Меню

Школа психологического здоровья детей

Психологическое здоровье детей в школе.

Система работы психологической службы состоит из следующих этапов:Описана работа педагога-психолога в общеобразовательной школе по данному направлению. Представлена система работы психологической службы.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_ped_sovete.docx 23.64 КБ
razdatochnyy_material_pedagogam.docx 19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мое выступление на педсовете

«Психологическое здоровье детей в школе»

Занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье. Целью моей деятельности в школе является содействие сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.

Система работы психологической службы состоит из следующих этапов:

Комплексная диагностика определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Диагностическая работа также проводится по нескольким направлениям, которые следует перечислить отдельно. Это диагностика познавательной сферы учащихся, диагностика мотивационной сферы учащихся, диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы (уровень тревожности, активности).

Профилактическая работа. На классных часах, вместе с детьми мы учимся методам аутогенной тренировки, развиваем способность видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определить цели своей жизни, о нравственном воспитании, о межличностном общении. Занятия проходят в форме тренинга, психологических игр, сюжетно-ролевых игр, групповых мини дискуссий.

Развивающая деятельность. Ориентирована на создание социально — психологических условий развития школьников, а психокоррекционная — на проработку в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы работы определяется результатами проведённых исследований.

Психокоррекционная работа. Психокоррекционную работу стараюсь проводить в индивидуальном режиме или в малых группах, т.к. считаю это более эффективным. Что касается работы по сохранению психологического здоровья подростков, то здесь проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых трудных подростков состоящих на учете у социального педагога разрабатываются индивидуальные программы.

Одним из направлений моей работы является психологическое сопровождение учащихся во время экзаменов учащихся 9-11 классов. Основной целью данного направления является снижение стрессоопасных состояний. В ходе работы проводится психодиагностическое обследование школьной тревожности или стрессового состояния. Разрабатываются памятки и рекомендации учащимся. При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, тренинговые упражнения, практические задания по снятию нервного напряжения. Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, школьник приобретает технологии по сохранению собственной здоровьесберегающей среды в сложных жизненных ситуациях.

Просветительская работа проходит в рамках проведения недели психологии, недели профориентации.

Уровень психического здоровья детей, прежде всего, определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности была использована методика Спилберга Ч.Д. Диагностика по тревожности была проведена в 6, 7, 9,11 классах. Общие выводы которые можно сделать по результатам следующие: Высокий уровень личностной тревожности был выявлен в 6 «Б» и 7 «а» классах. Учащиеся этих классов встревожены, взвинчены, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит учебная ситуация. Для детей с высоким уровнем тревожности учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Поэтому для педагогов была разработана памятка критериев психологического здоровья детей на уроке.

Учащиеся 9 и 11 классов переживают, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит ситуация подготовки к экзаменам. Учащимся данных классов нужно сейчас относиться к происходящему в их жизни более спокойно и уметь внутренне расслабляться, снимать напряжение. Высокий уровень тревожности выявлен в 11 классе в личностной тревожности – 55 %, а в ситуативной тревожности – 27 % . В 9 классе высокий уровень личностной тревожности 52% и 48% в ситуативной тревожности. Этим ребятам нужно впредь стараться избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи. Если рассмотреть эти два стрессовых процента (55% и 52%), то педагогам школы нужно быть очень внимательными к психологическому состоянию выпускников. Необходимо создавать спокойную атмосферу, поддерживать своих учеников, создавать ситуацию успеха в школьном коллективе.

Еще одним немаловажным фактором является семья, которая влияет на психологическое здоровье подростков, поэтому в неделю психологии мы изучали взаимоотношения родителей и детей в среднем и старшем звене. Анализ результатов показал нам, что в основном отношения в семьях благополучные и стабильные, но в средней школе18 человек и в старшей 3 человека которые не удовлетворены взаимоотношениями с родителями и считают их недостаточными. Классным руководителям рекомендуем проводить классные часы на тематику семейных взаимоотношений и вовлекать детей и родителей в совместную общешкольную деятельность.

Всё выше изложенное является эффективными формами по сохранению психического и психологического здоровья участников образовательного процесса. Главное – сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает с детьми.

Мной так же были разработаны памятки: « Устный экзамен – это страшно, но не для меня!», « Как помочь тревожному ребенку?», «В игры играем память развиваем», «В игры играем внимание развиваем», «Образовательная среда школы — площадка для успешной адаптации пятиклассников», «Скоро в школу».

Источник

Психологическое здоровье детей
статья по теме

Цель: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.

В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Критерии психологического здоровья:

состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

— адекватное социальное поведение;

— умение понимать себя и других;

— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

— умение делать выбор и нести за него ответственность

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

Скачать:

Вложение Размер
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: 70.5 КБ
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова»

Психологическое здоровье, его критерии и признаки нарушения

Цель выступления: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.

Единственная красота, которую я знаю — это здоровье.

Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.

В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.

Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.

Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.

Здоровье — комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».

В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:

Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.

Что такое психологическое здоровье?

Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.

Таким образом, психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Что значит быть психологически здоровым человеком?

Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:

— уверенность в себе;

— потребность в знаниях

— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

  1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
  1. Полное спокойствие
  2. Уверенность в своих силах
  3. Вдохновение
  1. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма

Критерии психологического здоровья:

— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

— адекватное социальное поведение;

— умение понимать себя и других;

— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

— умение делать выбор и нести за него ответственность

. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье

Причины нарушения психического здоровья

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

  1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы , стрессы, воздействующие на психику.

Психологически здоровый школьник- это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:

  1. Повышенная раздражительность
  1. Быстрая утомляемость
  1. Расстройство сна
  1. Сонливость
  1. Неустойчивое настроение
  1. Ухудшение аппетита

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  1. головных болях,
  2. слабости,
  3. снижении аппетита,
  4. нарушении сна,
  5. ухудшении памяти,
  6. рассеянности

Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям

Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

  1. доверие к ребенку;
  2. уважительное отношение к детям;
  3. в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  4. педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  5. детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  6. меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  7. чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  8. похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  9. помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

· адекватное социальное поведение;

· умение понимать себя и других;

· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

· умение делать выбор и нести за него ответственность.

2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.

3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.

4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.

Источник

Читайте также:  Пожелайте нам здоровья пожелайте нам богатства
Adblock
detector