«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
статья по теме
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socializaciya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_cherez_praktiko.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Пирогова Надежда Леонидовна, ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»,
директор, Республика Марий Эл
Аннотация
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.
Тема, над которой работает наша школа – «Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную образовательную деятельность школы – интерната VIII вида».
Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.
Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:
– специальные условия обучения и воспитания:
специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка,
оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка,
обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально-культурной деятельности;
создание условий для коммуникации;
– мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.
По данным социального паспорта видно, что существует проблема подготовки детей с ОВЗ к адаптации и интеграции в современное общество, так как более 20% воспитанников воспитываются в неблагополучных семьях, 80% находятся за чертой бедности, поэтому дети, обучающиеся в школе должны быть социально адаптированы к условиям современной жизни.
Где, как не в школе дети готовятся к самостоятельной жизни. Нами разработана модель социализации воспитанника, которая охватывает все стороны адаптации и показывает на сколько они готовы к этой жизни их умение ориентироваться в мире профессий.
Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей в школе применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Коррекционный блок составляют 19 педагогов: педагоги-дефектологи, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель лечебно-физической культуры. Развитие и коррекция высших психических функций одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.
В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа, которые проводят наши дефектологи. Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми.
Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия.
Исходя из потребностей общества, и имеющейся материально — технической базы ведется профессионально-трудовое обучение по направлениям: столярное дело, швейное дело, штукатурно-малярное дело, картонажно-переплетное дело, цветоводство и декоративное садоводство, подготовка младшего обслуживающего персонала, обувное дело, сельскохозяйственный труд.
Для уроков сельскохозяйственного труда и цветоводства имеется хорошая материально- техническая база: 111 гектаров производственного отдела, 2,3 гектара учебно — опытного участка, цветники площадью – 0,5га, животноводческий отдел, где учащиеся получают навыки ухода за домашними животными.
На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины, а на уроках швейного дела учащиеся производят изделия необходимые для школы. Особое место занимают уроки строительного и штукатурно-малярного дела, где учащиеся не только постигают теоретические азы специальности, но и проводят косметический ремонт помещений.
Знания и умения, полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют на конкурсах детского народного творчества районного, республиканского уровня.
Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой — это профориентационная работа и трудоустройство выпускников.
На сегодняшний день налажено сотрудничество со следующими учебными заведениями НПО и СПО: ПУ-8 г. Йошкар — Ола, Вятским аграрно — строительным техникумом, транспортно – энергетическим техникумом с. Красный Яр, Марийским политехническим техникумом Республиканским центром профессиональной реабилитации детей – инвалидов, ПУ – 28 г.Советска Кировской области.
В основном выпускники выбирают полученные в школе строительные специальности: каменщик, штукатур-маляр, а так же учатся на механизаторов, швей, вязальщиц, обувщиков и успешно адаптируются, интегрируются в обществе.
Педагоги школы работают над реализацией программы «Социализация воспитанников через обучающие проекты». При этом мы исходим из того, что жизнь наших воспитанников не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо расширить социальный опыт, круг общения детей. Разработанные проекты педагогов реализуются вместе с детьми и нацелены на решение той или иной обучающей социальной проблемы, выходящей за рамки непосредственной повседневной жизни воспитанников.
Обеспечение успешной социализации воспитанников находит свое отражение в реализации социальных проектов, среди них: социальные проекты, посвященные 65 – летию Победы в ВОВ, истории села Казанское, в которых учащиеся школы совместно с педагогами работали по сбору информации о ветеранах, тыловиках, вдовах, проживающих на территории Казанского сельского поселения. По данному мини-проекту подготовлены презентации, составлена электронная летопись. Реализованы проекты «Красная книга растений моего сада», «Лесные этажи», «Птицы – наши друзья» , «Добрые сказки – мудрые дети» и другие.
Проекты по предметам среднего и начального звена представляют собой практическую значимость так как позволяют учащимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории.
Разработаны проекты по трудовому направлению «Ремонт своими руками» по штукатурно-малярному делу, «Марийские самоцветы» по швейному делу», «Вязание и фантазия» по вязанию, проект «Земля – твой дом» по учебно-опытному участку, «Мой школьный дворик» по цветоводству, которые направлены на практическую деятельность.
Проводится мониторинг качества знаний, который отслеживают использование учащимися знаний в самостоятельной практической деятельности, применяя их в разнообразных сферах. Результат своей работы мы можем увидеть на различных конкурсах, в которых участвуют и побеждают наши дети.
Система воспитательной работы свидетельствует о целенаправленной работе всего педагогического коллектива школы, реализуется через ряд направлений, которые находят свое отражение в проводимых внеклассных мероприятиях, классных часах.
Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Дети знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов, изучают жизнь знаменитых людей.
В школе интенсивно работает 42 кружка. Каждый учащийся посещает не менее трех кружков. Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути для:
— развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся, их самовыражения и самоопределения.
— повышения и поддержания познавательного интереса детей.
— свободный выбор учащимися кружков
— создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого ученика.
Занятия, проводимые в рамках дополнительного образования основываются на народных традициях. Об успешности проводимых мероприятий говорят наши победы в детских творческих конкурсах.
Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Программные мероприятия обеспечивают, на наш взгляд, успешное решение проблем социализации воспитанников за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества. Школа работает в содружестве с администрациями районов и сельскими поселениями по месту жительства детей, с подразделением по делам несовершеннолетних Сернурского района, которые организовали поездку детей в музей МВД г.Йошкар-Олы, совместно с учащимися Сернурской школы №2 подготовили театрализованное представление и подарки для наших детей к Новому году. Поддерживаем тесную связь с православным духовенством — архиепископом Йошкар-олинским Марийским Иоанном, настоятелем Крестовоздвиженской церкви с.Кукнур иереем Николаем. Приглашаем специалистов из ГУ РМЭ «Центр занятости населения Сернурского района» для участия в мероприятиях профориентационной направленности.
В рамках реализации совместного проекта «Фестиваль профессий» учащиеся школы выезжали в Центр занятости для прохождения тестирования по выбранной специальности, где так же проводилась разъяснительная работа специалистами центра. Ежегодно совместно с ГУ РМЭ «Комплексный центр социального обслуживания населения в Сернурском районе» учащиеся школы, дети-инвалиды, участвуют в республиканском мероприятии – творческом концерте, в рамках декады-инвалидов. В Дни открытых дверей в профессиональных училищах наши учащиеся встречаются с преподавателями, мастерами. Они так же являются частыми гостями в нашей школе. Традиционными стали встречи с учащимися школ села Казанское, поселка Сернур. Учащиеся школы выходят с концертами в Дом ветеранов, с представлениями кукольного театра в детский сад, выступают на сценах Дома культуры села Казанское , поселка Сернур.
А так же наши дети тесно сотрудничают со средствами массовой информации – отражают свои достижения в газете «Край Сернурский», «Сорока», «Марийская правда».
Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей школы с нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Выездные встречи были бы более частыми и охватывали большее количество детей при наличии собственного транспорта.
Следующим направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволило несколько повысить физическую тренированность и активность. Они важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом. Разработана и внедрена в действие программа «Школа – территория здоровья», направлениями которой являются адаптивные программы по укреплению здоровья учащихся по направлениям: укрепление осанки, нетрадиционные формы закаливания, профилактика плоскостопия, коррекция зрения.Созданы и реализованы проекты: «Путь к здоровой жизни», «И глаза вам скажут «Спасибо!», «Горячий лед», «Свисать всех наверх » и другие.
Результат работы по внедрению здоровьесберегающих технологий был представлен на Всероссийский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов. Где стали победителями и выиграли Грант в размере 30 тысяч рублей, которые были направлены на развитие и укрепление здоровья детей.
Социализация детей с ОВЗ в школе осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями).
В течение заключительного пребывания воспитанников в специальной школе мы анализируем результаты проведенной коррекции по основам социализации и межличностных отношений. Работа в данном направлении датёт положительный результат.
Мы стремимся разработать рекомендации по дальнейшему обучению, воспитанию и социально-психологической адаптации, а так же оказываем помощь в профессиональном определении выпускников школы.
При этом были выявлены следующие проблемы:
— Дети с ОВЗ, которые должны обучаться по программе школы 8 вида (согласно заключению ПМПК) не направляются на обучение в соответствующее специальное образовательное учреждение, а «отсиживаются» в муниципальных школах обучение в классах, обучение которых идет по программе массовой школы. Контингент детей, который должен обучаться в нашей школе, где созданы все условия, не получает качественной психолого – педагогической и коррекционной помощи.
— следует расширить количество профилей по трудовому обучению в ПУ для обучающихся с ОВЗ, по специальностям: хозяйка усадьбы, младший обслуживающий персонал, парикмахер, овощевод, пчеловод. повар.
— недостаточное оснащение материально – технической базы образовательного учреждения современным учебным оборудованием.
Не останавливаясь на достигнутом, коллектив школы нацелен на следующие задачи:
-в рамках практико-ориентированной социальной деятельности школы формировать у учащихся знания о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
-создать условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования ребенка в школе-интернате и внешкольного пространства;
— симулировать социально значимые интересы, потребности;
— развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
— проводить работу по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиям жизни;
— и самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлена авторская образовательная программа «Перспектива». Инновационность программы заключается в адаптации форм и методов экологического образования для детей с ограниченными возможностями здор.
В Горковской специальной (коррекционной) школе – интернате обучаются 80% воспитанников из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл.
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный .
В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни.
Вестник образования, науки и техники. Серия «образование» том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему «Социализация дет.
Выступление на семинаре. Социализация детей через уроки биологии.
Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи.
Источник