3 главные проблемы со здоровьем, которые грозят детям из-за школы
По пять-шесть часов почти неподвижно сидеть за партой. Перед этим носить на плечах десятикилограммовые рюкзаки. На переменах перекусывать булочками и шоколадками. «Мел» и HP поговорили с детскими врачами об основных проблемах, с которыми сталкиваются школьники, и главное — о том, как их избежать.
Сутулость, сколиоз и слишком прямая спина (да, это тоже проблема)
Больше половины школьников во всём мире страдают от функциональных изменений позвоночника. Всё не так страшно: функциональные изменения можно исправить, а вот необратимых не так много — всего 8%. Правда, отличить одни от других и помочь ребёнку может только специалист. Обычно это сутулость, гиперкифоз («круглая спина»), гиперлордоз (чрезмерный изгиб в пояснице) и, наоборот, «прямая спина» (когда позвоночник недостаточно гнётся). Со всеми этими проблемами справиться можно. К необратимым изменениям относится идиопатический сколиоз, внешне он выглядит как асимметрия плеч.
В чём причина
Тяжёлые рюкзаки и неудобные парты, за которыми приходится сидеть часами. Ещё современные дети почти не делают зарядку и много времени проводят с гаджетами. Из-за этого у большинства слабо развиты мышцы спины и пресса, и даже небольшие нагрузки приводят к искривлению позвоночника.
Как распознать
Ребёнок жалуется на боли в спине, иногда на боли в плече или руке (особенно если вместо ранца носит сумку на одном плече). Могут появиться головные боли. Ребёнку сложно держать спину прямой, а ещё он вечно чувствует себя уставшим.
Что делать, чтобы этого избежать
- Правильно подберите ранец. Пустой ранец не должен быть тяжелее 700 граммов, а при полной загрузке его вес не должен превышать 10-15% от веса ребёнка. Спинка — с твёрдым внутренним каркасом, лямки — широкие и мягкие, регулируемые по длине. Ранец нужно носить обязательно на обеих лямках, при этом спинка должна плотно прилегать к спине ребёнка. Порядок вещей в сумке тоже важен. Научите школьника правильно укладывать вещи в рюкзак, чтобы правильно распределять вес.
- Поставьте мебель, которая подходит ребёнку по высоте. Для дома лучше выбрать «растущие» стол и стул и со временем регулировать их высоту. Угол наклона столешницы должен быть 15 градусов. Это позволяет держать голову прямо и разгружает шейный отдел позвоночника.
- Поставьте хороший монитор. Дети много времени проводят за компьютером, в том числе по учёбе. За ноутбуком ребёнок сидит сгорбившись (кто-то даже пользуется им, лёжа в кровати), а у многих старых мониторов не получается регулировать уровень наклона. Монитор HP 24fw можно наклонить на пять градусов вперёд и на 25 — назад. Так в него удобно будет смотреть и детям, и взрослым.
- Укрепляйте мышечный корсет ребёнка. В этом помогут спорт и подвижные игры на свежем воздухе. При долгой работе устраивайте перерывы. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не подсовывая ногу под себя. И не забывайте о ежедневной зарядке. О правильных упражнениях расскажут педагоги в дошкольных учреждениях, преподаватели физкультуры и педиатры.
Школьная близорукость (да, такая бывает)
Ещё одна проблема у школьников — близорукость. Ей страдает почти каждый третий школьник, с каждым годом количество детей растёт. Выделяют даже так называемую школьную близорукость — ту, которая развивается из-за интенсивной нагрузки на глаза в годы обучения. Проблемы начинаются примерно в 4-5 классе.
В чём причина
Полностью причины возникновения близорукости не изучены, но известно, что развивается заболевание при напряжении зрения на близком расстоянии: чтении, письме, работе с ноутбуками, компьютерами, а теперь ещё и гаджетами.
Наибольшую нагрузку глаза испытывают при работе с маленькими экранами: то есть при чтении с телефона или планшета напряжение выше, чем при работе за компьютером. Ещё одна опасность гаджетов в том, что при чтении с них постоянно меняется расстояние, на котором ребёнок держит устройство от глаз. Это вызывает перенапряжение — именно поэтому не рекомендуется читать в транспорте или лёжа.
Как распознать
Часто дети молчат о том, что им плохо видно то, что написано на доске. В результате их считают невнимательными, а проблема со зрением усугубляется. Когда зрение начинает падать, ребёнок может щуриться и испытывать головные боли.
Что делать, чтобы этого избежать
- Откажитесь от маленьких экранов. Выбирайте ребёнку телефон с максимально большим экраном, ограничивайте время пользования гаджетами. Монитор компьютера тоже должен быть большим и с хорошим разрешением. Не обязательно покупать что-то дорогое. Постарайтесь выбрать модель с оптимальным соотношением цены и качества — и она прослужит вам не один год. Например, HP 24fw с экраном 24 дюйма и Full HD. А ещё ребёнок скажет вам спасибо за большой монитор, когда вновь сядет за компьютерные игры после длинного учебного дня. Всё-таки на ноутбуке игры выглядят не так эффектно.
- Следите за наклоном книги и монитора. При чтении книгу ребёнку можно ставить на подставку и читать за столом. Нельзя читать лёжа, в транспорте. При работе за компьютером взгляд должен быть направлен чуть вниз.
- Гуляйте и смотрите вдаль. Детям нужно регулярно гулять на свежем воздухе: когда ребёнок смотрит вдаль, его глаза отдыхают. При работе дома или в школе каждые 20 минут нужно прерываться на 20-30 секунд и смотреть, например, в окно.
- Регулируйте яркость монитора. Чем меньше подсветка, тем лучше для глаз. Но не стоит делать экран совсем тёмным: ребёнок не должен напрягаться при чтении. У HP 24fw есть режим Low Blue Light, который снижает нагрузку на глаза.
- Используйте мониторы с антибликовым покрытием. Оно рассеивает солнечный свет и не искажает цвета. Поэтому, даже если вы поставите монитор возле окна, ребёнку не придётся вглядываться в экран.
Ожирение и гастрит
Именно в школьном возрасте у детей начинаются проблемы с питанием. Вместо полноценных обедов — фастфуд, шоколадки и газировки. Это может привести к детскому ожирению и развитию болезней желудочно-кишечного тракта: например, хронический гастрит и синдром раздражённого кишечника. Ещё это повышает риск развития сахарного диабета второго типа, проблем с сердцем и сосудами и апноэ (остановки дыхания до двух-трёх минут) во время сна. К тому же ожирение, приобретённое в подростковом возрасте, в четырёх случаях из пяти остаётся с человеком на всю жизнь. Помимо таких серьёзных проблем со здоровьем, фастфуд ещё и плохо сказывается на успеваемости. В нём не хватает микроэлементов, влияющих на когнитивное развитие, например, железа. Высокое же содержание жиров и сахара приводит к ухудшению памяти.
В чём причина
В школе родители уже не могут полностью контролировать рацион ребёнка. Кроме того, у детей появляются карманные деньги, которые они тратят на сладости, выпечку и фастфуд. А ещё школьники перестают завтракать.
Как распознать
Боли в желудке, изжога, отрыжка, чувство тяжести после еды, расстройства дефекации.
Что делать, чтобы этого избежать
- Готовьте перекусы в школу. Если ребёнок плохо ест школьную еду или она плохого качества, давайте ему с собой любимые блюда для перекусов.
- Ограничьте доступ к вредной пище. Не держите дома сладости и напитки с сахаром. И тем более, не ешьте фастфуд при ребёнке. Банально, но вы — главный пример.
- Больше двигайтесь. Гуляйте на свежем воздухе и делайте зарядку.
- Контролируйте вес ребёнка. Вовремя обратитесь к врачу, если ребёнок поправился или, наоборот, похудел.
- Обратитесь к психологу. Если вы понимаете, что никак не можете повлиять на ребёнка, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. В случаях нарушения пищевого поведения у подростков помогут только специалисты.
Благодарим за помощь в подготовке материала офтальмолога Елену Сироту, детского ортопеда Валерию Крошкину и педиатра Ольгу Евсейчик.
Иллюстрации: Shutterstock (Nobelus, kondratya). Фото: Shutterstock (Karlova Irina, Africa Studio, Olexandr Panchenko, Imcsike)
Источник
Вредна ли школа для здоровья?
О том, что с поступлением в школу на ребенка падает огромная, временами непосильная нагрузка, говорят много и давно. Еще 20 лет назад страна распевала: «Загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института. «
Но в последние годы тема эта стала звучать все чаще. Согласно данным Минсоцздравразвития. 70% детей перед приемом в первый класс относительно здоровы, а к моменту окончания школы 45-50% уже имеют хронические заболевания. Причин тому специалисты называют несколько, а самые важные из них -неподвижный образ жизни и стрессы. В младшей школе дефицит двигательной активности у детей составляет, по подсчетам физиологов. 35-40%, а в старшей — уже около 80%. Посудите сами: в старшей и средней школе общее время занятий, включая уроки, факультативные занятия и домашнюю работу, составляет в среднем 9,5 часа. Прибавьте сюда неизменные 1,5 часа перед телевизором — и в итоге 11 часов в день подросток проводит без движения.
Другая, не менее серьезная причина ухудшения здоровья детей связана с тем, что медики называют «стрессом ограничения времени», в котором ребенок ежедневно находится на протяжении долгих 11 лет. Во время опросов самым частым ответом на вопрос «что тебя беспокоит?» у школьников был «не хватает времени».
Почему так происходит?
Что говорят по этому поводу законы? Разве допускают они столь серьезные нагрузки на детский организм?
«Если сравнивать реальные нагрузки и принятые нормативы Санитарных норм и правил, которые регламентируют учебную и внеучебную нагрузку школьников, — говорит Марьяна Безруких, д. б. н., директор Института возрастной физиологии, — то, разумеется, перегрузка есть и в школе, и занятиями вне школы. Хотя, надо иметь в виду, что эти нормативы прописаны «в часах», и никак не учитывается адекватность нагрузок возрасту, их интенсивность, информационная насыщенность и т. п. А ведь, как правило, уже с первого класса у малышей бывает не четыре, а пять (иногда и шесть) уроков, которые в расписании обозначены как факультативы или занятия по выбору, но обязательны для всех. И домашние задания задаются буквально с первых дней, а на приготовление уроков уходит не менее 1,5 часа».
Особенно тяжело учиться в тех школах, в которые так стремится отдать своих детей большинство родителей. Речь идет о «специальных», с углубленным изучением разных предметов, в лицеях и гимназиях. «Рабочий день у этих детей в основной и старшей школе, — рассказывает Марьяна Безруких, — не меньше Фактически дети не гуляют, не отдыхают, у них нет времени на чтение, занятия спортом и т. п. Нередко малыши занимаются и музыкой, и иностранным языком, и спортом, все рассчитано по минутам, а уроки — вечером, когда нет сил. Исследования, которые ведутся в нашем институте, показывают, что уроки дети готовят, как правило, вечером, когда они утомлены и эффективность работы очень низка. Многие дети не только пропускают прогулки (а они должны гулять не меньше 2,5 часа в день, а еще и недосыпают
В чем причины перегрузок
Но дело даже не только в том, что учеба занимает слишком много времени. А еще и в том, что в это время в детскую голову пытаются вложить как можно больший объем информации. Чем дальше, тем больше появляется знаний, которые нужны образованному человеку. И школа идет по самому простому пути — просто «подклеивает» новые знания к старым, не меняя самой формы преподавания. «Существующая система обучения, — комментирует Марьяна Безруких, — это система репродуктивного знания, то есть зазубривания, порой бессистемного заучивания — самая затратная по времени и силам. И самая неэффективная. В процессе обучения не учитываются ни возрастные, ни индивидуальные особенности развития ребенка, его познавательной деятельности. А ведь это главное условие сохранения физического и психического здоровья».
Еще недавно считалось, что вся беда в том, что в классе много детей. Но, как показывают современные исследования европейских ученых, оптимальное количество учеников в классе — 25 человек. При этом у ребенка появляется достаточно контактов с другими, а дети на самом деле идут в школу не за знаниями, а именно за контактами. Но вот учителя при возрастающем потоке информации работают по старинке, то есть стоя перед классом и рассказывая предмет. У большинства из них нет навыков действительно интерактивного общения, творчества, исследовательской работы, причем с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка. Например, мало кто понимает, что чтение и письмо на скорость приносят один вред. Физиологи давно говорят о том, что такое форсирование приводит к обратному результату: формирование этих важных навыков замедляется. И это уже не говоря о том, что у ребенка пропадает охота и читать, и писать. Возможно, причины в том, что педагогическое образование не предполагает серьезного изучения возрастной физиологии детей. Учителя хорошо знают свой предмет и не знакомы с особенностями ребенка этого возраста.
«Разговаривая с родителями, — рассказывает Марьяна Безруких, — я вижу, как они усугубляют ситуацию. Например, заставляют даже младшеклассников дополнительно заниматься с репетиторами. Это происходит уже с первого класса! Многие родители бывают слишком жесткими с детьми. Например, мама первоклассницы жалуется: «Дочь скатилась с «квадратиков» на «черточки» (в их школе специально не ставят оценок в первом классе, но маму это не останавливает), поэтому в наказание я запрещаю ей брать с собой в школу игрушки. » Это настоящая родительская безграмотность!»
Что планируется изменить?
Уже несколько лет продолжается реформа школы. Некоторые из изменений видны всем: например, внедрение ЕГЭ, споры о котором не утихают. Или обещанный переход на систему образования, вызывающий не меньше обсуждений. Другие касаются подготовки учителей — так, уже совсем скоро учителям будет дана возможность не реже, чем раз пять лет, проходить учебу, повышать квалификацию, для этого разрабатывается система бюджетных сертификатов. В марте Госдума планирует рассмотреть закон «Об образовании», касающийся всех ступеней образования. Министерство образования и науки РФ разработало проект «Наша новая школа», который сейчас активно обсуждают педагоги. В нем речь идет и об изменении подготовки учителей, и о внедрении новых технологий в обучение — интерактивные доски и парты, дистанционное образование, электронные дневники.
Что же касается уменьшения нагрузки на школьника, здесь решения пока не найдено. Врачи настойчиво ведут разговоры о здоровьесберегающих технологиях обучения, о том, что надо обязательно увеличивать количество часов физкультуры, а помимо нее внедрять в занятия двигательные, активные элементы. Кроме того. образовательные программы обязательно надо тестировать на предмет их безопасности для здоровья детей. потому что некоторые «продвинутые» методики наносят вред.
Не так давно на популярном педагогическом портале появилась информация о возможных переменах в средней школе: что в недалеком будущем в первой половине учебного дня дети будут изучать три обязательных предмета (бесплатно), а во второй половине — все, что не входит в обязательную программу и оплачивается дополнительно (труд, музыка, физкультура и т. д.). Информация вызывала бурную реакцию и не была подтверждена официальными организациями. Но она спровоцировала дискуссию о том, надо ли отделять «серьезные» и «второстепенные» предметы по времени. «Ни в коем случае, — считает Марьяна Безруких, — заниматься такими предметами, как математика, русский, физика, несколько часов подряд очень трудно. Даже взрослому трудно так переключаться с одной серьезной мыслительной деятельности на другую. Поэтому необходимы перерывы в виде той же физкультуры или музыки!»
Что же делать нам, родителям? Во-первых, — и самое главное — не нагнетать обстановку и не усиливать и без того сложное состояние перегрузки школьника. Не спешите с учебой, отдавайте в школу не раньше, чем в шесть с половиной лет — по мнению медиков, до этого времени мозг еще не готов к систематической учебе. Прежде чем вести ребенка на занятия в секцию или нанимать ему репетитора, посоветуйтесь с врачом, с психологом и с учителем. Помните, что ребенка ни в коем случае нельзя лишать «благословенного безделья» — времени, когда он может вообще ничем не заниматься. И, наконец, старайтесь как можно больше свободного времени проводить вместе — гуляйте, занимайтесь спортом, играйте, рассказывайте друг другу истории. Чем более любимым и нужным будет чувствовать себя ребенок дома, тем легче будет ему учиться.
Источник