Вред школы для ребенка
И вновь социальная тема! Сегодня мы поговорим о том, как современное образование калечит тело и душу маленького человека. Давно не является секретом слабость современных образовательных установок. Но в чем именно кроется вред школы для ребенка, на первый взгляд, сказать трудно.
Сегодня мы рассмотрим причины, которые заставят по-новому взглянуть на систему образования.
Всеобщая уравниловка
Люди бывают разные. А дети – это тоже люди. К сожалению, такую простую истину многие понимать отказываются.
Какие же они люди? Это ведь просто комнатные растения без собственного «я», в пустые головы которых мы, умные взрослые, впихиваем знания.
У каждого ребенка от рождения есть набор талантов и желаний. Мальчик, который мечтает о том, чтобы стать лучшим лыжником страны мира, может вообще не понимать математику. Она ему не нужна. Те же уроки математики посещает будущий гений-изобретатель, которому эта очевидная чушь просто не интересна.
Здесь же присутствует будущая певица, властительница дум, которой лучше бы выделить дополнительный урок литературы.
Вред школы заключается в том, что она уравнивает всех. В итоге будущий Олимпийский чемпион чувствует себя тупым, гений спит на уроках, а красавица-певица раздражается от невозможности понять то, что она в принципе понимать не хочет.
Можно согласиться с тем, что каждому человеку нужен определенный уровень знаний по всем предметам. В какой-то мере это так. Но когда «в какой-то мере» длится 11 лет, образовательный процесс превращается в изнасилование мозга.
Кнут вместо пряника 
О чем нам и говорят дети своим поведением. С каждым классом желание ходить в эту мрачную тюрьму уменьшается. Если в начале школьного путешествия у ребенка присутствует интерес, то со временем он начинает ненавидеть образовательную систему.
Каждым человеком руководит принцип наслаждения. Мы идем за желаниями, которые приятно воплощать в жизнь. Вред школы заключается в том, что она нарушает главный принцип человеческой психики – принцип наслаждения.
Из образовательной системы большинство учеников выходит с искалеченной психикой. На протяжении 11 лет ада взрослеющим человечкам доказывают, что наслаждаться – это плохо. Что получать знания – это мучения.
После завершения образовательного процесса жизнь заканчивается. Мышление большей части учеников уничтожено. Потому что вместо «хочу» появилось «надо».
Образовательная система создает несчастных людей, которые ненавидят свою жизнь, и готовы ломать судьбу другим личностям.
После школы или, в лучшем случае, универа, процесс развития останавливается.
Но ведь так интересно постоянно пополнять свои знания чем-то новым! Расти и развиваться с четким осознанием лучшего будущего и грандиозных вершин, которые предстоит освоить.
Нет! Какие вершины? Какое желание к развитию? Ты уроки-то сделал?! Надо делать уроки!
Из-за этого вечного «надо» принцип наслаждения поломан, усваивать новые знания больше не интересно. В лучшем случае человек заставляет себя делать это. Он держится изо всех сил на вере и на скотче.
Но ведь интереснее идти за пряником, а не от кнута.
Разрушение семьи
Школа – враг отношений между детьми и родителями. Дети отстраняются от своих отцов и матерей потому что вторые меняют свою роль.
«Ты уроки сделал?» – становится главным вопросом к «растению», которое теперь из своей комнатушки в школу выходит 5 раз в неделю. Из любящих родителей, которые показывают детям мир, эти люди превращаются в надзирателей.
«Я родителей вызову!» – главная угроза учителей. То есть приглашение людей, которые по идее любят и принимают своего ребенка, является главной угрозой представителей образовательной системы.
А если «любящий» родитель после приглашения в школу еще и занимает позицию руководства этой тюрьмы, ополчаясь на маленького человека вместе с учителями и прочими директорами, то в кого превращаются мама с папой? Во врагов, которые настроены против своего ребенка.
Вред школы в том, что она способна закрепить «Родители – мои враги» в голове у ребенка на абсолютно бессознательном уровне. И на всю жизнь.
Не беспокойтесь – полупустой стакан воды в старости вам принесут. Но не потому что хочется. А потому что надо. Надо же старших уважать?!
Но не хочется. А почему?
Потому что на определенном этапе жизни ребенка вы превратились из любящих родителей во врагов.
И здесь не важны рационализации в виде «я же как лучше хочу». Психика маленького человека воспринимает наносимый ему вред именно так. И она может не оправиться от удара. Чем жестче этот удар, тем больше вероятность того, что и полупустой стакан не принесут…
Четкие критерии
Автору данного текста учительница литературы постоянно доказывала, что писательская деятельность создана явно не для него. Просто потому, что сочинения нужно писать по шаблону, которые скучные и примитивные для творческой мысли.
Сейчас творческая работа, которая, по мнению учителя, «просто не твое», является основной деятельностью автора. Увлечением, которое позволяет чувствовать постоянный кайф от жизни, и не думать о хлебе насущном.
Школа создана посредственностями для посредственностей. Она не помогает раскрывать таланты. Она калечит их.
Значит ли это, что вред школы настолько силен, что стоит отменить образование вообще? Конечно, нет. Но школа должна отражать желания маленького человека, а не калечить их. Уроки должны отражать принцип наслаждения каждого ученика.
Но это уже будет другое заведение. Это будет школа, в которую ходить «хочу», а не «надо».
Понравилась мысль? Распространи ее как можно шире! Перемены в образовательной системе, и в мире могут начаться с тебя.
Какие еще вредные свойства образовательной системы знаешь ты?
Самые интересные комментарии дополнят этот материал!
Источник
Учиться вредно для здоровья
Обучение в школе может стать фактором риска, серьезно влияющим на здоровье детей. К такому неожиданному для многих выводу пришли участники состоявшегося в Москве международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся».
Специалисты насчитали в школе примерно 30 негативных для здоровья ребенка факторов. Шариковая ручка и горизонтальная парта — одни из них. По данным Минздравсоцразвития, у двух третей детей школьного возраста есть отклонения в состоянии здоровья, а 21% страдает хроническими заболеваниями, в том числе ведущими к инвалидности. Общая заболеваемость детей за последние 10 лет выросла на 9,3%. Одновременно увеличивается и количество диагнозов у одного ребенка. Так, если дети 7-8 лет имеют в среднем два-три диагноза, то в 16 лет их уже три-четыре. А у каждого пятого старшеклассника пять и более функциональных нарушений. По мнению детского врача Леонида Рошаля, «здоровье школьников было хуже только во время войны».
Надо сказать, в той или иной степени эта проблема сегодня характерна для всех европейских стран. Например, во Франции только 40% 15-летних девочек считают себя полностью здоровыми, в Финляндии — 37%, в Польше — 13%. Что это значит с демографической точки зрения для поголовно стареющей Европы, объяснять не приходится.
Зависимость здоровья от процесса обучения признают и в российском Минздравсоцразвития: по его данным, уже к концу первого года учебы в школе количество здоровых детей снижается в четыре раза. Среди основных школьных факторов риска специалисты выделяют не соответствующую природе ребенка организацию учебного процесса, стрессовую тактику педагогического воздействия и чрезмерную информационную загруженность. Появляются раздражительность, плохой сон, невнимательность. Как правило, все эти признаки родители списывают на обычную лень и начинают силой заставлять ребенка учиться. Не случайно в Европе растет число детских суицидов. Во Франции, Австрии, Дании среди причин детской смертности они стоят на втором месте после дорожных происшествий. В той же Франции ежегодно происходит 12 тысяч детских суицидов и около 60 тысяч попыток.
Причем списать все проблемы на счет плохого финансирования школ не получится. Научный центр здоровья детей РАМН провел исследование среди учащихся элитных московских лицеев и гимназий, где учатся дети очень обеспеченных родителей. Там есть спортзалы, сауны, бассейны. В классах — по 10-12 человек. Но вот парадокс: патология артериального давления выявлена у 90%, нервно-психические нарушения — у 55-83%. Получается, одними только бассейнами и саунами проблему не решить.
Между тем в России разработаны уникальные методики здоровьесберегающего обучения, которые не требуют больших материальных затрат и доступны практически везде.
Комнаты для занятий в начальных классах московской школы N 760 имени Маресьева не похожи на те, к которым привыкло большинство из нас. Рядом с партами здесь стоят специальные конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами — тот, кто сидел, встает за конторку, и наоборот. Кроме того, несколько раз в течение урока они делают легкую разминку и специальные упражнения для глаз: «ловят» огоньки загорающихся в разных углах класса лампочек. Казалось бы, ничего сложного. Но вот результат: если в среднем по Москве 23% школьников имеют близорукость, то в школе N 760 — только 12%. Еще одна «хитрость»: дети пользуются только перьевыми ручками, которые макают в чернильницы. Оказывается, приучать первоклашек к шариковым ручкам — значит, наносить серьезный вред их здоровью. «Исследования показывают, что при пользовании шариковой ручкой у детей происходят задержка дыхания, сбой сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма появляются признаки стенокардии», — говорит директор школы Владимир Гармаш. А вот при письме перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме — сначала напряжение, потом расслабление, и вреда для здоровья не возникает.
Еще один враг школьника — парта, особенно без наклона. «Ни одно живое существо не находится столько времени в сидячем положении, сколько ребенок, который пришел учиться. Это совершенно противоестественно», — утверждает Владимир Гармаш. Все эти нехитрые и абсолютно доступные технологии — азы разработанной еще 30 лет назад методики профессора Владимира Базарного. По основной своей специальности он врач-офтальмолог, хирург высшей категории. Но уже много лет назад пришел к выводу, что все болезни, сопровождающие взрослого человека, можно попытаться предотвратить еще в школьном возрасте. Согласно исследованиям Базарного, основная причина болезней кроется в том стрессе, который испытывает ребенок в школе. А самый главный стресс — лишение детей естественной потребности двигаться. Организм ребенка, согнувшегося в неестественной позе над партой, испытывает сильное напряжение. Если оно кратковременное, ничего страшного не произойдет. Но если стресс от неестественной позы затягивается, то, по словам Владимира Базарного, «возникает эффект сброса «в никуда» нервной энергии, своего рода выгорание и как следствие — все мыслимые поломки в системах жизнеобеспечения». Например, увеличение щитовидной железы, проблемы с сердцем и позвоночником.
Еще один важный момент системы Базарного — раздельное обучение мальчиков и девочек в параллельных классах. Оно имеет как сторонников, так и противников. Но, по словам профессора Натальи Куинджи из Научного центра здоровья детей РАМН, исследования показывают, что в таких классах заметно выше успеваемость, лучше дисциплина, а процент заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, наоборот, существенно ниже.
В России уже более 1500 школ работает по системе Владимира Базарного. И вот что важно — этот процесс идет «снизу», там, где родители и учителя заинтересованы в том, чтобы обучение в школе не калечило здоровье детей. Пока это понимают далеко не все. Как заявил на симпозиуме президент Российской академии образования Николай Никандров, большинство родителей, отвечая на вопрос: что важнее — здоровье или будущая успешность, связанная с большой нагрузкой в школе, выбирают второе.
Источник
Как школа вредит здоровью детей
Специалисты выяснили, что наибольший урон детскому здоровью наносит школа. За время обучения в школе у детей падает зрение, нарушается осанка, развивается сколиоз (рост в 3-4 раза), отмечается высокий уровень поражения кариесом. «У каждого четвертого ребенка проблемы с желудком, у каждого пятого — заболевания сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной и других систем», — сказала директор департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Ольга Шарапова.
ПО ТЕМЕ
Ученик получил сотрясение мозга за лыжи
Школьникам в еду подсыпали медикаменты
Учитель продавал школьникам эротику
По ее словам, в целом по России не менее 60% учащихся имеют ту или иную патологию, только 14% страршеклассников могут считаться абсолютно здоровыми. До 80% выпускников школ по состоянию здоровья не могут выбрать ряд профессий, свыше 40% ребят допризывного возраста не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.
Больше всего на здоровье школьников влияет интенсивность образовательного процесса и увеличение количества стрессовых ситуаций, связанных с учебой. Кроме того, современные дети легко увлекаются сигаретами и алкоголем. Отсутствие физической активности и недостаточный рацион питания в школах также не способствуют укреплению здоровья.
Глава департамента Минздравсоцразвития также отметила, что в России следует ужесточить наказание за жестокое обращение с детьми и неисполнение родительских обязанностей.
«В нашем законодательстве на этот счет есть пробелы. К сожалению, до сих пор юристы не дали четкого определения, что понимается под жестоким обращением с детьми. Размер административного штрафа (статья 156 УК) за неисполнение обязанностей по воспитанию детей при жестоком обращении с ними может составлять 40 тысяч рублей, в то время как штраф за жестокое обращение с животными (статья 245 УК) — до 80 тысяч рублей», — цитирует РИА «Новости» Шарапову.
Источник
Вредна ли школа для здоровья?
О том, что с поступлением в школу на ребенка падает огромная, временами непосильная нагрузка, говорят много и давно. Еще 20 лет назад страна распевала: «Загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института. «
Но в последние годы тема эта стала звучать все чаще. Согласно данным Минсоцздравразвития. 70% детей перед приемом в первый класс относительно здоровы, а к моменту окончания школы 45-50% уже имеют хронические заболевания. Причин тому специалисты называют несколько, а самые важные из них -неподвижный образ жизни и стрессы. В младшей школе дефицит двигательной активности у детей составляет, по подсчетам физиологов. 35-40%, а в старшей — уже около 80%. Посудите сами: в старшей и средней школе общее время занятий, включая уроки, факультативные занятия и домашнюю работу, составляет в среднем 9,5 часа. Прибавьте сюда неизменные 1,5 часа перед телевизором — и в итоге 11 часов в день подросток проводит без движения.
Другая, не менее серьезная причина ухудшения здоровья детей связана с тем, что медики называют «стрессом ограничения времени», в котором ребенок ежедневно находится на протяжении долгих 11 лет. Во время опросов самым частым ответом на вопрос «что тебя беспокоит?» у школьников был «не хватает времени».
Почему так происходит?
Что говорят по этому поводу законы? Разве допускают они столь серьезные нагрузки на детский организм?
«Если сравнивать реальные нагрузки и принятые нормативы Санитарных норм и правил, которые регламентируют учебную и внеучебную нагрузку школьников, — говорит Марьяна Безруких, д. б. н., директор Института возрастной физиологии, — то, разумеется, перегрузка есть и в школе, и занятиями вне школы. Хотя, надо иметь в виду, что эти нормативы прописаны «в часах», и никак не учитывается адекватность нагрузок возрасту, их интенсивность, информационная насыщенность и т. п. А ведь, как правило, уже с первого класса у малышей бывает не четыре, а пять (иногда и шесть) уроков, которые в расписании обозначены как факультативы или занятия по выбору, но обязательны для всех. И домашние задания задаются буквально с первых дней, а на приготовление уроков уходит не менее 1,5 часа».
Особенно тяжело учиться в тех школах, в которые так стремится отдать своих детей большинство родителей. Речь идет о «специальных», с углубленным изучением разных предметов, в лицеях и гимназиях. «Рабочий день у этих детей в основной и старшей школе, — рассказывает Марьяна Безруких, — не меньше Фактически дети не гуляют, не отдыхают, у них нет времени на чтение, занятия спортом и т. п. Нередко малыши занимаются и музыкой, и иностранным языком, и спортом, все рассчитано по минутам, а уроки — вечером, когда нет сил. Исследования, которые ведутся в нашем институте, показывают, что уроки дети готовят, как правило, вечером, когда они утомлены и эффективность работы очень низка. Многие дети не только пропускают прогулки (а они должны гулять не меньше 2,5 часа в день, а еще и недосыпают
В чем причины перегрузок
Но дело даже не только в том, что учеба занимает слишком много времени. А еще и в том, что в это время в детскую голову пытаются вложить как можно больший объем информации. Чем дальше, тем больше появляется знаний, которые нужны образованному человеку. И школа идет по самому простому пути — просто «подклеивает» новые знания к старым, не меняя самой формы преподавания. «Существующая система обучения, — комментирует Марьяна Безруких, — это система репродуктивного знания, то есть зазубривания, порой бессистемного заучивания — самая затратная по времени и силам. И самая неэффективная. В процессе обучения не учитываются ни возрастные, ни индивидуальные особенности развития ребенка, его познавательной деятельности. А ведь это главное условие сохранения физического и психического здоровья».
Еще недавно считалось, что вся беда в том, что в классе много детей. Но, как показывают современные исследования европейских ученых, оптимальное количество учеников в классе — 25 человек. При этом у ребенка появляется достаточно контактов с другими, а дети на самом деле идут в школу не за знаниями, а именно за контактами. Но вот учителя при возрастающем потоке информации работают по старинке, то есть стоя перед классом и рассказывая предмет. У большинства из них нет навыков действительно интерактивного общения, творчества, исследовательской работы, причем с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка. Например, мало кто понимает, что чтение и письмо на скорость приносят один вред. Физиологи давно говорят о том, что такое форсирование приводит к обратному результату: формирование этих важных навыков замедляется. И это уже не говоря о том, что у ребенка пропадает охота и читать, и писать. Возможно, причины в том, что педагогическое образование не предполагает серьезного изучения возрастной физиологии детей. Учителя хорошо знают свой предмет и не знакомы с особенностями ребенка этого возраста.
«Разговаривая с родителями, — рассказывает Марьяна Безруких, — я вижу, как они усугубляют ситуацию. Например, заставляют даже младшеклассников дополнительно заниматься с репетиторами. Это происходит уже с первого класса! Многие родители бывают слишком жесткими с детьми. Например, мама первоклассницы жалуется: «Дочь скатилась с «квадратиков» на «черточки» (в их школе специально не ставят оценок в первом классе, но маму это не останавливает), поэтому в наказание я запрещаю ей брать с собой в школу игрушки. » Это настоящая родительская безграмотность!»
Что планируется изменить?
Уже несколько лет продолжается реформа школы. Некоторые из изменений видны всем: например, внедрение ЕГЭ, споры о котором не утихают. Или обещанный переход на систему образования, вызывающий не меньше обсуждений. Другие касаются подготовки учителей — так, уже совсем скоро учителям будет дана возможность не реже, чем раз пять лет, проходить учебу, повышать квалификацию, для этого разрабатывается система бюджетных сертификатов. В марте Госдума планирует рассмотреть закон «Об образовании», касающийся всех ступеней образования. Министерство образования и науки РФ разработало проект «Наша новая школа», который сейчас активно обсуждают педагоги. В нем речь идет и об изменении подготовки учителей, и о внедрении новых технологий в обучение — интерактивные доски и парты, дистанционное образование, электронные дневники.
Что же касается уменьшения нагрузки на школьника, здесь решения пока не найдено. Врачи настойчиво ведут разговоры о здоровьесберегающих технологиях обучения, о том, что надо обязательно увеличивать количество часов физкультуры, а помимо нее внедрять в занятия двигательные, активные элементы. Кроме того. образовательные программы обязательно надо тестировать на предмет их безопасности для здоровья детей. потому что некоторые «продвинутые» методики наносят вред.
Не так давно на популярном педагогическом портале появилась информация о возможных переменах в средней школе: что в недалеком будущем в первой половине учебного дня дети будут изучать три обязательных предмета (бесплатно), а во второй половине — все, что не входит в обязательную программу и оплачивается дополнительно (труд, музыка, физкультура и т. д.). Информация вызывала бурную реакцию и не была подтверждена официальными организациями. Но она спровоцировала дискуссию о том, надо ли отделять «серьезные» и «второстепенные» предметы по времени. «Ни в коем случае, — считает Марьяна Безруких, — заниматься такими предметами, как математика, русский, физика, несколько часов подряд очень трудно. Даже взрослому трудно так переключаться с одной серьезной мыслительной деятельности на другую. Поэтому необходимы перерывы в виде той же физкультуры или музыки!»
Что же делать нам, родителям? Во-первых, — и самое главное — не нагнетать обстановку и не усиливать и без того сложное состояние перегрузки школьника. Не спешите с учебой, отдавайте в школу не раньше, чем в шесть с половиной лет — по мнению медиков, до этого времени мозг еще не готов к систематической учебе. Прежде чем вести ребенка на занятия в секцию или нанимать ему репетитора, посоветуйтесь с врачом, с психологом и с учителем. Помните, что ребенка ни в коем случае нельзя лишать «благословенного безделья» — времени, когда он может вообще ничем не заниматься. И, наконец, старайтесь как можно больше свободного времени проводить вместе — гуляйте, занимайтесь спортом, играйте, рассказывайте друг другу истории. Чем более любимым и нужным будет чувствовать себя ребенок дома, тем легче будет ему учиться.
Источник