Меню

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой это

Школа для пациентов с бронхиальной астмой

Положение о школе для больных бронхиальной астмой

1. Общие положения

1.1 Школа для больных бронхиальной астмой, далее «Астма-школа» организуется в составе отделений врачей общей практики, поликлиники МУЗ «Козловская ЦРБ».

1.2 «Астма-школу» возглавляет врач ООВП.

1.3 «Астма-школа» осуществляет свою деятельность на основании плана занятий.

1.4 Кабинет, где проводятся занятия, укомплектовывается оборудованием и инвентарем согласно объему и характеру деятельности.

2. Основные цели и задачи

2.1 Получение пациентом представления о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, характере ее течения, методах лечения.

2.2 Приобретения навыков контроля за течением бронхиальной астмы и оценки своего состояния.

2.3 Создание партнерских отношений между врачом и пациентом на основе сознательного подхода последнего к лечебному процессу.

2.4 Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение.

2.5 Ведение дневника самоконтроля и ведение дневника здоровья.

3. Ожидаемые результаты

3.1 Снижение количества приступов астмы и снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания, осложнения и смертности от них.

3.2 Снижение частоты повторных госпитализаций.

3.3 Отсутствие ночных симптомов астмы.

3.4 Восстановление прежней физической активности.

3.5 Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.

3.6 Улучшение качества жизни больного и выработки у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.

4. Принципы организации обучения.

4.1 Оснащение: кабинет, таблица («строение бронхиального дерева»), спейсер, прибор для самоконтроля, памятки для больных.

4.2 Формирование групп обучающихся: занятия большей частью индивидуальные. Целесообразно создавать группы не более 5-6 человек. За цикл проводится 5 занятий.

Критерии оценки эффективности

1. Снижение количества приступов астмы.

2. Снижение частоты повторных госпитализаций.

3. Отсутствие ночных симптомов астмы

4. Восстановление прежней физической активности.

5. Улучшение качества жизни.

Тематический план «Школы для больных бронхиальной астмой»

Занятие 1.

Понятие о бронхиальной астме. Анатомия и физиология дыхательных путей. Аллергологическое обследование. Специфическая терапия. Элиминационные факторы.

Занятие 2.

Лечение бронхиальной астмы. Ингаляционная техника. Базисная терапия. Негормональные и гормональные препараты в лечении БА.

Занятие 3.

Лечение обострений. Немедикаментозные методы лечения (ПФК, ФТЛ и т.д.). Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии. Пикфлуометрия. Обучение ведению дневника самоконтроля.

Занятие 4.

Навыки поведения при приступе удушья и в период обострения бронхиальной астмы.

Подведение итогов и контроль полученных знаний.

Источник

Школа для пациентов с бронхиальной астмой

ПОЛОЖЕНИЕ

о Школе здоровья «Астма-школа»

БУ «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии

I. Общие положения

1.1. Основная цель Школы здоровья для больныцх бронхиальной астмой (далее – Школа) – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

1.2. Школа организуются на базе поликлиники № 1, поликлиники № 2, детской поликлиники БУ «Вторая горбольница» Минздравсоцразвития Чувашии.

1.3. Занятия Школы проводятся в актовом зале поликлиники № 1;

1.4. Школа осуществляют свою деятельность на основании Устава БУ «Вторая горбольница» Минздрава Чувашии и настоящего Положения.

1.5. Руководство Школой осуществляет заведующий отделением.

Читайте также:  Критерии используемые для оценки здоровья населения генетические функциональные

1.6. Занятия в Школе проводят врач, фельдшер, медицинская сестра.

1.7. В Школу направляются пациенты с неосложненным течением и в отсутствие декомпенсации заболевания.

1.8. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.

1.9. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом и/или врачами-специалистами любого профиля.

1.10. К обучению пациентов в Школе, в случае необходимости, могут привлекаться врачи-специалисты в соответствии с тематикой Школы.

1.11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется заведующим отделением ежемесячно.

II. Задачи Школы здоровья

Основными задачами Школы для пациентов являются:

2.1. Повышение информированности пациентов о хронических неинфекционных заболеваниях и факторах риска их возникновения.

2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.6. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.

2.7. Обучение оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций врача.

2.8. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин и факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

III. Основная деятельность Школы здоровья

3.1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения прогрессирования заболеваний и осложнений.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

3.3. Оценка организации и качества обучения в школе.

IV. Информирование Школы здоровья

5.1. Обязательный информационный минимум должен содержать:

5.1.1. Ознакомление пациента с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию пациента).

5.1.2. Обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого пациента в борьбе с болезнью.

5.1.3. Разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающиеся принципов экстренной взаимопомощи.

5.1.4. Гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:

— режима труда и отдыха,

— правильного питания и основ диетотерапии,

— необходимости отказа от вредных привычек и методы борьбы с ними,

— устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.

V. Построение занятий

6.1. Программа обучения состоит из занятий продолжительностью не менее 30 минут. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.

6.2. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 минут). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.

6.3. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.

Читайте также:  Грех вреда своему здоровью

Программа Школы включает следующие темы:

  1. Что такое бронхиальная астма?
  2. Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
  3. Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
  4. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
  5. Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
  6. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
  7. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
  8. Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
  9. Лечение обострения бронхиальной астмы.

Источник

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой это

Бронхиальная астма (БА) является одним из самых распространенных хронических заболеваний. по статистическим данным Минздрава РФ число больных этим заболеванием ежегодно увеличивается в среднем на 7 % . в настоящее время в мире около 300 млн. больных БА [1, 4]. Общее количество больных астмой в РФ приближается к 7 млн. человек, из которых около 1 млн. имеют тяжелые формы болезни, часто приводящие к инвалидизации и возможным летальным исходам [5]. БА снижает уровень качества жизни (КЖ) человека, влияя на все виды его деятельности. Отмечено, что КЖ больных БА прогрессирующе ухудшается по мере усугубления тяжести заболевания [2, 6]. БА входит в число десяти главных неинфекционных хронических заболеваний, являющихся основной причиной смерти в среднем и пожилом возрасте, сокращает среднюю продолжительность жизни мужчин на 6,6 года, женщин – на 13,5 лет [8]. при этом продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими респираторными заболеваниями, в РФ на 10–15 лет меньше, чем в развитых странах Европы. Назначение врачом ЛС – это первичный уровень оказания медицинской помощи, который является одной из главных составляющих экономики здравоохранения [3, 6]. по данным ВОЗ, длительное соблюдение назначений врача при хронических заболеваниях наблюдается лишь в 50 % случаев [9, 10]. Низкая приверженность лечению, особенно при хронических заболеваниях, является одной из причин уменьшения терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение. Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных БА связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которая приводит к неправильному пониманию предписаний врача. в нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании. Неосведомленность пациентов о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализации, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожания лечения [7, 8]. Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа, астма-день, телефоны помощи больным, самостоятельное образование с помощью научно-популярной литературы, видео-фильмов, Интернет-сайтов. Применимость этих видов обучения зависит от особенностей лечебного учреждения. Среди перечисленных методов важное место занимает астма-школа. Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов сомоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Первой формой образовательной работы с пациентами является амбулаторная врачебная астма-школа. Мировой опыт внедрения таких астма-школ показал их эффективность и неоценимое значение в формировании образовательных программ [10]. Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА – все это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4».

Читайте также:  Выводы по здоровью школьников

Цель исследования: провести анализ работы школы здоровья для больных БА разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях.

Материалы и методы исследования

В поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4» проводилась астма-школа с больными БА. Были проанализированы данные 54 больных БА, смешанной формы заболевания средней и тяжелой степени тяжести (по классификации ВОЗ/МОАГ 2004), которые посещали астма-школу в 2015 году. в группе I средний возраст больных составил 52,4±1,7 лет (пациенты, обучавшиеся в активной астма – школе). Во II группе средний возраст больных составил 50,8±1,9 – (пациенты, не посещавшие астма – школу). из них женщины составили 53 % пациентов, мужчины -47 %. Больные БА молодого возраста составили 41 %, среднего – 44 %, пожилого – 15 %. Две группы пациентов были сопоставимы по возрасту и половым различиям. в группе I средняя длительность заболевания была 8,7±1,2 и 8,4±1,3 – в группе II. в двух группах преобладали пациенты со среднетяжелой формой заболевания (в 78 % случаев). Всем больным проводилось исследование функции внешнего дыхания на приборе «Microlab» (измерение показателей форсированной жизненной ёмкости лёгких и объёма форсированного выдоха за первую секунду), анкетирование (общие сведения, уровень самочувствия, готовность к сотрудничеству с врачом, предпочтения пациентов в выборе препаратов), определялся уровень приверженности к лечению (с помощью «слепого динамического» взвешивания индивидуальных дозированных ингаляторов, изучения дневников самонаблюдения пациентов), оценка качества жизни (опросник SF-36). Период наблюдения составил 4 месяца. Общая продолжительность цикла обучения в астма-школе составил 4 недели, по 2 занятия в неделю в будние дни, которая предполагала тестовый контроль знаний с обсуждением результатов тестирования, обсуждение интересующих вопросов, изучение специальной литературы, применение интерактивные форм обучения, обучение технике ингаляций, демонстрация небулайзеров, порошковых и аэрозольных дозированных ингаляторов, спейсеров, пикфлоуметров, т.е. активное вовлечение больных в учебный процесс. Образовательная программа включает следующие темы для занятий: анатомия и физиология органов дыхания; что такое бронхиальная астма; анатомические и функциональные изменения в бронхиальном аппарате при обострении бронхиальной астмы; методы контроля течения заболевания в домашних условиях (пикфлоуметрия); не медикаментозная терапия бронхиальной астмы; медикаментозная терапия бронхиальной астмы; современные ингаляционные глюкокортикоиды, β-агонисты, отхаркивающие средства. Обучение пациентов было направлено на достижение обучение методам самоконтроля, взаимопонимания, выработку навыков пользования препаратами. Пациентам объясняется порядок оформления льготных рецептов на препараты. в основу астма-школы заложены следующие положения: 1) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 2) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни; 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья является главным этапом реабилитации больного. Анализ осуществлялся при помощи электронных таблиц Microsoft®Excel 2010. Статистически значимыми считали отличия при уровне p

Источник

Adblock
detector