Меню

Школа убивает здоровье детей

Школа вредит вашему здоровью

Врачи распределяют детей по группам здоровья. К первой группе относятся совершенно здоровые дети, ко второй — почти здоровые.

Если среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, то среди одиннадцатиклассников таких совсем нет

К окончанию школы не остаётся здоровых детей. Если в первый класс ребёнок пришёл с двумя заболеваниями, к пятому классу добавляется третий. За время обучения ученики теряют зрение, становятся сутулыми и нервными.

Здоровье детей хуже в лицеях и гимназиях, где уроки в школе и выполнение домашних заданий занимает 10–16 часов. В результате дети недосыпают, и 75% школьников испытывает недостаток движения. Большинство детей с первого класса привыкают к малоподвижному образу жизни. Исключение составляют ребята, которые ходят в спортивные секции и хореографические студии.

Не убивают, но и сильнее не делают

Каждый ребёнок особенный, но все школьники испытывают влияние постоянных вредных условий школьной жизни:

  • школьный стресс,
  • бесчеловечная организация и качество питания,
  • переутомление,
  • нехватка движения.

Некоторые дети тяжело справляются с повышенным уровнем шума на занятиях, отсутствием раздевалок и душа, весом школьного портфеля. Ничего страшного, если ребёнок однажды перекусил пиццей из-под парты вместо обеда или один раз притащил тяжёлый рюкзак с книгами. Но каждый день на протяжении десяти лет дышать пылью, сгибаться под весом школьной сумки, питаться на бегу, терпеть несправедливость сверстников или учителей — этого растущий организм без ущерба вынести не может.

Вредное влияние накапливается с годами и приводит к нарушениям и хроническим заболеваниям. При этом об улучшении физического состояния детей речь вообще не идёт.

Родительский контроль

Родителей сегодня любят называть «партнёрами» педагогов и «полноправными участниками» образовательного процесса. Почему бы на правах партёров не помочь школе лучше выполнять требования санитарных правил и норм. СанПин регулирует условия, от которых зависит здоровье школьников. При этом нужно понимать, что мы в силах изменить, а что нам неподвластно, и отличать одно от другого. В данной статье мы расскажем о малоизвестных факторах, которые поддаются контролю со стороны родителей. Если ваша климатическая зона не позволяет гулять на переменках зимой, ничего не поделаешь, но остальное вы можете исправить.

Доверяй, но проверяй

Первое, что нужно проверить в школе — это помещения, в которых проводятся занятия. Убедитесь, что никакие уроки, собрания, тренировки и кружки вашего ребёнка не проходят в подвальных или цокольных помещениях. Тренажёрный зал в «темнице» тоже недопустим, как мастерская или лаборатория.

К слову о спортивных залах — к ним обязательно прилагаются отдельные раздевалки для мальчиков и девочек, а в новых школах ещё и душевые. Важно убедиться, что у вашего ребёнка есть доступ к этим ресурсам.

Второклассник Егор (имя изменено) из Красноярска 4 месяца выслушивал претензии мамы по поводу мятой формы. Однажды выяснилось, что переодеваться на физкультуру мальчикам приходится в классе, при девочках. Чтобы сменить брюки на спортивные штаны нужно раздеться до трусов, а учительница считает это неприличным. В те дни, когда физкультура стояла последним уроком, Егор бежал домой в спортивной форме, лишь бы не испытывать осуждения учителя. Пиджаж и брюки школьник, конечно, утрамбовывал в свой ранец. Егор испытывал чувство вины дома и чувство стыда в классе просто потому, что ему не предоставили возможность цивилизованно переодеться на урок физкультуры. Это в одном из престижных районов современного российского мегаполиса.

Детей, которые сидят на первом и третьем рядах должны менять местами не менее двух раз в год, а высота парты и стула должна соответствовать росту. Измерьте рост ребёнка, определите по таблице высоту мебели для него и проверьте рабочее место вашего школьника обычной линейкой.

Кабинеты технологии, например, шитья или столярная мастерская, где есть возможность пораниться, а также спортивные залы должны иметь всё необходимое для оказание первой помощи. Попросите учителей показать вам аптечку и проверьте, есть ли в ней сухой лёд. При большинстве травм первым делом нужно приложить холод, а медицинский кабинет часто бывает закрыт.

Максимальный вес портфеля ученика в младших классах составляет 2 килограмма, в старших — 4. Кстати, для «началки» рекомендуется иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках, второй — домашний.

Чистота — залог здоровья

В некоторых классах и игровых устанавливают мягкую мебель. СанПин допускает её использование только при наличии двух чехлов, которые меняются не реже, чем раз в месяц.

Читайте также:  Трудовой кодекс защита здоровья

Если мытьё полов и унитазов всё-таки норма для российских школ, то чистка светильников, тех самых потолочных люминесцентных ламп — процесс диковинный. По правилам их нужно мыть не реже двух раз в году, а вытяжные вентиляционные решетки, которые «обросли» лохмотьями пыли — каждый месяц.

Влажную уборку в классе обязаны проводить после каждой учебной смены. Генеральную — каждый месяц, причём исключительно силами технического персонала без привлечения труда учеников и учителей.

Вы удивитесь, но спортивный инвентарь также подлежит ежедневной обработке моющими средствами. А спортзал положено проветривать после каждого урока не менее 10 минут.

Учебные нагрузки и режим занятий

Уроки начинаются в промежутке с 8 до 9 утра, и это неспроста. Проведение нулевых уроков под любым предлогом недопустимо.

Если ребёнок посещает школу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, он должен учиться только в первую смену. Также имеют право учиться в первую смену школьники 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов. Две смены — дело обычное, но учиться в третью смену не должен никто.

Допустимое количество обязательных уроков для первоклашек — 4. Во 2-4 классах не более 5 уроков в день. При этом один раз в неделю учащимся началки могут добавить физкультуру. В 5-6 классах — не более 6 уроков, а с 7 по 11 — не более 7. Всё это при шестидневной учебной неделе, только первоклассники имеют право на два выходных. Кстати, все дети могут претендовать на облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Сколько времени следует посвящать выполнению домашних заданий? Не более полутора часов по всем предметам во 2 и 3 классе, не более двух часов в 4-5 классах, с 6 по 8 класс — 2,5 часа и максимум 3,5 часа в день для 9-11 классов. Первоклассникам на дом ничего задавать не должны.

Учебная работа или двигательная активность на физкультурном занятии должна составлять не менее 27 минут из 45. Если учитель пол-урока отчитывает озорников или травит анекдоты, можно обратиться к администрации для проведения проверки.

Звонок, может быть, и для учителя, но перемены, безусловно, для учеников. Узнайте у ребёнка, может ли он свободно покинуть класс после звонка.

Лиза, 5 класс, Пермь: «Учительница не отпускает нас на перемену, говорит, что мы сами виноваты, плохо работали на уроке, отпускает только в самом конце».

Если класс регулярно не успевает выполнить то, что запланировал учитель, дело не в детях, а во взрослом. Задача учителя — рассчитать время работы и темп освоения материала учениками. В распоряжении ребёнка должно быть не менее 10 минут на отдых между уроками.

Нас восхищает то, как решительно норвежские школы проводят перемены на свежем воздухе. На улицу выводят всех, без исключения, детей и организуют с ними подвижные игры. Наши СанПины тоже рекомендуют так делать, но встречают природную лень и отсутствие здоровых привычек. Морозы Крайнего севера и ветры Приморья — это веская причина отдыхать в стенах школы, но в остальных частях страны какие отговорки?

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. п. 10.17 СанПин

Воздушная тревога

При температуре воздуха выше 24 градусов Цельсия школьники чувствуют себя некомфортно и хуже соображают, к тому же многие упакованы в полусинтетическую форму поверх водолазок. Понять, насколько оптимальна температура воздуха позволит самый простой бытовой термометр.

В учебных кабинетах, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле и гардеробе температура должна составлять 18-24 С. В спортзале и мастерских — 17-20 С.

Температуру воздуха измерить легко. Много хуже обстоит дело с другим важным показателем качества воздуха — влажностью. Прибор для контроля влажности называется «гигрометр», он встроен во многие домашние метеостанции. Оптимальная влажность воздуха составляет 40-60%, это тот уровень при котором слизистые оболочки носа и глаз не пересыхают.

Обычная влажность воздуха в помещениях не превышает 20%, а в отопительный сезон опускается до 11%. В такой атмосфере иммунитет носоглотки хуже справляется с вирусами, и дети чаще болеют. Проблему решает мойка воздуха, которую нужно выбирать с учётом площади класса.

Читайте также:  Показатели психологического здоровья детей дошкольного возраста

Когда 25 детей на протяжении 45 минут дышат в закрытом помещении, кислорода в воздухе становится мало. Для того, чтобы мозг не испытывал кислородного голодания необходимо проветривать кабинеты на каждой перемене. Коридоры, наоборот, должны проветриваться во время уроков.

Как видите, факторов, которые ухудшают здоровье детей много, и каждый в отдельности выглядит пустяково, но все вместе эти мелочи оказывают серьёзное влияние на детей. Из мелочей складывается жизнь, а 10 лет — это действительно целая жизнь, и внимание к мелочам может сохранить здоровье вашего ребёнка.

История знает примеры, когда самоотверженные герои добивались значимых результатов в одиночку, но исключения только подтверждают правило: один в поле не воин. Если вы хотите улучшить условия пребывания детей в школе, договоритесь с родителями на уровне класса или управляющего совета о том, что для вас важно. Изучите СанПин, проведите самостоятельную проверку их соблюдения. Обсудите результаты на родительском собрании и примите решение.

Перевоспитать учителей или реформировать работу столовой трудно, но сделать школу чище, воздух свежее, а ранец легче может любой родитель.

Важно помнить, что психологический климат также важен для здоровья и успешной учёбы. Не стоит искать виноватых и угрожать администрации роспотребназдозором. В нашей стране замечательные законы и правила, вот только системы их применения нет. Если проветривание в школе проводится как попало, это ещё не значит, что учителя виноваты, скорее всего за проветривание просто не назначены ответственные.

Не забывайте о том, что здоровье детей — это и их забота тоже, привлекайте учащихся к обсуждению проблем, возможно они предложат лучшее решение, сами организуют дежурство и общественный контроль, например, за соблюдением права на перемену.

Ну а если ваши идеи оздоровления обстановки не встречают понимания у других родителей, или администрация не идёт на контакт, всегда есть вариант перехода на семейное образование. Эту гибкую форму с каждым годом выбирают всё больше семей в России.

Источник

Современная школа убивает здоровье детей

Итог многолетнего исследования здоровья школьников шокирует

Давно замечено, что непременным атрибутом широко распространенного в мире типа образования стали вечная болезненная бледность, мигрень, согбенный больной позвоночник, подагра, психоневрастения, шизофрения, пенсне на носу, тросточка в руках, а нередко и… чахотка.

Ещё в середине XIX века врач Эдвард Кларк (Гарвард) выявил, что после школы девочки приобретают «тщедушность телес», малокровие, которое нарушает течение беременности, в том числе качество развития младенцев. А у многих вовсе теряются репродуктивные способности.

Ярко и образно о самочувствии и качестве развития детей в школах писал в те же годы известный доктор Ламанн (Франция):

«Когда приходит время занятий в школе, мы видим, как бледнеют румяные щёчки детей, как раздаются постоянные жалобы на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и прочее и, как иными словами развиваются явления настоящей неврастении… Многие, очень многие из них погибают прежде всего потому, что в этом возрасте изнуряющие хронические заболевания уносят особенно много жертв: уцелевшие же болезненным характером своих идей ясно свидетельствуют, что их нервная система получила сильное потрясение».

Под влиянием неопровержимых фактов деструктивного влияния школы на телесное и психическое здоровье детей и подростков еще в 1904 г. в Нюрнберге собрался крупнейший в истории всемирный конгресс по школьной гигиене. Об общественном интересе к нему говорит тот факт, что в нём приняли участие 1510 делегатов и гостей практически со всего мира.

Тревожными были выступления и прогнозы участников конгресса по отношению будущего цивилизации. В качестве примера приведём лишь одно типичное выступление доктора Земерад из Богемии:

«Прежде 14-летняя девушка была сильна, хорошо развита… настоящая невеста. Теперь это слабая, худощавая и бледная девочка с худенькими ручонками и тоненькими ногами. Таковы же и мальчики».

Итак, о трагических последствиях такого обучения, а по сути воссоздания новых поколений народа, специалисты-медики бьют в набат уже на протяжении двух столетий

Напрашиваются вопросы: а являемся ли мы по сути нравственно-разумными существами, если за истекшее столетие ни одно государство мира обстоятельно не изучило, почему школа на этапе детства так глубоко и всеобъемлюще разрушает телесное и психическое здоровье новых поколений народа? И вообще, в каком направлении исторически будет развиваться человек, если мы подменили эволюционно значимые чувственно-моторные стереотипы развития и очеловечивания новых поколений на чуждые не только природе разумного человека, но и вообще природе самой жизни?

Читайте также:  Мфр польза для здоровья

А если мы ничего не сделали за эти столетия для спасения детей и внуков, которые неоднократно сами стали папами и мамами, дедушками и бабушками, то являемся ли мы в принципе теми, за кого себя выдаём в своих глазах?

Известно, что современный учебный процесс — это технология, опирающаяся на дисциплину, послушание и наказание. Происходит многолетнее инструктивно-программирующее насыщение голов несчастных детей абстрактной информацией (знаниями — на педагогическом жаргоне). Насыщение в обход не только собственного телесно-чувственного опыта детей, но и в обход их природной любознательности, собственных мотивов, а в итоге смыслов и интересов. И такой подход считается государственным механизмом по воссозданию духовно-творческого потенциала народа!

А ведь ещё великий И. П. Павлов показал: если в мозг подавать не мотивируемую в чувствах (эмоциях) информацию, т. е. подавать её «вне интереса», то в коре головного мозга оформляются центры заглушения и отторжения такой информации.

Согласно же официальным заключениям, в настоящее время до 90% детей в школе учатся совершенно без интереса. Значит, школа готовит и выдаёт «на гора» социальной жизни не только закрепощённо-угнетённую по принуждению человеческую сущность, но и, более того, готовит педагогически запущенные психически ущербные поколения народа.

Именно на это указывало и само Министерство образования и науки РФ. Чего стоит только одно его официальное заявление: спустя только первый год обучения у 60–70% малышей появляются первые признаки психических нарушений (письмо № 220/11–12 от 22.02.1999).

В течение 35 лет я и мои ученики изучали последствия применения укоренивших технологий косно обездвиженной, «безногой» и «безрукой» модели образования на качество развития, в том числе психическое, нравственное и телесное развитие и здоровье новых поколений народа. Комплексом выполненных исследований установлено: такая модель образования в цепи сменяющих друг друга поколений спровоцировала синдром инфантильно дегенеративной инволюции людей. Под нашим руководством разработана и приведена в настоящей работе альтернативная модель обучения детей, которая ещё в 1989 г. была утверждена Министерством здравоохранения РФ под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, В. А. Гуров, Э. Я. Оладо).

В 2000–2001 гг. программа прошла повторную экспертизу представительной группой авторитетных учёных под руководством Научного центра здоровья детей РАМН (директор академик А. А. Баранов). Итогом такой работы явилась выдача положительного заключения и сертификата Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (№ 77.99.95.3.Т.000674.07.01).

Была разработана эргономическая мебель в школах, энергоемкие тренажёры, технические средства сенсорной дидактики, а также физиолого-эргономические режимы и технологии обучения, которые защищены 44 патентами на изобретения и полезные модели. В соответствии с заключением Научного Совета № 37 Академии медицинских наук СССР данное направление признано открытием в мировой науке и рекомендовано в широкую практику отечественной системы образования (постановление № 2 от 17 апреля 1986 г.). О положительных (и даже удивительных) итогах образования детей на разработанной физиолого-эргономической основе имеются положительные заключения авторитетных институтов РАН, РАМН и Минздрава РФ.

Различные разработки демонстрировались на союзных и российских выставках, награждены дипломами, а также получены 2 золотые, 3 серебряные и 4 бронзовые медали. Итоги выполненного в России широкомасштабного социально-педагогического эксперимента (на примере более тысячи образовательных учреждений) с использованием сообразных природе развивающегося ребёнка учебно-дидактических технологий обобщены в трехтомном издании Материалов Всероссийского форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся» (М., 2005).

Данный опыт был изложен автором на Комиссии по науке, культуре и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы (май 2005 г.) и получил авторитетную поддержку и положительное заключение. Научные выводы включены в доклад члена Комиссии по науке, культуре и образованию А. А. Коробейникова на Парламентской Ассамблее Совета Европы «Образование в целях гармоничного развития учащихся» (2006).

И тем не менее, до сих пор доминирует старый подход. А к чему он приводит, сказано выше.

Статья написана доктором медицинских наук, профессором Владимиром Базарным, автором ряда монографий, среди которых «Зрение у детей», «Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома», «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса»

Источник

Adblock
detector