Меню

Школа портит здоровье детей

Здоровье школьников — почему оно портится?

До первого сентября осталось меньше месяца, и скоро наши школьники стройными рядами потопают в школу, грызть гранит науки. За лето они поднакопили сил и здоровья, как не растерять его в дни школьных будней, что нужно делать, чтобы походы в школу не подрывали и без того хрупкое здоровье? Какие болезни подстерегают наших школяров в период обучения? Предлагаю вам поговорить о школьниках и их здоровье подробнее.

Немного общих данных.

Во время школьных занятий, к большому сожалению, здоровье детей портится, причин тому немало – большие нагрузки, статичное положение, недостаточность движений, неудовлетворительное питание и многое другое, да вы и сами можете назвать много причин ухудшения здоровья. Статистика по состоянию здоровья школьников нашей страны неутешительна – только около 3% выпускников абсолютно здоровы, то есть из ста выпускающихся подростков только трое не имеют никаких патологий, и это данные центра здоровья РАМН, они провели массовые и глобальные исследования состояния здоровья школьников и столицы, и регионов.

При этом состояние здоровья школьников страдает именно за годы учебы, это десятилетие сильно портит здоровье подрастающего поколения. Но ведь не ходить в школу дети тоже не могут, а значит родителям нужно озаботиться вопросом здоровья детей и предпринять упреждающие меры еще начиная с первого класса.

Несомненными лидерами среди школьных болезней являются:

— проблемы со зрением, которым немало способствуют и неудовлетворительные условия обучения, приготовления уроков и компьютеры,
— далее идут заболевания системы пищеварения из-за того, что проблема школьного питания стоит крайне остро, не все дети едят в школьных столовых, многие предпочитают сухомятку и фаст-фуды,
— третья проблема — это заболевания опорно-двигательного аппарата с искривлением позвоночника, плоскостопием и другими проблемами из-за неудобной и порой совсем неподходящей школьной мебели, малыми физическими нагрузками и просиживанием в интернете.
— четвертая современная проблема – неврозы и состояние хронического стресса от перегрузок физических и эмоциональных.

В вопросах профилактики этих школьных проблем немалую роль играют именно родители, но если за детьми младшего возраста мы следим более тщательно, то школьников считаем уже достаточно взрослыми и многое упускаем из виду. Либо дети скрывают от нас свои проблемы и болезни, боясь больниц, уколов и процедур.

Начнем с нормативов.

Для школьников существуют достаточно четко разработанные нормативы труда и отдыха, образовательных занятий, времени для приготовления уроков в зависимости от сменности занятий в школе, но многие из этих норм абсолютно игнорируются как самими школами, так и родителями детей. Мы стремимся впихнуть в податливый ум ребенка максимум информации попутно добавляя к школьным нормативам дополнительные кружки, секции, занятия и т.д. Но редко задумываемся – а не слишком ли это для ребенка? Хорошо ли быть гениальным, говорить на трех языках, обладать высоким интеллектом, но при этом быть совершенно больным – с плохим зрением, больной спиной и язвой?

В нашей стране есть специальный научный институт, прицельно занимающийся исследованиями в области дошкольной и школьной медицины — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. Это учреждение разрабатывает нормы обучения на основе многолетних знаний о состоянии здоровья детей и его ухудшении под действием школьной программы. Для поддержания в удовлетворительном состоянии здоровья детей разработаны новые нормы, отраженные в постановлении главного государственного санитарного врача российской федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «об утверждении санпин 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В этом документе отражены все нормы и необходимые требования к школьному образованию, чтобы оно не наносило урона здоровью детей. Давайте кратко обсудим эти нормы.

Все данные учебных норм условно можно разделить на непосредственно учебные нормы (сколько уроков, по сколько минут) и нормы условий по обучению детей (освещенность, мебель, условия и т.д.). Под непосредственными учебными нормами подразумевается оптимальная нагрузка на ученика исходя из его возраста – сколько уроков у него должно быть в день и в неделю, сколько времени должно затрачиваться на приготовление домашних заданий, сколько он должен отдыхать и заниматься физическими нагрузками и спортом. К сожалению, при современной нагрузке, у детей часто не остается времени на полноценный отдых и спортивные занятия, домашние задания могут занимать все их время.

Условия обучения – это непосредственно окружение ребенка во время учебных занятий – класс, микроклимат и мебель. Конечно, в современной школе должны быть теплые и просторные уютные классы, но к сожалению, эти нормы и требования соблюдаются далеко не везде и не всегда. Но даже в идеальной и суперсовременной школе учебные нагрузки не должны превышать нормативные, иначе даже в такой идеальной обстановке дети будут болеть.

Разумная нагрузка — какая она?

Со стороны медиков есть достаточно четко обрисованные критерии школьных занятий, которые не нанесут ущерба здоровью ребенка. Они рассчитаны научными институтами и закреплены в нормативных документах, но вы, наверно, будете сильно удивлены, если узнаете реальные цифры и сравните их с теми, что у вас в школе. Надеюсь, что они не сильно будут отличаться, хотя многие школы сейчас сильно превышают нормативы.

Читайте также:  Уволиться по причине здоровья

Итак, для детей:
— до пятого класса включительно недопустима шестидневка, уроков в день должно быть не более пяти-шести. Если же в школе шестидневная рабочая неделя – за неделю не должно допускаться более 31 урока – или в среднем это пять уроков в день. Сравните с нагрузкой у вашего ребенка.

— для шестого класса и старше при пятидневной неделе должно быть не более шести уроков в день, то есть при пятидневке не должно быть более 29 уроков. Если же занятия идут по шестидневке – тогда все дни, кроме одного, у них должно быть по пять уроков, и один-два дня – шесть уроков, но не в субботу. То есть в учебной неделе должно быть не более 32 уроков в неделю.

Также регламентируются и нагрузки на самих уроках. Самые сложные уроки ставятся на второй и третий – это иностранные языки, физика, математика или химия, причем эти уроки ставят на вторник и среду, четверг и пятница должны быть облегчены в плане наук. Соблюдается ли это в вашей школе (я вспоминаю свою – у нас было по семь уроков и далеко не пять дней)?

Нормы для родителей!

Кстати, регламент по проведению домашних заданий также разработан и следить за его исполнением уже нужно родителям. На подготовку домашних заданий до пятого класса отводят не более двух-трех часов в день, при этом каждый час приготовления нужно отдыхать по 10-15 минут, не меньше. И задавать ему уроков больше, чем он успеет сделать за эти три часа вообще нельзя! В реальности дети могут сидеть за уроками весь вечер, а если еще и не получается – родители могут еще и поругаться. В таких условиях недолго и до невроза досидеть!

Кстати, для шестого класса и старше нормы такие же, только время отдыха можно сократить. Кстати, регламентировано и время приготовления уроков в санитарно-гигиенических нормах. Начало занятий должно быть при первой смене не ранее 15-16 часов, а окончание – не позже 17-19 часов. И уж совсем никак нельзя делать уроки в 20-22 часа а то и позже. В начальной школе категорически запрещено делать уроки позже 19 часов: и освещение плохое, и утомление уже наступает. При нарушении этих норм возникает синдром хронической усталости, появляются проблемы с осанкой, портится зрение.

Медики позаботились о регламентировании не только занятий, но и отдыха детей, дабы сохранить оптимальный уровень здоровья. В санитарных нормах прописаны и время прогулок, и время сна. Чтобы ваш школяр не переутомлялся, его сон должен занимать не менее 8-10 часов, то есть если в школу к восьми утра, а встать нужно в семь – значит лечь нужно в 21-22 часа, не позднее. А если делать до полночи уроки – когда же спать?

А еще, для того, чтобы ребенок рос полноценным и здоровым, ему в день необходимо «намотать» в виде пеших, беговых или скакательных прогулок не менее семи километров. При этом половина этого расстояния должна быть «намотана» в школе. На открытом воздухе ваш юный ученик должен пребывать не менее трех часов в день, как все это уложить в 24 часа – если необходимо посетить школу, музыкальную школу, изо-студию и английский? Поэтому, жертвуется в основном сон и прогулки. Вот только пойдет ли такая жертва на пользу здоровья ребенка?

Если дети не наматывают свой положенный «километраж» за день, они станут непоседливыми, гиперактивными и станут выплескивать свою неуемную энергию дома. Многие родители, чтобы «вытрясти дурь» из детей, в дополнение к школе отдают детей на спортивные тренировки, тогда умаявшийся за сутки малыш приходит домой и падает без задних ног, ведь нет ни минуты покоя! Но стоит ли так нагружать детей и лишать их детства?

Завтра я расскажу о симптомах и последствиях школьных перегрузок.

Источник

Школа вредит вашему здоровью

Врачи распределяют детей по группам здоровья. К первой группе относятся совершенно здоровые дети, ко второй — почти здоровые.

Если среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, то среди одиннадцатиклассников таких совсем нет

К окончанию школы не остаётся здоровых детей. Если в первый класс ребёнок пришёл с двумя заболеваниями, к пятому классу добавляется третий. За время обучения ученики теряют зрение, становятся сутулыми и нервными.

Здоровье детей хуже в лицеях и гимназиях, где уроки в школе и выполнение домашних заданий занимает 10–16 часов. В результате дети недосыпают, и 75% школьников испытывает недостаток движения. Большинство детей с первого класса привыкают к малоподвижному образу жизни. Исключение составляют ребята, которые ходят в спортивные секции и хореографические студии.

Читайте также:  Рецепт желатина для здоровья

Не убивают, но и сильнее не делают

Каждый ребёнок особенный, но все школьники испытывают влияние постоянных вредных условий школьной жизни:

  • школьный стресс,
  • бесчеловечная организация и качество питания,
  • переутомление,
  • нехватка движения.

Некоторые дети тяжело справляются с повышенным уровнем шума на занятиях, отсутствием раздевалок и душа, весом школьного портфеля. Ничего страшного, если ребёнок однажды перекусил пиццей из-под парты вместо обеда или один раз притащил тяжёлый рюкзак с книгами. Но каждый день на протяжении десяти лет дышать пылью, сгибаться под весом школьной сумки, питаться на бегу, терпеть несправедливость сверстников или учителей — этого растущий организм без ущерба вынести не может.

Вредное влияние накапливается с годами и приводит к нарушениям и хроническим заболеваниям. При этом об улучшении физического состояния детей речь вообще не идёт.

Родительский контроль

Родителей сегодня любят называть «партнёрами» педагогов и «полноправными участниками» образовательного процесса. Почему бы на правах партёров не помочь школе лучше выполнять требования санитарных правил и норм. СанПин регулирует условия, от которых зависит здоровье школьников. При этом нужно понимать, что мы в силах изменить, а что нам неподвластно, и отличать одно от другого. В данной статье мы расскажем о малоизвестных факторах, которые поддаются контролю со стороны родителей. Если ваша климатическая зона не позволяет гулять на переменках зимой, ничего не поделаешь, но остальное вы можете исправить.

Доверяй, но проверяй

Первое, что нужно проверить в школе — это помещения, в которых проводятся занятия. Убедитесь, что никакие уроки, собрания, тренировки и кружки вашего ребёнка не проходят в подвальных или цокольных помещениях. Тренажёрный зал в «темнице» тоже недопустим, как мастерская или лаборатория.

К слову о спортивных залах — к ним обязательно прилагаются отдельные раздевалки для мальчиков и девочек, а в новых школах ещё и душевые. Важно убедиться, что у вашего ребёнка есть доступ к этим ресурсам.

Второклассник Егор (имя изменено) из Красноярска 4 месяца выслушивал претензии мамы по поводу мятой формы. Однажды выяснилось, что переодеваться на физкультуру мальчикам приходится в классе, при девочках. Чтобы сменить брюки на спортивные штаны нужно раздеться до трусов, а учительница считает это неприличным. В те дни, когда физкультура стояла последним уроком, Егор бежал домой в спортивной форме, лишь бы не испытывать осуждения учителя. Пиджаж и брюки школьник, конечно, утрамбовывал в свой ранец. Егор испытывал чувство вины дома и чувство стыда в классе просто потому, что ему не предоставили возможность цивилизованно переодеться на урок физкультуры. Это в одном из престижных районов современного российского мегаполиса.

Детей, которые сидят на первом и третьем рядах должны менять местами не менее двух раз в год, а высота парты и стула должна соответствовать росту. Измерьте рост ребёнка, определите по таблице высоту мебели для него и проверьте рабочее место вашего школьника обычной линейкой.

Кабинеты технологии, например, шитья или столярная мастерская, где есть возможность пораниться, а также спортивные залы должны иметь всё необходимое для оказание первой помощи. Попросите учителей показать вам аптечку и проверьте, есть ли в ней сухой лёд. При большинстве травм первым делом нужно приложить холод, а медицинский кабинет часто бывает закрыт.

Максимальный вес портфеля ученика в младших классах составляет 2 килограмма, в старших — 4. Кстати, для «началки» рекомендуется иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках, второй — домашний.

Чистота — залог здоровья

В некоторых классах и игровых устанавливают мягкую мебель. СанПин допускает её использование только при наличии двух чехлов, которые меняются не реже, чем раз в месяц.

Если мытьё полов и унитазов всё-таки норма для российских школ, то чистка светильников, тех самых потолочных люминесцентных ламп — процесс диковинный. По правилам их нужно мыть не реже двух раз в году, а вытяжные вентиляционные решетки, которые «обросли» лохмотьями пыли — каждый месяц.

Влажную уборку в классе обязаны проводить после каждой учебной смены. Генеральную — каждый месяц, причём исключительно силами технического персонала без привлечения труда учеников и учителей.

Вы удивитесь, но спортивный инвентарь также подлежит ежедневной обработке моющими средствами. А спортзал положено проветривать после каждого урока не менее 10 минут.

Учебные нагрузки и режим занятий

Уроки начинаются в промежутке с 8 до 9 утра, и это неспроста. Проведение нулевых уроков под любым предлогом недопустимо.

Если ребёнок посещает школу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, он должен учиться только в первую смену. Также имеют право учиться в первую смену школьники 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов. Две смены — дело обычное, но учиться в третью смену не должен никто.

Допустимое количество обязательных уроков для первоклашек — 4. Во 2-4 классах не более 5 уроков в день. При этом один раз в неделю учащимся началки могут добавить физкультуру. В 5-6 классах — не более 6 уроков, а с 7 по 11 — не более 7. Всё это при шестидневной учебной неделе, только первоклассники имеют право на два выходных. Кстати, все дети могут претендовать на облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Читайте также:  Порядок возмещения работодателями вреда причиненного здоровью работников

Сколько времени следует посвящать выполнению домашних заданий? Не более полутора часов по всем предметам во 2 и 3 классе, не более двух часов в 4-5 классах, с 6 по 8 класс — 2,5 часа и максимум 3,5 часа в день для 9-11 классов. Первоклассникам на дом ничего задавать не должны.

Учебная работа или двигательная активность на физкультурном занятии должна составлять не менее 27 минут из 45. Если учитель пол-урока отчитывает озорников или травит анекдоты, можно обратиться к администрации для проведения проверки.

Звонок, может быть, и для учителя, но перемены, безусловно, для учеников. Узнайте у ребёнка, может ли он свободно покинуть класс после звонка.

Лиза, 5 класс, Пермь: «Учительница не отпускает нас на перемену, говорит, что мы сами виноваты, плохо работали на уроке, отпускает только в самом конце».

Если класс регулярно не успевает выполнить то, что запланировал учитель, дело не в детях, а во взрослом. Задача учителя — рассчитать время работы и темп освоения материала учениками. В распоряжении ребёнка должно быть не менее 10 минут на отдых между уроками.

Нас восхищает то, как решительно норвежские школы проводят перемены на свежем воздухе. На улицу выводят всех, без исключения, детей и организуют с ними подвижные игры. Наши СанПины тоже рекомендуют так делать, но встречают природную лень и отсутствие здоровых привычек. Морозы Крайнего севера и ветры Приморья — это веская причина отдыхать в стенах школы, но в остальных частях страны какие отговорки?

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. п. 10.17 СанПин

Воздушная тревога

При температуре воздуха выше 24 градусов Цельсия школьники чувствуют себя некомфортно и хуже соображают, к тому же многие упакованы в полусинтетическую форму поверх водолазок. Понять, насколько оптимальна температура воздуха позволит самый простой бытовой термометр.

В учебных кабинетах, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле и гардеробе температура должна составлять 18-24 С. В спортзале и мастерских — 17-20 С.

Температуру воздуха измерить легко. Много хуже обстоит дело с другим важным показателем качества воздуха — влажностью. Прибор для контроля влажности называется «гигрометр», он встроен во многие домашние метеостанции. Оптимальная влажность воздуха составляет 40-60%, это тот уровень при котором слизистые оболочки носа и глаз не пересыхают.

Обычная влажность воздуха в помещениях не превышает 20%, а в отопительный сезон опускается до 11%. В такой атмосфере иммунитет носоглотки хуже справляется с вирусами, и дети чаще болеют. Проблему решает мойка воздуха, которую нужно выбирать с учётом площади класса.

Когда 25 детей на протяжении 45 минут дышат в закрытом помещении, кислорода в воздухе становится мало. Для того, чтобы мозг не испытывал кислородного голодания необходимо проветривать кабинеты на каждой перемене. Коридоры, наоборот, должны проветриваться во время уроков.

Как видите, факторов, которые ухудшают здоровье детей много, и каждый в отдельности выглядит пустяково, но все вместе эти мелочи оказывают серьёзное влияние на детей. Из мелочей складывается жизнь, а 10 лет — это действительно целая жизнь, и внимание к мелочам может сохранить здоровье вашего ребёнка.

История знает примеры, когда самоотверженные герои добивались значимых результатов в одиночку, но исключения только подтверждают правило: один в поле не воин. Если вы хотите улучшить условия пребывания детей в школе, договоритесь с родителями на уровне класса или управляющего совета о том, что для вас важно. Изучите СанПин, проведите самостоятельную проверку их соблюдения. Обсудите результаты на родительском собрании и примите решение.

Перевоспитать учителей или реформировать работу столовой трудно, но сделать школу чище, воздух свежее, а ранец легче может любой родитель.

Важно помнить, что психологический климат также важен для здоровья и успешной учёбы. Не стоит искать виноватых и угрожать администрации роспотребназдозором. В нашей стране замечательные законы и правила, вот только системы их применения нет. Если проветривание в школе проводится как попало, это ещё не значит, что учителя виноваты, скорее всего за проветривание просто не назначены ответственные.

Не забывайте о том, что здоровье детей — это и их забота тоже, привлекайте учащихся к обсуждению проблем, возможно они предложат лучшее решение, сами организуют дежурство и общественный контроль, например, за соблюдением права на перемену.

Ну а если ваши идеи оздоровления обстановки не встречают понимания у других родителей, или администрация не идёт на контакт, всегда есть вариант перехода на семейное образование. Эту гибкую форму с каждым годом выбирают всё больше семей в России.

Источник

Adblock
detector