брызги; узнает, как нажать на карандаш, чтобы линия получилась толстой или тонкой; увидит, какие узоры получаются на мокром листе и т.д.
Лепка: развиваем пальчики с помощью пластилина, глины, теплого воска и соленого теста.
Знания об окружающем мире: малыш познакомится с дикими и домашними животными, узнает какие бывают виды транспорта, чем овощи отличаются от фруктов и что за весной следует лето. Ребята на каждом занятии будут делать для себя маленькие открытия о нашем мире.
Психологические игры помогут детям научиться дружить, взаимодействовать друг с другом, просить помощь или совет; научат малыша управлять своими эмоциями и победить страхи, заботиться о животных и уважать старших, а также различать плохое и хорошее. В работе могут быть использованы карточки, рисунки, плакаты. Сюда же относят сказкотерапию, психологический театр и различные ролевые игры и упражнения.
Творческая деятельность развивает воображение и фантазию детей при работе с природными материалами (желудями, шишками, каштанами, листьями и т.д.). На занятиях малыши учатся делать аппликацию обрезную (с использованием ножниц), обрывную (рвут бумагу на мелкие кусочки), объемную; конструировать из бумаги путем сгибания, многократного складывания или склеивания.
Источник