Меню

Школа психологического здоровья это

Школа психологического здоровья для подростков.

Вопрос: Ваша онлайн-школа оказалась мега-полезным вложением средств за последние много лет, в связи с этим вопрос и даже огромная просьба — сделать что-то подобное для подростков. Ведь им, как никому хочется понять и разобраться в себе, убрать тревогу и страхи поверить в свои силы, найти свой путь узнать свой потенциал. Я, конечно, понимаю, что теоретически в ребенка это все должны вложить родители,но реальность такова что не все перед рождением детей выработали в себе необходимые навыки, позволяющие здраво мыслить.

Ответ: Вторая часть вашего вопроса, что не все родители перед рождением детей вырабатывают в себе необходимые навыки, да никто их не имеет, будем правде в глаза смотреть, это же не врожденные навыки, как правильно мыслить, как мыслить без искажений, как здраво воспринимать ситуацию. Мы и не знаем, потому что с детства у нас закладывается восприятие не только хорошее, но и плохое и поэтому страхи они закладывают на автоматическом уровне негативные
мысли, которые потом вызывают страхи.

Теперь хорошая новость и я ее озвучу, как свой большой планируемый проект, у меня есть мысли и я знаю
естественно весь этот материал, тоже специфика моей работы, консультирую по этим вопросам каждый день, дать
конкретную школу вот скажем так серию полезных вебинаров именно для подростков. Например, «ты и твоя первая любовь», «ты и твой будущий путь» ну и так далее. Не хочу сейчас загадывать вперед.

Источник

Психологическое здоровье школьников
статья на тему

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.

В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье школьников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .

В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

  • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
  • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
  • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

(для снижения уровня школьной тревожности)

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Источник

Программа «Уроки психологического здоровья»

Скачать:

Вложение Размер
programma_uroki_psihologicheskogo_zdorovya_-.docx 42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Приложение к ООП НОО

курсов внеурочной деятельности

«Уроки психологического здоровья»

для обучающихся 1-х классов

на 2018 — 2019 учебный год

Составитель: педагог-психолог Вахрушева Н.А.

Школьная жизнь – серьезное испытание для большинства детей, особенно, если эта жизнь только начинается. Для многих обучающихся начального звена школа является психотравмирующим фактором, поэтому решение вопроса сохранения психофизического здоровья школьников является первостепенным для службы социально – психолого – педагогического сопровождения. Данная тема четко обозначено в ФГОС.

В период с 7 до 10 лет у детей резко нарастают различные трудности в развитии детей. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие, особенно, если это дети с задержкой психического развития. На трудности в семье, в школе, в общении с окружающими ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Достаточно типичными становятся проявления нейротизма, снижение самооценки, тревожность, неуверенность, страхи и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости. Многие дети в этот период серьезно нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Согласовывая свои действия, педагоги, родители, специалисты смогут помочь сдержать влияние психотравмирующих факторов на психику ребенка, сохранить его соматическое здоровье. Специалисты отмечают необходимость специально организованных форм развития личности ребенка в условиях учебной деятельности и вне ее.

Направление данной программы социальное, что включает в себя формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, развитие умения адекватно переживать и выражать свои чувства, искать конструктивные способы выхода из сложных для ребенка ситуаций. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Данная программа поможет младшему школьнику быстрее построить внутришкольный круг общения, перенести формирующиеся интересы, контакты за пределы учебного процесса.

Курс внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе практического пособия С.В Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2011. Курс рассчитан на 1 год. Проводится в 1-х классах один раз в неделю со всеми обучающимися в течение учебного года (1-а,б – 33 часа). Вид программы: адаптированная для обучающихся, интегрированная по видам работы. Возможно задание творческого характера на дом для совместного взаимодействия ребенка с родителями.

Основные положения программы.

Цель. Создание у обучающихся мотивации на сохранение психологического здоровья, формировании у них эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития обучающихся.

2. Помочь детям овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других детей.

3. Обучить учащихся сознательному регулированию своего поведения, приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

4. Развивать способность к рефлексии.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.

6.Формировать позитивную моральную позицию ребенка в социуме.

7. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

  1. Принцип позитивности , который означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи сотрудничества.
  2. Принцип духовности , который устанавливает связь между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
  3. Принцип целостности развития , который усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  4. Принцип индивидуального подхода , означающий максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  5. Принцип развития и саморазвития личности , который предполагает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию.

Сроки исполнения: 1 раз в неделю со всем классом в течение учебного года (33 ч).

Объект программы : учащиеся 1-а, б классы.

Предмет: социально – личностная сфера учащихся

Основное направление программы: социальное.

Методы и формы работы: беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения, игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, тренинговые и релаксационные упражнения.

Методические рекомендации по реализации программы.

Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.

Содержанием основной части урока является’ целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки.

Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.

Представленные на занятиях задания позволяют решать все аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, аргументированного доказательства и опровержения).

Коррекция негативных личностных проявлений

Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости

Критерии эффективности программы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

— формирование позиции ученика;

— снижение уровня школьной тревожности;

— умение справляться с негативными эмоциями

— стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;

— повышение уверенности в себе и своих возможностях;

— мотивация на саморазвитие;

— повышение коммуникативной компетентности;

— активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • расширять кругозор, формировать познавательные мотивы деятельности
  • быть внимательным к партнерам при групповом взаимодействии
  • соблюдать правила игры и дисциплину
  • делать анализ своего внутреннего состояния
  • формировать положительную самооценку
  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  • адекватно вести себя в различных ситуациях, учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • строить речевое высказывание в устной форме
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  • учиться наблюдать
  • моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
  • усваивать разные способы запоминания информации.

Источник

Читайте также:  Афк гимнастика для здоровья
Adblock
detector