Состояние здоровья школьника как фактор успешности обучения в школе
статья по зож
Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyanie_zdorovya_kak_faktor_uspeshnosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Состояние здоровья учащихся как фактор успешности обучения в школе.
Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности ученика, поскольку усвоение учебного материала происходит только в тот момент времени, когда ребёнок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребёнка, — соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.
Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остаётся в тени – на физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.
Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.
Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей …), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня. Наблюдается также замедление темпов нервно- психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают прежде всего высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.
Физически ослабленный ребёнок не обладает достаточным арсеналом «рабочих характеристик» для того, чтобы справиться с нагрузкой, предлагаемой в процессе обучения. Он устаёт, не успевает отдохнуть за перемену, накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводит к формированию хронической усталости или переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома. Астенический синдром – это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребёнка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, ухудшаются внимание и память, нарушается чувствительность глаз. При повышенной утомляемости глазных мышц ребёнок не способен длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребёнок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми пробуждениями. По утрам ребёнок испытывает чувство усталости, угнетённости. Нарушаются отношения с детьми из-за легко возникающих раздражения и гнева. Особенно тяжёлая ситуация складывается для ребёнка при несовпадении его достижений с ожиданиями взрослых. Ребёнку постоянно приходится выслушивать порицания, ощущать на себе недовольство. В результате у него возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. Формируется психологический синдром хронической неуспешности – представление о себе как о безнадёжно плохом ученике, заслуживающем порицания учителя и собственных родителей. Иногда учебная несостоятельность ребёнка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребёнок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, при этом дополнительные занятия лишь усиливают утомление. Нередко наблюдается снижение учебной мотивации, появляется негативное отношение к школе и учению.
Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина…). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течении довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после 1 урока (врабатывания). При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, показатели ее снижаются уже к концу первого урока. ( Резко на короткое время могут повышаться и столь же резко падать.) Утомление наступает намного раньше и более ярко выражено. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной учебной работы. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация учебных занятий. Целесообразно организовывать для них разгрузочный день или дополнительный выходной.
Особенно часто данные неблагоприятные факторы встречаются у детей с ЗПР.
Исследуя детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе выравнивания, где практически все дети имеют диагноз ЗПР ЦОГ, мы выявили существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии , так как ранние нарушения в ЦНС вызывают нарушения в общем соматическом состоянии и психическом развитии и довольно часто встречаются различного вида хронические заболевания.
Приступая к работе с данным классом, в целях здоровьесбережения , нами были выделены две основные задачи :
1) сохранение и укрепление физического здоровья,
2) развитие нарушенных психических процессов. Первоначально была проведена диагностика здоровья учащихся и уровня сформированности психических процессов.
Диагностика здоровья учащихся включала в себя:
1) исследование медицинских карт,
в результате было выявлено, из 15 учащихся:
Источник
Школа как фактор здоровья учащихся
В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 — 17 лет).
Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» [1]. У них наблюдаются функциональные нарушения, не достигшие порога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.
Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.
Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно — сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы — с 6,6% до 12,5%, позвоночника — с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей — с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений — с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа — гимназий, лицеев, колледжей.
Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.
О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).
Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.
И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).
Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.
Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников — общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.
О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с заболеваниями крови — в 2,5 раза, с нервными болезнями — в 2 раза.
Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.
Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.
Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% — патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения — у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы — у 81%, из них 32% — вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.
По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 — 6,7 часов в день; в основной школе — 7,2 — 8,3 часа в день; в полной средней школе — 8,6 — 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 — 12 — в основной и 13 — 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.
Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, — учащению острых и хронических заболеваний.
В связи с неблагоприятной эколого — гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно — психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.
Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа — государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь — детского населения.
- Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье.- М., 1990.
- Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
- Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998.
Источник