Меню

Школа территория нравственного здоровья

Школа — территория здоровья

Мы иногда задумываемся: «Что входит в понятие – счастье? Жить, творить, создавать, реализовывать себя как личность, любить … . Может быть. А может быть идти к этому всю жизнь, за шагом шаг, за этапом этап. Идти к счастью. А что для этого надо? Здоровье.
«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» (А. Шопенгауэр).

Одним из таких этапов, из первых этапов в жизни любого человека является школа. И тогда, для того, чтобы этот путь был легким и плодотворным, надо сформировать понятие о здоровье, здоровом образе жизни и способах его сохранения и укрепления.

Эта проблема сохранения и укрепления здоровья школьников сегодня выходит на первый план. Резко ухудшившаяся экологическая ситуация, постоянно культивируемые большими и малыми средствами мультимедиа вредные привычки, стресс большого города, отсутствие навыков решать конфликты цивилизованным путем … привели к тому, что здорового (прежде всего в физическом смысле) человека можно встретить все реже и реже.

Сейчас в качестве актуализации темы мы проведем небольшую разминку, вы попробуете сформулировать определение «Здоровье-это…»

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья: «Здоровье – это состояние, при котором отдельный человек или группа людей способны, с одной стороны, реализовывать свои ожидания и удовлетворить свои потребности, а с другой – изменить существующие условия среды или приспособится к ним. Поэтому здоровье следует рассматривать как ресурс для повседневной жизни, а не объект жизни» Т.е. резюмируя выше изложенное «здоровье – это жизненный ресурс».

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.
  2. Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.
  3. Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

Это мы должны учитывать в своей деятельности.

Понятно, что мы не можем в полной мере повлиять на физическое здоровье, но психо-эмоциональное и социально-нравственное здоровье наших учащихся находится, в том числе, и в сфере нашей деятельности.

Любопытно, что известная латинская поговорка «В здоровом теле — здоровый дух» в правильном переводе звучит, как «Здоровый дух в здоровом теле». Т.е. духовная сфера стоит на первом месте. Здоровое тело не гарантирует здорового духа и в конечном итоге теряет здоровье. Как говорится «все наши болезни от мозгов».

Укрепление здоровья — это дело государственной важности.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания

По итогам опроса, большинство опрошенных одной из главных жизненных ценностей называют здоровье. Однако отношение к здоровью как к самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство детей слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют поддержки родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию, отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях.

Т.е. основная проблема не в здоровье, а в отсутствии знаний и навыков здорового образа жизни.

В повседневной работе по укреплению здоровья учащихся и формировании здорового образа жизни мы чаще всего пользуемся понятиями «здоровьесберегающее образование» и «здровьесберегающие технологии». Поскольку этим понятиям был посвящен не один педагогический совет, семинары каждый из нас знает здоровьесберегающие технологии, методы, которые следует применять в работе на уроках, с классным коллективом, во внеурочной деятельности. В нашей школе проделана определенная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и решению других важных задач по воспитанию, развитию и оздоровлению школьников в рамках осуществления работы по реализации программы «ШОК», которая была рассчитана на 5 лет и успешно реализована.

Это дни здоровья для учащихся и педагогов: совместные спортивные праздники учащихся, педагогов, родителей; спартакиады, соревнования, участие в Специальной олимпиаде и, конечно же, профилактическая работа: лекции, классные часы.

Осуществляемая работа положительно влияет на успешность обучения в школе:

  • повышен уровень успеваемости, сведен к минимуму процент второгодников;
  • улучшено качество обучения;
  • повышен уровень мотивации на обучение. По сравнению с прошлым учебным годом значительно увеличилось количество учащихся, участвующих в конкурсах школы, города и региона. Есть призеры и победители;
  • постоянно повышается психолого-педагогическая компетентность преподавателей. В этом учебном году курсовую переподготовку уже прошли 13 учителей, модульные курсы 32 педагога;

В этом учебном году выстроена комплексная работа по повышению физической активности и уровня физической подготовленности учащихся. Действуют спортивные кружки ОФП (Букин А.А.), новый кружок скалолазание, где занимаются воспитанники, проживающие в интернате, учащиеся посещают «Бассейн», с прошлого года в 5-9 классах добавлен 3-й час физкультуры. В общей сложности занимаются 54 % от общего количества учащихся. Спортивный зал нашей школы отремонтирован и оснащен спортивным инвентарем, необходимым для полноценных занятий физической культурой. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в областных спортивных соревнованиях (Специальной Олимпиаде) и нередко занимают итоговые (призовые) места.

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:

  1. проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
  2. учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
  3. обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах;
  4. нормализация учебной нагрузки учащихся;
  5. организация горячего питания;
  6. введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
  7. применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Читайте также:  Хухлаева психологическое здоровье детей

Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. Следует заменить школьные парты в соответствии с ростом, оптимизировать световой режим в помещении школьного здания, улучшить работу по формированию здорового образа жизни учащихся. На сегодняшний день недостаточно высок охват учащихся занятиями в спортивных секциях. Низкий уровень вовлечения педагогов, учащихся и родителей в совместные занятия спортом.

Сейчас в школах действует система работы, состоящая из пяти компонентов:

  1. Организация режима учебных занятий с учетом умственных и возрастных особенностей. Школьное расписание составляется так, чтобы чередовалась умственная и физическая деятельность не только в течение учебного дня, но и учебной недели.
  2. Мониторинг состояния физического и психического здоровья школьников. Это работа психолога, врачом, прививки по графику, диспансеризация. (Мониторинг ведут специалисты из ДГБ № 3)
  3. Использование здоровьесберегающих технологий: посадка учащихся, физминутки для глаз, динамические паузы и перемены (нововведение), прогулки в группе, проветривание и влажная ежедневная уборка кабинета, группы.
  4. Соблюдение норм и требований гигиены: мытьё рук с мылом, индивидуальные средства гигиены.
  5. Воспитательная работа по формированию навыков здорового образа жизни: тематические беседы по правилам дорожного движения, противопожарной и личной безопасности, классные часы, занятия по изучению тем по охране здоровья.

Психолог Козлова Е.А. провела обследование учащихся 1-х, с 5 по 8 классы. И действительно, опросы показали что:

  1. В сегодняшнем мире ребёнок не всегда чувствует себя безопасно и комфортно.
  2. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.
  3. Состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

Поэтому перед нами возникает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию школы

Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.

Психологический комфорт — условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Это необходимо для развития ребенка и усвоения им знаний, от этого зависит физическое состояние детей. (анализ адаптации обучающихся школы, прибывших из других школ- классные руководители, учителя предметник, анализ открытых уроков, анализ анкет)

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Ни всегда семья в силах решить эту проблему самостоятельно, а иные семьи и не проявляют желания участвовать в становлении здоровой личности. И в этом случае всё ложится на плечи общества и, конечно же, на школу. Современная образовательная система предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной, общественной жизни, т.е. быть успешным во всём. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен, не адаптирован в реальной жизни, а, значит, неуспешен. Ребенок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом.

Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющие на психологическое состояние:

  • психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
  • социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
  • физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Школьные факторы риска

  • несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, (группы по В.В.Воронковой)
  • стрессовая тактика педагогических воздействий, (не всегда корректное поведение педагога)
  • нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха;
  • предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
  • изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
  • педагогический и родительский «психоз» хорошего поведения;
  • нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,
  • недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

В нашей школе – интернате на уроках учителя демонстрируют этикетную речь, ненасильственные приемы обучения, поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные достижения, вовремя заканчивают урок, используют технологию диалогового обучения, а также приемы, исключающие утомляемость и перегрузку учащихся.

Большая работа, проводимая по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, требует систематизации и дальнейшего развития. В связи с этим возникла необходимость создания в школе Центра культуры здоровья.

Урок, занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.

Существенные изменения внесены в преподавание физкультуры. Учебный план школы предусматривает три урока физической культуры в неделю. Третий урок физкультуры проводится в виде соревнований по базовым видам спорта, народных подвижных игр.

Читайте также:  Что такое время здоровье долголетие

Учителя-предметники используют общепедагогические приёмы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, позволяющие повысить эффективность учебного процесса, сберегать силы ребёнка и ресурсы его здоровья.

С целью предотвращения утомляемости учащихся на здоровьесберегающих уроках учителя-предметники планируют и поддерживают: чередование видов учебной деятельности на уроке; число видов преподавания; психологический климат в классе; темп и особенности окончания урока.

В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.

Источник

Проект «Школа — территория здоровья»

Проект «Школа территория здоровья» предназначен для учащихся МБОУ «Табатская СОШ» и направлен на формирование у них позитивного опыта ведения здорового образа жизни. Проект организуется в рамках программы «Здоровье», программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для нас», которые разработаны в нашей школе.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Школа — территория здоровья»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Табатская средняя общеобразовательная школа»

Проект, направленный на формирование культуры здорового образа жизни

МБОУ «Табатская СОШ»

Сведения о проекте

1. Название проекта

Школа территория здоровья

2. Слоган проекта

Здоровый образ жизни – это сила! Ведь без здоровья в жизни никуда.

3. Основная идея проекта

Проект «Школа территория здоровья» предназначен для учащихся МБОУ «Табатская СОШ» и направлен на формирование у них позитивного опыта ведения здорового образа жизни. Проект организуется в рамках программы «Здоровье», программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для нас», которые разработаны в нашей школе.

В команду проекта входят участники школьной волонтерской общественной организации «ШАНС». Мероприятия проекта проводятся по принципу «равный-равному», то есть их проводят работники, ребята, имеющие опыт и достижения в активном здоровом образе жизни, творчестве, учебе и спорте. Все мероприятия носят позитивный оптимистичный характер.

Данный проект предусматривает создание методических и дидактических материалов для реализации программы «Здоровье», направленных на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и на обучение умению противостоять различным факторам риска.

Проект находится в стадии реализации.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов, являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.

Мы заинтересовались этой проблемой и решили провести собственное социологическое исследование. В одном из социологических опросов, проводимых на общешкольном родительском собрании, на вопрос: «Что, по Вашему мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?» 72% родителей отметили:

« Крепкое здоровье». Более половины опрошенных родителей считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.

Аналогичное исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В то же время, для большинства опрошенных, безусловно важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровье сбережению стала модель школы, где приоритетным является забота о сохранении здоровья обучающихся и педагогов. По определению ВОЗ «здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия» Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм, курение школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта

6. География проекта

МБОУ «Табатская СОШ»

Сентябрь 2017 года – июль 2017 года

Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение здоровья школьников через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни

9. Основные задачи проекта

Пропаганда здорового образа жизни;

Повышение двигательной активности обучающихся;

Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

Воспитание активной жизненной позиции;

Организация полезного проведения свободного времени;

Профилактика асоциального поведения;

Развитие волонтёрского движения;

Формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

Формирование потребности коллективной работы.

10. Целевая аудитория проекта

Все обучающиеся школы (6-16 лет), при этом учащиеся 1-7 класса выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а подростки (ученики 8 – 10 классов) действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей, так и участники мероприятий.

11. Календарный план реализации проекта

Наименование и описание мероприятия

Читайте также:  Пашут мужики здоровье береги

Сроки начала и окончания

Создание школьного волонтерского

объединения «Шанс» к участию в данном проекте

Овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию.

Участие в мероприятиях по здоровому образу жизни, организуемых в школе, районе.

Буклеты, листовки, ролики о здоровом образе жизни

В течение срока проекта

Изготовление, выпуск и распространение буклетов, листовок, роликов в школе с целью пропаганды ЗОЖ.

Создание агитбригады «Наш выбор – здоровая жизнь»

Подготовка и выступление агитбригады, которая кратко и четко объясняют учащимся принципы здорового образа жизни.

Подготовка и проведение спортивно-оздоровительных игр, направленных на закрепление спортивных умений и навыков, формирование необходимых физических качеств.

Общешкольная утренняя зарядка

В течение всего срока проекта

Развитие двигательных навыков учащихся, зарядка ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее состояние физического здоровья, укрепляет силы и добавляет уверенности.

Динамическая пауза для учащихся 1-4 классов

В течение всего срока проекта

Проведение динамических пауз с целью снятия напряжения, вызванное утомлением; развитие двигательных навыков у учащихся начальной школы

Тренинги для учащихся

В течение всего срока проекта

Проведение тренингов для привлечения активности детей к ведению здорового образа жизни и развитие выработки у подростков практических навыков по отказу от вредных привычек.

Анкетирование учащихся, родителей

Проведение анкетирования учащихся с целью выявления уровня знаний о ЗОЖ.

Спортивный клуб «Атлант»

В течение всего срока

Работа спортивных кружков и секций для привлечения детей к занятию физкультурой и спортом.

Медицинский осмотр учащихся

Выявление детей по состоянию здоровья.

Круглые столы о здоровом образе жизни

В течение всего срока

Проведение круглых столов с целью заинтересованности детей вести здоровый образ жизни.

Участие в муниципальных и республиканских конкурсах и спортивных соревнованиях по пропаганде ЗОЖ

По плану работы

Привлечение детей к занятию физкультурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности школьников, выявление сильнейших школьных команд и претендентов на лучшие показатели.

В течение учебного года

Выращивать в классах цветы, способствующих снятию стрессов (герань), хорошо очищающих воздух (хлорофитум), нейтрализующих радиоактивность (кактусы)

Разработка и внедрение программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для нас»

В течение учебного года

Проведение профилактической работы с семьями детей, оказавших в социально-опасном положении, выяснения условий содержания и воспитания детей в семье, контроль детей во внеурочное время, посещаемость и занятие учащихся в кружках и секциях.

Создание и работа клуба выходного дня

В течение учебного года

Предоставить родителям информацию о направлениях сохранения здоровья школьников.

Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.

Убедить родителей в важности формирования у ребенка привычки вести здоровый образ жизни.

Убедить родителей, что их личный пример является ключевым в формировании у ребенка здорового образа жизни.

Вовлекать родителей к участию совместных спортивных соревнованиях

Конкурс рисунков, презентация «Я и мое здоровье»

В течение всего срока проекта

Все работы пропагандируют здоровый образ жизни: занятие спортом, закаливание, полезное времяпровождение.

Самые маленькие участники, 6-10 лет, рисуют здоровых, спортивных жизнерадостных людей без вредных привычек. Дети старшего возраста отражают трагизм людей, попавших под влияние вредных привычек и страдания не только их самих, но и окружения.

Участники конкурса призывают быть благоразумным, не сдаваться, если ты попал в беду, не быть равнодушным к проблемам близких вам людей.

Просмотр и обсуждение фильмов по профилактике асоциального поведения

В течение всего срока проекта

Организация просмотра фильмов и дальнейшее обсуждение актуальной тематики, пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика и коррекция нарушения зрения, осанки

Проведение классных часов мотивируют учащихся вести здоровый образ жизни.

Планирование летнего отдыха детей в

детском оздоровительном лагере на базе школы.

Приобщение детей к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, спортивные праздники и др.

12. Команда проекта

Завуч по УВР, социальный педагог, старшая вожатая, учитель физкультуры, классные руководители, волонтерское объединение «ШАНС».

13. Партнеры проекта

Участковый инспектор, учреждение культуры, сельская библиотека, фельдшер.

14. Результаты проекта

После воплощения этого проекта в школе предполагается, что у детей повысится мотивация к двигательной активности, спортивным мероприятиям, ведению здорового образа жизни.

Увеличится число учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и спортивных секциях.

Возрастет активность участия детей группы риска в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой.

В школе ежегодно, согласно плану работы, проводится анкетирование для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.

15. Методы оценки проекта

Основным методом оценки результата деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у школьников правильного понимания здорового образа жизни.

Основными показателями такого критерия будут служить:

— Активизация познавательной деятельности учащихся.

— Информированность по теме проекта.

— Активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам, спортивных секций).

Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся и родителей на разных этапах реализации проекта, анализ результатов.

16.Дальнейшая реализация проекта

В ходе подготовки и реализации проекта мы (команда проекта) получим огромное кол-во полезной информации и постараемся помочь увидеть все плюсы и минусы агитации здорового образа жизни. И мы считаем, что наш проект можно:

расширить географию проекта;

основывать новые виды деятельности;

увеличить качественные и количественные результаты;

использовать онлайн формы тестирования и диагностики;

организовать работу активных групп по пропаганде здорового образа жизни в социальных сетях Интернета и размещать публикации материалов проекта;

увеличить опору на интересы и инициативу подростков.

По завершении действия проекта планируется публичная презентация полученных результатов.

Источник

Adblock
detector