Первый год жизни ребенка: от чего зависит здоровье и характер?
Физическое развитие: тонус и телесная чувствительность. Почему это важно?
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
Оказывается, в детской поликлинике нам о здоровье ребенка говорят не все. Ставят диагноз «гипертонус» — но не объясняют, как он может в дальнейшем отразиться на учебе и даже личной жизни. Фиксируют рост и вес, умеет ли переворачиваться и ползать — но ни слова не говорят о телесной чувствительности ребенка и о том, как ее развивать. Итак, чего не знают о развитии ребенка до года родители и многие врачи?
Когда речь заходит о физическом развитии младенцев, родители с удовольствием рассказывают о том, когда малыш начал переворачиваться, сидеть и ползать, какой у него рост и вес. Для многих физическое развитие детей до года этим и ограничивается.
Но как устроен процесс физического развития «изнутри»? Что «запускает» и поддерживает двигательную активность ребенка? Что является основой его будущей энергичности, целеустремленности, ловкости?
Это пять ключевых составляющих физического развития, которые бурно развиваются именно в первый год: тонус, телесная чувствительность, схема тела, ритм, точность и целенаправленность движений. Сегодня поговорим о первых двух.
Тонус
«Если вашему ребенку не поставили диагноз гипер- или гипотонус, значит, вы забыли показать его специалисту», — так шутят современные родители. Тонус чаще всего ассоциируется у нас с повышенным тонусом, то есть излишним напряжением мышц, которое надо устранять при помощи массажа. Реже мы слышим про гипотонус — недостаточное напряжение, вялость мышц.
Нормальный тонус — это оптимальный баланс между напряжением и расслаблением. Тонус целостен и охватывает весь организм: выдающийся психофизиолог Н.А. Бернштейн называл его «фоном всех фонов», потому что именно тонус обеспечивает готовность всех мышц к работе, равновесие тела, управляет движениями и положением шеи и туловища, влияет на осанку, придает голосу наполненность и выразительность, обеспечивает нашу способность и напрягаться, и расслабляться.
Кроме того, физический тонус тесно связан с эмоциональным — физическая и эмоциональная устойчивость как две стороны одной медали: нарушения тонуса сопровождаются нарушениями эмоциональной устойчивости, а наши переживания и стрессы ведут к нарушениям устойчивости физической. Недаром мы говорим: «ноги подкашиваются», «почва уходит из-под ног», «голова идет кругом».
К моменту рождения ребенка тонус еще не успевает «созреть», и огромная роль в его формировании принадлежит маме. Когда мама нянчится с малышом, обнимает его, укачивает, кормит грудью, она тем самым своим тонусом буквально выстраивает его тонус. Недаром рекомендуется кормить младенца — пусть даже из бутылочки — не в кроватке или на стуле, а держа его на руках, прижимая к себе и поддерживая его голову. В любящих руках, где тепло и безопасно, можно расслабиться, любое напряжение снимается мягким покачиванием или нежным поглаживанием. Если мама расслаблена и спокойна, это передается и младенцу.
Формированию тонуса способствуют и всевозможные вращения, кружения, легкие подбрасывания, во время которых малыш испытывает очень важные ощущения взлета и падения, воздействия на его тело силы тяжести. Экспериментально подтверждено: если младенцев кружить, поднимать, опускать, то они раньше начинают ходить. Но делать это надо в моменты «соподстраивания», «тонического объединения».
Что такое соподстраивание? Его можно хорошо почувствовать, когда мы, например, несем засыпающего или спящего ребенка. Когда малыш только засыпает, его тельце «подстраивается» под наши руки, прижимается к нам, как бы сливается с нашим телом. Но вот он уснул, и тельце выскальзывает, обвисает, малыша уже нести не очень удобно.
Если на первых этапах развития малыш все же «недобрал маминых рук», может произойти серьезный сбой в оптимизации тонуса — и тогда говорят либо о гипер-, либо о гипотонусе.
Ребенок с гипертонусом чересчур напряжен, зажат, скован, он легко возбуждается — его невозможно ни спать уложить, ни одеть для прогулки, ни покормить нормально. Главная проблема таких детей — неспособность к расслаблению, невозможность «отпустить» лишнее напряжение, успокоиться.
Малыш с гипотонусом, наоборот, слишком вялый. По мере взросления у него появляется сутулость, неуклюжая походка, ему трудно поддерживать неподвижную позу, ухудшается восприятие себя в пространстве: ребенок то и дело «спотыкается о воздух» — легко теряет равновесие при ходьбе или изменении положения тела. «Ясно, что пытаться проявлять ловкость с таким двигательным аппаратом — все равно что писать сломанным карандашом», — говорит Бернштейн.
Родители чаще обеспокоены гипертонусом ребенка — его легче заметить, и он доставляет много хлопот. А на сниженный тонус поначалу, как правило, не обращают внимания: дети с гипотонусом — послушные, не проявляют чрезмерной активности и не досаждают взрослым. Они «удобные», особенно для ухаживающих за ними нянь. В их скромности и стеснительности мы не усматриваем проблемы — они начинаются уже позже, когда становится понятно, что такие дети быстро устают, их сложно чем‑то заинтересовать, они ничего не хотят, растут вялыми и физически, и эмоционально.
Тонус — необходимое условие, чтобы ребенок рос ловким, сильным, активным и, что очень важно, способным не только напрягаться, но и расслабляться и благодаря этому на физическом уровне чувствовать доверие к миру, единение с ним.
Телесная чувствительность
«Себастьян — ему восемь лет — постоянно суетится. В школе теребит страницы книги, играет фломастерами, стучит линейкой и ломает карандаши. Он скрипит зубами и жует воротник. Колени Себастьяна ходят ходуном, нога постукивает, глаза мечутся, пальцы теребят уши. Он двигает свой стул назад, а затем рывком обратно. Он ерзает на месте, садится на корточки, прижимая колени к груди. Он срывается с места при любой возможности поточить карандаш или бросить мятую бумагу в корзину с мусором. Его неудержимая активность мешает учителю и одноклассникам. Себастьян ищет ощущений: больше, больше, больше. »
Так Кэрол Сток Крановиц в своей книге «Разбалансированный ребенок» описывает мальчика с нарушенной телесной чувствительностью.
Сегодня жалоб на таких детей, как Себастьян, очень много — и от родителей, и от учителей. А причины такого поведения чаще кроются в том, что ребенок в первый год своей жизни не получил столь необходимых ему разнообразных телесных ощущений и впечатлений.
Все богатство жизни младенца состоит в телесных ощущениях: ему нужно все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус. Его мир буквально соткан из чувств. Его впечатления, эмоции, желания, потребности находят свое выражение через тело.
Поэтому ребенку так необходим физический, телесный контакт с мамой: именно она — главный посредник в непрерывном взаимодействии между младенцем и окружающим миром. Для малыша жизнь на руках у мамы полна сенсорных впечатлений: запах и вкус ее молока, звуки ее голоса, узоры на ее кофточке, ее нежные прикосновения. Малышу можно давать прикасаться к одежде мамы и папы, к различным предметам и поверхностям — столу, стульям, дивану. А еще ему понравится изучать разную еду не только на вкус, но и на ощупь, и на запах.
Если ребенок по каким-то причинам лишен достаточного количества впечатлений — зрительных, слуховых, осязательных и т.д., то у него возникает состояние, которое называют сенсорной депривацией, или сенсорным голодом. «Обедненная среда», вызывающая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, а для ребенка в первый год жизни она особенно губительна: у малыша может развиться повышенная или пониженная чувствительность, а также состояние, связанное с постоянным поиском ощущений.
Ребенок с повышенной чувствительностью избегает прикосновений, болезненно реагирует на яркий свет или громкие звуки, ему не нравится определенная пища — ее запах, температура и даже текстура, его раздражает что-то из одежды, его укачивает в машине.
Ребенок с пониженной чувствительностью, наоборот, может не отвернуться от яркого света, не заметить неприятного запаха, не почувствовать вкуса еды. Он не замечает, что у него грязное лицо, руки, одежда, он часто роняет вещи.
Ребенок, ищущий ощущений, как в случае Себастьяна, любит громкие звуки, его привлекают светящиеся, движущиеся предметы, он обнюхивает еду и игрушки, может облизывать, пробовать и даже жевать несъедобные вещи. Он валяется в лужах, бесцельно роется в вываленных им же на пол игрушках, на улице постоянно сталкивается с людьми и т.д.
Нянчась с малышом в первый год жизни, мама обеспечивает ему благоприятную среду для получения разнообразных впечатлений, ощущений и переживаний. Они и формируют телесную чувствительность ребенка. Особенности его отношений с миром и с собственным телом, его восприимчивость к внешним и внутренним сигналам, а значит и его эмоциональная устойчивость, во многом будут зависеть от того, насколько эти впечатления были приятными и разнообразными.
Источник
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Описание
«Школы здоровья детей» — это новый масштабный проект ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
«Школы здоровья детей» призваны осветить современный взгляд на ключевые вопросы педиатрии. В основе научно-образовательной программы школ самые современные исследования и только актуальные материалы. Авторитетные и признанные спикеры будут на протяжении двух дней дополнять картину знаний и делиться опытом с участниками школы.
«Школы здоровья детей» — площадка для дискуссии на высоком профессиональном уровне в режиме онлайн. До встречи на Школе здоровья детей 4-5 июня 2020 года!
МЕРОПРИЯТИЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ДЛЯ НМО*. ЗА ПРОСЛУШИВАНИЕ ОБОИХ ДНЕЙ МЕРОПРИЯТИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ 12 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КРЕДИТОВ (информация на сайте Совета НМО).
Мероприятие аккредитовано Комиссией НМО по специальностям: педиатрия, аллергология и иммунология, диетология,неврология, неонатология.
Трансляция 4 ИЮНЯ
Трансляция 5 ИЮНЯ
Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться на сайте med.studio.Учет присутствия осуществляется с помощью программного обеспечения. Система проведения онлайн-трансляции фиксирует активное время подключения пользователя по неизменному индивидуальному User ID.
Контроль присутствия будут обеспечивать интерактивные опросы через разные временные интервалы. Условия подтверждения присутствия считаются выполненными пользователем, если пользователь подтвердил присутствие в более, чем 70% опросов (3 контроля присутствия) и общая продолжительность просмотра ОМ слушателем будет более 5 ак.ч. за каждый день.
Вход на трансляцию осуществляется не ранее, чем за 2 часа до ее начала. При завершении трансляции, сеанс у всех присутствующих прекращается.
Инструментами обратной связи являются «Чат трансляции» и бесплатная горячая линия + 7(800) 500-26-92
Организаторы
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский Центр здоровья детей» Минздрава России
Министерство здравоохранения Новосибирской области
Источник
Школа «Будущая мама»
Руководитель школы : главная м/с поликлиники Денисевич Н.В.
1. Общая часть
1.1. Школа “Будущая мама” (далее — школа) организуется на базе поликлиники.
1.2. В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимается врач и медицинская сестра. В гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной пропаганды.
1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные направления:
— здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и лиц, ее окружающих;
— мать, как носительница нового качества жизни является партнером врача и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его нравственное и физическое здоровье;
— необходимость возрождения святости детства, материнства, формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;
— формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.
1.4. В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин и членов ее семьи.
1.5. Учебный план занятий в школе и график работы утверждает главный врач.
1.6. Руководителем школы является главная м/с поликлиники.
2. Задачи школы
2.1. Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.
2.2. Предоставление необходимой информации о порядке и режиме работы поликлиники, контактных телефонах.
2.3. Дать будущей маме основы здорового образа жизни, научить правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.
2.4. Обучить основным правилам ухода за новорожденными и по личной профилактике гнойно-септических инфекций.
2.5. Повысить уровень знаний по вопросам профилактики инфекционных заболеваний (респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний и др.), объяснить основные принципы специфической и неспецифической профилактики.
2.6. Дать основной минимум сведений об анатомо-физиологических особенностях новорожденного ребенка.
2.7. Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.
2.8. Обучить будущую маму основным принципам оказания неотложной медицинской помощи больному ребенку, перечислить случаи, при которых необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.
2.9. Дать рекомендации по формированию аптечки новорожденного, необходимыми лекарственным средствам и средствами ухода за больным ребенком.
2.10. Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам, особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.
2.11. При выявлении беременных, у которых ранее были случаи смерти детей от синдрома внезапной смерти новорожденного, пригласить для личной встречи с участковым врачом-педиатром, на которой беременной будет предоставлена необходимая информация о профилактике СВС, рекомендовано посетить врача-генетика и т.п.
2.12. Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди детей.
2.13. В результате проводимой работы достичь:
— снижение уровня заболеваемости ОКЗ, гнойно-септическими заболеваниями, респираторными инфекциями и т.д.;
— недопущение случаев смерти детей первого года жизни от управляемых причин;
— повысить уровень информирования родителей по вопросам деятельности поликлиники, порядку оказания медицинской помощи;
— увеличение числа детей находящихся на грудном вскармливании;
— обеспечить необходимый охват профилактическими прививками детей до 1 года, снижение числа отказов от прививок;
— снижение числа вызовов скорой медицинской помощи.
3. Порядок работы школы
3.1. Направление беременных женщин осуществляет территориальная женская консультация.
3.2. Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю (по необходимости частота занятий может увеличиваться).
3.3. При желании будущие мамы могут самостоятельно обратиться в кабинет профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет за получением дополнительной информации по интересующим ее вопросам.
3.4. Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.
3.5. Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п., также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного изучения.
3.6. По окончанию занятий в школе, беременные женщины заполняют анкету-отзыв о работе школы, которая в последствие анализируется руководителем для принятия организационных выводов.
3.7. Учет посещений ведется в журнале.
4. Оснащение школы «Будущая школа».
ПРОГРАММА школы “Будущая мама”
Занятие № 1
Тема: Уход за новорожденным.
Цель: Дать начальные сведения о новорожденном, правилами ухода за ним, а также сформировать понимание важности данного вопроса, отработать практические навыки ухода.
Продолжительность: 1 час
1. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при уходе за малышом.
2. Подготовка комнаты и приданного для новорожденного.
3. Правила личной гигиены матери при уходе за новорожденным, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
4. Предметы ухода за новорожденным.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
Занятие № 2
Тема: Рациональное вскармливание ребенка.
Цель: Сформировать понимание важности грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка.
Продолжительность: 1 час
1. Преимущества грудного вскармливания.
2. Принципы грудного вскармливания.
3. Правила кормления грудью.
4. Профилактика гипогалактии, мастита и т.п.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
Занятие № 3
Тема: Воспитание новорожденного ребенка.
Цель: Довести до сознания родителей, что основой воспитания является режим его жизни, обучить основным принципам закаливания, гимнастики, массажа.
Продолжительность: 1 час
1. Режим дня и его роль в формировании физического и психического здоровья ребенка.
2. Значение закаливания, основные принципы, средства закаливания.
3. Гимнастика и массаж в профилактике различных заболеваний ребенка.
4. Профилактика травматизма, СВС.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
Занятие № 4
Тема: Профилактика — как основной метод предупреждения заболеваний.
Цель: Сформировать у беременных понятие о специфической и неспецифической профилактики заболеваний, ознакомить с организацией работы учреждения.
Продолжительность: 1 час
1. Профилактические прививки как метод специфической профилактики инфекционных заболеваний.
2. Профилактика респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний (причины возникновения, признаки, меры профилактики, пути передачи).
3. Профилактика рахита, анемии (причины возникновения, признаки, меры профилактики).
4. Организация медицинской помощи детям раннего возраста в поликлинике (режим работы, контактные телефоны, информация о работе кабинета профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет, порядок вызова СМП, врача на дом, сроки посещения поликлиники до 1 года).
5. Информация о работе школы “Молодая семья”.
6. Практическая часть:
— предоставление памяток, брошюр по изложенному материалу
Учебный план работы школы “Будущая мама”
Дата, время проведения
Тема
Ответственный
Каждый 1-й четверг месяца с 11.00 до 12.00
Грудное вскармливание. Преимущества. Сцеживание и хранение грудного молока. Профилактика гипогалактии и мастита
М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста
Каждый 2-й четверг месяца с 11.00 до 12.00
Уход за новорожденным ребенком в домашних условиях. Первые уроки раннего развития малыша. Массаж и закаливание новорожденного
М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста
Каждый 3-й четверг месяца с 11.00 до 12.00
Подготовка к приему новорожденного в домашних условиях. Режим дня ребенка 1-го года жизни. Режим работы детской поликлиники
М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста
Каждый 4-й четверг месяца с 11.00 до 12.00
Профилактические прививки – их значение
М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста
* Конкретная фамилия м/с устанавливается по дополнительному графику.
Источник