Меню

Школа семья психическое здоровье

Сотрудничество семьи и школы – залог психологического здоровья ребенка.
статья на тему

От согласованности школы и семьи зависит многое: продвижения ребенка, его успехи и достижения — его будущее. Фундаментом всего является конечно же здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
От согласованности школы и семьи зависит многое: продвижения ребенка, его успехи и достижения — его будущее. Фундаментом всего я 32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество семьи и школы – залог психологического здоровья ребенка.

Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

От согласованности школы и семьи зависит многое: продвижения ребенка, его успехи и достижения — его будущее. Фундаментом всего является конечно же здоровье.

Все мы привыкли, что чаще всего говоря о здоровье ребенка, подразумеваем физическое здоровье: не замерз ли, не простудился? Но еще в прошлом веке появилось понятие «психическое здоровье», т.е. определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения.

Психологический аспект этого понятия предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

Изучение причин, вызывающих отклонение от психического здоровья показывает, что у 98% воспитанников наблюдалась дисгармония в семейных отношениях.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка зависят, прежде всего, от характера взаимоотношений родителей и детей: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Если ребенок не уверен в положительном отношении к себе взрослого — появляется подавленная агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

В жизни встречаются различные варианты взаимодействия родителей с детьми.

Многие предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение – я говорю о демократичных родителях. Такое положение дел позитивно влияет на здоровье детей и они хорошо адаптируются в коллективе, растут активными, творческими, способными к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми.

Но есть примеры, родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам ( Авторитарные). Если процесс сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность . Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. И как следствие – подрыв психического здоровья.

У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка и подрывать его психическое здоровье! Американские психологи и педагоги предлагают родителям заменить директивный контроль на другую форму: «Может сделать так, как я предложу». Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Часто в жизни встречаются родители, внимание которых сосредоточено только на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках. Их мало заботит, добрый ли их ребенок, способен ли он помогать или отказаться от собственного удовольствия ради другого человека. Однако такие родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них.

Такое воспитание особенно ярко проявляется, когда дело касается домашних заданий. Приготовление и проверка уроков — главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками.

Очень часто родители становятся в позицию ( по их понятию – учителя) — принимают холодный тон, всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельное действия. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уровнями: плачем, неожиданной «тупостью»; беспомощностью.

Вопрос о контроле и представляемой свободе, их роли в развитии ребенка и сохранении его психического здоровья — конечно же, проблема всеобщая.

Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением.

Если ваш ребенок не слышит обращенные к нему слова взрослого, если никакие просьбы и угрозы не действуют, то для старших это должно быть знаком того, что они не пользуются авторитетом.

Какое же воспитание наносит особенно страшный удар по психическому здоровью ребенка?

Гиперопека — жизнь ребенка находится под неустанным надзором. Все знают, как «сделать из него стоящего человека». Все продумано и все расписано, ребенку лишь остается выполнять программу. Это формирует особенное чувство зависти по отношению к тем, кому «все дозволено». Эти дети сначала потенциально, а позже иногда и реально пополняют число тех, кого называют «антисоциальными группировками». Иногда такого ребенка ждет участь «непонятого гения», который не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, и это приносит массу проблем, как самому ребенку, так и окружающим.

Противоположное явление — Безнадзорность и бесконтрольность – когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В результате дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадая под влияние уличных компаний и деструктивных идей.

Воспитание равнодушием — ребенок растет в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может показаться, что родители внимательны, заботливы и добры к своему ребенку. «Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба».

«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Как известно, страх самый продуктивный источник пороков — жестокости, приспособленчества, угодничества, предательства, насилия. «Если меня так изуродовали, то и я могу!»

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родственников, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы.

Что же должно насторожить вас, родители? Каковы признаки неправильного подхода родителей к воспитанию, что травмирует ребенка, наносит удар по его психическому здоровью: трудные взаимоотношения ребенка с другими людьми, отсутствие у него друзей, апатия .

Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, объективно оценивают его.

В противном случае появляется чувство неполноценности, так называемый «Комплекс Золушки». У каждого ребенка с «Комплексом Золушки» есть «Комплекс Феи» — ожидание, что кто-то спасет его, поймет и полюбит.

Неуверенность в себе проявляется не только в робости, застенчивости. Нередко сочетается с высокими запросами (притязаниями), она выглядит как самонадеянность. И как итог — дети болезненно воспринимают плохие и несправедливые отметки (с их точки зрения), любой ценой они стремятся привлечь внимание товарищей по классу, добиться похвалы учителя.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д.

Но не секрет, что некоторые родители, беспокоящиеся о том, насколько успешен их ребенок в учебе, подчас равнодушно относятся к его учебной деятельности: самое главное, чтобы в дневнике были пятерки, а уж как достигается такой уровень, не их дело. Но в действительности настоящая успешность ребенка достигается при обоюдной заботе о том семьи и школы.

Часто нас, родителей, волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

АНКЕТА: Из 100 опрошенных учащихся нашей школы 35% детей сами стремятся поговорить с родителями о школьной жизни; 50% родителей по настоящему интересуются у своих детей происходящим в школе.

Именно от родителей зависит, на что претендует ребенок в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой рассчитывают только на успех. А если результаты не те, развивается тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. *Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше уделяют внимание этой проблеме в общении с ним, что еще больше усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг! И Вы прекрасно понимаете последствия происходящего для психического здоровья! Хорошо, если у родителей хватает мудрости сконцентрировать внимание, хоть на малейших достижениях ребенка и тем сгладить отрицательный эффект!

Второй вариант – демонстративность ребенка. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”).

Наказание – это тоже важная проблема. Нередко в семьях провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и поступок и самого ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет. Неудивительно, что родители, обращаясь за помощью к психологам, к педагогам, жалуются, что «детей ничем не проймешь», они не боятся никаких наказаний.

Одним из самых недопустимых методов воспитания является метод физического наказания. У каждого второго ребенка, испытавшего побои, возникают сложности в адаптации, в приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.

Доказано: физическое наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требования приличий в отношении других людей.

Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что с ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершил проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не прав; в общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку его проступка на всю его личность.

Как правило, родители редко задумываются о том, как относятся к ним дети. Но не оспорим тот факт, именно родители имеют самое сильное влияние на своих детей, именно в ваших руках в первую очередь находится психическое здоровье будущего поколения. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

1 .Самое главное — Полное и безоговорочное принятие своего ребенка ! Это фундамент, на котором строятся отношения с ребенком.

2. Признание. В результате общения с родителями ребенок должен постоянно утверждаться во мнении «Я имею ценность».

3. Любовь. Спросите любого родителя, любит ли он своего ребенка. «Конечно!». А вот дети однозначного ответа на этот вопрос не дают. Они очень сомневаются в родительской любви. Каждый человек имеет свой язык любви и необходимо знать, каков он у вашего ребенка, и каждый день показывать и доказывать свою любовь к нему.

4. Доступность. Это время, проведенное с ребенком. Своим участием в делах ребенка показывать ему — «Ты важен для меня». По словам отцов, они проводят со своими детьми не более 15-20 минут в день. Но и эти цифры явно преувеличены. Исследователями установлено, что фактическое время, проведенное с ребенком, составляет – 37,5 секунды в день.

АНКЕТА : 21% — никогда и 60% детей ответили, что лишь иногда проводят свободное время вместе с родителями. А на вопрос «когда это было в последний раз» прозвучали такие ответы: летом, лет 5 назад, не помню!

  1. Авторитет. Чтобы требовать от ребенка выполнения установленных правил, необходимо самому выполнять эти правила и быть примером для подражания.

АНКЕТА: Все 100% детей не променяют ни на кого своих родителей. Из размышлений, как они сами будут воспитывать своих будущих детей прозвучало: «не буду вмешиваться в их личную жизнь и навязывать свои идеи; объясню, что хорошо и что плохо; буду уделять больше внимания; буду более сдержанной; не буду кричать и бить детей; буду любить их и воспитывать в добре!»

Источник

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ «РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СОХРАНЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ».
консультация по психологии по теме

Психическое здоровье школьников.

Скачать:

Вложение Размер
konferentsiya.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СОХРАНЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ» .

В школьном возрасте задача духовного и физического воспитания в большой степени разрешается школой. Предупреждение и лечение заболеваний осуществляется медицинским учреждением. И все же роль родителей во всем этом остается чрезвычайно важной, первостепенной.

Главный стержневой компонент нашего разговора — психическое здоровье школьников.

Психическое здоровье — это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.

В чем его проблема? Почему этот предмет, по оценкам многих психологов, столь актуален? Приведу несколько позиций, подтверждающих эту актуальность.

Во-первых, по данным всемирной Организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего числа школьников.

Во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка. Настало время задать вопрос: не что и на каком уровне освоить учащемуся, а какой ценой? Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хроническими больными. Эти же факты подтверждают результаты боле сорокалетних наблюдений, проводившихся Научным центром охраны здоровья детей и подростков. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма: во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Повышение учебной нагрузки особенно пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

В-третьих, из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!», «У соседей сын как сын, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка. Тогда уместно возникает вопрос: не тормозим ли мы развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий? Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов? А ведь учеными неоднократно доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое.

Эксперты ВОЗ на основе проведенных в разных странах исследований пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.

Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? Представим это в виде схемы

1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности. Увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Все возрастающая интенсификация учебного процесса приводит к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. В связи с этим растет число учащихся с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Во всех школах города помимо решения педагогических задач решаются задачи содействия охране и укреплению здоровья учащихся, в частности учебная нагрузка и методы преподавания соотносятся с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; проводится работа по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом; по снижению учебных перегрузок учащихся, приводящих их к состоянию переутомления, к «школьным стрессам».

Основными направлениями работы психологов в образовательных учреждениях являются:

  • Психодиагностика , выделение группы «благополучных»

детей и детей с проблемами развития.

  • Развивающая и психокоррекционная работа , создание условий для целостного психического развития школьников, их психического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
  • Консультирование и просвещение школьников , их родителей и педагогов, проведение консультаций после обследования и по просьбе учителей, классных руководителей.
  • Работа школьных медико-психолого-педагогической консилиумов, направление учащихся к невропатологу, психоневрологу, медицинскому психологу.

3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.

Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье, обществе. Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними взрослых. Например, дидактогенные неврозы (ДИДАКТОГЕНИЯ серьезное нервное заболевание детей и подростков, проявляющееся в отклонении от норм поведения.), на них приходится 35—40% всех детских неврозов. Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Этот синдром включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется синдром опасного обращения с детьми, обычно относится к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Им некогда.
Не будучи подготовленными, в области воспитания, папа и мамы используют простой и «эффективный» путь — физическое насилие. Такое насилие часто применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях утомление и раздражение. Синдром опасного обращения наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам. Мальчики более подвижны, бегом и криками раздражают родителей.
Дети первые, кто пострадал, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.

4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие школьники. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.

Нынешние школьники предпочитают более примитивные — с точки зрения нагрузки на мозг — способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не коварные телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение. Виной тому — биологические изменения, которые происходят в организмах наших детей. В последние годы нейропсихологи активно обсуждают так называемый популяционный синдром. Другими словами, синдром, ставший настолько распространенным, что вполне может считаться нормой. Собственно, популяционных синдромов несколько, но обсуждение, как правило, касается только одного, самого яркого — синдрома функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю и… компьютерным играм.

Разумеется, обнаружить лобную несформированность в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, наличие которых должно заставить родителей по меньшей мере забеспокоиться. Обычно родители жалуются, что ребенок не может учиться, так как постоянно отвлекается, он ничего не хочет, его невозможно ничем заинтересовать. Тратит на домашние задания по шесть часов, а если родитель его контролирует — хватает и часа. Решает арифметическую задачу, не делая при этом проверку. Половина слов в тетради не дописаны, пропускает буквы. Глаза абсолютно отсутствующие. Склонен к упрощению поставленной задачи. Импульсивен, совершенно не утомляется. С трудом описывает свои эмоции.

Все это признаки возможных врожденных особенностей строения мозга. Конечно же, многие из этих признаков могут быть вызваны и иными причинами — например, ребенок от природы сообразителен, обгоняет сверстников в развитии и ему просто скучно в школе. Однако вполне возможно, что такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным, чем у обычного homo sapiens, строением мозга. Еще раз замечу: это не болезнь, это отклонение, которое сегодня так распространено, что вполне может считаться нормой.

Проблема — пивной алкоголизм среди подростков.Возраст, в котором пиво пробуют впервые, снизился с 16 лет до 12-14, причем подростки предпочитают пить крепкие сорта.

В массовом сознании бытует мнение, что пиво — слабоалкогольный и совершенно безвредный напиток. На самом деле, обладая мощным мочегонным эффектом, пиво беспощадно вымывает из организма “стройматериалы” — белки, а также жиры, углеводы и микроэлементы, особенно калий, магний и витамин С, что для растущего человека — катастрофа.

Дружелюбная атмосфера, приятная компания, много пива — это только одна сторона медали. Как и всякий алкогольный напиток, оно вызывает опьянение. Дозу алкоголя, необходимую для состояния выраженного опьянения, набрать с помощью пива достаточно просто. Одна бутылка пива в среднем равна 50 граммам водки. Пиво вызывает зависимость и часто становится ступенькой к потреблению водки. Выпитое в большом количестве пиво расслабляет человека и может побудить его попробовать легкие, а затем тяжелые наркотики. Получается, что от пивного алкоголизма один шаг до наркотиков.

Еще одна проблема среди подростков это суициды. На сухом языке медицины это называется специальным термином — «пубертатный суицид», т.е. «самоубийство, совершенное в пору полового созревания».

Самоубийство — третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. В качестве мотивов самоубийства могут выступать: переживание обиды, чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания.

На вопрос: «Что может стать причиной самоубийства подростка?» школьники обычно начинают перечислять такие вещи, как проблемы в школе, непонимание родителей, конфликты с друзьями, одиночество, пустота в жизни …

Психолог Лариса Васильевна Ким выделила еще одну причину детских самоубийств — прессинг успеха. «Сегодня во множестве стран, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги…

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы».

Суициды за компанию. Весь ужас этого явления в том, что ни родители, ни учителя, ни психологи практически не могут предупредить суицид ребенка или подростка, совершенный «за компанию». «Вина» за такие суицидальные эпидемии лежит только на присущих всем детям и подросткам внушаемости и подражании. Безусловно, агрессивная информационная среда, которая окружает детей и подростков, может в значительной степени повлиять на принятие решения о добровольном уходе из жизни.

Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро.

В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности с целью психофизической разгрузки.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр.

Тема собрания: «Семья и психическое здоровье детей и подростков»В ходе собрания будут рассмотрены следующие вопросы:Семья и психическое здоровье детей и подростков.Права и обязанности роди.

Сохранение психического здоровья детей.

Материал для проведения педагогического совета на тему «Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей .

Источник

Читайте также:  Проведение дня здоровья доу
Adblock
detector